Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 18:44, курсовая работа
Краткое описание
Целью исследования является изучение взаимосвязи инфляции и безработицы, а также текущего влияния данного аспекта на экономику России. За последние годы безработица возросла достаточно высоко, а возможность у трудоспособного населения найти работу остаётся достаточно острой проблемой. Большинство выпускников ВУЗов долгое время не могут найти работу по причине переизбытка кадров на рынке труда или трудоустраиваются не по своей специальности. Рост цен неукоснительно продолжается, о чём свидетельствуют повышения цен на товары и услуги.
Содержание
Введение……………………………………………………………………2 I. Теоретические основы взаимосвязи инфляции и безработицы…….5 1.1 Инфляция: понятие, сущность, причины и последствия…………..5 1.2 Безработица: понятие, виды, причины и последствия…………….10 1.3 Взаимосвязь инфляции и безработицы на примере Кривой Филлипса………………………………………………………………….17 II. Инфляция и безработица в современной России: проблемы и методы регулирования………………………………………………….21 2.1 Текущее состояние и проблемы экономики России………………21 2.2 Меры, предпринимаемые Правительством РФ для борьбы с инфляцией и безработицей……………………………………………….25 9. 2.2.1 Меры по борьбе с инфляцией…………………………………….25 10. 2.2.2 Меры по борьбе с безработицей…………………………………30 11. Заключение………………………………………………………………34 12.Список литературы……………………………………………….……..36
В современной интерпретации
кривая Филлипса показывает зависимость
уровня инфляции от трех факторов:
1) ожидаемой инфляции;
2) отклонения нормы
безработицы от естественного
уровня;
3) шоковых изменений
предложения.
В 1960-е годы кривая Филлипса
не подвергалась сомнению. Считалось,
что экономическая политика должна
быть нацелена на нахождение некоей «золотой
середины» между допустимыми
уровнями инфляции и безработицы. Однако
в 1970-е г.г. шоки предложения вызвали
стагфляцию, в 1980-е г.г. наблюдалось
одновременное снижение инфляции и
безработицы.
Рисунок 2- Кривая Филлипса
в долгосрочном периоде
В долгосрочном периоде
кривая Филлипса представляет собой
вертикальную линию, при этом она
четко фиксирована на уровне естественной
безработицы. Дело в том, что на долгосрочном
временном интервале различия между
фактической и ожидаемой инфляцией
не существует, а это возможно только
при достижении естественного уровня
безработицы.[24]
Выводы:
Обратная связь между
инфляцией и безработицей существует
только в краткосрочном периоде,
в долгосрочном же периоде кривая
Филлипса вырождается в вертикальную
прямую.
Удерживать экономику
на уровне безработицы ниже естественного
можно только путем постоянных неожиданных
денежных вливаний, приводящих к сдвигу
краткосрочной кривой Филлипса вверх
и, следовательно, к акселерации (ускорению)
инфляции. При прекращении вливаний экономика
возвращается к естественному уровню
безработицы. Поэтому в долгосрочном периоде
экономика устойчиво находится на уровне
естественной нормы безработицы, которая
может сочетаться с любым темпом инфляции.
Государственная политика,
направленная на сокращение безработицы
в краткосрочном периоде, действительно
способствует снижению уровня безработицы
при росте уровня инфляции, но только
в том случае, когда она осуществляется
неожиданным образом. Однако достигнутое
таким образом расширение производства
и занятости будет временным
и в долгосрочном периоде неизбежно
выльется только в повышение цен.
Ожидаемые же мероприятия стимулирующей
политики не оказывают даже краткосрочного
воздействия на производство и занятость.
Для снижения инфляции необходима
рестрикционная (сдерживающая) экономическая
политика. Неизбежным следствием такой
политики является рост уровня безработицы
в краткосрочном периоде[12].
II.
Инфляция и безработица в современной
России: проблемы и
методы регулирования
2.1 Текущее состояние
и проблемы экономики России
Инфляция. Природа российской
инфляции, равно как и содержание
экономической политики, способной
обеспечить ее подавление, уже много
лет является острейшей научной
и политической дискуссией.
Наибольших успехов
в уходящем году российским экономическим
властям удалось достигнуть в
нелегком деле обуздания инфляции.
Для России решение данной задачи
во многом знаковое, так как с
инфляцией в стране пытались бороться
еще с незабвенных павловских
времен, но практическими результатами
власти похвастаться не могли. В 2011г. успех
в муторной борьбе с ростом цен
наконец-то оказался на стороне правительства
РФ.
