Инфраструктура рынка. Государственный бюджет и его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 12:23, контрольная работа

Краткое описание

Инфраструктура рынка – это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Её характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия функционирования рынка, так и совокупность организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.

Вложенные файлы: 1 файл

КР экон 15вар.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

создание условий для проведения биржевых торгов;

регистрация биржевых сделок;

выделение спроса и предложения товаров;

котировка и ее публикация;

изучение факторов, влияющих на динамику биржевых цен;

формирование биржевой инфраструктуры.

Биржа не имеет права на деятельность, непосредственно не связанную с организацией и проведением биржевой торговли, а также не имеет права вкладывать свой капитал в не биржевые коммерческие структуры. Член товарной биржи - юридическое или физическое лицо, которое приобрело право участия в торгах и может распоряжаться им в порядке, определяемом уставом биржи.

Членами товарной биржи не имеют права быть органы государственной власти и управления, прокуратуры и суда, их должностные лица и специалисты, а также органы общественных объединений, преследующих политические цели, и их штатные сотрудники.

Посетитель торгов - физическое или юридическое лицо, не являющееся членом биржи или его представителем, допущенное самостоятельно совершать разовые биржевые сделки. Предметом биржевой сделки является заключение договора (приобретение контракта) на поставку имущества, допущенного биржей к биржевой торговле, а также права на его куплю или продажу.

На товарных биржах предметами биржевых сделок не имеют права быть объекты недвижимости, интеллектуальной собственности, авторские права, произведения искусства.

Биржевые сделки могут производиться как с имеющимся в наличии товаром, так и товаром, который появится в будущем (форвардные, фьючерсные, опционные и другие сделки).

Товарная биржа и ее штатные служащие не могут выступать стороной в биржевой сделке, заключаемой на ее торгах.Товарные биржи функционируют на рынках товаров. Здесь осуществляются сделки по продаже наличных товаров на основе предварительного осмотра, по образцам и стандартам. Распространены сделки с обязательством поставки товаров в будущем. Это так называемые фьючерсные сделки. На современных товарных фьючерсных биржах только 1-2% сделок заключаются поставкой реального товара. Продаются и покупаются  не сами товары как  таковые, а контракты на их поставку. В условиях постоянного колебания спроса и предложения  цены на товарной бирже могут меняться в считанные минуты. Устанавливая так называемые срочные цены, товарная  биржа обеспечивает производителям и потребителям минимальный ценовой риск. На товарных биржах по поручению своих клиентов сделки заключают посредники-брокеры. В роли таковых могут выступать как высококвалифицированные специалисты, так и брокерские фирмы, зарегистрированные на биржах и представляющие интересы своих клиентов. Источник дохода брокера - комиссионное вознаграждение, предусмотренное в уставе соответствующей фирмы. Субъектами товарной биржи являются и дилеры- участники торгов, осуществляющие биржевые сделки от своего имени и за свой счет.

Фондовая биржа - это организация с правом юридического лица, созданная для обеспечения профессиональным участникам рынка ценных бумаг необходимых условий для торговли ценными бумагами, определения их курса (рыночной цены) и его публикации для ознакомления всех заинтересованных лиц, регулирования деятельности участников рынка ценных бумаг. Фондовая биржа должна быть образована в форме открытого акционерного общества. Биржа может быть учреждена юридическими и (или) физическими лицами. Условия учреждения биржи состоят в том, чтобы:

а) акционерное общество было зарегистрировано в соответствии с действующим законодательством и получило лицензию на право выполнения своих функций в центральном органе, осуществляющем контроль и надзор за рынком ценных бумаг;

б) устав и правила биржи предусматривали, чтобы членство в ней было доступно для любого профессионального участника рынка ценных бумаг, обеспечивали соблюдение принципов справедливой конкуренции между участниками рынка, защиту инвесторов от возможных манипуляций и недобросовестности со стороны членов и служащих биржи;

в) члены биржи приняли утвержденные центральным органом, осуществляющим контроль и надзор за рынком ценных бумаг, единые требования к квалификации членов биржи, заключению и оформлению сделок, правилам учета и отчетности.

