Инфляция и безработица в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 21:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы состоит в том, что инфляция и безработица - это проблемы нашего времени, касающиеся и влияющие на каждого гражданина страны. Целью исследования является изучение взаимосвязи инфляции и безработицы, тенденции и регулирование в российской экономике. Задачи:
- определить понятие инфляции и безработицы;
- рассмотреть виды и причины инфляции и безработицы;
- охарактеризовать Кривую Филлипса;
- проанализировать тенденции и меры для регулирования уровня безработицы и инфляционных процессов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. стр. 3
1.Теоретические основы инфляции и безработицы…………………... стр.
1.1 Понятие инфляции и безработицы………………………………… стр.
1.2 Виды и сущность инфляции и безработицы……………………… стр.
1.3 Причины и последствия инфляции и безработицы………………. стр.
2. Формы взаимодействия инфляции и безработицы………………… стр.
2.1 Кривая Филипса…………………………………………………….. стр.
2.2 Взаимосвязи инфляции и безработицы……………………………. стр.
2.3 Модель Фридмана Фелпса………………………………………….. стр.
3. Инфляция и безработица в Российской экономике………………… стр.
3.1 Методы регулирования инфляционных процессов в
Российской Федерации……………………………………………… стр.
3.2 Меры регулирования уровня безработицы в России……………… стр.
Заключение………………………………………………………………. стр.
Список используемой литературы……………………………………... стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Инфляция и безработица в Российской экономике.doc

— 647.00 Кб (Скачать файл)

Такая динамика уровня безработицы  также означает, что в долгосрочном периоде уровень безработицы не зависит от уровня изменения заработной платы. То есть в долгосрочном периоде, кривая Филлипса - вертикальная линия на уровне естественного уровня безработицы (см рис.4).


         Рис.4. Кривая Филлипса

 

Иными словами, любой  данный уровень инфляции в долгосрочом  периоде времени коррелирует с естественным уровнем безработицы. На долгосрочных временных интервалах кривая совокупного предложения представляет собой вертикальную линию естественного объема производства. Абсолютный уровень цен изменяется пропорционально росту денежной массы (совокупного спроса). Свойство денег в долгосрочном аспекте влиять только на общий уровень цен получило название "нейтральность" денег. Вышеприведенные рассуждения применимы как к инфляции, так и к дезинфляции.

За объяснение взаимосвязи  между инфляцией и безработицей М. Фридман в 1976 г и Э. Фелпс в 2006 г получили Нобелевскую премию по экономике.

Адаптивные инфляционные ожидания имеют следующие существенные недостатки. Во-первых, ожидания, построенные таким образом, предполагают наличие систематических ошибок, во-вторых, этот механизм построения инфляционных ожиданий означает наличие временного промежутка, во время которого инфляционные ожидания приспосабливаются к фактическому уровню инфляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.    Инфляция  и безработица в Российской экономике

 

3.1. Методы регулирования инфляционных процессов в РФ.

 

Для эффективного регулирования  инфляции необходимы формирование цивилизованных рыночных отношений и реализация стратегии устойчивого социально-экономического развития России. Первоочередной мерой в этом направлении является активизация инвестиций в основной капитал. Ключевое место в регулировании инфляции занимает укрепление бюджетов всех уровней и эффективный контроль за их исполнением. Налоги, составляющие основную часть бюджетных расходов, также должны активнее использоваться как инструмент регулирования инфляции. В этом направлении налоговая политика эффективна, если она ориентируется не только на фискальные цели, но и на развитие экономики путем уменьшения налогового бремени до приемлемого бюджетом уровня, на пресечение уклонения от уплаты налогов и на повышение их собираемости. Важным аспектом управления инфляцией является регулирование государственного внутреннего и внешнего долга, который представляет угрозу стабильности цен, создавая бюджетную нагрузку в связи с его обслуживанием и поглощая значительную часть расходов федерального бюджета (23,1% в 2000 г.; 21,8% в 2001 г.; 16,1% в 2002 г.). Специфическое для России направление регулирования инфляции - преодоление неплатежей. Хотя их общая сумма снизилась, но задолженность по заработной плате сохраняется (35,9 млрд. руб. на 1 августа 2002 г.). Регулирование денежных факторов инфляции - эмиссии денег и скорости их обращения - непосредственно влияет на темп роста цен, если не противодействуют иные факторы. Однако ограничение денежной эмиссии по рецептам монетаристов привело к снижению коэффициента монетизации в России (12% в середине 1990 - х годов), выпуску денежных суррогатов, увеличению бартерных сделок.

