Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 14:32, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является не только выяснение сущности и причины возникновения инфляции, но ее многогранности, различных видов, социально – экономических последствий.
Введение 3
1 Сущность инфляции и причины её возникновения 6
2 Формы проявления инфляции и её виды 10
3 Социально – экономические последствия инфляции 17
4 Инфляция в Российской Федерации 25
Выводы и предложения 36
Список использованной литературы 39
Инфляция оказывает воздействие на конкурентоспособность отечественных товаров. С одной стороны, относительно более высокие темпы роста цен в "открытом" секторе экономики приводят к снижению конкурентоспособности национальных товаров. Результатом будет увеличение импорта и уменьшение экспорта, рост безработицы и разорение товаропроизводителей. С другой стороны, рост цен вызывает снижение обменного курса национальной валюты. При фиксированных ценах на некоторые товары внутри страны их становится выгоднее экспортировать за рубеж. Это приводит к дефициту данной продукции.
Инфляция порождает не только экономические, но и социально-политические проблемы. Во времена высоких темпов роста цен, особенно в период галопирующей инфляции и гиперинфляции, подрывается политическая стабильность общества, возрастает социальная напряженность. Высокая инфляция содействует переходу к новой структуре общества. Не случайно большинство восстаний и революций XIX—XX вв. происходили в периоды драматического роста цен.
Подавленная инфляция приводит к возникновению гигантских очередей, спецраспределителей продукции, черного рынка и существованию двойных цен на одни и те же товары. Исчезает равнодоступность товаров для различных слоев населения при одинаковом размере дохода. Это приводит к вредной социально-психологической атмосфере в обществе, формированию двойной морали и ухудшению здоровья населения. К аналогичным последствиям для лиц с фиксируемыми доходами приводит гиперинфляция. Население, особенно лица старшего возраста, испытывают сильные стрессы из-за медленной адаптации к быстро изменяющимся условиям.
Инфляция оказывает также серьезное влияние на занятость населения. Это влияние наглядно описывается моделью “ инфляция спроса ”, предложенной в 1958 году английским экономистом А.Филлипсом.
Используя данные статистики Великобритании за 1861-1956 гг. он показал кривую, отражающую обратную зависимость между уровнем ставок заработной платы и уровнем безработицы (рис.1). При этом было установлено, что увеличение безработицы в Англии свыше 2,5 - 3% приводило к резкому замедлению роста цен и заработной платы. Отсюда следовал вывод, что уменьшение сопровождается повышением цен и заработной платы. Таким образом уровень безработицы может быть снижен за счет ускорения темпов инфляции.
P
P3
P2
P1
Рисунок 1 – Кривая Филлипса
Если правительство рассматривает уровень безработицы u1 как излишне высокий, то для его понижения проводятся бюджетные и денежно-кредитные мероприятия, стимулирующие спрос, что ведет к расширению производства и созданию новых рабочих мест. Уровень безработицы снижается до величины u2, но одновременно возрастает темп инфляции до Р2. Возникшие условия могут вызвать кризисные явления, что вынудит правительство принять меры для снижения темпов роста цен до уровня Р3, а безработица увеличится до уровня u3.
Кривая Филлипса показывает, что темп прироста заработной платы уменьшается с ростом безработицы. Эта зависимость выводится на основе следующих рассуждений. Уровень заработной платы определяется положением на рынке труда. Когда безработица низкая, предпринимателям трудно найти дополнительных работников для расширений производства. Они вынуждены нанимать менее квалифицированных работников за ту же заработную плату или оплачивать сверхурочные часы работы по более высоким расценкам. В результате в обоих случаях будет рост реальной заработной платы. В условиях сильной безработицы, наоборот, фирмы могут сравнительно легко найти работников, согласных работать за более низкую заработную плату.
Существование обратной связи между темпами роста цен и уровнем безработицы частично объясняется негибкостью рынка труда. Последний представляет собой множество индивидуализированных рынков, имеющих сегментированный характер по структуре занятости, квалификаций, местоположению и т.п. В каждом сегменте складывается свое соотношение спроса и предложения. Данное обстоятельство приводит к тому, что по мере продвижения экономики к состоянию полной занятости, на, одних сегментах рынка труда снижения уровня безработицы практически не происходит. В то же время на других будет существовать неудовлетворенный спрос на рабочую силу. В быстрорастущих отраслях наблюдается рост зарплаты, приводящий к увеличению издержек и росту цен. В отраслях, испытывающих депрессию, аналогичные показатели остаются практически без изменения. Макроэкономическим результатом этого процесса будет ускорение инфляции.
Другое объяснение обратной
связи между инфляцией и
Существует двойственное отношение к кривой Филлипса. В рамках кейнсианского подхода она рассматривается как устойчивая закономерность. Это означает, что в стране не может быть одновременно сильной инфляции и высокой безработицы. В коротком периоде с помощью различных инструментов государственного воздействия можно добиться любого сочетания уровней инфляции и безработицы. Возможно свободное движение верх и вниз по кривой. Выбор точки на кривой определяется существующей экономической ситуацией, а также социально-политическими ориентирами правительства.
Иной подход к кривой Филлипса отрицает постоянную и устойчивую связь между темпами инфляции и безработицы. В экономике достижим наиболее высокий уровень занятости при наличии ползучей инфляции. Конфликт целей — борьба с инфляцией или безработицей преодолевается, если график кривой Филлипса смещается влево.
