История развития электронного правительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 08:24, реферат

Краткое описание

Прежде чем перейти к раскрытию ситуации с развитием электронного правительства в России, отметим очень серьезные традиции развития вычислительной техники в СССР (чего только стоят работы академика Глушкова). Наличие собственной архитектуры персонального компьютера (Машины серии ЕС) все-таки не привело к массовому использованию этих машин в повседневной жизни и государственном управлении, поскольку советские ЭВМ активно использовались в научно-исследовательской и оборонной деятельности. Тем не менее можно утверждать, что в СССР существовала самостоятельная ИТ-отрасль, правда, в условиях закрытых границ и отсутствия глобальной конкуренции. Распад СССР привел к тому, что советская вычислительная техника и программное обеспечение были вытеснены зарубежными (в первую очередь, американскими) решениями.

Вложенные файлы: 1 файл

Istoria_Elektronnogo_pravitelstva.docx

— 47.96 Кб (Скачать файл)

               Министерство образования и науки Российской Федерации

 

Поволжский государственный  университет телекоммуникаций и  информатики

 

                                 Кафедра электронной коммерции

 

 

 

 

                                                                Реферат

по дисциплине:

  История и философия науки

 

 

 

 

ТЕМА:

История развития электронного правительства

 

 

 

                                                                                     Специальность:

                                                                                             Управление в социальных             

                                                                                             и экономических системах

 

                                                                                                  Проверил д.фс.н, проф.,                               

                                                                                            зав кафедры философии

                                                                            Филатов Т.В.

 

                                                                                           _____________________

 

 

                                                                  Самара 2013 г.

 

История развития электронного правительства

 

Прежде чем перейти  к раскрытию ситуации с развитием  электронного правительства в России, отметим очень серьезные традиции развития вычислительной техники в СССР (чего только стоят работы академика Глушкова). Наличие собственной архитектуры персонального компьютера (Машины серии ЕС) все-таки не привело к массовому использованию этих машин в повседневной жизни и государственном управлении, поскольку советские ЭВМ активно использовались в научно-исследовательской и оборонной деятельности. Тем не менее можно утверждать, что в СССР существовала самостоятельная ИТ-отрасль, правда, в условиях закрытых границ и отсутствия глобальной конкуренции. Распад СССР привел к тому, что советская вычислительная техника и программное обеспечение были вытеснены зарубежными (в первую очередь, американскими) решениями.

Почти двадцатилетняя история информатизации в России, начавшаяся после распада СССР, также  была связана сначала с разрозненными, а затем все более целенаправленными  действиями по распространению и  использованию ИКТ в различных  сферах, включая государственное  управление. В целом, несмотря на сложнейшие проблемы социально-экономического переустройства (важнейшая из которых – информационное неравенство между субъектами Российской Федерации и слабое развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры в масштабах всей страны), Россия уверенно шла по пути развития и использования ИКТ достаточно быстрыми темпами.

Развитие ИКТ  в России выдержало даже такую  проверку на прочность, как экономические  кризисы 1998 и 2008 гг., которые не смогли существенно замедлить этот процесс. Проблема всегда была в другом. Высокий уровень образования и грамотности населения страны позволял легко и быстро осваивать пионерские технологии, однако страна не могла похвастать их массовым распространением и использованием в органах власти, бизнесом или населением. Так, позиции России в международном рейтинге ООН готовности государств к развитию электронного правительства заметно снизились (с 50 места в 2005 г. до 60 места в 2008 г.) из-за драматического снижения показателей веб-присутствия органов власти (падение с 56 места в 2005 г. на 92 в 2008 г.), сильнее всего повлиявшего на снижение итогового места России в рейтинге, тогда как показатели развития национальной ИКТ-инфраструктуры и человеческого капитала оставались примерно на одном и том же уровне.

Внедрение ИКТ в  масштабах такой страны, как Россия, само по себе является сложнейшей задачей. В России же это происходило и  происходит на фоне глубоких структурных  изменений, отличающих процесс перехода от одной политической системы к  другой. Внимание к социально-экономической  модернизации и участию на равных в ключевых мировых событиях заставило  руководство страны обратиться к  потенциалу ИКТ.

Особенностью Российской Федерации является не наличие каких-то особенных проблем в сфере освоения ИКТ, а масштабность решаемых задач по внедрению и необходимость мобилизации значительных ресурсов для их решения. Смена политического режима и приоритетов развития Российской Федерации после распада СССР и до начала 2000-х годов мало повлияла на состояние бюрократического аппарата страны. Можно сказать, что в условиях глобализации, построения с нуля рыночной экономики в России, борьбы с драматическим падением уровня жизни населения и стремительно выросшим социальным расслоением страны, проблема неэффективности деятельности российской бюрократии не являлась первостепенной задачей.

 

Концепция информационной политики

 

Одним из первых стратегических документов современной России в  направлении построения информационного  общества стала Концепция информационной политики, разработанной и одобренной Комитетом Государственной Думы по информационной политике и связи, а также Постоянной палатой по государственной информационной политике при Президенте Российской Федерации  в конце 1998 года. В Концепции определялось, что информационная политика Российской Федерации является важной составной частью внешней и внутренней политики государства и охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

Долгосрочной стратегической целью информационной политики был  определен переход к новому этапу  развития России – построению информационного  общества. Были определены основные этапы  движения России к информационному  обществу: реформирование информационного  производства на основе управления информацией  как важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного  развития; развитие общественных и  личных информационных потребностей и  сферы информационных и телекоммуникационных услуг; открытость информационной политики как главной предпосылки последовательного демократического развития страны.