Лишь после кризиса 1998 г. денежная масса М2 стала увеличиваться (с 365,8 млрд. руб. в марте 1998 г. до 1751,1 млрд. в июне 2002 г.). Однако регулирование эмиссии ограничивается в основном "центральными" деньгами, выпускаемыми Банком России с учетом ежегодных целевых ориентиров, и не распространяется на "частные" деньги, эмитируемые коммерческими банками, и денежные суррогаты. Одним из направлений регулирования инфляции является реструктуризация и модернизация банковской системы, ее реальная рекапитализация, увеличение кредитования производственного сектора экономики. Регулирование цен - самое трудное направление сдерживания темпа инфляции.

С 2000 г. рост цен и тарифов  в отраслях естественных монополий  стал ведущим фактором обесценения  денег.

Поэтому важное значение имеет введенный с 2003 г. принцип  ежегодного утверждения их правительством. Объектом регулирования являются и  внешние факторы инфляции, значение которых возросло в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности России. Курсовая политика Банка России, сглаживание резких колебаний курса рубля по отношению к доллару и евро, ползучая девальвация в целях поощрения экспорта, т.е. политика "слабого" рубля снижает эффективность регулирования инфляции, направленного на укрепление рубля на внутреннем рынке. Это связано с зависимостью внутренних цен от валютного курса рубля в условиях значительной доли (до 50%) импортных товаров на российском потребительском рынке. Причем даже при временном повышении курса рубля к доллару цены не снижаются. Для регулирования инфляции важно продолжить политику сдерживания "бегства" капитала из России и поощрения его репатриации в сочетании с мерами по противодействию "отмывания" нелегальных доходов. Регулирование внешних факторов инфляции требует разработки стратегии международных валютных и кредитных отношений России, не ограничиваясь мерами текущей политики в этой сфере. Наконец, для эффективного управления инфляционным процессом необходимо противостоять "теневой" экономике, контролирующей, по оценке, до 40% ВВП России. Таким образом, инфляция в России должна стать регулируемым процессом. Это один из факторов социально-экономической стабилизации страны.

Положительной чертой стало  признание многофакторности инфляции, что нашло отражение в основных направлениях единой государственной  денежно-кредитной политики с 2001 г. Однако разделение ответственности  за инфляцию, порождаемую денежными  и неденежными структурными факторами, особенно тарифной политикой естественных монополий, между Банком России и правительством снижает эффективность регулирования инфляции. Об этом свидетельствует систематическое превышение целевых ориентиров инфляции.

В октябре 2002 г. депутаты Госдумы отметили выполнение ключевых целевых ориентиров основных направлений денежно-кредитной политики за 2001 г., за исключением инфляции. Для эффективного регулирования инфляции требуются согласованные действия Банка России и правительства, с учетом всех факторов, воздействующих на процесс обесценения денег. Не менее важно антимонопольное регулирование.

В этом отношении позитивные результаты возможны в связи с  переходом с 2003 г. Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке  предпринимательства на американскую модель этого регулирования. Она ориентирована не на качественные и цифровые показатели, а на оценку последствий на рынках с точки зрения положения потребителей. А главное, нужна прозрачная статистика инфляции, включающая не только индекс потребительских цен, который требует уточнения с учетом критериев качества жизни активного населения, но и другие показатели. Инфляция сегодня - это переплетение трех процессов, которые в разной пропорции представлены на различных рынках товаров и услуг: проявление эффектов локальных монополий; удорожание затрат ("инфляция издержек"); действие монетарного фактора и фактора увеличения доходов населения.

В конечном счете, инфляция вызвана избыточным по сравнению  с потребностями экономики ростом денежного предложения и доходов населения. Но это, именно, в конечном счете. Дополнительные антиинфляционные меры должны базироваться не только на продолжении консервативной денежной и бюджетной политики, но и предлагать решение структурных проблем экономики, что позволит снизить инфляцию по сравнению с инерционным уровнем примерно на 1 процентный пункт.

Перейдем к рассмотрению отдельных "проблемных" рынков и  предлагаемых антиинфляционных мер:

            1. Жилищно-коммунальные услуги. Главная задача - отработка практики регулирования тарифов, т.е. разработка правил регулирования тарифов на коммунальные услуги, создание механизма контроля и мониторинга за изменением цен на коммунальные услуги. Вместе с тем, необходимо, чтобы сдерживание роста тарифов подкреплялось мерами по стимулированию снижения издержек и реформированию ЖКХ.

             2. Услуги естественных монополий для населения. Для ослабления инфляции издержек, ограничения роста тарифов ЖКХ и на транспорте в 2005 году Правительство изменило подходы к формированию тарифов естественных монополий. Тарифная политика стала еще более сдержанной - ориентируюсь на достижение целевых показателей инфляции и темпов роста экономики.

              3. Рынки нефтепродуктов.

 

Меры по сдерживанию  роста цен на ГСМ

Дополнительные меры

1. Организация биржевой  торговли нефтепродуктами.

2. Совершенствование  системы налогообложения отрасли  (дифференциация НДПИ, акцизы).