Экономический застой при одновременной инфляции называется стагфляцией, а сочетание инфляции и резкого экономического спада — сламп-фляцией. Возникновение стагфляции экономисты кейнсианской школы объясняли чередой срывов предложения. Неблагоприятные шоки совокупного предложения приводят к одновременному увеличению темпа инфляцией уровня безработицы. Как было показано ранее, снизить уровень безработицы в, коротком периоде можно экспансионистской фискальной и/или монетарной политикой. Платой за это снижение будет ускорение темпов роста цен. Рост инфляции и безработицы в результате неблагоприятного шока предложения происходит асинхронно. Если до возникновения срыва предложения применялась политика стимулирования совокупного спроса, то первым проявлением шока будет ускорение роста цен. Замедлить его можно с помощью рестриктивной фискальной или монетарной политики. Однако дефляционные меры будут снижать и занятость. Какой показатель изменится раньше и больше - темп инфляции или уровень безработицы заранее предсказать достаточно трудно.
4 Инфляция в Российской Федерации
Сложность преодоления
инфляции в России определяется тем,
что процесс инфляции генерируется
системой воспроизводства экспортно-
Главное в
понимании инфляционного
Масштабное повышение цен против уровня 1989-1990-х гг. нередко рас-матривается с позиции их либерализации. С данной позицией не только трудно согласиться, но необходимо выявить действительную природу произошедшего, так как истоки последовавшего расстройства денежного обращения, его резкой дезорганизации и торможения на этой основе развития экономики кроются в самой природе проведенных реформ, направленных на подчинение народного хозяйства частному капиталу и, соответственно, частным интересам вместо общественных и государственных. Поэтому под видом либерализации цен был инициирован процесс перераспределения национального богатства и ВВП в пользу частного капитала, что вызвало полное обесценение потенциала платежеспособного спроса и сбережений (накоплений и объемов оборотных средств предприятий) на фоне дезорганизации важнейших основ общественного воспроизводства.
В период 1995-1998 гг. был запущен механизм государственного заимствования на внутреннем рынке и финансовых пирамид с участием подконтрольного олигархам государства, а также Банка России и коммерческих банков. Известные схемы приватизации крупнейших нефтяных месторождений и образования крупных финансово-промышленных групп на основе аукционов не требуют дополнительных пояснений относительно финансовых источников образования капитала крупнейших нефтяных компаний. Процессы гиперобесценения национальных денег и накоплений, последующие массированные заимствования государства на внутреннем финансовом рынке (с 1995 г. по август 1998 г.), дефолт (отказ платить по долгам государства) были прямым следствием реализации реформаторами политики концентрации денежных накоплений во владении частного и спекулятивного капитала на основе выведения денег из реального сектора экономики.
Общим для всего периода с начала 1990-х гг. была реальная соподчинен-ность курса бюджетной и денежно-кредитной политики стратегии включения российской экономики в мировое сообщество в статусе развивающейся страны с сырьевым будущим. Это четко проявлялось и проявляется в единстве реализации властями финансовой и денежной стратегии ограничения инвестиционных и социальных расходов бюджета относительно его доходов, неуклонном проведении курса на стерилизацию экспортной выручки, а также в нынешней политике монетаристского использования сверхдоходов, получаемых благодаря внешней конъюнктуре сырьевого рынка.
Усиление
зависимости финансового
Обращает на себя внимание то, что в части образования стабилизационного фонда государство присваивает себе право отвлекать налоговые поступления из экономического оборота и формировать государственные монетарные резервы в ущерб реальным сбережениям и расходам населения. Это происходит под знаком формирования фондов - резервного и «будущих поколений» в возрастающих размерах (более половины расходов консолидированного бюджета на 2006 г.) с неуклонным нарушением финансовых прав налогоплательщиков.
Ежегодное составление федерального бюджета в сочетании с основными направлениями денежно-кредитной политики изначально ориентировано на занижение целевых ориентиров инфляции. Это дает возможность для ограничения расходов бюджета и получения как бы дополнительных доходов при его исполнении, для нацеленности инструментов денежно-кредитной политики на стерилизацию денежной массы и ограничение кредитного потенциала банков. Так, в 2005 г. доходы федерального бюджета превысили запланированный уровень в 1,5 раза (2 трлн. руб.), в 2006 г. ожидалось превышение на 1 трлн. В 2003 г. расходы составляли 32,8% ВВП, в 2005 г. - 20,97%, в 2006 г. ожидалось 29,4%. Ежегодно с начала 1990-х гг. реализуется практика выработки основных направлений денежно-кредитной политики с исходным занижением целевого уровня инфляции (ИПЦ) и соответствующим набором критериев и нормативов развития банковского сектора. Начиная с 2000 г. занижение составляло в среднем за год около 2-3% и более (таб. 1).
Таблица 1 – Динамика отклонений целевых ориентиров от фактического индекса потребительских цен (ИПЦ)
Год |
Целевой уровень инфляции, ИПЦ |
Фактический индекс потребительских цен | |
2000 |
118,0 |
120,2 | |
2001 |
112,0 |
118,6 | |
2002 |
112,0 |
115,6 | |
2003 |
112,0 |
112,0 | |
2004 |
110,0 |
111,7 | |
2005 |
108,5 |
110,9 | |
2006 |
107,5 |
110,0-111,0 |
Динамика отклонений целевых ориентиров от фактического индекса потребительских цен (ИПЦ) в %.
Занижение целевого ориентира инфляции на 2,4% против фактического уровня в 2005 г., и соответственно объема государственного финансирования социально-экономического развития страны, обеспечило, по экспертной оценке, около 500-600 млрд. руб. «незапланированных» доходов федерального бюджета за счет косвенного налогообложения массового слоя населения страны. На эту сумму увеличился объем профицита бюджета 2005 г. и государственных фондов, практически выведенных из сферы экономического оборота и инвестиций. В целом профицит бюджета в 2005 г. составил 11% ВВП.