История развития электронного правительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 08:24, реферат

Краткое описание

Прежде чем перейти к раскрытию ситуации с развитием электронного правительства в России, отметим очень серьезные традиции развития вычислительной техники в СССР (чего только стоят работы академика Глушкова). Наличие собственной архитектуры персонального компьютера (Машины серии ЕС) все-таки не привело к массовому использованию этих машин в повседневной жизни и государственном управлении, поскольку советские ЭВМ активно использовались в научно-исследовательской и оборонной деятельности. Тем не менее можно утверждать, что в СССР существовала самостоятельная ИТ-отрасль, правда, в условиях закрытых границ и отсутствия глобальной конкуренции. Распад СССР привел к тому, что советская вычислительная техника и программное обеспечение были вытеснены зарубежными (в первую очередь, американскими) решениями.

Вложенные файлы: 1 файл

Istoria_Elektronnogo_pravitelstva.docx

— 47.96 Кб (Скачать файл)

 

За счет централизованных средств ФЦП «Электронная Россия»  были разработаны программное обеспечение, модельные нормативные правовые акты и обучающие курсы, которые  прошли апробацию в пилотных регионах и, после завершения двухлетних проектных  работ, бесплатно передавались в  другие регионы. Регионы, которые хотели внедрить разработанные типовые  решения должны были за счет собственных  средств развернуть необходимую ИКТ-инфраструктуру и, в случае необходимости, доработать программное обеспечение под свои конкретные потребности.

 

Кроме того, необходимо было на уровне субъекта Российской Федерации  принять нормативные правовые акты, необходимые для эксплуатации системы, созданной на основе типового решения, а также обучить персонал. Концепция  региональной информатизации была одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 г. № 1024-р1. Целью концепции стало детальное рассмотрение социально-экономических проблем и потребностей региона, а также обозначение путей их решения с позиции применения потенциала ИКТ. В качестве важнейших направлений регионального развития, которые могут быть реализованы с помощью ИКТ, в концепции выделены: информационное взаимодействие с федеральным центром, повышение качества государственного управления регионом, обеспечение государственного и общественного участия и контроля за региональными органами власти в процессе работы с информацией. В качестве важнейших задач, решение которых будет способствовать улучшению социально-экономических показателей развития региона, в концепции выделяются: создание и развитие ИКТ-инфраструктуры региона, внедрение государственных информационных систем с высоким уровнем надежности и безопасности, улучшение систем мониторинга и финансирования проектов регионального электронного правительства, совершенствование нормативно-правовой базы с учетом специфики каждого отдельно взятого региона, разработка стандартов региональной информатизации (требования к технологиям и их поставщикам, стандарты хранения и передачи данных, функциональность региональных информационных систем и их интеграция). В концепции отдельно подчеркивается необходимость создания структуры управления региональным электронным правительством в составе регионального совета по информатизации (выполняет функции координации и мониторинга деятельности региональных ведомств, устанавливает приоритеты выполнения тех или иных проектов э-правительства), а также чиновников, которые в силу занимаемой ими должности несут персональную ответственность за исполнение решений в сфере региональной информатизации на уровне губернатора и региональных ведомств. Концепция предполагает использование программно-проектного подхода к управлению информатизацией, разработку типовых ИТ-решений для региона, таких как: региональная информационная система социально-экономического анализа и прогнозирования, отраслевые ведомственные системы, регулирующие процесс выдачи лицензий, субсидий, справок и документов, осуществления регистраций, оказания информационной поддержки гражданам в сферах образования, здравоохранения, ЖКХ, культуры и науки и т.д.

 

План действий по реализации Концепции региональной информатизации состоял из трех этапов. С2006 по 2008 год предстояло провести всесторонний анализ готовности региона к информатизации и разработать методические рекомендации по внедрению системы регионального  электронного правительства. С 2008 по 2010 год должно происходить внедрение типовых проектов электронного правительства. С 2010 года должны быть внедрены региональные информационные системы, а также должен быть представлен план их взаимодействия с федеральными ИС.

 

Стратегия развития информационного общества

 

7 февраля 2008 года  была официально принята Стратегия  развития информационного общества  в Российской Федерации. Национальная  стратегия определила основные  направления развития информационного  общества в России на период до 2015 г., задала ориентиры и контрольные значения. Собрание законодательства РФ, 24.07.2006, № 30, ст. 3419.22 показателей достижения поставленной амбициозной цели – ворваться в двадцатку стран-лидеров к 2015 году, стартуя с 50-60-х мест в международных рейтингах. В течение полутора лет был разработан и в декабре 2009 г. принят трехлетний план реализации Стратегии до 2011 г., выполнение которого и продемонстрирует насколько продуманны, взвешены и достижимы поставленные цели.

