Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:12, курсовая работа
Основной целью данной работы является попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь, изучить сущность и причины возникновения инфляции и пути ее преодоления, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны, опираясь на мировой опыт, а также выявить направления и методы реализации антиинфляционного регулирования. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: изучить понятие и виды инфляции; выяснить причины возникновения инфляции; проанализировать последствия инфляции; описать цели, методы и инструменты антиинфляционной политики; изучить особенности антиинфляционной политики и антиинфляционных мер в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1 ИНФЛЯЦИЯ, ЕЕ СУЩНОСТИ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ….…….5
2 ЦЕЛИ, МЕТОДЫ, ИНСТРУМЕНТЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ……………………………………………………………….…...16
3 ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ
АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….36
Для того чтобы поддержать платежеспособность, на покрытие убытков и разницы в ценах в январе-ноябре 2008 года из бюджета было выделено 2 042 млрд руб.. или в 1,5 раза больше, чем за январь-ноябрь 2007 года. Наибольшие суммы бюджетных ассигнований получили жилищно-коммунальное хозяйство, сельское хозяйство и транспорт (более 80% от общей величины). Кроме того, «вымытые» из-за низкой эффективности собственные оборотные средства предприятий пополнялись за счет роста заемных средств. За январь-ноябрь 2008 года общий объем кредиторской задолженности возрос на 4,8 трлн руб., или на 18,6%. Прирост кредитной задолженности (во всех видах валют) перед банками по состоянию на 1 декабря 2008 года составил 6,6 трлн руб., или 45,8% по сравнению с началом года. Кроме того, интенсивный рост бюджетных расходов и банковских кредитов субъектам хозяйствования и населению также стимулировал увеличение импорта.
Все это не могло не вызвать рост инфляции. Дефлятор ВВП, вырос на 12,1% и на такую же величину вырос индекс потребительских цен (ИПЦ). В 2008 году увеличение общего индекса потребительских цен на 68,6% было обусловлено ростом цен на продовольственные товары (годом ранее – на 51,5 %), на 12,4 % – ростом цен на непродовольственные товары (годом ранее – на 18,2 %), на 19 % – ростом тарифов на платные услуги (годом ранее – на 30,3 %) [18, с.12].
Прирост индекса цен на продовольственные товары в 2008 году составил 15,9% (годом ранее – 6,5%). В наибольшей степени росли цены тех товаров, динамика цен которых зависит от ситуации на внешних рынках, а также товаров, цены на которые административно регулируются. Так, наиболее существенно подорожали масло растительное (в 1,73 раза), фрукты (на 36,8%), пшено (на 29,9%), молоко и молочные продукты (на 28%). Динамику роста цен на продукты питания определили рост издержек производства (вследствие роста цен на импортируемые из Российской Федерации энергоносители) и рост цен на мировых рынках на зерновые и масличные культуры (в основном из-за сокращения их валового сбора). Кроме того, как фактор повышения цен на продукты питания следует отметить замедление темпов производства, что напрямую повлияло на насыщенность потребительского рынка.
Прирост индекса цен на непродовольственные товары за 2008 года составил 5,9%. В наибольшей мере подорожали бензин (на 20%), моющие средства (на 11,8%), хлопчатобумажные ткани (на 10,8%), печатные издания (на 10,7%) и табачные изделия (на 9,5%). На большинство непродовольственных товаров (таких как мебель, электротовары обои, медикаменты, парфюмерно-косметические товары, строительные материалы и др.) прирост цен составил от 3 до 7%. Цены на данную группу товаров формировались под влиянием в основном двух факторов: с одной стороны, роста издержек производства вследствие повышения цен на энергоносители, с другой – высокой степени конкуренции как среди отечественных производителей, так и со стороны внешнего сектора [18, с.13].
Высокая степень конкуренции со стороны внешнего сектора на рынке непродовольственных товаров, в отличие от других сегментов потребительского рынка, является серьезным ограничителем роста цен на данную группу товаров (при стабильном обменном курсе национальной валюты) даже в условиях снижения эффективности (прибыльности) работы в отраслях, производящих непродовольственные потребительские товары.