1. Членами фондовой биржи могут быть ее акционеры, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

2. Операции на фондовой бирже могут осуществляться только ее членами.

3. Члены фондовой биржи имеют равные права.

4. Членами фондовой биржи не имеют права быть органы государственной власти и управления, прокуратуры и суда, их должностные лица и специалисты, а также органы общественных объединений, преследующие политические цели, и их штатные должностные лица.

5. Банковские учреждения не могут совершать сделки на бирже, используя средства вкладчиков.

Фондовая биржа самостоятельно вырабатывает и утверждает порядок совершения сделок в торговом зале, расчетов и учета по сделкам, различные правила и другие документы, связанные с деятельностью биржи. Центральный орган, осуществляющий контроль и надзор за рынком ценных бумаг, вправе отменить или рекомендовать изменить любые внутренние документы биржи, если они противоречат настоящему Закону, нарушают принцип равенства участников рынка ценных бумаг или создают угрозу инвестору.

Фондовая биржа может осуществлять деятельность, связанную с обеспечением дополнительных услуг участникам рынка ценных бумаг, таких, как хранение, учет и расчеты по ценным бумагам, создание информационных служб, сетей, изданий и других. Деятельность фондовой биржи не преследует целей получения прибыли.

Фондовая биржа формулирует и публикует правила допуска и котировки ценных бумаг на ее торгах. На торги могут быть допущены ценные бумаги только тех эмитентов, которые в установленном настоящим Законом порядке опубликовали годовой баланс (за исключением эмитентов, созданных на базе ранее действовавших предприятий).

Фондовая биржа не вправе быть стороной сделки на собственных торгах, кроме случаев первичного размещения через биржу или купли-продажи ее собственных акций.

Фондовая биржа не имеет права заниматься деятельностью, не связанной с выполнением ее основных функций. Акционерное общество, получившее лицензию центрального органа, осуществляющего контроль и надзор за рынком ценных бумаг, на право ведения биржевых торгов ценными бумагами, должно в своем наименовании иметь слова "фондовая биржа".

На фондовой бирже  обращаются главным образом  два вида ценных бумаг: акции предприятий, компаний, фирм и облигации, выпускаемые правительством страны, органами местного самоуправления, коммунальными предприятиями, а также частными компаниями. Купля-продажа ценных бумаг на фондовой бирже происходит на основе их биржевого курса, который колеблется в зависимости от соотношения между спросом и предложением. На фондовой бирже определяются реальные рыночные цены акций и облигаций тех или иных компаний. Эти цены зависят от уровня ссудного процента и размеров дивиденда и процентов, выплачиваемых держателям акций и облигаций. Получение на фондовой бирже высокого дохода( прибыли) на основании курсовой разницы ценных бумаг в биржевой практике называется биржевыми спекуляциями. Рыночные цены на ценные бумаги регулярно уточняются с учетом изменения спроса и предложения, объема заказов и поступающей финансовой информации. Крупнейшими фондовыми биржами в мире являются Нью-йоркская, Лондонская, Токийская, Парижская.

Биржа труда – организация, специализирующаяся на выполнении посреднических операций между предпринимателями и рабочими с целью купли-продажи рабочей силы. Она позволяет упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить для граждан время поиска места работы. Кроме мероприятий по трудоустройству биржи труда оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости применительно к тем или иным профессиям и регионам. По существующим законам большинства стран все имеющиеся на предприятиях вакантные места должны регистрироваться на местных биржах. Биржи труда обеспечивают материальную поддержку работников в случае вынужденной безработицы.

Элементом инфраструктуры рынка выступает кредитная система. Она включает банки, страховые компании, фонды профсоюзов и любых других  организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. В кредитную систему входят все, кто способен мобилизовать временно свободные средства, превратить их в кредиты, а потом в капиталовложения. Ядро кредитной системы - банковская система. Она включает в себя центральный (государственный ) , коммерческие (осуществляют прием вкладов и превращают их в кредит), ипотечные (дают деньги под залог недвижимости), инновационные (кредитует разработку технологических нововведений) и инвестиционные банки.

