История экономических учений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 21:01, контрольная работа

Краткое описание

Экономическая теория превратилась в царицу социальных наук. Это единственная отрасль социальных исследований, по которой присуждается Нобелевская премия. Она удостоилась издания фундаментального четырехтомного энциклопедического словаря, насчитывающего 4 миллиона слов, через которые «как нить Ариадны проходит мысль о том, что экономическая наука, наконец, вышла за узкие пределы ее прежнего царства — царства производства и распределения — и может теперь заявить свои права на обширную территорию, простирающуюся от семейных отношений до спорта, от антропологии до государственного права» (The New Palgrave , 1988; Heilbroner, 1988). Ещё более показательно то, что экономическая наука заслужила честь стать примером для других социальных дисциплин. Строгая манера доказательств, применение математического аппарата, сжатость формулировок и точная логика сделали ее образцом, на который равняются более "вольные" социальные науки.

Содержание

1. Введение.
2. Как трактовал теорию ценности А. Тюрго?
3. В чем состоит отличие взглядов представителей молодой школы историков от положений и трактовок старой школы?
4. Поясните сильные и слабые стороны концепции Дж.Б. Кларка.
5. Какие проблемы разрабатывал один из основателей шведской школы макроэкономики Г. Мюрдаль?
6. Заключение.
7. Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Вариант 9 ист.экон.учений.docx

— 69.66 Кб (Скачать файл)

В отличие от представителей классического и неоклассического направлений, которые сосредоточили свое внимание на потенциальных факторах экономического роста (количество и качество ресурсов, объем основного капитала, технологии и т.д.), Кейнс сделал акцент на факторах экономического роста, лежащих на стороне спроса, разрушив при этом господствующее до него в экономической науке представление об автоматическом достижении равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Тем самым Кейнс подорвал веру во внутренние восстановительные силы рыночного механизма и обосновал теорию, которая оправдывала вмешательство государства в экономические процессы.

Наиболее сильное научное течение  на данный момент в мире — это  неоклассика. Последние 10 лет ознаменовались расцветом Нового институционализма, но окончательной победы данной школы в «битве за умы» ещё не произошло.

 

 

 

 

 

 

 

Примечание.

4 лица, живущие на проценты с отдаваемого в ссуду капитала или на доходы от ценных бумаг.

5 Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И.Макроэкономика: Учебник. -- 6-е изд., исп. и доп. -- М.: Высшее образование, 2006. -- 654 с.

6 Агапова И. История экономической мысли. Экономические Взгляды Дж. Кейнса.

 

6. Какие проблемы разрабатывал один из основателей шведской школы макроэкономики Г. Мюрдаль?

Мюрдаль Гуннар (1898–1987) – один из основателей  шведской (стокгольмской) школы макроэкономики.

Г. Мюрдаль – это один из немногих экономистов, который занимался не только теоретическими проблемами (его перу принадлежит работа «Экономические результаты фискальной политики»: рекомендации, как преодолеть Великую депрессию), но и считался крупнейшим авторитетом в области экономической и социальной политики. «Экономист, который не принимает во внимание воздействия политических и социальных сил на экономику, не вправе считать себя таковым», – утверждал Мюрдаль.

Занимался проблемами денежного равновесия, демографии, расовыми отношениями в  США, экономикой стран «третьего мира», вопросом о возможности интеграции мировых экономических систем, проблемой нищеты. Мюрдаль – автор концепции «кумулятивной причинности», ему принадлежит также получившее широкое хождение разграничение – ex ante (планируемых) и ex post (реализованных в действительности) сбережений и инвестиций.

Рассмотрим проблемы, которые разрабатывал Г. Мюрдаль более подробно.

  • Он разработал институциональную теорию преодоления отсталости, проведения структурных преобразований в странах «третьего мира».

На основе обстоятельного анализа  реальных процессов, происходящих в  странах Южной и Юго-Восточной  Азии, Мюрдаль пришел к выводу: проблемы и трудности индустриализации связаны  не с недостатком капитала, а с  социальными противоречиями, архаичной  отсталостью всех сфер общественной жизни. Люди не могут найти применения своему труду, а рабочих рук для  индустриального развития не хватает. При устарелой структуре и  низком уровне образования сельское хозяйство оказывается неспособным  «отдать» промышленности и городу свободные  рабочие руки.