Одним из основных инструментов, позволяющих эффективно воздействовать на снижение темпов инфляции, является ресурсосбережение. Достаточно отметить, что материальные затраты в общих затратах на производство продукции (работ, услуг) в целом по народному хозяйству составляют более 60%, затраты на энергоресурсы (топливо, электроэнергию и теплоэнергию) – соответственно около 20%.
Сокращение ресурсопотребления достигается, с одной стороны, на основе снижения затрат материальных ресурсов непосредственно на предприятиях, с другой – посредством осуществления структурных сдвигов на уровне народного хозяйства и отдельных отраслей.
Поддержание низкоэффективных производств (хотя отдельные предприятия необходимо сохранять) приводит, в конечном счете, к консервации неэффективной системы производства, ее высокой материало- и энергоемкости. Поэтому необходимо сокращать государственную поддержку материало- и ресурсоемких убыточных и низкорентабельных производств, более широко применяя рыночные методы по повышению эффективности их функционирования (реструктуризацию, смену форм собственности, санацию, банкротство и др.).
Важнейшим позитивным моментом перехода от экономики планового типа к рынку является реальная возможность перенести значительную часть издержек трансакции непосредственно с государственного аппарата на самих участников рыночного обмена и повысить тем самым эффективность работы экономической системы. В частности, такие важнейшие элементы трансакционных издержек, как поиск информации о товаре, поиск партнера в сделке и сбор информации о нем, процедуры торга, подготовка к подписанию контракта, оплата и оформление контракта в процессе его реализации не являются (или являются лишь в особых случаях) в рыночной экономике составляющими государственных затрат. В то же время необходимость уменьшения значения такой характеристики функционирования экономики, как общие трансакционные издержки (в отличие от внутригосударственных) вынуждают государство сохранять за собой определенную долю этих издержек. В любой экономической системе рыночного типа государство несет подавляющую часть трансакционных издержек – затраты по спецификации и защите прав собственности, созданию информационной инфраструктуры рынка, разработке стандартов мер и весов, созданию транспортных сетей, организованных площадок и иных каналов и механизмов физического обмена товарами и услугами, затраты, связанные с правоохранительной деятельностью (обеспечение, условий и механизма выполнения контрактов) и ряд других.
Ввиду ограниченности государственных средств, которые могут быть направлены на прямые субсидии, представляется, что первоочередным направлением их использования должно стать развитие именно рыночной инфраструктуры. Опыт ряда бывших социалистических стран показывает, что организации, занимающиеся информационным обеспечением, консалтингом, профессиональной переподготовкой людей, редко выживают в переходной экономике, функционируя на принципах чисто коммерческой окупаемости.
Реформирование экономики Беларуси сопровождалось появлением множества самостоятельных предприятий, предпринимателей, обеспечивающих товародвижение: посреднических организаций, складских хозяйств, транспортных систем, информационно-маркетинговых служб, банковских и страховых учреждений. Однако сеть этих предприятий и организаций, их материально-техническая база оказались недостаточными для обеспечения эффективного функционирования товарных рынков. В этом заключается одна из главных причин высокого уровня издержек обращения, медленной оборачиваемости капиталов, несовершенства финансово-кредитных отношений.
Во всех странах государство
тем или иным образом воздействует
на процесс формирования цен. В этом
процессе, однако, необходимо не перейти
грань допустимого
Общей целью совершенствования системы ценообразования является создание экономического порядка, обеспечивающего формирование системы цен, создающей условия для эффективного использования ресурсов, повышения конкурентоспособности экономики, реализации приоритетов государственной экономической политики при одновременном сохранении равновесия на рынке и повышении на этой основе жизненного уровня населения.
Заниженные цены ведут к дефициту товаров, нерентабельности предприятий, перетоку излишних денег с товарного на валютный рынок и тем самым к падению курса национальной валюты, что в свою очередь создает дополнительное инфляционное давление со стороны импортируемых издержек.
