Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 11:34, курсовая работа
Предметом исследования курсовой работы являются: История и перспективы развития российского рынка ценных бумаг. Объект исследования - российский банк ценных бумаг.
Для достижения цели я выделил следующие задачи:
- указать проблемы российского рынка ценных бумаг,
- выделить этапы развития российского рынка ценных бумаг,
- рассмотреть перспективы развития российского рынка ценных бумаг.
Введение………………………………………………………………… . 3
Этапы развития российского рынка ценных бумаг……………….. 5
I.1 От истоков формирования до середины XIX века …...........................5
I.2.От отмены крепостного права (1861г.) до Октябрьской революции (1917г.)……………………………………………………………..….12
I.3. Советский период………………………………………………….....16
Формирование рыночных отношений в России, как
предпосылка создания рынка ценных бумаг……………….....…..19
Перспективы развития российского рынка ценных бумаг…..….. 30
Заключение………………………………………………………………..34
Литература…………………………………………
Первоначально предполагалось, что эмиссия билетов будет являться временным (среднесрочным) ресурсом для покрытия дефицита бюджета. Но в действительности их выпуски следовали один за другим. Новые билеты обменивались на билеты с истекшим сроком обращения. И в итоге они превратились в государственный кредит долгосрочного характера.
В 1839 году Российское Правительство приняло решение о реформе денежной системы. Она началась с принятия Манифеста 1 июля 1839 года «Об устройстве денежной системы». Цель этой реформы была – введение новых принципов организации денежной системы и устранения из обращения обесценившихся ассигнаций. Одновременно был опубликован указ 1 июля 1839 года «Об учреждении Депозитной кассы серебряной монеты при Государственном Коммерческом Банке». Депозитная касса принимала на хранение вклады серебряной монетой и выдавала взамен депозитные билеты на соответствующие суммы. Эти билеты являлись законным средством платежа и пользовались популярностью среди населения. Но так как они выпускались в обращение в той же сумме, в какой накапливался в кассе фонд серебра и золота, то это не увеличивало доходов Государственного казначейства. В связи с этим, манифестом 1 июня 1843 года выпуск депозитных билетов был прекращён. Они подлежали обмену на государственные кредитные билеты по курсу 3руб.50коп. ассигнациями за один рубль новыми кредитными билетами. В итоге, в обращении остался только один вид бумажных денежных знаков – государственные кредитные билеты.
Денежная реформа явилась импульсом быстрого развития товарно-денежных отношений в стране. Казённая банковская система получила возможность увеличивать свои ресурсы с помощью эмиссии кредитных билетов, лишь частично обеспеченных металлом. Она была обязана предоставлять этими денежными знаками долгосрочные ссуды правительству и помещикам под залог недвижимости.
Если до 40-ых годов XIX века займы использовались в основном для финансирования военных расходов, то, начиная с 1842 года, началось их применение и в производительных целях. В этот год Российское правительство приступило к строительству железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Ресурсами для финансирования этого строительства стали средства казначейства и пять внешних кредитов. Эти расходы усилили дефицит бюджета государства. За 1844-1851г.г. он превысил 360 млн.рублей.` Продолжавшаяся огромная эмиссия кредитных билетов вызвала падение их курса. В России начался длительный период инфляционного бумажно-денежного обращения.
К концу царствования Николая I (к 01.01.1855г.) государственный долг Российской Империи складывался из внешних и внутренних облигационных займов в сумме 330 млн.рублей (Таранков, 1992) и заимствований кредитных ресурсов из казённых банков в объёме 437 млн.рублей, выпущенных билетов Государственного казначейства на сумму 75 млн. рублей. Величина процентного долга достигла 842 млн.рублей. Это в 4 раза превышало его величину к концу царствования Александра I. Беспроцентный государственный долг по выпущенным кредитным билетам составил 356 млн.рублей. Весь итог долга к 1 января 1855 года составил 1198 млн. рублей серебром.
Таким образом, в результате глубоких институциональных реформ, Россия встала на путь формирования цивилизованной экономики рыночного типа.
На данном историческом этапе уже сформировалась, хотя и неполноценная, но реально функционирующая классическая система трехуровневого финансирования экономики. Развивающийся рынок ценных бумаг стал импульсом быстрого развития товарно-денежных отношений в стране.
Развитие капитализма в России
в конце XIX в. было ускорено отменой крепостного
права в 1861 г., которая подтолкнула к созданию
качественно новых товарно-денежных отношений,
а также к расширению внутреннего рынка
на базе капиталистических отношений.
При этом был широко заимствован зарубежный
опыт, так как в экономике дореволюционной
России иностранный капитал занимал довольно
заметное место.
