Инфляция в условиях переходной экономики. Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь, изучить сущность и причины возникновения инфляции и пути ее преодоления, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны, опираясь на мировой опыт, а также выявить направления и методы реализации антиинфляционного регулирования. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: изучить понятие и виды инфляции; выяснить причины возникновения инфляции; проанализировать последствия инфляции; описать цели, методы и инструменты антиинфляционной политики; изучить особенности антиинфляционной политики и антиинфляционных мер в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

1 ИНФЛЯЦИЯ, ЕЕ СУЩНОСТИ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ….…….5

2 ЦЕЛИ, МЕТОДЫ, ИНСТРУМЕНТЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ……………………………………………………………….…...16

3 ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ
АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

Антиинфляционная политика РБ 2008.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

Необходимость подчеркнуть, что искоренить инфляцию, «одержать окончательную победу над ней» в современных условиях едва ли возможно. Современная рыночная экономика инфляционная по своей сути, поэтому роль государственной антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень достаточно умеренным.

Исходя из вышеизложенного  очевидно, что негативные социальные и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства  разных стран проводить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Выбор пути по решению данного вопроса и определяет основные направления антиинфляционной политики той или иной страны. А комплекс мер и механизмов

по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией и составляет антиинфляционную политику государства. Основой антиинфляционных мер является ликвидация существующих экономических  диспропорций и особенно долгосрочного неравновесия денежного рынка. Исходя из этого, к методам антиинфляционного воздействия корректно относить ту деятельность государства, которая направлена именно на устранение названных явлений. Отметим также, что эффективную борьбу с инфляцией легче вести в том случае, если инфляция принимает открытые формы.

Среди методов антиинфляционной политики можно выделить три основных относительно различных блока инструментов в пакете антиинфляционных мер: дефляционную политику, политику доходов и политику валютного курса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ОСОБЕННОСТИ  ИНФЛЯЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ  ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Жесткое административное регулирование белорусской экономики  в 1997-2000 гг. было оправданно, ибо либерализация цен в отсутствие рыночных институтов в начале 90-х гг. привела к неуправляемому росту цен. Рекордный прирост белорусского ВВП сопровождался всплеском инфляции до 351,2% в 1999 году [15, с.65]. Сегодня необходимости в жестких командных мерах нет. Правительство знает о проблемах белорусской экономики (в первую очередь, о дефиците инвестиций в развитие) и подготовило план ее оздоровления. Среди первоочередных мер оно назвало снижение налоговой нагрузки, рост реальных доходов населения, борьбу с «теневыми» доходами в бизнесе.

Резко снизить темпы  инфляции сейчас невозможно. Хотя положительная  процентная ставка по депозитам населения  сохраняется, в Национальном банке  понимают, что кредитные ресурсы  для коммерческих банков достаточно дорогие, а это неизбежно означает постепенное снижение ставки рефинансирования.    Столкнувшись с проблемой нарастающего ухудшения финансового положения большинства госпредприятий и недостатком средств для финансирования запланированных бюджетных расходов, правительство и        Нацбанк прибегли к стратегии использования монетарных инструментов в качестве «якоря» в борьбе с инфляцией. С помощью валютных интервенций главный банк страны постоянно сдерживал темп понижения обменного курса белорусского рубля на уровне более низком, чем рост потребительских цен и цен в промышленности [20, с. 5].

С целью финансирования бюджетных расходов правительство  не только увеличило свой рублевый долг перед центральным банком, но и снизило собственный валютный депозит. Оно также активно заимствовало денежные средства у банков, превратившись из кредитора банковской системы в дебитора.      

В стране отсутствуют  мотивы для бизнеса, лишь единицы  предприятий, прошедшие этап формальной приватизации, смогли приступить к  реструктуризации, большинство акционированных предприятий не являются бизнесами, потому что не ставят перед собой цель зарабатывать прибыль. Экономическая система не позволяет частным предприятиям иметь прозрачные результаты, они не могут привлечь деньги на фондовом рынке. В Беларуси не только не возникает новых фирм, но, более того, наблюдается эмиграция частных предприятий в Украину, Польшу, Россию.       

