История, теория и практика предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 12:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – раскрыть общие основы предпринимательской деятельности, определить важность предпринимательства в современном мире.
Для достижения выдвинутой цели потребовалось решение следующих задач:
определение понятия предпринимательской деятельности;
описание истории предпринимательства, в том числе и в России;
изучение развития теории предпринимательской функции;
определение сущности предпринимательской деятельности;
характеристика существующих видов и форм предпринимательства;
описание политики предпринимательской деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсоая работа - ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.doc

— 282.50 Кб (Скачать файл)

Акционерное общество – это общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащим им акций.

Акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества.

Акционеры имеют право  на долю доходов АО. Часть прибыли, выплачиваемая владельцу акции, называется дивидендом. Та часть, которая не выплачивается в качестве дивидендов, называется нераспределенной прибылью.

Виды акционерных обществ:

    1. открытое (ОАО);
    2. закрытое (ЗАО).

Закрытое акционерное  общество – это общество, акции которого распространяются только среди его учредителей (среди заранее определенного круга лиц) и они не могут свободно продаваться и покупаться на фондовом рынке.

Первоначально акции  такой компании распределяются в  частном порядке, и акционеры могут распоряжаться ими только с согласия компании. Это ограничение в области финансов является главным фактором, определяющим размер компаний, которые, как правило, бывают мелкими и средними.

Число членов ЗАО не может  превышать 50 (при превышении этого  числа акционеров общество должно трансформироваться в открытое акционерное общество путем перерегистрации).

Закрытая акционерная  компания по закону не обязана обнародовать информацию о себе в таком объеме, как это требуется от ОАО; тем не менее, она обязана представлять ежегодный отчет Регистрационному бюро компаний, который открыт для ознакомления любому члену общества.

В данный момент большинство  мелких и средних предприятий  в России являются закрытыми акционерными обществами, что делает эту форму бизнеса наиболее популярной.

Открытое акционерное  общество – это акционерное общество, участники которого могут свободно продавать и покупать акции общества без согласия других акционеров. Акции могут свободно обращаться на фондовом рынке. Это подразумевает полную открытость общества и тщательный контроль за его деятельностью, поэтому оно обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения:

  • годовой отчет;
  • бухгалтерский баланс;
  • счет прибылей и убытков;
  • а также ежегодно привлекать профессионального аудитора для проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности.

Высший орган управления в АО – общее собрание акционеров. Если число акционеров превышает 50 человек, то создается Совет директоров (Наблюдательный совет). Исполнительный орган АО может быть коллегиальным (правление, дирекция) и/или единоличным (директор, ген. директор). Он осуществляет текущее руководство деятельностью общества и подотчетен Совету директоров и общему собранию акционеров.

ОАО, также как и  ЗАО, являются достаточно популярной формой предпринимательства как в России, так и во всем мире. Как правило, открытыми акционерными обществами являются крупные компании.

 3.2.4. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КООПЕРАТИВЫ.

Производственным кооперативом (артелью) является добровольное объединение граждан (не менее пяти) и юридических лиц на основе членства, личного трудового участия в производственной (хозяйственной) деятельности и паевых взносов. Прибыль, получаемая кооперативом, распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием в деятельности кооператива.

В современной деловой  практике кооперативы по обороту  занимают относительно небольшой удельный вес, хотя они распространены во многих странах. В России кооперативы получили распространение прежде всего в производственной деятельности, в сфере услуг и торгово-посреднической области. Для кооперативной формы предпринимательства характерно установление тесной связи членов кооператива с самим кооперативом. Типичным примером могут служить дачные и жилищные кооперативы.

Собственность такого кооператива (артели) складывается из паев (пай – долевая собственность).

Деятельность кооператива  строится на личном участии его членов в производственной (хозяйственной) деятельности, хотя в кооперативах допускается участие и юридических лиц.

Производственные кооперативы  создаются для совместного производства, переработки, сбыта промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, торговли, оказанию услуг.

Члены производственного  кооператива несут ответственность, не ограниченную размером индивидуального паевого взноса, паевой доли в общей собственности кооператива. Прибыль, получаемая кооперативом, распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием.

