Инфляция и безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 18:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение взаимосвязи инфляции и безработицы, а также текущего влияния данного аспекта на экономику России. За последние годы безработица возросла достаточно высоко, а возможность у трудоспособного населения найти работу остаётся достаточно острой проблемой. Большинство выпускников ВУЗов долгое время не могут найти работу по причине переизбытка кадров на рынке труда или трудоустраиваются не по своей специальности. Рост цен неукоснительно продолжается, о чём свидетельствуют повышения цен на товары и услуги.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2
I. Теоретические основы взаимосвязи инфляции и безработицы…….5
1.1 Инфляция: понятие, сущность, причины и последствия…………..5
1.2 Безработица: понятие, виды, причины и последствия…………….10
1.3 Взаимосвязь инфляции и безработицы на примере Кривой Филлипса………………………………………………………………….17
II. Инфляция и безработица в современной России: проблемы и методы регулирования………………………………………………….21
2.1 Текущее состояние и проблемы экономики России………………21
2.2 Меры, предпринимаемые Правительством РФ для борьбы с инфляцией и безработицей……………………………………………….25
9. 2.2.1 Меры по борьбе с инфляцией…………………………………….25
10. 2.2.2 Меры по борьбе с безработицей…………………………………30
11. Заключение………………………………………………………………34
12.Список литературы……………………………………………….……..36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая моя.docx

— 82.70 Кб (Скачать файл)

Инфляция сегодня - это  переплетение трех процессов, которые  в разной пропорции представлены на различных рынках товаров и услуг: проявление эффектов локальных монополий; удорожание затрат ("инфляция издержек"); действие монетарного фактора и фактора увеличения доходов населения.

Диаграмма 1 -  Переплетение трех процессов инфляции

[15]

Вывод: инфляция вызвана избыточным по сравнению с потребностями экономики ростом денежного предложения и доходов населения. Но это, именно, в конечном счете. Дополнительные антиинфляционные меры должны базироваться не только на продолжении консервативной денежной и бюджетной политики, но и предлагать решение структурных проблем экономики, что позволит снизить инфляцию по сравнению с инерционным уровнем примерно на 1 процентный пункт[15].

Перейдем к рассмотрению отдельных "проблемных" рынков и  предлагаемых антиинфляционных мер:

1. Жилищно-коммунальные  услуги. Главная задача - отработка  практики регулирования тарифов, т.е. разработка правил регулирования тарифов на коммунальные услуги, создание механизма контроля и мониторинга за изменением цен на коммунальные услуги. Вместе с тем, необходимо, чтобы сдерживание роста тарифов подкреплялось мерами по стимулированию снижения издержек и реформированию ЖКХ.

2. Услуги естественных  монополий для населения. Для  ослабления инфляции издержек, ограничения  роста тарифов ЖКХ и на транспорте в 2005 году Правительство изменило подходы к формированию тарифов естественных монополий. Тарифная политика стала еще более сдержанной - ориентируюсь на достижение целевых показателей инфляции и темпов роста экономики.

3. Рынки нефтепродуктов.

Таблица 7 – Рынки  нефтепродуктов

Меры  по сдерживанию роста цен на ГСМ

Дополнительные меры

1. Организация  биржевой торговли нефтепродуктами.

2. Совершенствование системы налогообложения  отрасли (дифференциация НДПИ, акцизы).

3. Меры по стимулированию нефтепереработки (снижение таможенных пошлин на оборудование).

1. Антимонопольные расследования на локальных рынках.

2. Стабильные ставки акцизов на нефтепродукты на 2011-2012 годы.

3. Отмена импортных пошлин на  бензин.

4. Корректировка экспортных пошлин  в случае резкого роста внутренних  цен. 


 

[19]

Вывод: Необходимо сформировать механизмы биржевой торговли нефтепродуктами и ввести дифференциацию налога на добычу полезных ископаемых по нефти[19].

4. Рынки плодоовощной  продукции. Это - наиболее проблемная  сфера. Интенсивный рост цен  на плодоовощную продукцию в  последние два года во многом  стал результатом значительных  затрат на производство и реализацию  овощей[13].