Серьезные проблемы у  Совета министров возникли с прогнозными  показателями по росту денежных доходов  населения. Параметры бюджета определены программой социально-экономического развития и, в первую очередь, уровнем роста заработной платы, заложенным в программе [18, с.54].

Инфляцию, развивающуюся  в масштабах, подрывающих законы товарно-денежного обращения, можно  считать одной из закономерностей переходного периода. Очевидно, что стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения и развития.       

Системной причиной инфляции стала попытка форсированно внедрить форму свободного рынка в условиях неадекватной социально-экономической среды. Либерализация цен в отсутствие инфраструктуры рынка, когда ценовые и иные рыночные сигналы слабо, а то и не адекватно, воспринимаются субъектами хозяйствования и домашними хозяйствами, привела к разрыву формально свободных цен и реального движения воспроизводственных процессов.

  Подходы и инструменты  регулирования инфляционных процессов  в прогнозном периоде 2005-2010 гг. необходимо подчинить обеспечению  целевых установок Программы социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 г. В рамках этого программного документа предполагается закрепление положительных тенденций макроэкономической стабилизации в стране, создание условий для устойчивого социально-экономического развития на основе роста эффективности функционирования реального сектора экономики.       

В настоящее время  резервы увеличения производства за счет организационных факторов и  загрузки неиспользуемых мощностей, которые  сыграли существенную роль в 1996-2000 гг., в основном исчерпаны. Поэтому необходимо улучшение качественных параметров функционирования национальной экономики и повышение конкурентоспособности отечественной продукции, что требует направления дополнительных финансовых ресурсов в капитальные вложения. В условиях дефицита внешнего финансирования основными источниками инвестиций должны стать внутренние сбережения секторов экономики, а также и кредитные централизованные бюджетные ресурсы. Решение задачи снижения инфляции, которое будет достигаться применением комплекса мер денежно-кредитной, валютной и налогово-бюджетной политики, предусматривает плавную траекторию ее снижения до 10-14% за год в 2007 г. При их определении учитывались необходимость устранения сложившихся ценовых диспропорций и сокращения накопленного инфляционного потенциала, поэтапного выравнивания цен и доходов населения в Республике Беларусь по отношению к их уровню в сопредельных странах [18, с.57].     

Такой подход исходит  из того, что снижение инфляции не является самоцелью и скорость ее снижения должна сообразовываться с сохранением позитивной динамики социально-экономического развития. Он позволит минимизировать издержки и негативные эффекты стабилизационной политики, которые возможны при чрезмерно жестком использовании монетарных и фискальных инструментов, чреватых массовыми банкротствами предприятий, ростом безработицы и социальной напряженности.        

Макроэкономическая, монетарная и фискальная политика должны быть умеренно жесткими и достаточно гибкими. Для сдерживания инфляции необходимо использовать соответствующие меры, как монетарного характера, так и со стороны издержек производства.         

Глубинной причиной инфляции в республике является низкий уровень  эффективности функционирования реального  сектора экономики, что подтверждается наличием большого удельного веса убыточных предприятий и планово-убыточных отраслей, функционирование которых поддерживается за счет перераспределительного финансирования из республиканского бюджета, а также эмиссионных ресурсов банковской системы.          

Поэтому решение задачи поэтапного снижения инфляции с применением комплекса мер денежно-кредитной политики требует создания соответствующих предпосылок за счет реформирования реального сектора экономики. Реализации стабилизационной программы должны предшествовать кардинальная инвентаризация и пересмотр (секвестирование) объемных ориентиров государственных программ с целью приведения их в соответствие с финансовыми возможностями государства. В первую очередь это касается программ в области жилищного строительства и сельского хозяйства. Политика финансовой стабилизации должна сопровождаться активной приватизацией и реструктуризацией реального сектора экономики, созданием стимулирующей институциональной среды для развития предпринимательства и привлечения иностранных инвестиций.          

