Конспект лекций по микроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2014 в 13:32, курс лекций

Краткое описание

Цель работы: познакомиться с основными элементами современного рыночного механизма, в том числе:
• особенностями потребительского поведения в условиях ограниченности ресурсов;
• закономерностями рыночного механизма в условиях свободной конкуренции;
• механизмом принятия решений относительно цены и выпуска на уровне фирмы;
• особенностями фирменной стратегии в условиях совершенной и несовершенной конкуренции;
• закономерностями в распределении экономических ресурсов между рыночными субъектами;

Вложенные файлы: 1 файл

конспект по микро.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

 


 


ВВЕДЕНИЕ

 

Микроэкономика является составной частью экономической теории и представляет собой науку об экономическом поведении человека, а также фирм, осуществляющих рациональный выбор в условиях ограниченности ресурсов. В центре ее внимания – цены и объемы производства конкретных благ, состояние отдельных рынков, распределение экономических ресурсов между альтернативными целями. В качестве учебной дисциплины, изучаемой в высших учебных заведениях, она позволяет получить представление о возможностях эффективного использования экономических ресурсов с учетом возрастания потребностей членов общества.

   Микроэкономика, используя методы формальной логики, диалектики, экономико-математического моделирования, устанавливает связь с  философией, историей, социологией, математикой. Микроэкономический анализ предшествует макроэкономическому, который является логическим продолжением микроэкономики в курсе экономической теории.

  Методологическую базу микроэкономики представляют современные неоклассические  и институциональные теории: теория потребительского поведения, теория фирмы, теория рыночного равновесия, теория отраслевых рынков, теория общественного благосостояния.

  Данное пособие позволит студентам познакомиться с основными элементами современного рыночного механизма, в том числе:

  • особенностями потребительского поведения в условиях ограниченности ресурсов;
  • закономерностями рыночного механизма в условиях свободной конкуренции;
  • механизмом принятия решений относительно цены и выпуска на уровне фирмы;
  • особенностями фирменной стратегии в условиях совершенной и несовершенной конкуренции;
  • закономерностями в распределении экономических ресурсов между рыночными субъектами;

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Предмет  и метод  экономической теории

 

1.1 Развитие предмета и метода экономической теории

 

Микроэкономика является неотъемлемой частью общей экономической теории, ее первым этапом познания. Для понимания предмета и метода микроэкономики необходимо проследить эволюцию данных понятий в рамках развития экономической теории.

Процесс формирования и развития экономической науки осуществлялся поэтапно. Впервые ее предмет был определен английским экономистом АдамомСмитом как изучение природы и причин богатства общества. Богатство создается производительным трудом основных классов общества, взаимодействие которых гармонично при условии, что оно осуществляется посредством рыночного обмена. Свободный рынок наилучшим образом обеспечивает согласование интересов граждан и достижение как индивидуального, так и общественного благосостояния. Преследующий собственные цели индивид, направляется «невидимой рукой рынка» и «часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремиться служить им».1Научная система, разработанная А.Смитом, вошла в историю экономической мысли под названием классической политической экономии. 

Во второй половине ХIХ века все ощутимее становится ограниченность экономических ресурсов, вместе с тем все разнообразнее выглядят человеческие потребности. Перед экономистами встает задача оптимизации поведения экономических субъектов, в том числе отдельных фирм для реализации экономических целей. Меняется предмет исследования, его методы, а также название самой науки. Понятие «политическая экономия» замещается понятием «экономика». Теоретическим основанием новой науки стал неоклассический анализ, построенный на использовании методов предельных величин, дифференциальных и интегральных вычислений. Главным предметом анализа выступала уже не теория стоимости, а теория цены. Основоположник неоклассического анализа Альфред Маршалл рассматривал механизм ценообразования как рыночный процесс уравновешивания спроса и предложения. Теория цены затем была переименована в теорию фирмы и, наконец, получила широко используемое сегодня название -«микроэкномика».

  В определении Маршалла «экономическая наука занимается исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества; она изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим  образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния».2 Однако и это определение предмета не было окончательным. По мнению многих экономистов, оно было излишне «материалистично» и не учитывало самого процесса принятия решений субъектами. В современных учебных курсах предмет экономической теории с позиций неоклассиков дается в определении Л.Роббинса:  «Экономическая наука- это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление».

