МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РФ
Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
Нижегородский государственный
университет им. Н.И. Лобачевского
Экономический факультет
Кафедра экономической теории
Курсовая работа по дисциплине «Экономическая
теория» на тему:
«История и перспективы
развития российского рынка ценных бумаг»
Выполнил студент
1-го курса дневного
отделения
Группы 712/2
Зрянин Леонид Владимирович
Проверил: Соколов Дмитрий Юрьевич
Нижний Новгород, 2013
Оглавление
Введение…………………………………………………………………
. 3
- Этапы развития российского
рынка ценных бумаг……………….. 5
I.1 От истоков формирования
до середины XIX века …...........................5
I.2.От отмены крепостного права
(1861г.) до Октябрьской революции (1917г.)……………………………………………………………..….12
I.3. Советский период………………………………………………….....16
- Формирование рыночных отношений
в России, как
предпосылка создания рынка
ценных бумаг……………….....…..19
- Перспективы развития российского
рынка ценных бумаг…..….. 30
Заключение………………………………………………………………..34
Литература………………………………………………………………
..35
Приложения……………………………………………………………….36
Введение
Рынок ценных бумаг является
составной частью финансовой системы
государства, характеризующейся индустриальной
и организационно-функциональной спецификой.
Такая система начала формироваться в
России только в конце 80-х годов, когда
была признана необходимость восстановления
рыночного хозяйства.
Экономическая практика 90-х
гг. подтвердила, что одним из главных
средств восстановления и развития рыночных
методов хозяйствования являются ценные
бумаги, фиксирующие право собственности
на капитал.
Значимость банков на рынке
ценных бумаг не подвергается сомнению.
В большинстве стран на рынке ценных бумаг
банки играют важнейшую роль.
В настоящее время продолжаются
процессы создания новых акционерных
банков, расширение капитала функционирующих
и преобразование паевых банков в акционерные,
сопровождающиеся эмиссией акций банков.
Банковские облигации в России
не пользуются большой популярностью,
хотя в мировой практике они занимают
значительное место на финансовом рынке.
Отсюда возникает вопрос: «почему
банковские облигации на Российском рынке
ценных бумаг не имеют масштабного значения,
в отличие от других стран с рыночной экономикой?»,
«В каком направлении должен развиваться
российский рынок ценных бумаг?» Задавшись
этими вопросами, я поставил цель: выделить
этапы развития, понять сущность, выявить
проблемы и обозначить перспективы развития
российского рынка ценных бумаг в моей
курсовой работе.
Предметом исследования курсовой
работы являются: История и перспективы
развития российского рынка ценных бумаг.
Объект исследования - российский банк
ценных бумаг.
Для достижения цели я выделил
следующие задачи:
- указать проблемы российского
рынка ценных бумаг,
- выделить этапы развития российского
рынка ценных бумаг,
- рассмотреть перспективы
развития российского рынка ценных бумаг.
В соответствии с этими задачами
построены главы моей работы.
Современный рынок ценных бумаг
в России сталкивается с целым рядом проблем
на пути своего развития. Таковыми являются:
краткосрочный характер ГЦБ (сроки погашения
государственных облигаций составляют
обычно 1 год и менее. Это связано с высоким
уровнем инфляции в стране), неликвидность
ценных бумаг на мировой арене, «неоформленность»
рынка в макроэкономическом смысле, неразвитость
его материальной базы, высокая степень
всех рисков, связанных с ценными бумагами,
инвестиционный кризис, высокая доля спекулятивного
оборота.
Эти проблемы имеют существенный
характер. Чтобы выяснить их происхождение,
сделаем экскурс в историю. А в качестве
решения – сформулируем перспективы развития
российского рынка ценных бумаг.
I. Этапы развития
российского рынка ценных бумаг
Для Российской Федерации, выполняющей
рыночные преобразования, актуальны вопросы
формирования рынка ценных бумаг с использованием
отечественного и мирового опыта, структур
и методов, применявшихся в разное время.
Рынок ценных бумаг имеют длительную историю.
Первая в мире фондовая биржа, созданная
для организованной торговли ценными
бумагами, появилась в Лондоне в 1773 г. (Стародубцева,
2006). Она стала одним из проявлений промышленной
революции и зарождающихся новых производственных
отношений в экономической сфере. По мере
того, как капиталистические отношения
становились господствующей формой организации
экономического механизма, фондовые биржи
получали все большее развитие, и вслед
за появлением в Англии они возникли в
США, Германии, Франции и позже в России.
I.1. От истоков формирования
до середины XIX века.
