Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 01:03, курсовая работа
Соотношение конкуренции и монополии продолжает оставаться одной из актуальных проблем современной экономической науки и государственной экономической политики. Монополистические тенденции в современной российской экономике имеют ряд предпосылок, важнейшими из которых являются структура отечественной экономики, сложившаяся во второй половине XX в., и, как следствие стремительного перехода к рыночным отношениям, несовершенство отечественного антимонопольного законодательства.
Мировой опыт свидетельствует, что антимонопольная политика государства формируется не одно десятилетие и нуждается в постоянном совершенствовании в силу изменчивости экономической среды.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Конкуренция и монополия: проблемы реализации экономических интересов хозяйствующих субъектов 4
2. Стратегия развития конкуренции и антимонопольное законодательство в РФ 17
3. Оценка наличия условий для развития конкуренции в РФ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Результативность и эффективность системы антимонопольного надзора в первую очередь зависит от синтеза личных и профессиональных качеств сотрудников службы. Именно поэтому Кадровая Политика по приоритетности занимает равное место с задачей формирования качественной системы надзора за соблюдением антимонопольного законодательства на товарных рынках.
В целях совершенствования институтов защиты конкуренции и ее развития ФАС России разработана стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг. (далее – Стратегия). Стратегия учитывает рекомендации Комитета по конкуренции ОЭСР, а также предложения бизнес ассоциаций.
Стратегия определяет четыре приоритета в деятельности службы:
1. Создание благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции;
2. Снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков;
3. Обеспечение
4.Создание условий для эффективной конкуренции при размещении государственного и муниципального заказа и реализации на торгах государственного имущества.
Общее количество предприятий и организаций, зарегистрированных в России, по состоянию на начало 2013 года по данным Росстата незначительно увеличилось и составило 4,87 млн. единиц (на 0,9% больше чем на начало 2012 года).
По большинству видов экономической деятельности количество хозяйствующих субъектов сохранилось практически на уровне предыдущего года. Вместе с тем, отмечается прирост количества хозяйствующих субъектов в сфере деятельности транспорта и связи (на 4,5%), операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (на 3,3%), а также в сфере услуг гостиниц и ресторанов (на 2,6%), что может свидетельствовать о потенциальном развитии конкуренции в указанных отраслях.
Продолжалось сокращение количества хозяйствующих субъектов в сельском хозяйстве, в сфере охоты и лесном хозяйстве (на 7,0 %), в сфере государственного управления, обеспечения военной безопасности и обязательного социального обеспечения (на 3,3%). В сферах производства машин и оборудования, пищевых продуктов, в том числе напитков и табака, образования сокращение общего количества действующих на рынках хозяйствующих субъектов составило менее 2%. Особую озабоченность вызывает продолжающееся сокращение числа высокотехнологичных отраслях экономики.
В 2012 году продолжалось изменение структуры хозяйствующих субъектов по формам собственности за счет роста количества частных организаций. Так доля частных организация в общем числе предприятий и организаций возросла с 85,1% по состоянию 1 января 2012 г. до 85,6 % по состоянию 1 января 2013. Сокращение числа государственных и муниципальных организаций на 3% при росте количества частных организаций на 1,5% может указывать на развитие конкуренции.
Продолжалось сокращение числа работающих в общественном (государственном и муниципальном) секторе, доля которого снизилась до менее чем 1/3 всех работающих. При этом общее количество занятых за последний год несколько увеличилось за счет увеличения занятых в частном секторе.
Начиная с 2006 по 2010 годы наблюдался рост количества крупнейших компаний в экономике страны (10, 11, 16, 25 и 32 компаний соответственно), а в 2011-2012 гг. наблюдалось снижение до 20 компаний.
При анализе приводимых показателей необходимо учитывать, что они являются в значительной степени косвенными показателями развития конкуренции без детального учета ограничивающих факторов административного, экономического и технологического характера. Кроме того, они используются для характеристики ситуации в Российской Федерации в целом, не учитывая их дифференциацию по регионам.
Учет региональных особенностей и их влияние на состояние конкуренции представляет отдельную задачу, решаемую оптимальным образом в рамках анализа реализации региональных программ развития конкуренции с выявлением и последующим распространением положительного опыта.
В исследовании ОПОРЫ России «Предпринимательский климат в России: ИНДЕКС ОПОРЫ – 2013» представлена оценка условий для развития малого и среднего предпринимательства в 39 регионах России. Данная тема, несомненно, актуальна, поскольку развитие конкуренции невозможно без формирования благоприятного предпринимательского климата, в том числе в сфере развития малого и среднего бизнеса.