Борьба с монетарной инфляцией. В целях снижения вклада монетарных факторов в инфляцию необходимо:

удерживать рост социальных расходов бюджета в году в рамках параметров, установленных Законом о бюджете;

Банку России необходимо добиваться реализации параметров денежной политики (расширения денежной массы, обменного курса), обеспечивающих выход на базовую инфляцию, которая отвечает установленному целевому показателю индекса потребительских цен. В дальнейшем целесообразно наряду с показателем индекса потребительских цен фиксировать и целевое значение базовой инфляции;

Банку России следует  также разработать концепцию  перехода к политике таргетирования инфляции, учитывая необходимость сдерживания укрепления рубля и развития инструментов рефинансирования банков;

совместно с ФСФР Банку  России целесообразно разработать  комплекс мер по стимулированию сберегательной активности граждан, в том числе, активизации инвестирования населения в государственные и корпоративные ценные бумаги.

В соответствии с "Основными  направлениями Денежно-кредитной политики на 2012 г" перед Центробанком встали 2 проблемы: инфляция и укрепление рубля, - причем борьба с инфляцией названа основной задачей. главным антиинфляционным оружием сделана учетная ставка[17].

1. ограничение расходов федерального бюджета теми параметрами, которые определены бюджетом на 2011 г;

2. направление доходов Газпрома не на покуку непрофильных активов в РФ, а на досрочное погашение внешнего долга;

3. направление части прибыли Банка России на увеличение капитала Банка [15].

          2.2.2 Меры, принимаемые для регулирования уровня безработицы

Последствия безработицы  негативны для развития экономики  любой страны и непосредственно  для самого человека. Поэтому разрабатывается  ряд законодательных и 

экономических мер по снижению безработицы. Основная цель систем сокращения безработицы и управления занятостью состоит в стимулировании спроса на рабочую силу и в приближении структуры предложения труда к структуре спроса на труд. Практически это означает разработку и реализацию комплекса мер по обеспечению соответствия структуры рабочей силы изменяющейся структуре рабочих мест.

Управление занятостью является важнейшей частью экономической  и социальной политики страны. Эта  политика осуществляется Министерством  экономического развития и торговли, Федеральной службой по труду  и занятости (которая подведомственна Министерству здравоохранения и социального развития), Федеральной миграционной службой, другими министерствами и ведомствами.

В отношении безработицы  государство располагает тремя  видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости. Функция  социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня. Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы. Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

Принято выделять два  типа политики занятости: пассивную  и активную. При пассивной функция государства сводится к регистрации безработных и оказании им всесторонней социальной поддержки. Активная политика предполагает сохранение и увеличение занятости через стимулирование создания новых рабочих мест, поддержку самозанятости, стимулирование предложения рабочей силы. Активная политика занятости проявляется по следующим основным направлениям:

    • помощь в трудоустройстве;

    • содействие в  профессиональной подготовке и переподготовке;

    • содействие самозанятости  и предпринимательству;

    • организация общественных работ;

    • помощь людям, испытывающим особые объективные трудности в  трудоустройстве: инвалидам, молодежи, пожилым и др[20].

Помощь в трудоустройстве  в России обеспечивается на основе Закона о занятости населения  РФ. Согласно ст.12 (п.1)"государство гарантирует гражданам… бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве".[2]

В настоящее время  Роструд (Федеральная служба по занятости  и трудоустройству) через свои отделения по всей России реализует следующие мероприятия по содействию занятости населения:

Организация временного трудоустройства безработных граждан  в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.

    • Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии)

    • Организация профессионального  обучения

    • Оказание содействия самозанятости безработных граждан 

    • Социальная адаптация  безработных граждан на рынке  труда 

    • Организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите

    • Организация общественных работ 

    • Информирование  населения и работодателей о  положении на рынке труда 

    • Организация ярмарок  вакансий и учебных рабочих мест

    • Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет

Рассматриваемые направления  активной политики на рынке труда  осуществляются через федеральные, региональные и местные подразделения службы занятости. В России действуют около 2.5 тыс. центров занятости, в которых работает свыше 40 тыс. штатных сотрудников.[18]

Также помочь в борьбе с безработицей могут следующие  меры: создание новых рабочих мест, причем именно достойных и производительных и реализация механизма социального страхования, включающего в себя, в том числе, и страхование от безработицы;

А в борьбе с трудовой миграцией принято Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. № 683 "Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации", по которому с 15 января 2007 года количество иностранных работников на розничных рынках может составлять не более 40 процентов, а с 1 апреля работать там им будет запрещено. Кроме того, с 15 января иностранцы не могут работать в сфере торговли алкогольными напитками и фармацевтическими товарами. С этой целью в Трудовом кодексе предусмотрено новое основание для увольнения - пункт 12 части 1 статьи 83. При этом выплата выходного пособия при увольнении не предусмотрена[1].

