Инфляция в российской экономике XXI века, её причины и следствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - теоретическое и практическое исследование явления инфляция.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
1. используя различные методы анализа и подходы, используя математическое моделирование, изучить понятие инфляции: сущность, причины возникновения и виды;
2. рассмотреть социально-экономические последствия инфляции;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3
1.Понятие, причины, последствия инфляции……………………………….5
1.1 Понятие, сущность, причины, классификация видов инфляции……....5
1.2 Социально-экономические последствия инфляции……………………10
2. Инфляция как дисбаланс спроса и предложения………………………..13
2.1 Сущность инфляции спроса……………………………………………..13
2.2 Инфляция предложения …………………………………………………14
3. Инфляция как кризис российской экономики…………………………...17
3.1 Инфляция в России за последние годы (2000 — 2011)……………….17
3.2 Антиинфляционная политика России………………………………….24
Заключение…………………………………………………………………...25
Список используемой литературы …………………………………………27
Приложение 1 ИНФЛЯЦИЯ (ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН) ….29
Приложение 2 Глоссарий…………………………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 352.15 Кб (Скачать файл)

Можно сказать, что при подавленной инфляции только часть денежных знаков является деньгами. Покупатели, желая подтвердить  значение своих денег, стараются  найти дефицитный товар. Появляется «чёрный рынок» - нелегальная форма  инфляции в условиях её подавления. «Чёрный рынок» в какой-то мере показывает подлинные цены товаров, а иллюзия  неизменности цен создаёт видимость  экономического благосостояния, вводя  в заблуждение продавцов и  покупателей [10, с. 432].

С точки  зрения второго критерия - соотносительности  роста цен по различным товарным группам, т.е. по степени сбалансированности роста цен, - различают сбалансированную и несбалансированную инфляцию.

При сбалансированной инфляции цены различных товаров  относительно друг друга неизменны, а при несбалансированной - они  постоянно изменяются по отношению  друг к другу, причем в различных  пропорциях, что мешает правильно  соотносить затраты в производстве. Производители теряют ориентиры  в определении издержек производства [4].

В зависимости  от степени предвидения выделяют ожидаемую и неожидаемую инфляцию. Ожидаемая инфляция может предсказываться, прогнозироваться с достаточной  степенью надёжности; неожидаемая инфляция возникает стихийно, поэтому прогноз  её невозможен. Комбинация сбалансированной  и ожидаемой инфляции не наносит  экономического ущерба, а несбалансированной и неожидаемой опасна и сопровождается большими издержками [17, с. 224].

В зависимости  от темпов роста показателей инфляции различают следующие виды инфляции: ползучая, галопирующая и гиперинфляция.

Ползучая  инфляция. Темп роста цен – до 10% в год. Это умеренный рост цен, который не оказывает существенного  негативного влияния на экономическую  жизнь. Сбережения остаются прибыльными (процентный доход выше инфляции), риски  при осуществлении инвестиций почти  не возрастают, уровень жизни понижается незначительно. Этот уровень инфляции характерен для стран с развитой рыночной экономикой. Так, в западноевропейских странах последние 15 лет инфляция составляет в среднем 3-5% в год.

Галопирующая  инфляция. Темп роста цен – до 300-500% в год. Месячные темпы роста  измеряются в двухзначных числах. Такая инфляция оказывает негативное влияние на экономику: сбережения становятся убыточными (процент по вкладам ниже темпов инфляции), долгосрочные инвестиции становятся слишком рискованными, уровень  жизни населения значительно  сокращается. Такая инфляция характерна для стран со слабой экономикой или  стран с переходной экономикой.

Гиперинфляция. Темп роста более 50% в месяц. В  годовом исчислении – более десяти тысяч процентов. Такая инфляция действует разрушительно на экономику, уничтожая сбережения, инвестиционный механизм, производство в целом. Потребители  пытаются избавиться от «горячих денег», превращая их в материальные ценности. Процветает спекуляция. Гиперинфляция, помимо негативных экономических последствий, опасна ещё тем, что, как правило, остановить её можно только неэкономическими мерами: жёстким контролем цен, принудительным изъятием продовольствия у производителей и т.п. [3, с. 323].