 

Стратегия развития информационного общества предполагает комплексную модернизацию на основе ИКТ всего государства за счет кардинального изменения принципов  взаимоотношений между государством и обществом в таких областях, как:

- совершенствования  системы государственных гарантий  конституционных прав и свобод  человека гражданина в информационной сфере;

- развитие экономики  Российской Федерации на основе  использования ИКТ;

- формирование современной ИКТ-инфраструктуры;

- установление более  тесных межсекторных партнерств для решения текущих задач;

- развитие науки,  технологий и техники, подготовка  квалифицированных кадров в сфере  информационных и телекоммуникационных  технологий;

- повышение качества  образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения;

- сохранение культурного  наследия на основе ИКТ;

- обеспечение национальной  безопасности в информационной  сфере;

- повышение эффективности  государственного управления и  местного самоуправления.

Уже сейчас можно  уверенно сказать, что поставленные амбициозные цели Стратегии к 2015 году достигнуты не будут. И причина не только в разразившемся в 2008 году глобальном экономическом кризисе, сильно ударившем по России, но и в застарелых болезнях, уже неоднократно опоминавшихся выше – неблагоприятная деловая среда, отсутствие эффективных механизмов управления и координации столь масштабными программами, ведомственная разобщенность, недостаточное число электронных лидеров как на федеральном, так и на региональном уровнях государственного управления и др.

 

Электронная Россия (2002-2010) № 3

 

После преобразования в марте 2008 года Мининформсвязи России в Минком связи России и полной смены руководства отрасли, ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» была подвергнута очередной, третьей ревизии. В анализе Минком связи России вновь обращалось внимание на излишне ведомственный характер Программы, не улучшающий качество взаимоотношений государства и общества. Отмечались задачи требующие решения: разработка системного проекта электронного правительства, перенесение с граждан и организаций на государственные органы обязанности по подтверждению первичных прав заявителей, оптимизация ведомственных и межведомственных административных процедур, обеспечивающая перевод государственных услуг в электронный вид, разработка стандартов создания и эксплуатации ведомственных и межведомственных информационных систем, унифицированных технологий и протоколов ведомственного и межведомственного электронного взаимодействия, принятие необходимого нормативного правового обеспечения для оказания государственных услуг в электронном виде и ряд других.

Поэтому в третьем  релизе ФЦП «Электронная Россия»  в качестве основной цели было поставлено формирование инфраструктуры электронного правительства, необходимой для  повышения качества взаимоотношений  государства и общества, оперативности  предоставления государственных и  муниципальных услуг, повышения эффективности межведомственного взаимодействия и внутренней организации деятельности органов государственной власти на основе эффективного использования ИКТ.

 

Количество программных мероприятий (по сравнению с уже сокращенной при предыдущем пересмотре) ФЦП «Электронная Россия» еще уменьшилось. Более того, по инициативе Минком связи России, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации в середине 2009 г., разработка инфраструктуры электронного правительства (вместе с большей частью средств ФЦП «Электронная Россия») на не конкурсной основе была поручена ОАО«Ростелеком». Это решение вызвало волну критики, как со стороны экспертов отрасли, так и других ведомств. Высказывались обоснованные сомнения в компетентности единственного исполнителя – оператора междугородной и международной электрической связи «Ростелекома» – в сфере разработки столь сложных и комплексных информационных систем, каковыми являются системы электронного правительства.

 

Последним по времени (к моменту написания данной статьи) концептуальным документом, утвержденным постановлением Правительства России в июне 2009 г. была Концепция единой системы информационно-справочной поддержки граждан и организаций  по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В ней были зафиксированы основные элементы этой системы: Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций), Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), региональные порталы государственных и муниципальных услуг (функций) и реестры государственных и муниципальных услуг (функций).

 

Еще двумя очень  важными документами в сфере  электронного правительства станут Системный проект формирования электронного правительства в Российской Федерации  и Программа «Информационное  Общество (2011-2020)». Предварительный  анализ этих документов показывает, что  они призваны устранить и усовершенствовать  те недостатки, которые были допущены на предыдущих этапах. Применительно  к системному проекту отметим  попытку уточнить само понятие электронного правительства, уточнить и классифицировать полномочия органов власти, уточнить типы информационных систем в государственном  управлении, структуру управления развитием  э-правительства, требования, предъявляемые к эксплуатации информационных систем, требования к расходованию финансовых средств.

 

Слово «системный»  выданном случае и означает широкий охват множества различных составляющих и технологий государственного управления. Новая федеральная программа должна еще проходить обсуждение (на момент написания данной статьи), однако стоит поприветствовать попытку проанализировать уже существующий опыт и сделать «работу над ошибками». Например, изменить систему оценки прогресса в реализации проектов э-правительства.

 

             Список использованной литературы:

 

  1. www.ru.wikipedia.org
  2. www.prav.tatarstan.ru
  3. www.ego.uapa.ru
  4. www.e-government.gov.pk
  5. www.e-government.ge

 


Информация о работе История развития электронного правительства