3. Меры по стимулированию  нефтепереработки (снижение таможенных пошлин на оборудование).

1. Антимонопольные расследования на локальных рынках.

2. Стабильные ставки  акцизов на нефтепродукты на 2007-2008 годы.

3. Отмена импортных  пошлин на бензин.

4. Корректировка экспортных  пошлин в случае резкого роста  внутренних цен. 


 

Необходимо сформировать механизмы биржевой торговли нефтепродуктами и ввести дифференциацию налога на добычу полезных ископаемых по нефти.

         4. Рынки плодоовощной продукции. Это - наиболее проблемная сфера. Интенсивный рост цен на плодоовощную продукцию в последние два года во многом стал результатом значительных затрат на производство и реализацию овощей.

Борьба с монетарной инфляцией. В целях снижения вклада монетарных факторов в инфляцию необходимо:

  • удерживать рост социальных расходов бюджета в году в рамках параметров, установленных Законом о бюджете;
  • Банку России необходимо добиваться реализации параметров денежной политики (расширения денежной массы, обменного курса), обеспечивающих выход на базовую инфляцию, которая отвечает установленному целевому показателю индекса потребительских цен. В дальнейшем целесообразно наряду с показателем индекса потребительских цен фиксировать и целевое значение базовой инфляции;
  • Банку России следует также разработать концепцию перехода к политике таргетирования инфляции, учитывая необходимость сдерживания укрепления рубля и развития инструментов рефинансирования банков;
  • совместно с ФСФР Банку России целесообразно разработать комплекс мер по стимулированию сберегательной активности граждан, в том числе, активизации инвестирования населения в государственные и корпоративные ценные бумаги.

В соответствии с "Основными  направлениями Денежно-кредитной  политики на 2007 г" перед Центробанком встали 2 проблемы: инфляция и укрепление рубля, - причем борьба с инфляцией названа основной задачей, главным антиинфляционным оружием сделана учетная ставка.

           В 2008 г прогноз роста инфляции от Минэкономразвития составлял 10%, однако он корректировался в сторону повышения и колебался около 12 - 13%. Для поддержания инфляции на этом уровне Минфин внес несколько предложений (при участии Минэкономразвития России, Минпромэнерго, ФСФР и Банка России по поручению Правительства от 1 декабря 2006 г):

 1. ограничение расходов федерального бюджета теми параметрами, которые определены бюджетом на 2008 г;

           2. направление доходов Газпрома не на покупку непрофильных активов в РФ, а на досрочное погашение внешнего долга;

          3. направление части прибыли Банка России на увеличение капитала Банка.

РБК, 08.07.2009, 13:16, Москва.

Минэкономразвития РФ снизило прогноз по инфляции на 2009 г11. с 13% до 12-12,5%. Этот новый прогноз отражен в документе ведомства, который еще не рассматривался правительством. Напомним, что оценку среднегодовой инфляции на уровне 13% озвучили на заседании правительства 19 января 2009г. Тогда министр говорила, что такой уровень инфляции в стране предполагается при среднегодовой цене барреля нефти в 41 долл. и среднегодовом курсе доллара 35,1 руб./долл. и 1,4 долл./евро. Пересмотреть предыдущие параметры, согласно которым инфляция оценивалась на уровне 10-12%, цена нефти - 50 долл./барр. и курс доллара 30,8-31,8 руб./долл., пришлось из-за ухудшения прогнозов мировой экономики (вместо роста на 1,2% прогнозировалось падение на 0,3%).

   На данный период, если рассмотреть статестические данные за ноябрь 2009 г., то по предварительным оценкам Минэкономразвития РФ, инфляция составила 0,3-0,4%, с начала года - 8,4-8,5%12. По данным МЭР, инфляция на потребительском рынке в сентябре 2009 г. второй месяц подряд составила 0%, с начала года - 8,1%, годом ранее - 10,6%. Инфляция производителей в промышленности за сентябрь составила 1,2%, с начала года - 14,9%.

    В начале  ноября 2009 г. замглавы МЭР Андрей Клепач заявил, что министерство снизило прогноз по инфляции с 11-12% до 9% по итогам 2009г. Ранее премьер-министр РФ Владимир Путин сообщил, что правительство по итогам текущего года ожидает инфляцию на уровне около 9,6% и "точно меньше" 10%.

 

          3.2. Меры регулирования уровня безработицы в России

 

Последствия безработицы  негативны для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека. Поэтому разрабатывается ряд законодательных и экономических мер по снижению безработицы. Основная цель систем сокращения безработицы и управления занятостью состоит в стимулировании спроса на рабочую силу и в приближении структуры предложения труда к структуре спроса на труд. Практически это означает разработку и реализацию комплекса мер по обеспечению соответствия структуры рабочей силы изменяющейся структуре рабочих мест.

Информация о работе Инфляция и безработица в РФ