Высшим органом управления кооператива является общее собрание его членов. Если членов кооператива  больше 50, то может быть создан наблюдательный совет. Исполнительными органами кооператива являются: правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее правление и подотчетны наблюдательному совету. Членом наблюдательного совета, правления и председателем кооператива могут быть только члены кооператива.

Недостатком кооперативной  формы (по аналогии с товариществом) выступает неограниченная ответственность членов кооператива по его обязательствам. Принятие решения в кооперативе обычно осуществляется по принципу "один человек – один голос", т.е. не учитывается размер имущественного или трудового вклада члена кооператива в дело.

 3.2.5. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Государственное предприятие  представляет собой производственную единицу, характеризующуюся двумя основными чертами.

Первая заключается  в том, что имущество такого предприятия  и управление им полностью или частично находится в руках государства и его органов (объединений, министерств, ведомств); они либо владеют капиталом предприятия и обладают безраздельными полномочиями распоряжаться им и принимать решения, либо объединяются с частными предпринимателями, но воздействуют и контролируют их.

Вторая касается мотивов  функционирования государственного предприятия. В своей деятельности оно руководствуется не только поиском наибольшей прибыли, но также и стремлением удовлетворить общественные потребности, что может снижать экономическую эффективность или вести даже в некоторых случаях к потерям, которые, однако, оправданны.

От государственных  предприятий следует отличать государственные  учреждения, которые преследуют внеэкономические цели (больницы, школы, общественные службы) и не участвуют в собственно рыночном обмене.

Государственные и муниципальные  предприятия, согласно Гражданскому кодексу РФ, действуют в форме унитарных предприятий.

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество.

Унитарные предприятия  имеют ряд особенностей, отличающих их от других коммерческих организаций:

  • если в форму хозяйствования унитарной организации заложен принцип унитарности (собственником имущества является государство, а не организация), то в форму хозяйствования других коммерческих организаций - принцип корпоративности;
  • имущество унитарного предприятия является неделимым и ни при каких условиях не может быть распределено по вкладам, долям и паям, в том числе и между работниками предприятия;
  • управление унитарным предприятием осуществляется руководителем, назначенным собственником.

 

4. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ПОЛИТИКА, ИНИЦИАТИВА И СТРАТЕГИЯ.

Успех предприятия определяется знанием потребностей рынка и плодотворностью предпринимательской хозяйственной инициативы руководителей предприятия и его персонала. Хозяйственная инициатива – это самостоятельные действия персонала предприятия, направленные на получение заданного результата. Инициатива, в свою очередь, является функцией целевой установки, определенной самим предприятием или навязанной ему со стороны, в том числе приказом вышестоящего хозяйственного органа или требованиями акционеров. Для достижения поставленной цели персонал предприятия осуществляет комплексный анализ внутреннего потенциала предприятия и состояния внешней среды, в которой оно действует, и прежде всего анализ:

  • физического и морального износа и структуры производственных мощностей предприятия;
  • кадров и их квалификации;
  • финансов предприятия и возможностей привлечения заемного капитала;
  • конъюнктуры интересующих предприятие сегментов рынка.

На основе полученных данных определяются наиболее целесообразное направление деятельности и стратегия развития предприятия. Устанавливаются фирменные приоритеты, краткосрочные задачи и долговременные цели предприятия в целом и его подразделений. Выстраивается тактика поведения специалистов и руководителей, направленная на достижение стратегической цели предприятия и формирование его приоритетов. Цель – это конкретное конечное состояние или желаемый результат, который стремится получить предприятие (группа людей или отдельное лицо). Приоритеты – это основные ценности, принятые предприятием в его деятельности на период движения к цели, выраженные в форме идеи (например, создание и производство нового товара) или тактики поведения с целью завоевания рынков сбыта. Чаще всего приоритеты выражаются в конкретных показателях: качественные характеристики товара, финансовые ресурсы и их распределение. Избранные приоритеты обязательно приобретают конкретную форму стоимостных или технических показателей работы предприятия и его подразделений или указаний для персонала в виде инструкций, распоряжений. После этого устанавливается контроль за соблюдением этих показателей и распоряжений.