С другой стороны, завышение
цен обусловливает
Несбалансированность
ценовой структуры проявляется
в заниженном уровне потребительских
цен по отношению к ценам
Основным фактором заниженного уровня потребительских цен по отношению к ценам производителей промышленной продукции является отставание роста доходов населения. В периоды значительного отставания доходов потребителей от выручки по народному хозяйству (вследствие различия в условиях сбыта на внутренний и внешний рынки) рост потребительских цен также отставал от роста цен производителей промышленной продукции. Уровень потребительских цен зависит от покупательной способности населения, причем в периоды относительного ее снижения наблюдается изменение структуры потребления населения и соответственно структуры цен. Таким образом, изменения в ценовой структуре отражают изменения в общеэкономических пропорциях республики, а проблема ее выравнивания сопряжена с необходимостью регулирования общеэкономических показателей системы, в частности, стоимости труда в нашей стране.
Структурные изменения в системе цен до 2009 года должны обеспечить постепенное приближение отечественных цен к мировым. Этот процесс будет осуществляться как в результате приближения внутренних цен к ценам на российском рынке, который достаточно либерализован по отношению к внешнему миру, так и в результате все большей открытости национальной экономики в «западном» направлении. Вместе с тем этот процесс не столь однозначен и должен учитывать интересы отечественных производителей и потребителей.
Таким образом, проведенный анализ показывает,
что рост белорусской экономики сопровождается
снижением эффективности. Значительный
рост цен на импортируемые энергоносители,
изменение условий импорта нефти и экспорта
нефтепродуктов, введение ограничений
на импорт ряда отечественных товаров
со стороны России не удалось компенсировать
снижением издержек и увеличением объемов
продаж на внутреннем и внешнем рынках.
В качестве компенсаторов этих разнонапраавенных
процессов выступили возросшая инфляция
и пополнение счета движения капитала
платежного баланса за счет продажи акций
Белтрансгаза и предоставления Россией
двух кредитов в 1,5 и 2 млрд долл. Последнее
отсрочило, но не остановило сползание
Беларуси к дефолту из-за роста дефицита
торгового баланса по причине снижения
эффективности экономики.
Для того чтобы обеспечить переход страны на инновационный путь социально-экономического развития и действительно модернизировать экономику, сделать ее эффективной и конкурентоспособной, необходимо, прежде всего трансформировать сферы влияния, функции белорусского государства. Важно создать институты, обеспечивающие не выполнение прогнозных показателей, а создание и функционирование информационно состоятельных рынков. Безусловно, за государством должно оставаться определение стратегии развития, но в ее реализации должны принимать участие и указанные институты, и сами информационно состоятельные рынки. При этом государство должно оставаться сильным, обеспечивающим соблюдение законности.
Таким образом, это означает применение в рассматриваемом периоде мер защиты национальных производителей (в первую очередь через таможенное и нетаможенное регулирование) и потребителей, прежде всего населения (через субсидии и дотации к цене), которые с ростом эффективности производства и доходов населения будут постепенно сниматься.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С проблемой высокой инфляции сталкивались практически все страны мира, и каждая из них в решении этой проблемы шла своим путем, хотя в действиях, направленных на снижение инфляции, имелось и много общего.
Проведенный анализ позволил обобщить методы и подходы по стабилизации уровня покупательной способности денег, показать их достоинства, недостатки и определить комплекс условий возможного применения.
Анализ белорусского
опыта антиинфляционной политики в
контексте международных
1. С учетом финансовой
и экономической ситуации в
стране, размеров золотовалютных
резервов банковской системы
наиболее приемлемым методом
антиинфляционной политики для
Беларуси является прямое
2. При осуществлении
таргетирования инфляции
3. Для обоснования целевого значения инфляции необходимо применение комплекса взаимодополняющих моделей и методов прогнозирования инфляции, включающих: эконометрические модели; модели, основанные на уравнении обмена; методы, рекомендуемые МВФ; модели цены на основе межотраслевого баланса; методы, базирующиеся на укрупненных макроэкономических расчетах. При осуществлении расчетов на прогнозный период должно быть достигнуто сопряжение прогнозного значения инфляции с другими прогнозными показателями социально-экономического развития, для чего расчеты по названным моделям и методам должны быть включены в общую схему многоитерационных расчетов и согласований (сопряжения) всей системы социально-экономических показателей.