Покупка и продажа ценных бумаг осуществлялись
в основном через фондовые биржи и Центральный
(государственный) Банк России. Оборот
акций в основном происходил через три
фондовые биржи – Санкт-Петербурга, Москвы
и Гельсингфорса. Продажа и реализация
государственных облигаций производились,
главным образом, через Государственный
банк, но при довольно активном посредничестве
коммерческих банков и других кредитных
институтов.
Покупателями акций были в основном российские частные предприятия, компании, кредитно-финансовые институты (банки, страховые компании), состоятельные слои населения, иностранные юридические и физические лица. То же самое можно сказать и о покупках государственных облигаций. До конца XIX в. в России не было ни одной фондовой биржи. Сделки с ценными бумагами осуществлялись на товарных биржах в соответствии с правилами биржевой торговли товарами. В России существовала 21 товарная биржа, а фондовые операции осуществлялись на семи: Петербургской, Московской, Варшавской, Киевской, Одесской, Харьковской и Рижской.
Ведущей была Петербургская биржа. На ней осуществлялись сделки с наибольшим числом бумаг, а их курсы принимались другими биржами как определяющие. На некоторых биржах проводилась самостоятельная котировка ценных бумаг лишь местных акционерных компаний. Официально на таких биржах осуществлялись лишь две основные операции с частными ценными бумагами: подписка на новые выпуски этих бумаг; покупка и продажа их за наличные. С возникновением коммерческих банков ссудные операции под залог ценных бумаг перешли к ним. Торговля же акциями и паями на срок могла вестись лишь нелегально – вне официальной биржи либо на ней, но, в замаскированном виде. Сделки на срок не охранялись законом, что делало их рискованными. Биржи же лишались одной из важнейших операций, в результате чего, в частности, страдала котировка частных бумаг.
В марте 1883 г. были утверждены первые «Правила для сделок по покупке и продаже фондов и акций» на бирже. Однако имелись в виду исключительно сделки за наличные. Сделки с частными ценными бумагами были разрешены лишь законом 8 июня 1893 г. Покупка акций не за наличные деньги и поставка их на срок и по определенной цене перестали рассматриваться как противозаконные. Представление частных ценных бумаг на биржу и порядок их биржевой котировки определялись исключительно правилами каждой биржи.
На ведущей (Петербургской) бирже в 1888 и 1892 гг. котировались акции соответственно 24 и 32 акционерных обществ и облигации 5 компаний. Котировка частных ценных бумаг осуществлялась по инициативе правления компании, просто группы акционеров или банка. Для этого они должны были обратиться к биржевому комитету с заявлением, при котором прилагали устав общества, образец бумаги и отчет за последний год.
Однако в 1890-х гг. допускались к котировке и бумаги только образовавшихся компаний. В этом случае требовалось еще подтверждение сбора всей суммы капитала. Не допускались к котировке бумаги тех акционерных компаний, капитал которых был менее 500 тыс. руб. Ограничение суммы акционерного капитала объяснялось как мера против захвата компании путем скупки большинства ее акций на бирже в ущерб интересов прежних владельцев. Считалось, что капитал в 250–300 тыс. руб. легко может попасть в одни руки. Из 100 членов биржи лишь 8 представляли операции с ценными бумагами. Поэтому назрела необходимость выделения фондовой торговли и создания Фондового отдела. Благодаря этому ограничивался круг лиц, которые могли заниматься биржевыми операциями.
Члены Фондового отдела делились на членов-посетителей и действительных членов. И те, и другие должны были иметь промысловые свидетельства первого разряда и уплачивать сбор за право посещать биржевые собрания. Но участвовать в биржевой торговле и заключать биржевые сделки могли лишь последние. Только сделки между действительными членами (или через их посредство), притом заключенные в самом биржевом собрании, признавались «биржевыми сделками» с рядом вытекающих отсюда важных последствий» в том числе фиксированием их в котировочном бюллетене. При этом упрочивалось и положение на бирже акционерных коммерческих банков и банковских домов, а также улучшался состав маклеров. Теперь они являлись действительными членами Фондового отдела. Их деятельность обеспечивалась денежными залогами.
Сохранялось введенное в 1893 г. подчинение маклеров административной власти министра финансов. Сделки за собственный счет им запрещались. Но они получали право выполнения приказов на продажу и покупку ценных бумаг, исходящих и не от членов биржевого общества. 10 января 1901 г. были утверждены подробные «Правила для фондового отдела Петербургской биржи», а также «Инструкция котировальной комиссии» и «Правила о допущении бумаг к котировке в Фондовом отделе Петербургской биржи». Правилами был установлен порядок, при котором для введения акций в котировку требовалось ходатайство правления данной компании, основывающееся на постановлении общего собрания акционеров. В ноябре 1907 г. биржевое законодательство было дополнено новыми «Правилами для сделок по покупке и продаже иностранной валюты; фондов и акций на Петербургской бирже», касающимися только техники операций с акциями.
Информация о работе История и перспективы развития российского рынка ценных бумаг