Инструменты рыночной экономики в  странах «третьего мира» «работают» не по привычным схемам ортодоксальной теории. Здесь действуют иные стимулы, сохраняются иные традиции и подходы. «Цены не реагируют на спрос и  предложение; факторы производства, включая предпринимательскую деятельность, более специфичны и слабо, если вообще реагируют на экономические стимулы. Несовершенство рынка, невежество и  иррациональность являются правилом».

Чрезвычайно низкий уровень потребления рождает  неспособность к современному индустриальному  труду. Поэтому надо начинать с решения  продовольственной проблемы, повышать уровень жизни. Мюрдаль считает, что "с ростом дохода должна повыситься работоспособность и эффективность труда"7.

Результаты  этой работы воплотились в получившей большую известность книге Мюрдаля "Азиатская драма: Исследование бедности народов", в которой была выдвинута  социологическая концепция причин отсталости стран этого региона, низкого жизненного уровня, отсутствия достаточного прогресса.

  • Он написал работу «Экономические результаты фискальной политики» в 1934 г, в которой содержатся предложения относительно того, как активизировать фискальную политику для преодоления депрессии. В этой работе он выступал за то, чтобы ради поддержания общественного доверия правительственный дефицит, образующийся во время депрессии, был бы покрыт соответствующим бюджетным избытком во время следующего после депрессии периода подъема
  • В 1968г. в Нью-Йорке вышла его трехтомная монография «Азиатская драма: исследование бедности народов», подготовленная им по заданию американского «Фонда XX века». По мнению Г. Мюрдаля, главная причина слаборазвитости стран заключается не в достатке иностранного капитала, а в недоиспользовании трудовых ресурсов. Развитие, с точки зрения Г. Мюрдаля, понимается как повышение степени удовлетворения основных потребностей всех членов общества.
  • В работе Денежное равновесие Мюрдаль ввел в экономическую теорию понятия ex ante (ожидание) и ex post (осуществление), которые сыграли важную роль в развитии экономической науки Швеции. Первое относится к ожидаемой величине данной экономической переменной, второе - к реализуемой, или фактической ее величине. Значительную часть книги Мюрдаль посвятил методологическим вопросам, и в частности понятию периодоанализа. Он исходил из того, что в экономической теории время должно быть сведено к моменту - понятию, означающему дробление периода времени на очень короткие промежутки. Некоторые потоки, например сбережения и доходы, предполагают рассмотрение более длительных периодов, когда становятся очевидными итоги прошлых событий и не составляет труда установить для них продолжительность периодов. В данном случае речь идет об анализе ex post. Если же в центре внимания находятся предвидения и планы, тогда, по мнению Мюрдаля, может иметь место увеличение сбережений без соответствующего изменения инвестиций. Мюрдаль сформулировал мысль о естественной процентной ставке таким образом, что она приобрела большое сходство с понятием предельной эффективности капитала, выдвинутой впоследствии Дж. М. Кейнсом.
  • Вместе со своей женой - известным социологом Альвой Мюрдаль он участвовал в разработке демографической политики Швеции. В их совместной работе Кризис и проблемы народонаселения (Kris i befolkningsfragan, 1934) были изучены причины снижения рождаемости в Швеции и сформулированы рекомендации правительству для проведения новой демографической политики, предусматривавшей выплату субсидий и государственную поддержку многодетных семей, интенсивную жилищную политику и др. мероприятия. Многие из этих рекомендаций были реализованы в течение следующих десятилетий.
  • «В 1938 г., когда Мюрдаль вновь приехал в Соединенные Штаты для чтения серии лекций в Гарвардском университете, Корпорация Карнеги обратилась к нему с просьбой возглавить группу исследователей для изучения положения негров в Америке. Попечители корпорации заказали проведение комплексного исследования негритянской проблемы, требуя полной объективности и всесторонности. В течение двух последующих лет Мюрдаль работал в этой исследовательской группе, результатом чего стало появление книги Американская дилемма: негритянская проблема и современная демократия (An American Dilemma: The Negro Problem and Modern Democracy), вышедшей в двух томах в 1944 г. Она была признана одним из наиболее значительных исследований расовых отношений в Америке. Отвергнув чисто экономический подход к данной проблеме, Мюрдаль проанализировал исторические, правовые, политические, социологические основы поведения белого населения в отношении чернокожих жителей Америки и равным образом реакцию чернокожих на расизм. Американская дилемма оказала глубокое и долговременное воздействие на государственную политику в этой области.»8

Идеи Мюрдаля. заложили фундамент в то, что получило позже известность как Стокгольмская школа макроэкономики.