1.2 Социально-экономические последствия инфляции

Первыми жертвами инфляции становятся потребители, которым приходится страдать от неминуемого  падения уровня жизни. Это происходит в разных формах.

Одна  из них - сокращение реальной ценности личных сбережений. Если инфляция носит  открытый характер, проявляется в  непрерывном общем повышении цен, хуже всего тем, кто держит сбережения в виде наличных денег: каждый новый виток инфляции неумолимо сокращает массу товаров, которую они способны приобрести. В несколько лучшем положении оказываются владельцы акций, надеющиеся пусть и на инфляционное, но все же повышение дохода. Наименьший ущерб несут те, кто успел поместить сбережения в недвижимость и материальные ценности.

От инфляции сильно страдает и производство. По мере нарастания подавленной инфляции у предпринимателей и у самих  рабочих пропадают стимулы к  труду. Во-первых, цены диктуют не рыночные механизмы, а директивы, указывающие, какой размер прибыли должен иметь  предприниматель, что, естественно, не стимулирует развитие производства и предложения. Во-вторых, подавленная  инфляция приводит к нормированию и  натуральному распределению. Поскольку  увязать нормы с эффективностью труда невозможно, практикуются различные  схемы уравнительного распределения, а следовательно, исчезает экономический  интерес.

Не менее  разрушительно влияет на производство и открытая инфляция. Инфляция, прежде всего деформирует рыночный механизм, в частности, его центральное звено - систему свободных цен. Чем сильнее инфляция, тем больше она влияет на спрос и цены, тем меньше они отражают реальные потребности, их динамику. Это значит, что в инфляционной экономике цены перестают давать верные сигналы капиталовложениям, дезориентируют их.

Как было сказано выше, в условиях открытой инфляции цены обычно растут быстрее  доходов. Таким образом, для предпринимателя, покупающего и рабочую силу, и  материальные ресурсы, издержки, связанные  с заработной платой, увеличиваются  медленнее затрат на приобретение средств  производства. Поэтому зачастую ему  выгоднее держать в производстве устаревшее и сравнительно дешевое  оборудование, чем заменять его новым  и все более дорогим. В условиях открытой инфляции становится совершенно невыгодным производство с длительным сроком окупаемости. К этому добавляется  еще и эффект инфляционного налогообложения.

И наконец, пожалуй, самый главный вред инфляции заключается в том, что неуправляемая  инфляция делает плохо управляемым  все народное хозяйство.

Организуя регулирование рыночной экономики, государство, как мы знаем, полагается в основном на косвенные методы (налоги, субсидии, процент за кредит Центрального банка и другие). Объектами воздействия  становятся денежные параметры экономической  деятельности предприятия, потребителя, банка - доход, прибыль, сбережения и  т. п. Понятно, что такое управление может принести желаемые результаты только в том случае, когда денежная система достаточно устойчива. Инфляция обесценивает не только деньги, но и  всю систему регулирования рыночного  хозяйства. Что же касается гиперинфляции, то она порой не оставляет государству  никакой альтернативы, кроме ориентации на командное управление [5, c. 113].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Инфляция  как дисбаланс спроса и предложения 

2.1 Сущность  инфляции спроса

По типам  различают: инфляцию спроса, инфляцию предложения, стагфляцию. Рассмотрим каждый из них.

Что такое  инфляция спроса? Это вид инфляции, порождаемый избытком совокупного  спроса, за которым по тем или  иным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к взлёту цен. Избыток денег образуется при  дефиците товаров. Подобная ситуация на внутреннем рынке нашей страны наблюдалась  в 70-80-х гг.