Идеализация механизма свободной конкуренции, недооценка роли государства, характерные для неоклассиков, недостаточно объективно отражали экономическую действительность того времени. В частности механизм рыночного равновесия оказался не способен обеспечить стабильность большинства экономик в условиях мирового кризиса. Это предопределило появление нового направления экономической теории- макроэкономического анализа. Создатель данного направления Дж.М. Кейнс по новому определил объект и методы  экономических исследований. Объектами экономической науки были определены совокупный спрос всех участников экономической системы, включая спрос потребителей, инвесторов, государства. Методология анализа строилась на использовании методов агрегирования и прогнозирования.

Как показал Кейнс, рынок оказывается не в состоянии обеспечить «эффективный спрос», поэтому стимулировать его должно государство методами кредитно-денежной и бюджетной политики. Практическая направленность теории Кейнса обеспечила ее востребованность во второй половине ХХ века.

 Таким образом, к середине ХХ века, сформировались два основных раздела экономической теории, рассматриваемые в современных учебных курса :микроэкономика и макроэкономика.

Современная экономическая теория выполняет следующие основные функции:

    • практическую, заключающуюся в разработке научных основ управления хозяйственной деятельностью; выявлении ее организационно-институциональных форм, определении наиболее адекватных способов разрешения экономических противоречий.
    • познавательно-прогностическую функцию, состоящую в раскрытии сути экономических законов и категорий и форм их проявления, свойственные им внутренние противоречия, механизм их действия.
    • мировоззренческо-воспитательную функцию, связанную с формированием нового типа экономического мышления

Основоположник макроэкономического анализа, Д.М.Кейнс неоднократно отмечал, что экономика это скорее метод, чем учение, техника мышления, инструмент разума.

Метод экономической теории, как и предмет данной науки, включает различные структурные элементы. Главными из них являются: 1) философские и общенаучные принципы познания; 2) законы диалектики; 3) категории философии; 4) законы и категории экономической теории; 5) рациональные средства и методы прикладного экономического анализа, которые широко используют западные ученые.

Основным методом исследования, используемым в микроэкономике, является моделирование экономических явлений и процессов. Экономические модели, в отличие от технических, основаны не на материальной аналогии объекта исследования, а на аналогии идеальной. Требования, предъявляемые к моделям, определяются их целевым назначением. Например, для объяснения поведения экономических агентов основными требованиями выступают реалистичность допущений и объясняющая способность. В случае определения последствий каких-либо государственной политики, важна предсказательная способность модели..

Большинство экономических моделей являются знаковыми (в сравнении с интуитивными моделями, применяемыми в философии), то есть использующими формулы и графики. Графические модели обладают высокой объясняющей способностью, являются высоко информационно насыщенными.

 В микроэкономике применяются в основном модели двух типов: оптимизационные и равновесные. Оптимизационные модели используются при анализе поведения отдельных агентов. Они, в свою очередь, построены на использовании маржинального (предельного) анализа. Отдельный индивидуум или фирма оптимизируют свое поведение, когда достигают максимума полезности при минимизации затрат и усилий.

Равновесные модели используются при изучении взаимодействия между экономическими агентами. В микроэкономике изучаются модели равновесия на товарных, денежных, ресурсных рынках.

 

 

1.2 Экономические потребности и экономические ресурсы. Понятие рациональности.

Экономическая теория изучает поведение людей в процессе воспроизводства экономических благ с целью удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах.

Основная мотивация в поведении людей заключается в удовлетворении ими собственных потребностей. Под потребностями понимается нужда или же желание в чем-либо, не обеспеченная доходом человека.

Обычно потребности подразделяются на первичные или материальные и вторичные или социальные, в том числе потребности в досуге, труде и творчестве, социальном признании. Деление потребностей на первичные и вторичные условно и меняется с развитием общества. Как материальные так и социальные потребности развиваются вместе с развитием производительных сил, частью которых и является человек.

