Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:55, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение сущности инфляции, причин ее возникновения и методов борьбы с нею.
В исследовании выделим следующие задачи:
рассмотрение экономической сущности инфляционного механизма;
рассмотрение инфляционных процессов в современных экономических системах;
выявление основных направлений антиинфляционной политики государства
Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность инфляционного механизма 6
Понятие, причины и показатели инфляции 6
1.2 Классификация инфляции 10
1.3 Социально – экономические последствия инфляции 13
Глава 2. Инфляционные процессы в современных экономических системах 20
2.1 Инфляция в странах с развитой рыночной экономикой 20
2.2 Инфляционные процессы в развивающихся странах 24
2.3 Инфляция в странах с переходной экономикой (Россия) 28
Глава 3. Основные направления антиинфляционной политики государства 35
3.1 Антиинфляционная политика государства 35
3.2 Антиинфляционная политика в России (2011 г.) 38
Заключение 42
Список литературы 45
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
( НИУ
«БелГУ»)
Кафедра
« Экономика и статистика»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине « Экономическая теория»
на тему:
«Сущность
инфляции, причины её
возникновения и социально-экономические
последствия»
Студентки дневного отделения 1 курса группы 111004
Чепеленко
Александры Александровны
Науч. руководитель
Лыщикова
Ю.В.
Белгород 2011
Содержание
Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность инфляционного механизма 6
1.2 Классификация инфляции 10
1.3 Социально – экономические последствия инфляции 13
Глава 2. Инфляционные процессы в современных экономических системах 20
2.1 Инфляция в странах с развитой рыночной экономикой 20
2.2 Инфляционные процессы в развивающихся странах 24
2.3 Инфляция в странах с переходной экономикой (Россия) 28
Глава 3. Основные направления антиинфляционной политики государства 35
3.1 Антиинфляционная политика государства 35
3.2 Антиинфляционная политика в России (2011 г.) 38
Заключение 42
Список литературы 45
Введение
В нынешнее время инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира, отрицательно влияя на все сферы жизни общества. На протяжении многих лет инфляция - является одним из самых обсуждаемых понятий. Она влечет за собой ряд социально - экономических последствий: обесценивание результатов труда, уничтожение сбережений юридических и физических лиц, препятствие долгосрочным инвестициям и экономическому росту страны. Инфляция является самым эффективным средством перераспределения национального богатства - от более бедных слоев общества к более богатым, усиливая тем самым его социальное неравенство.
Люди всегда пытались ответить на вопрос о том, как привести в равновесие постоянно растущие расходы и бюджетные доходы? Решение этой проблемы за счёт выпуска в обращение дополнительного количества денег влечет за собой такое экономическое явление, как инфляция. Поэтому нам приходится с ней бороться до сих пор и, наверное, еще не один десяток, а, может быть, и сотню лет. Хотя практика показывает, что многие экономисты пытаются предложить свои методы борьбы с инфляцией и считают их наиболее эффективными, однако пока внушительных результатов они не приносят.
Степень изученности проблемы. Следует отметить таких выдающихся ученых, которые занимались изучением и методическим описанием вопросов инфляции и ее влияния на экономику, как Дж.Ло, который одним из первых сформулировал проблему инфляции, Дж.Кейнс, М.Фридмен, Ф.Каган, П.Самуэльсон, Дж.Сакс, Ф.Ларен, У.Нордхаус, И.Фишер, С.Фишер, В.Фурман, А.Лейонхувуд, Б.Икес, Д.Хейман, М.Бернштам и другие, фундаментально изучавшие инфляцию и сформировавшие свои концепции регулирования инфляционных процессов. Данные концепции известны нам как кейнсианство, монетаризм и структурализм.
Таким образом, уже во многих развитых странах это экономическое явление не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются эффективные методы её ограничения и регулирования. В таких странах как США, Японии и странах западной Европы преобладает тенденция торможения темпов инфляции. Но, к сожалению, для России проблема инфляции по-прежнему остается значительной. Популярность и противоречия этого экономического явления определили актуальность выбора исследования.
Целью исследования является рассмотрение сущности инфляции, причин ее возникновения и методов борьбы с нею.
В исследовании выделим следующие задачи:
Методы исследования:
Объект исследования – инфляция как социально-экономическое явление.
Предмет исследования – антиинфляционная политика государства, методы борьбы с инфляцией (Россия).
Данная работа состоит из трех глав. Первая глава рассматривает экономическую сущность инфляционного механизма. Она включает в себя понятие, причины и показатели инфляции, ее виды и социально-экономические последствия, которые вызывают инфляционные процессы.