Среди инструментов рынка капиталов
первыми появились государственные облигации.
Из-за дефицита капитала царское правительство
было вынуждено прибегать в основном к
денежной эмиссии, и отчасти обращаться
к иностранным банкирам, сложность получения
средств от которых в то время была обусловлена
неустойчивым международным политическим
положением в XVIII в. вследствие постоянно
происходивших в Европе военных действий.
Развитие рынка ценных бумаг
имеет интересную историю, которая уходит
вглубь XVIII века. Появление облигаций в
Российской Империи явилось определённым
этапом в развитии финансовой, денежной
и кредитной системе страны и всей её экономической
жизни. В отличие от многих других стран,
в нашем отечестве долговые обязательства
проделали путь от государственных денежных
знаков до процентных ценных бумаг.
До отмены крепостного права
в 1861 году в Российской Империи были слабо
развиты рыночные отношения. В сельском
хозяйстве преобладали натуральные отношения.
Продукты, производимые крепостными крестьянами,
предназначались в основном для потребления
в рамках данного помещичьего хозяйства.
Лишь оставшаяся их часть поступала в
продажу, формируя предложение на российском
товарном рынке. Промышленность в виде
казённых и малочисленных частных мануфактур
и появившихся в XVIII веке ремесленных производств
играла ещё меньшую роль в экономике страны
и формировании всероссийского рынка
товаров. Кроме того, на них использовался
не наёмный труд вольных работников, а
труд людей, находящихся в крепостной
зависимости от помещика. Низкая производительность
такого труда тормозила быстрое развитие
мануфактур. Медленное развитие рынков
товаров и труда сдерживало становление
рынка капиталов.
Государство было заинтересовано
в сохранении крепостничества. Поэтому,
оно сознательно ограничивало частную
капиталистическую предпринимательскую
деятельность и переход к многоукладной
экономике, основанной на разнообразных
формах собственности. В XVIII веке и первой
половине XIX века медленное развитие
сельского хозяйства и промышленности,
всероссийского рынка товаров, кредитной
системы являлось главной причиной дефицита
капиталов у купечества и большинства
городских ремесленников.
Таким образом, процесс первоначального
накопления капитала развивался в крепостной
России очень медленно. Поэтому, экономика
не могла обеспечить доходами бюджет государства.
А так как Россия в то время участвовала
в многочисленных войнах, то ей требовались
колоссальные затраты на содержание и
вооружение армии. В итоге, всё это привело
к хроническому дефициту бюджета государства.
До второй половины XVIII столетия
финансовыми ресурсами для Российского
правительства служили в основном реквизиции
или принудительные займы (так как не было
свободных капиталов) у монастырей и частных
лиц. Российское правительство Петра I,
затем Елизаветы Петровны и отчасти Екатерины
II предпринимало попытки получить внешние
займы. Но они были безуспешны из-за неустойчивости
международной политической жизни XVIII
века. Кроме того, в правящих кругах и разных
сословиях росло понимание недостатков
денежной системы, основанной исключительно
на монетном обращении. Вследствие этого,
одной из форм покрытия дефицита государственного
бюджета стала необходимость выпуска
бумажных денег, переход к которым стал
возможным благодаря постепенному развитию
товарно-денежных отношений, кредитных
учреждений и созданию соответствующей
технической базы для их изготовления.
В соответствии с манифестом
от 29 декабря 1768 года были выпущены первые
в Росси бумажные денежные знаки – ассигнации.
Их выпуску способствовала нехватка средств
обращения, обусловленная оживившимся
торговым оборотом. По этим причинам ассигнации
пользовались сначала крупным успехом.
Правительство Екатерины II стало использовать
эмиссию ассигнаций в фискальных целях
– для покрытия экстренных расходов, связанных
с войнами, и вскоре это привело к развитию
инфляционных процессов.
В 1769 году благодаря успешным
внешнеполитическим шагам Екатерине II
удалось получить первый в истории России
внешний заем. За ним последовали новые
займы, в основном пятипроцентные. По ряду
причин правительство Екатерины II не имело
возможности самостоятельно выпустить
облигации и успешно их разместить среди
иностранных покупателей ценных бумаг.
Поэтому все соглашения о займах заключались
через посредников – главным образом
через голландских банкиров, прежде всего
благодаря помощи голландской банкирской
фирмы Гопе и Ко. К концу правления Екатерины
II общий государственный долг составил
около 215 млн.руб.` Государственный кредит
был организован в трёх формах: в виде
выпуска бумажных денег (более 166 млн.руб.);
получения внешних долгосрочных займов
(62 млн. голландских гульденов, или 41,5 млн.руб.)`;
заимствования казначейством кредитных
ресурсов у казённых банков (более 7 млн.руб.)`.