Чтобы финансировать  дополнительные расходы, государство  выпускает бумажные деньги, не обеспеченные товарной массой. Подобная практика выпуска  «нематериальных» денег представляет собой своего рода инфляционный налог. Печатание дополнительных денег  практически ничего не стоит государству, но позволяет наращивать расходы. Налог  падает на общество, прежде всего на тех, кто имеет сбережения, хранит наличные деньги.

Ценность  старых денег, находящихся у населения, стремительно падает. Если, к примеру, в течение года цены выросли на 130%, значит, покупательная сила рубля  упала в 2,3 раза.

Допустим, что экономика близка к полной занятости и загруженности производственных мощностей. Рост расходов населения, предприятий  и государства на потребление  смещает кривую совокупного спроса вверх из положения СС в положение  СС1 (в соответствии с рисунком 1). Соответственно, наблюдается и рост цен, положение которых в конечном итоге зафиксируется на уровне УЦ2.


Рисунок 1- Возникновение инфляции спроса

Инфляция  спроса может иметь смысл при  специфических условиях: при низком темпе экономического роста, наличии  недозагруженных мощностей. В этом случае подстёгивание спроса послужит своеобразным стимулом активизации  производства [7,с. 429].

2.2 Инфляция  предложения 

Инфляцию  предложения для краткости часто  называют «инфляцией продавцов» или  инфляцией издержек. Повышение издержек на единицу продукта сокращает прибыль  и объём товаров, который фирмы  готовы предложить при существующем уровне цен. В результате предложение  товаров сокращается, а это, в  свою очередь, увеличивает уровень  цен.

В структуре  издержек, рост которых вызывает инфляцию, особое место принадлежит таким  элементам, как заработная плата  и цены на сырьё и энергию. Если повышение заработной платы в  масштабе всей страны не уравновешивается ростом производительности труда, то издержки на единицу продукции возрастают. Производители ответят на это  сокращением производства. При неизменном спросе уменьшение предложения ведёт  к росту цен [17, c. 225].

Цены  двигаются от P1 к Р2 (в соответствии с рисунком 2). Здесь действует уже кривая совокупного предложения, вернее ее перемещение вверх. На кривой спроса мы обнаруживаем сокращение, отражающееся соответственно и на горизонтали реального объема производства. На него влияют не только произошедшее уже удорожание факторов производства, но и, что не менее важно, ожидаемое.

 

Рисунок 2 - Классический механизм инфляции предложения

В отличие  от инфляции спроса инфляция издержек, по мнению ряда экономистов, обладает некоторыми предпосылками к самопогашению. Повышение цен в результате роста  издержек ведёт к сокращению производства, а это неизбежно сопровождается обострением конкуренции, поиском  средств, направляемых на рационализацию производства, снижению производственных и трансакционных издержек.

В реальной действительности выделить два вида инфляции довольно трудно. Важно учитывать, какой вид инфляции является генератором  инфляционного роста цен.

Стагфляция  – ситуация, когда возрастание  общего уровня цен происходит с одновременным  сокращением производства, т.е. цена и объем выпуск изменяются в разных направлениях.

Экономисты  по-разному объясняют причины  стагфляции. Одна точка зрения: существование  структурных несовершенств. В экономике  с хорошо отлаженным рыночным механизмом рост цен на одни товары ведет к  снижению цен на другие товары, т.е. должно соблюдаться рыночное равновесие, а при отсутствии должного уровня конкуренции наблюдается «жесткость»  цен в направлении их понижения.

Существует  также мнение, что причиной стагфляции могут быть инфляционные ожидания, когда владельцы факторов производства начинают завышать стоимость своих услуг, ожидая падения своих доходов от инфляции [10, c. 438].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Инфляция  как кризис российской экономики

3.1 Инфляция  в России за последние годы (2000 – 2011)

Российский  тип инфляции отличается от всех других известных типов, что объясняется  условиями её развития при переходе от плановой экономики к рыночной, а также высокими темпами роста  цен.