Исследование «Индекс ОПОРЫ 2013» основано на опросе руководящих сотрудников предприятий малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей. Было опрошено около 6 тысяч респондентов, к опросу допускались только представители топ-менеджмента компаний. Распределение респондентов по размеру компаний и по отраслевой принадлежности представлено на рисунке 3.1.
При проектировании опросной анкеты использовалась модель, состоящая из ряда факторов, определяющих наличие условий для развития малых и средних компаний в регионе. В результате исследования был построен и рассчитан интегральный индекс условий для развития малого и среднего предпринимательства (далее – интегральный индекс), который представляет собой сумму пяти слагаемых, имеющих одинаковый вес. Каждое слагаемое в свою очередь состоит из индикаторов.
Рис. 3.1. Структура выборки
Структура интегрального индекса условий для развития малого и среднего предпринимательства показана на рисунке 3.2.
Рис. 3.2. Структура интегрального индекса
Всего в формировании Индекса участвует 26 индикаторов. Все индикаторы представляют собой данные, полученные в результате опроса руководителей компаний. Фактически каждый индикатор представляет собой доступность тех или иных ресурсов, услуг и факторов, возникающих при ведении предпринимательской деятельности и влияющих на уровень конкуренции в экономике
По результатам расчета интегрального индекса построены рейтинги для регионов и для городов – миллионников.
По результатам исследования «Предпринимательский климат в России: ИНДЕКС ОПОРЫ – 2013» были сделаны следующие выводы:
1. Доступность транспортно-
Большинство респондентов оценивают ее скорее положительно. Даже в сфере транспорта лишь 30% опрошенных назвали ситуацию неблагоприятной, при этом 25% вообще считают транспортную инфраструктуру полностью соответствующей потребностям бизнеса, а 40% вполне удовлетворены.
В целом позитивно оценивается логистическая инфраструктура (склады временного хранения, специализированные транспортно-логистические компании). 68% руководителей говорят о полном или почти полном соответствии логистической инфраструктуры потребностям их бизнеса, критические оценки дают 17% опрошенных (14% отмечают много недостатков, а 3% говорят о полном несоответствии).
Благоприятно выглядит ситуация с доступностью выставочных помещений: в случае необходимости 67% компаний без особых проблем смогут организовать демонстрацию или презентацию своей продукции. Значительно меньшее количество компаний – 14% – говорят о значительных трудностях или невозможности представления своей продукции на выставке.
Несмотря на быстрое развитие телекоммуникационной инфраструктуры, до сих пор сохраняются проблемы с доступностью Интернета. Хотя 74% опрошенных оценили тарифы как умеренные или низкие, не ограничивающие развитие бизнеса, данные показывают, что почти для 22% компаний российского малого и среднего бизнеса, высокие тарифы на Интернет являются барьером для развития.
2. Доступность финансовых ресурсов
Низкая доступность финансовых ресурсов – одна из ключевых проблем для малого и среднего бизнеса в производстве. Причем чем больше период, на который планируется привлечь заемные средства, тем меньше вероятность их получить. Получение краткосрочного (до 1 года) кредита сопряжено со значительными трудностями для 26% компаний, еще для 12% компаний это «практически невозможно». Кредит на срок от 1 до 3 лет привлечь «достаточно сложно» по мнению 27% респондентов, «практически невозможно» – по оценке 14%. Что касается долгосрочных кредитов (на срок, свыше 3 лет), то тут негативных оценок еще больше: «достаточно сложно» – 27% и «практически невозможно» – 17%.
Конкуренция – это основа поступательного развития страны, она обеспечивает постоянное и динамичное внедрение инновационных технологий, является главным движущим фактором эволюционного развития общества, порождает разнообразие и обеспечивает максимально эффективное распределение ресурсов. Именно поэтому защита и развитие конкуренции является одним из главных приоритетов государственной политики.
Особенностью российской экономики является ее значительная зависимость от деятельности монополий в различных секторах производства товаров и услуг. Такая специфика обусловлена преемственностью структуры экономических отношений, сложившихся в Советском Союзе. Развитие современной экономической среды в России изначально поставлено в зависимость от сырьевых, перерабатывающих, логистических монополий, созданных в период советской индустриализации.