Появление и развитие каждой из
этих форм стало возможным благодаря совершенствованию
финансовой, кредитной и денежной систем
страны. Однако из-за хронического дефицита
капиталов правительство не могло использовать
размещение облигаций внутренних займов.
Правительство Павла
I вместо возвращения старых долгов
занялось поиском путей получения
новых кредитов, опять прибегая
к услугам печатного станка. В первые
годы царствования Александра I эмиссия
ассигнаций усилилась особенно заметно,
а с ней усилился и инфляционный процесс,
который обесценивал денежные накопления
имущих слоёв. Это делало невыгодным предоставление
кредитов, что вызвало свёртывание кредитных
отношений.
Таким образом, инфляционное
денежное обращение сдерживало развитие
капиталистических отношений, торговли
и кредита.
В этих условиях правительство
решило принять определённые шаги с целью
стабилизации денежного обращения. Поэтому,
в 1809 году известным государственным деятелем
М.М. Сперанским при содействии профессора
Н.С. Мордвинова был подготовлен специальный
«План финансов». По этому плану предполагалось
целесообразным выпустить долговые процентные
обязательства – облигации долгосрочного
государственного займа и продать их всем
желающим за ассигнации. Манифестом от
2 февраля 1810 года все выпущенные ранее
в обращение ассигнации объявлялись долгом
государства, обеспеченным всем богатством
Российской Империи. Манифестом от 27 мая
1810 года было объявлено о выпуске внутреннего
облигационного займа на 100 млн. ассигнационных
рублей для постепенного погашения долга
правительства по ассигнациям. Облигации
выпускались достоинством от 1000 ассигнационных
рублей и выше, сроком на 7 лет. Номинальный
доход по займу был определён в размере
6% годовых.
Однако этот первый в истории
внутреннего государственного кредита
Российского государства облигационный
займ был реализован всего лишь на 3,2 млн.рублей.
Причиной этому опять же был дефицит свободных
денежных капиталов долгосрочного характера
и недоверие имущих слоёв населения к
облигациям. Поэтому, в это время получил
развитие особый вид государственного
кредита, который заключался в постоянных
заимствованиях правительством из казённых
банков кредитных ресурсов, поступавших
в качестве вкладов от частных лиц и учреждений.
Попытка российского государства осуществить
в 1810 г. первый шестипроцентный облигационный
заём на внутреннем рынке провалилась.
Всего было размещено немногим более 3%
от объема выпуска внутреннего облигационного
займа, что было связано с отсутствием
в стране должного объема свободных денежных
средств, а также предпочтениями имущей
части населения хранить деньги во вкладах
в казенных банках под 5% годовых.
Война 1812 г., повлекшая значительные
денежные расходы, потребовала от правительства
Российской империи произвести крупные
эмиссии ассигнаций для финансирования
военных расходов. В этот период предпринимаются
усилия по размещению выпуска краткосрочных
облигаций Государственного казначейства
сроком на один год под 6% годовых на сумму
10 млн руб. В 1815 году правительство приступило
к упорядочению внешнего (голландского)
долга. Весь этот долг был отсрочен. Затем
в 1818 г. Российским Императорским правительством
реализуется новый «План финансов» по
изъятию ранее выпущенных ассигнаций,
цель которого – добиться консолидации
текущего долга Государственного казначейства
по выпущенным ассигнациям. Владельцам
свободных капиталов, начиная с 1818 года,
было предоставлено право отдать в долг
государству ассигнации, из расчета 6%
годовых (позднее 5%). В этих условиях правительство
вынуждено было продолжать покрывать
дефицит бюджета выпуском ассигнаций,
средствами казенных банков, а также обращаться
к внешним займам.
Тем не менее, общей тенденцией, начиная
с первой половины XIX в., стало постепенное
увеличение доли государственного долга
в форме процентных ценных бумаг облигаций
(Таранков, 1992).
В 1820-1822 г.г. Россия получила два внешних
кредита. В конце 20-ых годов XIX века Министерство
финансов приложило максимум энергии
для усиления сбора налогов с целью увеличения
доходов бюджета государства. В 1831 году
был выпущен манифест о выпуске билетов Государственного
казначейства. Их номинал составлял
250 ассигнационных рублей. В обращение
они поступали крупными партиями (сериями),
поэтому стали полуофициально называться
«сериями». Билеты давали право на получение
дохода из расчёта 4,32% годовых. Срок погашения
наступал через 4 года.