Важнейшим условием и  предпосылкой перехода к таргетированию инфляции является обеспечение независимости  Национального банка и самостоятельности  в выборе монетарных инструментов для  достижения конечной цели. Решение этого вопроса предполагает устранение давления на Национальный банк со стороны правительства, которое заинтересовано в выполнении им активной экономической функции. Для этого необходимо пересмотреть Банковский кодекс с целью восстановления правовых основ его независимости.        

За два месяца 2008 года темп роста ВВП составил 109,9%, продукции промышленности  – 112,9%. Более активную динамику правительство хотело бы видеть в агропромышленном комплексе, где рост объемов производства ниже запланированного (за два месяца 106,4% против плановых 107-108%). Задание не выполнил ни один регион страны. Минсельхозпрод объясняет это сокращением объемов производства сельхозпродукции домашними хозяйствами, которое не может быть компенсировано ростом в госсекторе. Отраслевому министерству было дано задание подготовить детальную программу мер по развитию АПК, основанную на инновационном подходе и интенсификации производства, однако такого документа до сих пор нет.

Сейчас в правительстве находятся предложения ряда министерств (Минэнерго, Минжилкомхоза, Минсельхозпрода и др.) по повышению цен и тарифов. Если все эти предложения принять, то по году уровень инфляции может составить 16-20% вместо запланированных 8%. Подход Минэкономики к этому вопросу будет взвешенным и жестким, меры по преодолению убыточности предприятий не будут связаны с существенным повышением цен. Министр также отметил, что на 20 марта инфляция составила 0,3%, в структуре роста индекса цен основную позицию занимают жилищно-коммунальные услуги, транспорт и продовольственные товары. По прогнозам, в первом квартале инфляция составит 3,7%.

В то же время в Совмине вынуждены признать, что за прогнозные рамки выходит инфляция. По результатам 6 месяцев она уже достигла 7,3%, из них, 3,4% обусловлены ростом цен на продовольствие, еще 2,2% – повышением тарифов на услуги ЖКХ. В правительстве ссылаются на мировые тенденции. Прозвучали, в частности, данные о том, что в России с начала года инфляция составила 8,7%, в Украине 15,5%.

Однако стоит ли приводить в пример Россию, где отмечен спекулятивный рост цен, и Украину, правительство которой резко увеличило социальные выплаты, нарастив денежную массу. В то же время в Еврозоне за 12 последних месяцев потребительские цены выросли лишь на 4%. На фоне инфляции в нашей республике 16% (июнь 2008 к июню 2007 года) в Польше показатель составил 4,3%, Германии – 3,4%, Норвегии – 3%. Вряд ли экономика Беларуси более открыта в сравнении с указанными странами.

Если во втором полугодии удастся удержаться на уровне первого (7,3%), то это будет положительный результат. Но уже очевидно, что в рамках годового прогноза (10%) не удержаться.

Правительство предпринимает  соответствующие усилия. Разработан комплекс антиинфляционных мер, свои инициативы вносят министерства и ведомства. В то же время, к примеру, руководители АПК выступают за повышение цен на сельскохозяйственную продукцию с целью обеспечить стабильную работу предприятий данного сектора.

Не исключила возможное ухудшение финансового состояния предприятий в случае, если Россия повысит стоимость газа до 200 USD/ тыс. м3. В то же время она подчеркнула, что экономический потенциал, который сегодня сформирован в Беларуси, позволит избежать каких-либо критических ситуаций. В 2007 году многие эксперты предсказывали нам падение объемов производства, чуть ли не шок и кризис в экономике. Вместе с тем, результаты прошлого года опровергли эти прогнозы и сценарии.