Международное влияние Мюрдаля  было колоссально, потому что он был  одним из немногих экономистов, занимающихся вопросами экономической и социальной политики, и добился совершенствования  широкого круга дисциплин в области  общественных наук.

«Выводы и оценки Мюрдаля дали основание называть его "бодрым пессимистом", имея в виду сочетание в его идеях традиций либерализма XIX в. и социалистических теорий с весьма пессимистическими оценками современного ему развития. Вместе с тем идея сознательного "социального контроля" над экономикой, характерная для всего институционально-социологического направления, была перенесена не только на национальный, но и на планетарный, межстрановой уровень».9

Премия памяти Нобеля 1974 г. по экономике была присуждена Мюрдалю. совместно с Фридрихом фон Хайеком «за основополагающие работы по теории денег и экономических колебаний и глубокий анализ взаимозависимости экономических, социальных и институциональных явлений». В следующем году, когда Мюрдаль. выступал со своей Нобелевской лекцией, чувство пессимизма в ней, уже выраженное им в «Азиатской драме», резко усилилось. В выступлении он критиковал Соединенные Штаты за то, что они связывали программу иностранной помощи со своими узкими национальными интересами. Он клеймил «вызывающее потребление» Запада, которое он рассматривал как фактор, усиливающий нищету «третьего мира».

В дополнение к Нобелевской премии Мюрдаль также разделил со своей  женой Альвой премию Мира правительства  ФРГ (1970). Он был членом Британской академии наук. Американской академии наук и  искусств и Шведской королевской  академии наук. Он был удостоен более  тридцати почетных ученых степеней европейских  и американских университетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание.

7Мюрдаль Г. Современные проблемы "третьего мира". М., 1972. С. 251.

8 Источник в сети интернет.Tarefer.ru

9История экономических учений: (современный этап). Под ред. А. Г. Худокормова. М.: Инфра-М. 1998.

 

7. Заключение.

«История экономической мысли - это история попыток понять действие экономики, основанной на рыночных операциях. Именно исследование проблемы рыночного обмена дало начальный импульс экономической науке (вспомните взгляды Аристотеля). Если каждая из этих попыток, воплощенная в экономической теории, помогает уяснить характер определенных причинно-следственных связей в экономике, то знание различных экономических теорий помогает понять сложность и взаимозависимость всех экономических переменных и избежать так свойственной человеку склонности искать простые и ясные, но неправильные решения сложных проблем.»10

И трудно спорить с М. Блаугом, который пишет... "Гораздо лучше знать интеллектуальное наследие, чем догадываться, что оно храниться в неизвестном нам месте и написано на незнакомом языке".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание.

10История экономической мысли. Курс лекций. - М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". Издательство ЭКМОС, 1998 г. - 248 с.

 

  1. Используемая литература.

 

  1. И. И. Агапова. История экономической мысли. Курс лекций. - М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". Издательство ЭКМОС, 1998 г. - 248 с.
  2. Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. – М.: БЕК, 1996. – Гл. 16
  3. Хрестоматия  по экономической теории / Сост. Е.Ф. Борисов. - М.: Юристъ, 2000. - 536 с.
  4. Хейлбронер Р. Экономическая теория как универсальная наука// Альманах “ THESIS”, Вып.1. 1991.
  5. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И.Макроэкономика: Учебник. -- 6-е изд., исп. и доп. -- М.: Высшее образование, 2006. -- 654 с
  6. Источники сети интернет.
  7. Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник для вузов.2-е издание. - М.: ИНФРА-М, 1998.
  8. История экономических учений: (современный этап). Под ред. А. Г. Худокормова. М.: Инфра-М. 1998

Информация о работе История экономических учений