Именно поэтому состояние конкуренции в российской экономике – наиболее точный индикатор успешности рыночных преобразований, свободы экономической деятельности и равенства предприятий всех форм собственности.
Доступность венчурного финансирования в регионах крайне низкая. Лишь 8% руководителей компаний полагают, что в их регионе реально привлечь деньги из венчурных фондов под рисковые бизнес проекты. Почти половина (45%) опрошенных не смогли прокомментировать ситуацию, а оставшиеся 47% компаний говорят, что получить венчурное финансирование довольно сложно или невозможно.
3. Административный климат
24% руководителей малых и средних производственных компаний оценивают уровень административных барьеров как «достаточно высокий» и говорят об обременительности для бизнеса тех препятствий, которые государственные службы создают ввиду неэффективной работы, плохого законодательства или превышения полномочий проверяющих при проверках. Для 9% компаний уровень является «крайне высоким», их руководители говорят о том, что административные барьеры «душат бизнес». Более позитивный взгляд демонстрируют 37% респондентов: по их мнению, административные барьеры есть, но их уровень невысок, и они не слишком обременительны для бизнеса. И лишь 21% малых и средних компаний вообще не сталкиваются с административными барьерами в своих регионах.
Несмотря на то, что большинство предпринимателей сталкивались с административными барьерами, они часто не воспринимают их как существенные препятствия. Формируется своего рода «привыкание» к административным барьерам: если малое предприятие начало свою деятельность, и не закрылось на начальном этапе, то затем «административные барьеры» становятся не самой большой проблемой для бизнеса, по сути, бизнес к ним приспосабливается и начинает воспринимать скорее как особенность, а не как проблему бизнес-среды. Кроме того, для большого числа малых предприятий гораздо острее стоят другие проблемы, например, связанные с налогами, нехваткой кадров, отсутствием финансовых ресурсов для развития бизнеса и т.п.
Бизнес в целом удовлетворенно оценивает качество работы налоговых органов в вопросах взаимодействия с организациями и расчета налогов. Профессиональной работу налоговых органов называют 25% респондентов, еще 49% опрошенных руководителей отмечают лишь отдельные недостатки и в целом удовлетворены. 12% руководителей отмечают значительное количество недостатков в работе налоговых служб, а 7% респондентов видят очень много недостатков: по их мнению, работа налоговых органов в нынешнем виде препятствует нормальному функционированию бизнеса.
Таможенные процедуры являются источником недовольства для многих компаний, которым когда-либо приходилось заниматься экспортными или импортными операциями. Оценить работу таможни в рамках опроса предлагалось только тем компаниям, которые в своей работе с ней сталкиваются. Так, 21% компаний видит много недостатков в существующих процедурах ввоза-вывоза товаров, а 14% компаний высказывают еще более резкое недовольство, заявляя, что таможенные процедуры «крайне проблемны» для бизнеса. Отдельные недостатки в таможенных процедурах, не являющиеся источниками проблем для компаний, отмечают 35% руководителей. Еще 26% респондентов никаких проблем и недостатков, связанных с процедурами ввоза и вывоза товаров, не отмечают.
В оценках федерального отраслевого регулирования две трети компаний (66%) не отмечают особо серьезных проблем в вопросах, связанных со стандартами, лицензиями и т.п. Однако 27% компаний сталкиваются с недостатками существующего федерального отраслевого регулирования и ощущают его обременительность для бизнеса.
4. Доступность оборудования, системы поставщиков и доступ к рынку
Каждая четвертая компания использует устаревшее оборудование: при этом 21% руководителей охарактеризовали свое оборудование как «умеренно устаревшее», а 7% признали, что их оборудование «морально устаревшее». Около половины (40%) компаний работают на оборудовании, «не самом современном, однако используемом в мире достаточно широко». И еще четверть компаний (26%) использует «самое современное оборудование из существующего на сегодняшний день в мире».
При этом доступность поставщиков машин и оборудования не является причиной отсутствия модернизации на производстве. При поиске поставщиков машин и оборудования 80% малых и средних производственных компаний не сталкиваются с трудностям вообще или испытывают лишь небольшие сложности. Практически так же благоприятно обстоит ситуация и с доступностью поставщиков комплектующих и бизнес-услуг: для 78% компаний без особых сложностей происходит поиск поставщиков комплектующих, 71% позитивно оценивают доступность поставщиков бизнес-услуг. Доля крайне негативных оценок по вопросам о поставщиках варьируется от 2% до 4%.