Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 12:33, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть общие основы предпринимательской деятельности, определить важность предпринимательства в современном мире.
Для достижения выдвинутой цели потребовалось решение следующих задач:
определение понятия предпринимательской деятельности;
описание истории предпринимательства, в том числе и в России;
изучение развития теории предпринимательской функции;
определение сущности предпринимательской деятельности;
характеристика существующих видов и форм предпринимательства;
описание политики предпринимательской деятельности.
Анализ предпринимательской функции, строго говоря, имеет столь же колоритную и древнюю родословную, как и экономическая мысль вообще. Отсутствие соответствующих терминов и вычленений в трудах ученых античности или средневековья не должно создавать впечатления отсутствия самих размышлений о феномене предпринимательства, как бы он ни назывался или определялся в доиндустриальную эпоху. Тем не менее первые явно "предпринимательские" постановки в западной экономической теории принято датировать XVIII в. и связывать с именами Р.Кантилона, А.Тюрго, Ф.Кене, А.Смта, Ж.Сэя. Уже в этот период в оборот был введен столь широкий набор представлений о предпринимательской функции, что вплоть до сегодняшнего дня устойчиво сохраняется полисемантизм самого понятия "предпринимательство" и соответственно сосуществование различных, не только дополняющих, но и зачастую исключающих друг друга взглядов.
Например, наиболее "разрабатываемые" точки зрения на предпринимательство: владение капиталом, соединение и комбинирование факторов производства, ориентация на извлечение прибыли и капитализацию дохода, использование рыночных и других возможностей, самостоятельность, принятия риска, инициативность и творчество, способность преодолевать сопротивление среды, особое управление производством и др. Принятое ныне в западной литературе разделение предпринимательской функции на ресурсную, организаторскую и творческую, пожалуй, наиболее удачно и полно систематизирует весь этот эклектичный набор экономических, организационных, психологических признаков. В сущности же все основные значения понятия "предпринимательство" укладываются в диапазоне от "праздного класса" (Т.Веблен) до "основного феномена экономического развития (Й.Шумпетер), его главной движущей силы.
В условиях формирования рыночного хозяйства особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса. Именно малые предприятия способны быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, поскольку не требуют крупных стартовых вложений, гарантируют высокую скорость оборота ресурсов, быстро реагируют на изменение рыночной конъюнктуры.
В развитых странах малые и средние фирмы устойчиво создают до 50-60% ВВП. В таблице 1.2. представлена доля малых и средних предприятий на начало 90-х годов в России и ряде стран Запада (по доле занятых в промышленности и по доле в общем объеме продаж).
Таблица 1.2.
Данные о развитии малого и среднего предпринимательства в 90-х годах
Страна |
Количество малых и средних предприятий (тыс.) |
Количество малых и средних предприятий на 1000 жителей |
Занятость на малых и средних предприятий (млн. чел.) |
Доля малых и средних предприятий в общей занятости (%) |
Доля малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте (%) |
Великобритания |
2630 |
46 |
13,6 |
49 |
50-53 |
Германия |
2290 |
37 |
18,5 |
46 |
50-52 |
Италия |
3920 |
68 |
16,8 |
73 |
57-60 |
Франция |
1980 |
35 |
15,2 |
54 |
55-62 |
ЕС в целом |
15770 |
45 |
68 |
72 |
63-67 |
США |
19300 |
74,2 |
70,2 |
54 |
50-52 |
Япония |
6450 |
49,6 |
39,5 |
78 |
52-55 |
Из таблицы видно, что Россия отстает от развитых стран Европы, США и Японии по большинству параметров развития малого предпринимательства весьма значительно. Из этих же данных понятно, почему в странах «семерки» состоянию малого предпринимательства уделяется первостепенное внимание государства, почему от мнения владельцев и работников малого бизнеса не может отмахнуться ни один серьезный политик – этот сектор создает значительную часть национального продукта, являясь крупным нанимателем рабочей силы. Но и в этих странах, которые не могут пожаловаться на отсутствие традиций малого бизнеса или специальных оборудования и технологий, приспособленных для нужд малых фирм, доля последних в ВВП, как правило, все же меньше, чем их вклад в занятость: значит, производительность труда в малом бизнесе ниже, чем на крупных предприятиях. Пожалуй, лишь в Великобритании и ФРГ, судя по данным статистики, малые предприятия не уступают в данном отношении крупным фирмам, тогда как в Японии наблюдается весьма значительный разрыв – и он не в пользу «малой экономики».
3. ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы. Выбор формы преимущественно определяется объективными условиями – сферой деятельности предпринимателя, наличием средств, хотя, конечно, в определенной степени зависит от личных пристрастий и вкусов предпринимателя.
Предпринимательство в разных отраслях имеет выраженные особенности и отличается по содержанию и технологии проведения предпринимательских действий. Даже вид товаров и услуг, с которыми имеет дело предприниматель, способ их получения активно воздействует на характер бизнеса. Например, одна ситуация, когда предприниматель производит продукцию, приобретая факторы производства, другая – когда он перепродает готовый товар, и третья – когда предприниматель не производит товары, не торгует ими, а посредничает, соединяя производителей и потребителей.
Формы предпринимательства зависят и от того, действует ли предприниматель самостоятельно или в кооперации с другими предпринимателями, использует для бизнеса только свое имущество или привлекает имущество других лиц, использует только личный труд или привлекает наемных работников.
Успех предпринимательской деятельности связан с правильным выбором её формы, особенно организационно-правовой, поскольку это напрямую влияет на эффективность предприятия. Эффективны те формы предпринимательства, которые в определённых условиях позволяют максимально выгодно использовать финансовые и материальные ресурсы, производственную и социальную инфраструктуру, трудовые, интеллектуальные и природные ресурсы, существующие экономические и рыночные отношения.
Категории субъектов малого и среднего предпринимательства закреплены Федеральным законом РФ от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (табл. 1.3.).
Таблица 1.3.
Установленные критерии отнесения физических и юридических лиц к субъектам малого и среднего предпринимательства
Численность |
Годовая выручка | |
Микропредприятие |
до 15 |
До 60 млн. р. |
Малое предпринимательство |
до 100 |
До 400 млн. р |
Среднее предпринимательство |
от 100 до 250 |
до 1 млр. р. |
В России бум малого бизнеса пришелся на 1990-1994 гг. и на начало 1998 г. В таблице 2.3. отражена динамика развития малого бизнеса в России.
Таблица 2.3.
Динамика развития малого бизнеса в России
Годы |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
Начало 1998 |
Начало 2001 |
Число предприятий |
560 |
865 |
869,9 |
840 |
877,3 |
около 1 млн |
850 |
Человек, млн. |
7,2 |
11,2 |
11,66 |
10,92 |
11,4 |
13 |
11,1 |
ВВП, % |
6,6 |
10,4 |
10,7 |
10,1 |
10,5 |
12 |
10,2 |
3.1. ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПО ВИДУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В зависимости от вида деятельности предпринимательство можно разделить на производственное, коммерческое (торговое), финансовое, страховое и посредническое.
3.1.1. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ
Производственное
К факторам производства относятся: производственные фонды, рабочая сила, информация. Производственные фонды, в свою очередь, делятся на основные и оборотные.
Основные производственные фонды – здания, сооружения, передаточные устройства, силовые машины и оборудование, рабочие машины и оборудование и т. п.
Оборотные производственные фонды включают сырье, основные и вспомогательные материалы, топливные и энергетические ресурсы, тару.
Факторы, влияющие на предпринимательство, особенно производственное, можно разделить на экономические, технологические, политико-правовые, институциональные, социокультурные, демографические и природные. Все они оказывают влияние на распространенность ресурсов и общество в целом, что важно для осуществления предпринимательской деятельности.
К многочисленным экономическим факторам можно отнести: масштаб рынков и уровень их развития, доходы населения, размер платежеспособного спроса и конкуренцию в разных отраслях, курс национальной валюты и т. д. Все это влияет на отраслевой бизнес и предпринимательскую инициативу.
Политические и правовые факторы определяют отношения общества и государства, механизмы государственного влияния и процессы принятия важных решений, развитость нормативно-правовой базы и правосознания в стране.
Роль государства для успешного функционирования производственного предпринимательства состоит в решении следующих задач: 1) государственная финансовая поддержка производственного предпринимательства; 2) грамотное налоговое регулирование; 3) правовое и информационное обеспечение производственного предпринимательства.
Информация о работе История, теория и практика предпринимательской деятельности