В
начале текущего года официальные прогнозы
обещали, что в 2011г. инфляция окажется
в пределах 7%. Недавно МЭР понизило свой
первоначальный годовой прогноз по накопленной
в стране инфляции с 6,5-7% до 6,2-6,5%. При этом
министерство склоняется к тому, что в
итоге инфляция окажется ближе к нижней
границе диапазона и составит по итогам
года 6,2%. Вполне вероятно, что так оно и
будет. По крайней мере это утверждение
подкрепляется данными Росстата, согласно
которым по состоянию на 12 декабря 2011г.
накопленная с начала года инфляция в
России составила 5,9%. Напомним, что в 2009-2010гг.
показатель инфляции в РФ был зафиксирован
на уровне 8,8%, в кризисном 2008г. - 13,3%.
В будущем российские
власти прогнозируют дальнейшее снижение
темпов роста потребительских цен в стране.
В 2012г., по оценкам МЭР, инфляция снизится
до 5-6%, а к 2014г. - до 4-5%. Правда, международные
организации более осторожны в своих оценках.
МВФ и Всемирный банк оценивают инфляцию
в РФ в 2012г. на уровне 6-7%. Всемирный банк
указывает на дополнительные риски повышения
инфляции, связанные с возможными монетарными
факторами и дополнительными расходами
бюджета в предвыборный период.[21]
Таблица 1 – Уровень инфляции
Год
Уровень инфляции
1995
2.3
1998
84.4
1999
36.5
2000
20.2
2001
18.6
2002
15.1
2003
12.0
2004
11.7
2005
10.9
2006
9.0
2007
11.9
2008
13.3
2009
8.8
2010
8.8
2011
6.1
2012
5-6*
2013
4.5-5.5*
2014
4-5*
[22]
Вывод: по мнению
экономистов Citibank, политическая нестабильность
и предвыборный популизм в России наряду
с долговыми проблемами в еврозоне будут
сдерживать рост российской экономики.
Эксперты полагают, что первые за последние
12 лет массовые выступления против власти
будут способствовать оттоку капитала
из РФ и оказывать давление на рубль. Аналитики
ожидают, что, несмотря на высокие цены
на нефть (100-120 долл./барр. в 2012г., по прогнозу
Citibank), рост ВВП России по итогам следующего
года составит лишь 3-3,5% против 4% в 2011г.
При этом инфляция по итогам 2012г. достигнет
примерно 7-7,2%. [17]
Еще совсем недавно рабочая
сила в нашей стране не рассматривалась
в качестве товара. Несомненно, однако,
что в реальной жизни, не очень
сопряженной с политэкономическими
представлениями, миллионы людей вступали
и вступают в отношения найма. Но несомненно
и то, что существовавший рынок труда был
в нашей стране своего рода квазирынком,
порождением административной экономики,
отягощенным многочисленными диспропорциями.
Главное, что
отличает наш рынок труда от реального,
это наличие административных, правовых
и экономических ограничений, все еще
препятствующих свободной продаже рабочей
силы на наиболее выгодных условиях для
большинства работников. Это и наличие
регистрации, формально заменившей прописку,
и отсутствие реального рынка жилья при
его огромном дефиците, и неразвитость
механизмов государственного регулирования
и социальной поддержки в сфере занятости.
Таблица 2 - Уровень
безработицы
Год
Безработные, тыс.
чел.
Численность экономически
активного населения, тыс. чел.
Уровень безработицы,
%
2000
7059
72332
9,8
2001
6288
71411
8,8
2002
6155
72421
8,5
2003
5683
72835
7,8
2004;
5775
72909
7,9
2005
5208
73811
7,1
2006
4999
74156
6,7
2007
4246
75060
5,7
2008
5289
75892
7,0
2009
6214
69542
8,4
2010
5590
77670
7,2
2011
5000
75800
6.6
[23]
Численность
безработных в России в апреле 2012г. составила
4,4 млн человек, или 5,8% численности экономически
активного населения. Такие данные приводит
Федеральная служба государственной статистики
(Росстат) РФ. По сравнению с мартом 2012г.
количество безработных снизилось на
0,7%, а по сравнению с апрелем 2011г. - на 1,4%.
Численность экономически активного населения
в возрасте 15-72 лет в апреле 2012г. составила
75,2 млн человек, или более 53% от общей численности
населения страны.
По сравнению
с мартом 2012г. численность занятого населения
в апреле увеличилась на 1 млн 64 тыс. человек,
или на 1,5%, а численность безработных уменьшилась
на 502 тыс. человек, или на 10,3%. По сравнению
с апрелем 2011г. численность занятого населения
выросла на 1 млн 143 тыс. человек, или на
1,6%, численность безработных сократилась
на 1 млн 39 тыс. человек, или на 19,2%.
