Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 20:42, курсовая работа
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.
Введение
Проблема обеспечения конкуренции и ее эффективности волнует все страны. Этот вопрос активно обсуждался в правительственных и промышленных кругах. И это не удивительно. Ведь конкурентный рынок постоянно совершенствуется, представляет собой динамично развивающийся организм. Движение, развитие и созидание в условиях конкуренции - вот ключ к разгадке создания изобилия. Еще Адам Смит установил, что конкурирующие индивидуумы, действуя только ради своей собственной выгоды, в то же время направляются как бы невидимо рукой, способствуя интересам общества. Являясь неотъемлемой частью рыночной экономики и важнейшим инструментом в механизме регулирования общественного воспроизводства, конкуренция способствует рациональному использования ресурсов и росту благосостояния. Термин "конкуренция" отдает слишком большим привкусом зла, он стал подразумевать известную долю эгоизма и безразличия к благополучию других людей. Правда, в прежних формах производства наблюдалось меньше сознательного корыстолюбия, чем в современных, но там было и меньше сознательного бескорыстия. Именно трезвый расчет, а не корыстолюбие составляет особенность современной эпохи. Когда конкуренция выносится на суд, прежде всего, подчеркиваются ее антиобщественные формы, которые столь важны для поддержания энергии и самодвижения, что прекращение их действия может нарушить стабильность общественного благосостояния. Отсутствие конкуренции производителей, монополизм на стабильном рынке сбыта, гарантированность заказов приводят к быстрой расплате - выпадению из мирового технологического пространства, обрекающему общество на долговременное производство и потребление неконкурентоспособных продуктов. Подчеркивая значение конкуренции в общественном развитии, Людвиг Эрхард утверждал, что наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния - это конкуренция. По его мнению, она одна дает возможность всем людям пользоваться хозяйственным прогрессом, в особенности в их роле потребителей. Она же уничтожает все привилегии, не являющиеся непосредственным результатом повышенной производительности труда. Через конкуренцию может быть достигнута - в лучшем смысле этого слова - социализация прогресса и прибыли; к тому же она не дает погаснуть личному стремлению каждого к трудовым достижениям. В работе "Конкуренция как процедура открытия " Ф. Хайек писал, что "Общества, полагающиеся на конкуренцию, в конечном счете, успешнее других достигают своих целей. Вот вывод, который, как мне кажется, замечательно подтвержден всей историей цивилизации".
Одна из главных причин
Нередко
можно услышать утверждение, что
на конкурентоспособность
Проблемы монополизации
В первой главе "Теоритические основы конкуренции" мы рассмотрим понятие конкуренции в общем смысле этого слова. В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности. .
Причины возникновения и проблемы связанные с монополиями в рыночной экономике. Также уделено особое внимание природе монополий в российской экономике
Вторая глава посвящена
Третья глава данной работы
посвящена создания
Глава 1. Теоритические основы конкуренции
1.1 Понятие конкуренции
В самом общем смысле, конкуренция означает соперничество между участниками рынка. Не случайно ее называют еще «войной всех против всех». Она ведется на двух фронтах, на одном из которых находятся покупатели, а на другом — продавцы. В конкуренции между покупателями побеждает тот, кто заплатит наибольшую цену за предлагаемое благо. Этот принцип наглядно демонстрируется на аукционе. В конкуренции между продавцами выигрывает тот, кто предложит или более низкую цену или более высокое качество товара. В конкуренции между покупателями и продавцами в выигрыше будет тот, кто умеет «торговаться», отстаивать справедливость назначенной им цены товара или услуги.
Экономистов, прежде всего, интересует конкуренция между производителями, выступающими в роли продавцов своих товаров. Она возникает в результате стремления соперников «завоевать» большую долю предложения благ на рынке, то есть получить преимущество над конкурентами.
Например, японская компания «Ямаха» в стремлении увеличить свою долю на рынке мотоциклов выпустила новые модели и начала активную рекламную кампанию. Ее главный конкурент компания «Хонда» отреагировала немедленно, начав выпускать каждую неделю в течение года по новой модели. Так она отстояла свое право на лидерство в этой отрасли и получила большую прибыль. Это позволило ей спустя некоторое время вступить на рынок легковых автомобилей.
Таким образом, основой конкуренции является стремление каждого участника рынка получить для себя лично денежный доход. Это обстоятельство нашло отражение в следующем общепринятом определении:
Конкуренция — это соперничество между производителями товаров и услуг за возможность получения максимальной прибыли.
В более
точном экономическом смысле конкуренц
— наличие на рынке большого числа независимо действующих покупателей и продавцов определенного товара или услуги;
— свободный, для продавцов и покупателей, вход и выход с рынка, под которым подразумевается возможность вступления в любую отрасль национального хозяйства и выход из него, когда производство данного товара становится невыгодным.
На основании этих условий известный американский экономист Пол Хейне дал собственное оригинальное определение:
Конкуренция — это, по существу, предложение дополнительных возможностей выбора.
1. Конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (Закон о конкуренции на товарных рынках).
Соответственно, конкуренция на рынке финансовых услуг - состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг (За кон о конкуренции на финансовых рынках).
Такое определение конкуренции предполагает, что:
2. Конкуренция - борьба
фирм за ограниченный объем
платежеспособного спроса
Это определение предполагает только конкуренцию продавцов (предложение превышает спрос), имеющую место при олигополии в условиях развитой рыночной экономики.
3. Конкуренция - это
центр тяжести всей системы
рыночного хозяйства. Продавцы
и покупатели конкурируют
В этом неформальном определении понятие конкуренции раскрывается более содержательно, так как оно предполагает как совершенный, так и несовершенный рынок и содержит указания о характере соперничества участников рынка, целевой направленности и функциях конкуренции.
1.2
Возникновение и сущность
монополий
Монополия
(от греческого monos – один, poleo – продаю)
– это исключительное право государства,
предприятия, организации, торговца (т.е.
принадлежащее одному лицу, группе лиц
или государству) на осуществление какой-либо
хозяйственной деятельности. Монополия
является прямой противоположностью конкурентному
рынку. По своей природе монополия выступает
силой, подрывающей свободную конкуренцию,
стихийный рынок. Нередко под монополией
подразумевается определенная структура
рынка абсолютное преобладание на нем
единоличного поставщика или продавца.
История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Конец 19 века в экономической истории принято называть периодом монополистического капитализма. Взаимосвязанность явлений (кризисов и монополий) указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название «детей кризиса».
Итак, в конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за всю свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Эти проблемы были связаны с появлением на рынке монополий. Тогда возникла реальная угроза для функционирования конкуренции (этого необходимого атрибута рынка, о котором Адам Смит писал, как о «невидимой руке», которая регулирует рыночные отношения. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике. Это был период расцвета монополизма.
Необходимо
определиться, что же представляют
собой монополистические
Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.
Информация о работе Конкурентоспособность фирм и проблемы ее обеспечения