В рыночную инфраструктуру входят и государственные финансы. Их основу составляют республиканские и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перераспределение доходов, финансирование производственных и социальных программ.

Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила «рыночной игры».

 

 

Вопрос 2

 

Государственный бюджет и его структура. Проблемы  дефицита госбюджета.

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует, централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Государственный бюджет – это сводный документ, в котором отражается государственная фискальная политика в течение определенного периода времени (год). По своей экономической сути государственный бюджет – это совокупность финансовых отношений, возникающих между государством, юридическими и физическими лицами по поводу создания, распределения и использования общегосударственного фонда финансовых средств.

Государственный бюджет расписывает доходы и расходы государства на основе следующих принципов:

1.       Единство (неразрывность доходной и расходной частей бюджета).

2.       Реальность (отражает реальные источники поступление средств, по расходам отражаются реальные направления финансирования).

3.       Полнота (отражаются все источники доходов и расходов).

4.       Гласность (перед принятием обязательно публикуется в СМИ).

 

Государственный бюджет существует в виде баланса всех денежных доходов и расходов различного уровня: республиканского, регионального, областного, городского, районного. Госбюджет представляет собой полную информацию о финансах государства, его деятельности, внешней и внутренней политике. Содержание и структура бюджета зависят от следующих факторов:

1.Объективные факторы - преобладающая в стране форма собственности, распределение валового продукта, социальные особенности страны, природные ресурсы и т.д.

2. Субъективные факторы - внешнеэкономическая политика государства, государственное устройство, приоритеты развития и т.д.

 

Основными функциями государственного бюджета являются:

1.      Распределительная , состоящая в формировании и использовании денежных средств государства в целях удовлетворения общегосударственных потребностей. С помощью финансов осуществляется распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода между классами и социальными группами. Между различными сферами общественного производства, отраслями материальной и нематериальной сферы. Проявление распределительной функции обусловлено тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного распределения и перераспределения является чистый доход, получаемый в обществе. Между тем, это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта (подоходный налог с граждан), а иногда и национального богатства. Благодаря распределительной функции бюджета происходит концентрация денежных средств в руках государства и их дальнейшее использование с целью удовлетворения общественных потребностей. Распределение и перераспределение денежных средств происходит между отдельными отраслями и сферами деятельности, между отдельными слоями населения, между некоторыми видами услуг. В результате распределения и перераспределения осуществляется формирование различных фондов денежных ресурсов государственного и местных бюджетов, фондов социального страхования, фондов пенсионного обеспечения, фондов занятости населения, фондов социальной защиты, инновационного фонда. Распределительная функция бюджета используется также для вмешательства государства в процесс общественного производства регулирования хозяйственной деятельности предприятий, ускорения темпов экономического роста, усиления хозяйственной активности предпринимателей. Посредством бюджета государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на его производство, накопление денежных средств, сферу потребления, процессы демонополизации экономики и обобществление производства, а также его разгосударствление. Важно отметить, что ни одно из звеньев финансовой системы не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (республиканский, областной, городской бюджет и др.) перераспределения денежных средств, как бюджет.

2.            Контрольная, заключающаяся в обеспечении правильности формирования денежных средств государства и использования их по целевому назначению. Порядок образования, распределения и использования денежных фондов регламентируется соответствующими правилами и нормами, что даёт возможность контролировать их движение. Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно через формирование и использование денежных средств государства отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. При формировании государственных доходов финансовый контроль осуществляется за правильностью взимания различных видов налогов, мобилизации других источников доходов, соблюдением установленных пропорций между ними, определением налоговой базы, формами льготного налогообложения, сроками поступления доходов. При расходовании бюджетных средств контролируются эффективность их использования, их соответствие целевому назначению.

Информация о работе Инфраструктура рынка. Государственный бюджет и его структура