Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 01:03, курсовая работа
Соотношение конкуренции и монополии продолжает оставаться одной из актуальных проблем современной экономической науки и государственной экономической политики. Монополистические тенденции в современной российской экономике имеют ряд предпосылок, важнейшими из которых являются структура отечественной экономики, сложившаяся во второй половине XX в., и, как следствие стремительного перехода к рыночным отношениям, несовершенство отечественного антимонопольного законодательства.
Мировой опыт свидетельствует, что антимонопольная политика государства формируется не одно десятилетие и нуждается в постоянном совершенствовании в силу изменчивости экономической среды.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Конкуренция и монополия: проблемы реализации экономических интересов хозяйствующих субъектов 4
2. Стратегия развития конкуренции и антимонопольное законодательство в РФ 17
3. Оценка наличия условий для развития конкуренции в РФ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
А вот получение возможности продавать свою продукцию – несколько более значимая проблема для малого и среднего бизнеса. Например, барьеры при получении доступа к каналам дистрибуции (возможности продавать свою продукцию через торговые сети, оптовые и розничные компании и других посредников) есть почти у трети компаний (31%). 41% компаний особых проблем с дистрибуцией не отмечают, а 28% компаний затруднились с ответом на вопрос или предпочли на него не отвечать.
5. Общие результаты исследования
Большинство производственных малых и средних компаний позитивно оценивают свой регион как место для ведения бизнеса. Так, «однозначно благоприятным для ведения бизнеса» свой регион назвали 18% опрошенных руководителей компаний. 47% респондентов вполне довольны, но отмечают отдельные недостатки. По мнению 23% компаний, то большое количество препятствий, с которым им приходится сталкиваться, заставляет охарактеризовать регион как «скорее, неблагоприятное место для бизнеса». Наконец, 6% опрошенных предпочли дать максимально жесткую оценку: «однозначно, неблагоприятное место для ведения бизнеса».
Интересно отметить, что ситуация с организацией нового бизнеса в регионе более критичная. Половина респондентов высказались в негативном ключе: 20% участников опроса полагают, что в настоящее время начать новый бизнес «крайне сложно или невозможно», а 42% заявляют, что открытие нового бизнеса «сопряжено со значительными трудностями». Умеренно позитивные оценки дали в общей сложности 31% респондентов: по их мнению, в процессе создания нового бизнеса если и возникают трудности, то они небольшие.
Примерно три четверти участников опроса – производственных малых и средних компаний (74%) дали положительные оценки нынешнему положению дел в их компаниях. При этом 69% выбрали формулировку «текущее состояние бизнеса скорее хорошее», а 5% предпочли формулировку «однозначно очень хорошее». К сожалению, не у всех компаний дела обстоят так же: 19% руководителей оценивают состояние своего бизнеса как «скорее, плохое», и еще 2% вынуждены признаться, что дела у их компании идут «очень плохо».
Несмотря на преобладание позитивных оценок в предыдущем вопросе, опрошенные сдержанно высказываются относительно динамики развития их бизнеса. Для 24% компаний сравнение текущего состояния их бизнеса с прошлогодним оказывается не в пользу сегодняшнего дня. 40% сейчас ощущают себя примерно так же, как и год назад, и только 34% компаний отмечают улучшения по сравнению с предшествующим периодом.
Что касается ожиданий от будущего года, большинство компаний позитивно оценивают перспективы. Так, «существенных улучшений» ожидают 6% руководителей компаний, еще 34% надеются на «некоторые улучшения». 25% участников опроса полагают, что будущий год не принесет значимых перемен для их бизнеса. С другой стороны, 9% прогнозируют «некоторые ухудшения» в состоянии бизнеса, а 2% - «существенные ухудшения».
По результатам исследования
был составлен рейтинг наиболее серьезных препятствия
для развития бизнеса, самым главным из
которых является «Низкая доступность
персонала требуемой квалификации на
рынке труда». Эту проблему в качестве
одной из самых серьезных назвали 47% малых
и средних компаний, затем идет проблема
«Высокий уровень налогов» (36%) и «Низкая
доступность финансов» (отмечено 22% респондентов).
«Общий спад спроса в отрасли» становится
все менее критическим по мере восстановления
экономики после последнего кризиса, на
него ссылается лишь около 18% респондентов.
5-ое место в рейтинге проблем заняла «Несправедливая
конкуренция»: 17% компаний отметили в качестве
одного из трех наиболее серьезных для
своего развития барьеров ситуацию, когда
некоторые компании оказываются в привилегированном
положении. Для 8% компаний серьезнейшим
препятствием является коррупция.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