 

 

 

                                                                

                                                                      Заключение

В данной курсовой работе я рассмотрела одну из самых сложных  проблем макроэкономической политики - одновременное регулирование инфляции и безработицы.

Инфляция - один из самых  болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом, а также подрывающих возможности хозяйственного регулирования. Инфляция по своему характеру, интенсивности, проявлениям бывает весьма различной и связана с шоками предложения. Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен - наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся прежде всего в дефиците, ухудшении качества товаров.

Управление инфляцией  представляет важнейшую проблему кредитно-денежной и в целом экономической политики. В основе инфляции в России лежат  не только монетарные, но и немонетарные факторы. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный, структурный характер инфляции.

Рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, представляет собой рынок особого рода, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Регуляторами здесь являются не толь макро - и микроэкономические факторы, но и многие факторы социального и социально-психологического характера. Безработица выступает на рынке труда как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. Среди основных направлений регулирования рабочей силы можно выделить:

1) программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе;

2) программы по подготовке и переподготовке кадров;

3) программы содействия по найму рабочей силы;

4) программы по социальному страхованию безработицы. Особое место в системе регулирования рынка труда занимают биржи труда, представляющие собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы.

Зависимость между темпами  безработицы и инфляции представлена кривой Филлипса. Инфляция здесь выступает  как плата за низкую безработицу и высокую занятость. Государство, используя бюджеты, инструменты экономической политики, переводит экономику в положение оптимального темпа инфляции и уровня безработицы. Также необходимо отметить монетаристский и неоклассический методы регулирования инфляции и безработицы. В настоящее время большинство экономистов признает в краткосрочном плане традиционный вид кривой Филлипса и практически полное отсутствие взаимосвязи на долгосрочном временном интервале.

Среди проблем российской экономики следует выделить зависимость  страны от цен на нефть, рост иностранной  нелегальной рабочей силы и чрезмерное укрепление российского рубля, что непосредственно влияет как на показатели инфляции, так и на уровень безработицы и что затрудняет процесс регулирования взаимовлияния инфляции и безработицы[20].

И всё-таки, моё мнение таково: некоторый уровень инфляции и безработицы необходим, так  как так как это держит рынок  в равновесии. Не нужно лишь допускать  критических ситуаций. Так как  переизбыток любого экономического явления пагубен для экономики  в целом.

 

                                 Список используемой литературы

1.Трудовой кодекс Российской Федерации (ред. от 09.05. 2005) - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007

2.ФЗ от 19.04. 1991 г № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (ред. от 22.08. 2004)

3.ФЗ от 19.12. 2006 г № 238-ФЗ " О Федеральном бюджете на 2007 год"

4.ФЗ от 30.12. 2004 г № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"

5.Архипов А. Затянувшаяся схватка / / Smart Money. - 2006. - № 38(38). - С.21.

6.Жегулев И. Родина-мать наймет: кого ждут в России вместо мигрантов / / Smart Money. - 2006. - № 39(39). - С.18.

7.Браун Д. Нестандартная занятость в российской экономике / Д. Браун, И. Ванту, Р. Визан и др.; под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова. - М.: ГУ ВШЭ, 2006. – 348с.

8.Макроэкономика: Учебник. – 3-е изд./ Под общей редакцией д.э.н., профессора А.В. Сидоровича. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство «Дело и Сервис», 2000. – 416с.

9.Бродская Т.Г. Макроэкономика: учеб. пособие для вузов / Т.Г. Бродская, В.И. Видяпин, А.И. Добрынин и др. - М.: РИОР, 2007г. – 502с.

Информация о работе Инфляция и безработица