Общая
численность безработных, классифицируемых
в соответствии с критериями Международной
организации труда (МОТ), в 3,5 раза превысила
численность безработных, зарегистрированных
в государственных учреждениях службы
занятости населения. В конце апреля 2012г.
в государственных учреждениях службы
занятости населения состояли на учете
в качестве безработных 1 млн 254 тыс. человек,
что на 4,5% меньше по сравнению с мартом
2012г.
2.2 Меры, предпринимаемые Правительством
РФ для борьбы с инфляцией и безработицей
2.2.1 Меры по борьбе с инфляцией
Необходимо отметить,
что методы регулирования инфляции
будут эффективны лишь в случае их
адекватного соответствия ее сущностным
причинам. Поскольку инфляция в нашей
стране носит, во-первых, структурно-системный
характер, то есть порождена сложившейся
структурой экономики и действовавшей
длительное время системой управления
хозяйством, и только во-вторых, традиционными
монетарными факторами, рычаги регулирования
этого процесса должны базироваться на
снятии всех барьеров на пути действия
рыночных механизмов, обеспечении условий
структурной перестройки экономики и
включать в себя широкий спектр кредитно-денежных
и бюджетно-финансовых регуляторов [7,
c. 58].
Для эффективного регулирования
инфляции необходимы:
формирование цивилизованных
рыночных отношений и реализация
стратегии устойчивого социально-экономического
развития России. Первоочередной мерой
в этом направлении является активизация
инвестиций в основной капитал.
Ключевое место в
регулировании инфляции занимает укрепление
бюджетов всех уровней и эффективный
контроль за их исполнением.
Налоги, составляющие основную
часть бюджетных расходов, также
должны активнее использоваться как
инструмент регулирования инфляции.
Важным аспектом управления инфляцией
является регулирование государственного
внутреннего и внешнего долга, который
представляет угрозу стабильности цен,
создавая бюджетную нагрузку в связи с
его обслуживанием и поглощая значительную
часть расходов федерального бюджета.
-Специфическое для России направление
регулирования инфляции - преодоление
неплатежей.
Регулирование денежных
факторов инфляции - эмиссии денег
и скорости их обращения - непосредственно
влияет на темп роста цен, если не противодействуют
иные факторы.
Одним из направлений
регулирования инфляции является реструктуризация
и модернизация банковской системы, ее
реальная рекапитализация, увеличение
кредитования производственного сектора
экономики. Регулирование цен - самое трудное
направление сдерживания темпа инфляции.
Регулирование внешних
факторов инфляции требует разработки
стратегии международных валютных и кредитных
отношений России, не ограничиваясь мерами
текущей политики в этой сфере.
Наконец, для эффективного
управления инфляционным процессом
необходимо противостоять "теневой"
экономике, контролирующей, по оценке,
до 40% ВВП России. Таким образом, инфляция
в России должна стать регулируемым процессом.
Это один из факторов социально-экономической
стабилизации страны.
Для эффективного регулирования
инфляции требуются согласованные
действия Банка России и Правительства,
с учетом всех факторов, воздействующих
на процесс обесценения денег.
Не менее важно
антимонопольное регулирование[ 7, c
67-79].
Таблица 6 - Основные инструменты
инфляционной политики
1. Рост
предложения товаров
==>
Таможенные пошлины
Субсидирование процентных ставок
Налоговая политика
2. Монетарные
факторы
==>
Обменный курс рубля, регулирование
денежного предложения
Процентная политика и финансовые
инструменты
Стабилизационный фонд и бюджетная
политика
3. Факторы,
влияющие на издержки
==>
Тарифы естественных монополий
4. Регулирование
локальных монополий
==>
Предельный рост тарифов ЖКХ
Антимонопольные меры
[18]
Основные направления
действий по сдерживанию инфляции:
Сдерживание роста регулируемых
цен на продукцию естественных монополий
и тарифов на услуги ЖКХ. Усиление контроля
за издержками в данной сфере.
Меры по сдерживанию
роста цен на ГСМ, предусматривающие
рост конкуренции, в том числе
за счет организации биржевой торговли
и увеличение предложения на внутреннем
рынке за счет снижения фискальной нагрузки
и стимулирования развития нефтяного
сектора.
Рост предложения
продовольственных товаров, повышение
уровня конкуренции.
Меры по увеличению склонности
населения к сбережениям и
повышению доверия к инвестированию в
активы финансовых рынков.
Проведение консервативной
денежной и бюджетной политики.