Среди различных классификаций потребностей широко распространена так называемая «пирамида потребностей» американского ученого А. Маслоу, выделившего в структуре потребностей следующие группы: 1) физиологические и биологические потребности (например, голод, жажда и др.); 2) экзистенциальные потребности (в безопасности существования, уверенности в завтрашнем дне, стабильности условий жизни и т. п.); 3) потребности в социальных связях (общени, уважении, дружбе); 4) престижные потребности (в служебном росте, признании, достижении определенного статуса); 5) творческие потребности (в самореализации, раскрытии своих способностей и возможностей). Предложенная А. Маслоу «пирамида потребностей» носит иерархический характер: потребности человека развиваются от низших (биологических) к высшим (социальным). По его мнению, потребности каждого нового уровня становятся актуальными лишь тогда, когда удовлетворены предыдущие потребности, так индивид воспроизводит себя как совокупность общественных отношений. Определяющими среди . них выступают экономические потребности. Экономические потребности составляют предпосылку материального и духовного производства, экономических связей и отношений между людьми и является идеальным внутренним побудителем человека к экономической деятельности с целью обеспечения собственного благосостояния и благосостояния членов своей семьи.

Вследствие ограниченности экономических ресурсов невозможно добиться одновременного и полного удовлетворения потребностей всех граждан одновременно. «Истина заключается в том, что общество, может быть, и способно удовлетворить все потребности отдельных людей, но тогда оно лишает этого других, вынуждая их перейти на более низкий уровень потребления. Либо оно способно удовлетворить отдельные потребности всех людей, но тогда уровень удовлетворения других потребностей будет гораздо ниже уровня насыщения. Общества, которое может удовлетворить все потребности всех граждан, нет не только в настоящее время, но не будет и в перспективе. Как бы не возрастало благосостояние, развитие техники и культуры всегда будет способствовать дальнейшему увеличению материальных потребностей»3.

В процессе удовлетворения потребностей индивидуумы максимизируют полезность при минимальных издержках ,то есть ведут себя рационально.  Выдающийся австрийский экономист Й.Шумпеттер  отмечает, что способность человека действовать как рациональное существо, как  «логическое животное»  равнозначна дарвиновской теории борьбы за выживание. Подобно тому, как в этой борьбе развился большой палец человека, мозг человека развивается в процессе решения экономических проблем.

Представления о человеке как рационально действующем субъекте связаны, прежде всего, с моделью экономического человека (homo economicus), предложенной А.Смитом. Происхождение важнейших социальных институтов (общины, разделения труда, денег и др.) А.Смит выводил из природы человека, который руководствуется своими собственными эгоистическими интересами, улучшением своего положения. Эти «естественные усилия» отдельного индивида и являются постоянно действующим стимулом экономического прогресса всего общества.

В современной научной литературе для обозначения экономического человека используется акроним REMM, что означает «изобретательный, оценивающий, максимизирующий человек». Такая модель предполагает, что человек по поводу извлечения полезности из экономических благ ведет себя полностью рационально. Это предусматривает следующие условия:

    • информация, необходимая для принятия решения, полностью доступна индивиду;
    • человек в своих поступках в сфере экономики является совершенным эгоистом, т. е. ему безразлично, как изменится благосостояние других людей в результате его действий;
    • не существует никаких внешних ограничений для обмена (при условии, что обмен ведёт к максимизации полезности);
    • желание увеличить свое благосостояние реализуется только в форме экономического обмена, а не в форме захвата или кражи.

Неоклассическая теория исходит из предположений, что все потребители знают, чего они хотят, то есть каждый имеет свою совокупность известных ему потребностей, которые к тому же связаны функционально. Для упрощения анализа неоклассики взяли «усредненную» функцию полезности, где не учитываются ни разнообразие возможностей максимизации при постоянной величине дохода, ни различия между субъективными стремлениями использовать имеющиеся ресурсы и объективными возможностями. Следовательно, так как предпочтения известны, то решением функции полезности будет определение неизвестных результатов индивидуального выбора.

Поскольку в неоклассической модели рационального человека не учитывается возможность влияния решений одних людей на решения других, возникли альтернативные модели социального человека.

Информация о работе Конспект лекций по микроэкономике