Антиинфляционным фактором выступило достигнутое в последние  годы доверие населения и хозяйствующих  субъектов к белорусскому рублю в качестве привлекательного средства сбережения, превосходящего по уровню реальной доходности финансовые инструменты в иностранной свободно конвертируемой валюте. Высокая склонность населения к сбережениям в национальной валюте сохранилась в I квартале 2008 года, несмотря на то, что на протяжении двух месяцев процентная ставка по вновь привлеченным срочным вкладам (депозитам) в национальной валюте имела отрицательные значения в реальном выражении в связи с сезонно высоким уровнем инфляции на стыке календарного года. Учитывая это обстоятельство, Национальный банк в I квартале не корректировал официальную ставку рефинансирования, сохранив ее на уровне 11% годовых. В феврале-марте благодаря снижению уровня инфляции процентная ставка по срочным рублевым депозитам вернулась в область реальных положительных значений.

Одним из наиболее значимых и жестко контролируемых государством прогнозных показателей, в связи с социальной ориентированностью экономики Беларуси, является рост реальных денежных доходов населения. Реальные денежные доходы населения в январе-ноябре 2008 года по сравнению с тем же периодом 2007 года увеличились на 15 % при прогнозе на 2008 год 7,5-8,5%. Производительность труда в этот период выросла на 7,7 % [22, с.53].

Такой рост доходов населения вызвал рост розничного товарооборота на 15,3%. Но прирост выпуска потребительских товаров в этих условиях естественно отстал от прироста общего объема розничного товарооборота (8,2 %). Основным сдерживающим фактором наращивания объемов выпуска потребительских товаров является их низкая конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках как по цене, так и по качеству. Это особенно характерно для продукции легкой промышленности, объем производства, которой увеличился в 2008 году по сравнению с 2007 годом всего на 0,3 %. причем на предприятиях концерна «Беллегпром» объем производства снизился на 1,5 %, а на предприятиях концерна «Белгоспищепром» – на 4,2 %. Производство телевизоров сократилось на 34,2 %, сахара – на 19,4 %. Поэтому рост товарооборота осуществлялся за счет роста потребительского импорта, который в стоимостном выражении вырос на 18,7 %, существенно увеличился импорт потребительских непродовольственных товаров (прежде всего, легковых автомобилей) [22, с.53].

В январе-ноябре 2008 года по предварительным данным платежного баланса, экспорт товаров и услуг составил 24 810.9 млн долл., импорт товаров и услуг – 26 999 млн долл.. увеличившись к уровню аналогичного периода 2007 года соответственно на 22,1 и 27,3 %. В результате по внешне-торговым операциям сформировался чистый импорт в размере 2 188,1 млн долл. против 881,9 млн долл. в январе-ноябре 2007 года. При этом Дефицит торгового баланса товарами составил 3 226,5 млн долл., а активное сальдо операций с услугами – 1 038,4 млн долл.

Определяющее влияние  на ухудшение показателей торгового, баланса оказало, изменение условий поставки нефти и экспорта нефтепродуктов, а также двукратное подорожание импортируемого газа. В результате ценовые условия торговли энергоносителями по сравнению с аналогичным периодом 2007 года ухудшились (соотношение цен экспорта и импорта по данной группе товаров составило 0,787, по товарам в целом – 0,966), а темпы роста физического объема импорта товаров превысили темпы роста экспорта на 2 процентных пункта.

Экономика Беларуси не смогла компенсировать этот внешний инфляционный толчок. В результате рост затрат на производство продукции составил 126,2 %, а рост прибыли от се реализации – 112,4 %. Как следствие, снизилась рентабельность реализованной продукции в целом по экономике с 13,6% в январе-ноябре 2007 года до 12,1 % в январе-ноябре 2008 года и в ряде ее основных отраслей. По-прежнему сохраняется значительное число нерентабельных и низкорентабельных организаций. Доля нерентабельных организаций и организаций с рентабельностью 0–5 % в январе-ноябре 2008 года составила 48% (к общему числу) против 50,2% в январе-ноябре 2007 года. Наибольшая доля низкорентабельных организаций (от 0 до 5 %) отмечается в системе Минсельхозпрода, Белкоопсоюза, концерна «Белгоспищепром» и Мин-стронархитектуры.

Информация о работе Инфляция в условиях переходной экономики. Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь