Инфраструктура рынка. Государственный бюджет и его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 12:23, контрольная работа

Краткое описание

Инфраструктура рынка – это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Её характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия функционирования рынка, так и совокупность организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.

Вложенные файлы: 1 файл

КР экон 15вар.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)


              Министерство образования Республики Беларусь

 

Учреждение образования

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ

ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по курсу

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

Вариант № 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              25.12.08г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Вопрос №1

 

Инфраструктура рынка

 

Инфраструктура рынка – это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Её характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия функционирования рынка, так и совокупность организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.

Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские, другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.

Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи.

В кредитно-расчетную базу входят отдельные банковские и страховые системы, крупные самостоятельные банковские и кредитно-сберегательные учреждения, а также различные по объему операций средние и мелкие коммерческие банки.

Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы, биржи, брокерские конторы, кредитная система и др.

Ярмарки по продаже товаров являются элементом инфраструктуры рынка, представляют собой крупные коммерческие торги, организующие добровольные, многосторонние контакты продавцов и покупателей. На ярмарках оформляются отношения товаропроизводителей и торговых посредников не только между собой, но и от имени государства. Закупки товаров на ярмарках оформляются договорами в объемах не ниже государственного заказа с учетом межгосударственных поставок, экспортных поставок из рыночных ресурсов, республиканского резерва, поставок для рынка и другие нужды на основании плановых актов или квот. Ярмарки проводятся с целью:

- установления участниками хозяйственных связей и заключения между предприятиями  - поставщиками и покупателями договоров на поставку товаров;

-обеспечения ознакомления потенциальных покупателей с ассортиментом выпускаемой и готовящейся к выпуску продукции и выявления новых источников товарных ресурсов;

- активизации сбыта продукции, процессов расширения и обновления ассортимента и улучшения качества товаров;

- принятия согласованных решений по производству и поставке товаров между изготовителями и потребителями;

- рекламирования новых видов товаров и формирования спроса на них;

- оказания посреднических услуг продавцам и покупателям;

- реализации "излишних" товаров (не нашедших рынка сбыта в каком-либо регионе).

В зависимости от объектов реализации ярмарки могут быть специализированные и универсальные, а в зависимости от состава участников и границ охвата рынка - межгосударственные, республиканские, областные (городские), межобластные (региональные).

Ярмарки проводятся, как правило, с учетом сезонности.

Для отдельных товаров Министерство торговли Республики Беларусь и Белкоопсоюз по согласованию с министерствами и ведомствами, основными изготовителями товаров и облисполкомами (горисполкомом) могут устанавливать необходимую последовательность проведения ярмарок.

Решения о проведении ярмарок, составе и численности ярмарочных комитетов принимаются:

- по республиканским, межобластным (региональным) - Госэкономпланом Республики Беларусь по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами;

- по областным и городским - исполкомами Совета народных депутатов.

Инициаторами и организаторами ярмарок могут выступать:

- крупные промышленные предприятия, фирмы, концерны, ассоциации;

- торговые фирмы, объединения, товарные биржи;

- совместные предприятия и организации.

Инициаторы проведения ярмарок согласовывают вопрос о ее проведении с органами на местах, объявляют о сроке и месте проведения и уточняют заявки от предполагаемых участников ярмарки. После рассмотрения списка участников утверждают состав ярмарочного комитета, определяют источники средств, за счет которых будет проводиться ярмарка.

Участниками ярмарки могут быть юридические и физические лица как субъекты хозяйствования, независимо от форм собственности (производственные предприятия и объединения, предприятия оптовой и розничной торговли, совместные предприятия, кооперативы, зарубежные фирмы, частные лица и т.д.).

Руководство ярмаркой осуществляет ярмарочный комитет, утверждаемый органом, принимающим решение о проведении ярмарки.

Принципы и порядок организации ярмарочного комитета определяются организаторами ярмарки.

В состав ярмарочного комитета включаются представители органов управления торговли и промышленности, материально-технического обеспечения, плановых, ценообразования, стандартизации, научно-исследовательских и других предприятий.

Ярмарочный комитет:

- определяет порядок и режим работы ярмарки;

- создает рабочие группы ярмарки (дирекцию, третейскую комиссию, группу по учету договоров, отраслевые комиссии и другие органы, необходимые для выполнения поставленных перед ярмаркой задач), утверждает их руководителей и состав и осуществляет контроль за их работой;

- оказывает помощь в установлении хозяйственных связей между покупателем и продавцом;

- разрабатывает предложения по совершенствованию договорной работы, а также условия и специфику поставки отдельных товаров, которые рекомендуются при заключении договоров;

- организует службы по оказанию участникам ярмарки рекламных, информационных, консультационных и других услуг;

- проводит смотры, выставки, аукционы, покупательские конференции с целью выявления спроса покупателей, расширения и обновления ассортимента и улучшения качества товаров, предлагаемых к реализации на ярмарках;

- рассматривает хозяйственные споры между участниками ярмарки в случаях их несогласия с решениями комиссий;

- устанавливает размер оплаты расходов ярмарки для каждого участника и оплату за услуги, оказываемые участникам ярмарки;

- подводит итоги ярмарки.

Решения ярмарочного комитета по вопросам, входящим в его компетенцию, обязательны для всех участников ярмарки. Решения оформляются протоколами и подписываются представителем ярмарочного комитета или его заместителем и секретарем. При возникновении разногласий между членами ярмарочного комитета решения ярмаркома принимаются большинством голосов; при равенстве голосов решение принимается председателем ярмаркома.

Основным документом, определяющим права и обязанности сторон, является договор (контракт). В нем должно быть обязательно предусмотрено: количество и ассортимент поставляемого товара, сроки поставки, цена, требование к качеству, маркировке и упаковке, порядок расчетов и другие условия поставки по согласованию сторон.

На ярмарке могут заключаться долгосрочные и краткосрочные договоры (контракты).

В краткосрочных договорах (1 - 2 года) предусматривается объем в натуральном и стоимостном выражении, сроки, условия поставки товаров.

В долгосрочных договорах (3 - 5 лет) объем, ассортимент и цена указываются лишь на первый год поставки. На последующие годы поставки эти условия определяются по соглашению сторон.

На ярмарке стороны могут заключать договор напрямую между собой (прямые хозяйственные связи) или через посредников - предприятия оптовой торговли и материально-технического снабжения и маклеров.

В случае заключения договоров через посредников спецификация к договору в ассортиментной номенклатуре оформляется посредником. За осуществление посреднических функций в договоре указывается стоимость посреднических услуг.

В качестве посредников на ярмарках могут выступать не только оптовые предприятия, но и торговые агенты и маклер. Торговые агенты могут работать от промышленного предприятия по контракту, занимаясь сбытом товаров. При этом ответственность за выполнение договоров несет предприятие-производитель.

Продажа товаров на ярмарках осуществляется по свободным и фиксированным ценам.

В период перехода к рыночным отношениям особенно актуально включение в договор следующих условий:

- обеспечение ритмичности поставки товаров и норм отгрузки;

- представления изготовителями дубликатов эталонов-образцов и конфекционных карт;

- вид упаковки и маркировки;

- представления поставщиками графиков запуска моделей в производство;

- сроки уточнения развернутого ассортимента, предусмотренного спецификацией;

- перечень и стоимость дополнительных услуг, оказываемых сторонами договора;

- условия возврата некачественных товаров;

- цена.

В зависимости от числа участников ярмарки и количества заключенных договоров в целях сокращения сроков проведения ярмарок и подведения итогов на ярмарках могут использоваться автоматизированная система информационного обслуживания на основе договора с соответствующей организацией.

Основными показателями, подводящими итоги ярмарки, являются:

- объем (сумма) заключенных договоров в период проведения ярмарки (в т.ч. по товарным группам);

- по срокам – годовые , долгосрочные;

- по виду связей - прямые хозяйственные связи, длительные, хозяйственные связи;

- по поставщикам - договоры, заключенные в районе деятельности, договоры, заключенные с поставщиками других регионов;- по видам собственности - договоры, заключенные государственными предприятиями, кооперативами, частными лицами.

Документация, связанная с проведением ярмарки, хранится у одного из организаторов ярмарки.

Аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке недостаточно. Здесь главным ориентиром является получение максимальной цены за какой-либо товар. На аукционе происходит публичная продажа какого-либо товара в заранее установленном месте. Продаваемые товары достаются покупателю, который назвал самую высокую цену. Различают аукционы принудительные, которые проводятся судебными органами с целью взыскания долгов с неплательщиков, и аукционы добровольные, которые организуются по инициативе владельцев продаваемых товаров. Для проведения аукционов создаются специальные фирмы, работающие на комиссионных началах. Существуют и международные аукционы. Они представляют собой разновидность публичных открытых торгов, где реализуются товары определенной номенклатуры: шерсть, табак, пушнина, чай, рыба, лес, а также предметы роскоши, произведения искусства.

Биржа- место встречи покупателей и продавцов, место, где заключаются сделки. Большинство бирж являются корпорациями. Членами бирж могут быть только отдельные лица, а от корпораций могут выступать лишь лица, имеющие право заключать на бирже контракты. Подавляющая часть биржевого оборота сосредоточена в ведущих торговых и финансовых центрах США, Великобритании и Японии. Различают товарные, фондовые биржи и биржи труда. Товарная биржа - это добровольное объединение юридических и (или) физических лиц для гласных публичных торгов товарами в определенном месте, в определенное время по заранее установленным правилам.

Биржевой товар - неизъятое из оборота заменимое имущество и имущественные права, допущенные биржей к биржевой торговле.

Биржевая сделка - сделка, заключенная на биржевом собрании участниками торгов от своего имени или по поручению третьих лиц.

Котировка - выявление цен на товары с учетом спроса и предложения на определенный срок или дату в качестве ориентира для продавцов и покупателей при совершении сделок.

Биржевой брокер - участник торгов, оказывающий посреднические услуги по совершению биржевых сделок членам биржи или клиентам за их счет.

Биржевой дилер - участник торгов, осуществляющий биржевые сделки от своего имени и за свой счет.

Товарная биржа является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность, включая внешнеэкономическую, на основе хозяйственной самостоятельности в соответствии с настоящим Законом, другим законодательством Республики Беларусь и уставом биржи.

Биржи могут создавать союзы, ассоциации, иные объединения. Запрещается создание биржевых союзов, ассоциаций и иных объединений и заключение между биржами соглашений, имеющих своей целью ликвидацию либо ограничение конкуренции в биржевой деятельности. Основными задачами и функциями товарной биржи являются:

Информация о работе Инфраструктура рынка. Государственный бюджет и его структура