Политика – это формы и методы отслеживания и поддержания приоритетов для достижения основных целей предприятия. На основе установленных целей, приоритетов и выработанной политики предприятия определяются главные направления деятельности его структурных подразделений и должностных лиц, ответственных за получение намеченных результатов, и их конкретные задачи (рис. 4.1.)

 

Рис. 4.1. Схема «цели — результаты»

 

Доминирующая цель производственных предприятий – получение и наращивание дохода, так как только при наличии финансовых и материальных ресурсов, извлекаемых из дохода, предприятие в состоянии нормально функционировать и решать задачи поддержания производства, увеличения выпуска продукции, ее систематического обновления и повышения качества, снижения себестоимости. Решение социальных вопросов, таких как повышение уровня оплаты труда персонала и создание благоприятных условий работы на предприятии также связаны с дополнительными расходами, которые возможно осуществлять, лишь имея дополнительный доход, превышающий текущие расходы. Разумеется, выбор и конкретизация целей предприятия в значительной мере определяются интересами и потребностями его владельца (включая государство), размером его капитала, а также действием различных внутренних и внешних факторов. Интересы частных лиц и государственных органов могут быть не только различными, но даже несовместимыми в силу несопоставимости ответственности за результаты деятельности и, как правило, колоссального различия в количестве ресурсов, которыми они располагают. В то время как государство может выпускать отдельные виды убыточной продукции для бесперебойного обеспечения внутренних потребностей страны или содержать предприятие, не приносящее дохода, с целью сохранения рабочих мест для населения, частное лицо, предприняв подобные действия, разорится. Государство в отличие от частного владельца может покрыть потери за счет налогов с других, эффективно работающих предприятий. Однако мотивы поведения наиболее крупных объединений могут частично или полностью совпадать с интересами государства при их тесном взаимодействии.

Учет и анализ основных факторов деятельности предприятия необходимы для избежания в будущем потерь средств и времени, которые могут привести к банкротству. Японские менеджеры на основе собственного и зарубежного опыта хозяйственного управления утверждают, в частности, что формулировка цели, понятной всем «вплоть до рядового рабочего», – один из главных элементов успеха. японской фирмы «Sony» Акио Морита уверен, что только люди, а не теория, программа или правительственная политика могут сделать предприятие доходным и что «высшее руководство компании должно обладать способностью управлять людьми, ведя их за собой к намеченной цели».[13]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы по 1 главе:

На протяжении длительного  исторического периода предпринимательство прошло сложный путь от простых торгово-посреднических операций к сочетанию товарообмена с промышленным предпринимательством, и, наконец, организацией фабрично-заводского производства. Соединение занятий торговлей и промышленным предпринимательством в XVIII в. Свидетельствовало, что эпоха чисто торгового капитала подходила к концу, наступал период постепенного занятия приоритетных позиций производственным капиталом, что означало дальнейшее развитие капиталистического уклада и постепенное превращение его в XIX веке в ведущую форму хозяйства.

Важно отметить, что предпринимательство  не является чем-то окончательно сложившимся и неизменным. Развитие предпринимательства идет параллельно с развитием рыночных отношений.

В некоторых публикациях  мы можем прочитать о предпринимательской функции, в других – о предпринимательских функциях. Соответственно, предпринимательство предстает либо как монофункциональная деятельность, либо как многофункциональная деятельность, а сами предприниматели – как субъекты, в деятельности которых наблюдается одна-единственная функция либо совокупность функций. Стоит подчеркнуть, что предпринимательская функция (либо совокупность предпринимательских функций) существенно отличает предпринимательскую деятельность от деятельности людей, не являющихся предпринимателями, а предпринимательское поведение – от непредпринимательского.

Становление и развитие предпринимательства представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики России. Важной особенностью российского предпринимательства является молодость его участников (средний возраст до 35 лет), которым свойственно стремление к самостоятельности, самореализации, осознанному риску. Предпринимательство уже заняло свое место в экономике России и представляет экономическую и политическую силу. Практика развития рыночных отношений в России делает очевидным, что без активизации предпринимательства, без создания благоприятных правовых условий для его развития дела в российской экономике поправить не удастся.

Информация о работе История, теория и практика предпринимательской деятельности