Следует отметить, что Концепция государственной информационной политики была первым широко распространенным и обсужденным общественностью документом, в котором интересы граждан и общества рассматривались как более приоритетные по сравнению с интересами государства. 

Концепция программы «Развитие информатизации в России»

 

Вслед за Концепцией информационной политики в 1998-1999 гг. была разработана Концепция федеральной  целевой программы «Развитие  информатизации в России на период до 2010 года», которая рассматривалась  как программа создания условий  для перехода страны к информационному  обществу. В Концепции выделены три  стратегических направления движения России к информационному обществу: информатизация системы образования, формирование и развитие индустрии  и соответствующей инфраструктуры информационных и коммуникационных услуг, обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям.

Хотя проект Концепции  и был одобрен коллегии Мининформсвязи России, сам документ официально так  и не был утверждён на уровне Правительства или Президента России.

 

Окинавская  хартия глобального информационного  общества

 

Следующим стратегическим шагом России в данном направлении  стало подписание в 2000 г. на саммите  стран G8 Окинавской хартии глобального  информационного общества. В соответствии с Хартией были определены обязательства как России, так и других стран Большой Восьмерки способствовать распространению ИКТ и преодолению информационного неравенства, угрожающего многократно усилить существующее социальное и экономическое неравенство.

Россия находилась в двойственной ситуации: с одной  стороны информационная индустрия (ИТ, телекоммуникации, контент-индустрия) начинает играть важную роль в экономике и политике страны, а с другой стороны в стране нет движущих сил развития ИКТ, транснациональных производителей информационно-коммуникационных продуктов, услуг и решений, которые заставляли остальные правительства G8 настаивать на приоритетном развитии и использовании ИКТ во всем мире. В целом, Россия по уровню развития ИКТ-инфраструктуры в эти годы находилась ближе к развивающимся странам, чем к другим участникам G8.

 

Административная  реформа

 

С приходом к власти в 2000 г. нового Президента России В. Путина, совпавшего с началом периода  быстрого экономического роста, у государства  появились ресурсы для проведения столь дорогостоящего мероприятия  как административная реформа. Административная реформа была запланирована в  два этапа. Первый этап проходил в 2004-2006 годах и заложил базовые принципы последующих изменений. Второй этап намечен на 2006-2010 годы (хотя первоначально его завершение планировалось в 2008 году) и призван, с одной стороны, продолжить первый этап, а с другой стороны, скорректировать его. В частности, связать процесс реформирования с меняющимися потребностями граждан, анализом и учетом накопленного на первом этапе опыта. На первом этапе административной реформы было выделено четыре направления деятельности:

- уточнение общественной  роли государственного управления;

- стандартизация  государственного управления;

- результативность  государственного управления;

- оценка качества  государственного управления.

Вышеуказанные задачи предполагали существенную перестройку (реинжиниринг) ключевых административных процедур в органах власти, а потому очень амбициозной и сложной задачей стала попытка связать административную реформу с внедрением информационных технологий. Смысл был в том, чтобы реализовать административные процедуры в электронном виде на основе новых информационных систем и решений. Стандартизация государственного управления предполагала создание типовых регламентов государственных услуг, реестра государственных услуг. Изменение нормативной правовой базы предоставления услуг, отработку обратной связи с гражданами, в том числе с использованием ИКТ, разработку показателей качества оказываемых услуг и механизма их коррекции.

Административный  регламент, являющийся стандартом качества административной процедуры, должен содержать  название услуги, описание ожидаемого результата, процесс оказания, максимальные сроки ожидания, требования к инфраструктуре доступа к услуге, ссылки на нормативные акты, регулирующие предоставление услуги. При оценке качества оказываемых услуг стали учитываться такие показатели, как:

- качество информации;

- процедура реализации;

- качество взаимодействия  с представителями органов государственной  власти;

- местоположение;

- комфортность пребывания  в органах государственной власти.

Социологические опросы граждан должны стать средством  выяснения степени их удовлетворенности  взаимодействием с ОГВ.

На втором этапе  развитие системы административных регламентов должно было привести к  созданию их электронных аналогов, которые бы позволили в свою очередь осуществлять предоставление государственных услуг в электронном виде. Помимо электронных каналов доступа к услугам стала создаваться сеть многофункциональных центров (МФЦ) предоставления государственных услуг по принципу «одного окна» для посетителей. К концу 2009 г. было реализовано более 50 пилотных проектов в нескольких пилотных регионах, в последующие годы количество МФЦ планируется существенно увеличить.

В первую очередь  разработаны и внедрены стандарты  наиболее массовых государственных  услуг, непосредственно затрагивающих  конституционные права и свободы  граждан. Это, в частности, государственные  услуги, связанные с регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним (включая земельные участки), выдачей паспорта гражданина Российской Федерации, регистрацией и трудоустройством безработных граждан, и другие услуги. Перечни первоочередных государственных  услуг, которые должны предоставляться (в том числе, и в электронном  виде) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления, были утверждены в течение 2009 года.

 

Электронная Россия (2002-2010) № 1

 

В контексте вышеуказанных  мероприятий можно рассматривать  запущенную в 2002 году Федеральную целевую программу «Электронная Россия 2002-2010». В рамках программы выделяют следующие направления, связанные с административной реформой:

· внедрение в  деятельность органов исполнительной власти по предоставлению государственных услуг технологий электронного взаимодействия с населением и организациями, создание единой системы информационно-справочной поддержки населения и организаций по вопросам получения государственных услуг, а также создание информационной системы ведения реестра предоставляемых государственных услуг;

Информация о работе История развития электронного правительства