Вторая глава - инфляционные процессы в современных экономических системах, которая рассматривает инфляцию в различных странах, а именно – в странах с развитой рыночной экономикой, в развивающихся странах и в странах с переходной экономикой, в том числе и в России.
Третья
глава направлена на выявление антиинфляционной
политики государства.
Глава 1. Экономическая сущность инфляционного механизма
1.1 Понятие, причины и показатели инфляции
Инфляция в древности и средние века была экстраординарным явлением. Она возникала в странах, где порча монет принимала значительные масштабы. Иной причиной инфляции мог стать ввоз в страну большого количества драгоценных металлов, как это было в Европе в ходе "революции цен" XVI-XVII веков. Распространение бумажно-денежного обращения привело к тому, что возможности инфляционного роста цен значительно расширились. Но до ХХ века существовала тенденция к восстановлению равновесия в денежной сфере. Острые инфляционные процессы возникали по-прежнему лишь в особых случаях - прежде всего в периоды войн и социальных потрясений.[12]
В экономическом смысле термин "инфляция" впервые появился в Северной Америке в Гражданскую войну 1861 -1865 г.г. и обозначал чрезмерное разбухание бумажно-денежного обращения. Однако даже чрезвычайные события войны не остановили здесь общей тенденции цен к понижению, действовавшей в условиях свободной конкуренции в связи с неуклонным ростом производительности труда. В ХХ же веке инфляция приобрела всеобщий, поистине интернациональный характер.
Инфляция — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги утратили часть своей реальной стоимости.
Есть множество причин инфляции, однако, в каждой стране складываются свои социально-экономические условия ее возникновения. Выделяют внешние и внутренние причины инфляции.
К внешним причинам относятся:
1. Интернационализация хозяйственных связей: наличие инфляции в других странах влияет на динамику внутренних товарных цен через цены импортируемых товаров. Центральный банк страны для создания собственных валютных резервов скупает иностранную валюту у коммерческих банков, выпуская для этих целей дополнительную национальную валюту, что увеличивает количество денег в обращении.
2.
Мировые экономические кризисы.
Внутренние причины обусловлены состоянием экономики данной страны. Среди них можно выделить:
Главным показателем инфляции является темп инфляции, который рассчитывается как процентное отношение разницы уровней цен текущего и предыдущего годов к уровню цен предыдущего года:
где Pt - общий уровень цен (дефлятор ВВП) текущего года, а Pt – 1 - общий уровень цен (дефлятор ВВП) предыдущего года. Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен.
Рост уровня цен приводит к снижению покупательной способности денег. Под покупательной способностью (ценностью) денег понимают количество товаров и услуг, которое можно купить на одну денежную единицу. Если цены на товары повышаются, то на одну и ту же сумму денег можно купить меньше товаров, чем раньше, поэтому ценность денег падает.[1]
Другими основными показателями, которые оценивают состояния инфляции можно отнести:
- индекс
- индекс
Индекс потребительских цен (Consumer Price Index, CPI) — основной показатель инфляции, он измеряет изменение цен товаров и услуг, входящих в фиксированную потребительскую корзину, охватывающую товары и услуги постоянного спроса (продукты питания, одежда, топливо, транспорт, медицинское обслуживание и т. д.). Включает в себя импортные товары, услуги и налоги. Бюро по учету занятости ежемесячно выясняет цену базовой потребительской корзины. Выбор состава потребительской корзины является непростой задачей и основывается на специальных статистических исследованиях, поскольку он должен отражать типичный для данной страны состав потребляемых благ, изменение цен на которые действительно объективно показывало бы направление происходящих экономических процессов.
Индекс
производственных цен (Producer Price Index,
PPI) — оценивает среднее изменение цен,
определяемых производителями на всех
этапах изготовления. Индекс состоит из
двух показателей: входящие цены (полуфабрикаты,
комплектующие и т. д.) и цены на выходе
производства (готовая продукция). Цена
на выходе включает в себя стоимость рабочей
силы и дает представление об инфляции,
связанной с изменением стоимости рабочей
силы. Охватывают текстильную, горнодобывающую,
лесную, военную промышленность, энергетику
и сельское хозяйство. Не входят сервис,
строительство и импорт. Хотя цены импортных
товаров в индекс не входят, но они оказывают
влияние через цены импортируемых сырья
и комплектующих. Таким образом, главное
отличие индекса PPI от индекса потребительских
цен в том, что он охватывает только товары,
но не услуги, и на оптовом уровне их реализации.
Часто этот индекс называют индексом оптовых
цен, поскольку со времени своего возникновения
и до 1978 г. он назывался Wholesales Price