Оценим  характер и тип инфляции, наблюдавшиеся  в России в последние постперестроечные  десятилетия. В 1988–1991 гг. в СССР преобладала  инфляция спроса, которую робко пыталось снять правительство В.Павлова  весной 1991 г., повысив цены на 40%.

С 1993 г. в  России преобладает инфляция издержек. Цены на электроэнергию, нефтепродукты, металл, цемент и другие средства производства лидируют в росте, вызывая рост конечных потребительских цен. Так, в 2006 г. инфляция спровоцирована ростом цен на электроэнергию, газ, ГСМ, другие инфраструктурные услуги, большую часть которых контролирует правительство. Спросовые факторы  тоже влияют на рост цен, но их доля в  последние годы невелика. Однако в  финансовом блоке правительства  доминирует предположение о том, что в инфляции виноваты пенсионеры, учителя, врачи и другие бюджетники, а повышение их доходов всегда ведет к росту спроса и цен, а значит, бесполезно повышать их доходы. Такова своеобразная трактовка известного в истории экономической мысли  «железного закона заработной платы», по которому любое повышение доходов  бесполезно, поскольку «съедается»  ростом цен.

 Отсутствие  логики в подобных взглядах  очевидно. Во-первых, существует различие  между индексацией доходов и  их повышением. Если потребительские  цены выросли на 10%, то индексация  пенсий и зарплаты просто сохраняет  баланс предложения и спроса, обеспечивает постоянство емкости  рынка. Во-вторых, повышение доходов  и покупательной способности  происходит в ситуации превышения  номинальных доходов над инфляцией.  Если на 2006 г. правительство прогнозировало  инфляцию на уровне 8,5%, а рост  номинальных доходов, на 15%, то  это значит, что покупательная способность в 2006 г. выросла только на 6,5%. В-третьих, прирост доходов и спроса не вызовет роста цен в том случае, если при этом растут объемы производства и предложения, что соответствует действительности, т.к. ВВП увеличился за 2006 год почти на 6%.

 Наконец,  если даже возникает дефицит  предложения по какой-то товарной  группе, то его нетрудно устранить  через импорт. И Китай, и Европа  готовы быстро заполнить любую  рыночную нишу в условиях открытой  экономики и вступления в ВТО. 

 Важно  иметь в виду и то, что часть  нереализованных доходов трансформируется  в сбережения, что увеличивает  инвестиционные ресурсы страны. Так что можно в течение  трех-четырех лет повышать доходы  бюджетников и пенсионеров на 20–30% в год без опасения возникновения  инфляции спроса.

В непродолжительной  истории инфляции в России уже  можно выделить несколько этапов. В 1992–1994 гг. гиперинфляция обеспечила перераспределение и концентрацию доходов в руках нового социального  слоя предпринимателей за счет массовых финансовых афер, обесценения сбережений и снижения в два-четыре раза заработной платы и пенсий.

 В  1994–1998 гг. цены росли в интересах  торгово-финансовой и бюрократической  элиты. Банки стремительно появлялись  и так же быстро исчезали, выкачивая  доходы и накопления, произведенные  в реальном секторе экономики.  Оптовики брали мзду и с  поставщиков, и с потребителей, доводя маржу до 100–200% от цены. Правительство выпускало необеспеченные  государственные облигации на  сотни триллионов рублей, занималось  по­строением официальной финансовой  пирамиды. Все это лопнуло в  1998 г. Фактически произошел «дефолт»  всей экономической политики, построенной  на догматическом толковании  либеральной философии и неоклассической  экономической теории.

 Инфляция 1999–2005 гг. в основном ведет к  перераспределению ресурсов в  пользу производственной инфраструктуры, электроэнергетики и всего ТЭКа, транспорта и ЖКХ. Сохраняется завышенная оценка банковских и торговых услуг.

Информация о работе Инфляция в российской экономике XXI века, её причины и следствия