Лекции по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:44, курс лекций

Краткое описание

Предмет микроэкономики
Микроэкономика- составная часть эконимич. Науки, которая изучает экономические взаимоотношения между людьми и определяет общие закономерности хоз. Деятельности. Микроэкономика рассматривает принципы принятия решений хоз-ными субъектами, при этом отмечается, что каждый экономич. Субъект действует в условиях рыночной экономики, принимает решения и обладает свободой и суверенитетом. Микроэкономика изучает поведение субъектов хоз. деятельности, когда они выступают в различных ролях (продавец-покупатель) и разных рыночных ситуациях. Она формулирует те принципы, которыми руководствуются субъекты хоз. дея-ти при принятии решений.

Вложенные файлы: 1 файл

mikroekonomika_111_m_-_kopia.doc

— 911.00 Кб (Скачать файл)
  1. Предмет микроэкономики

Микроэкономика- составная часть эконимич. Науки, которая  изучает экономические  взаимоотношения между людьми и  определяет общие закономерности хоз. Деятельности. Микроэкономика рассматривает  принципы принятия решений хоз-ными субъектами, при этом отмечается, что каждый экономич. Субъект действует в условиях рыночной экономики, принимает решения и обладает свободой и суверенитетом.  Микроэкономика изучает поведение субъектов хоз. деятельности, когда они выступают в различных ролях (продавец-покупатель) и разных рыночных ситуациях. Она формулирует те принципы, которыми руководствуются субъекты хоз. дея-ти при принятии решений.

Изучение поведения субъектов  хоз. дея-ти основано на концепции экономического рационализма ( суть: каждый субъект стремится получить наибольшую пользу от тех ресурсов, кот. он располагает)

Микроэкономика изучает  как субъекты хоз. дея-ти делают оптимальный  выбор при использовании различных  ресурсов и использовании различных  товаров.

В курсе Микроэкономика изучаются  процессы ценообразования на различных рынках. Рассматривается как формируются цены в различных рыночных ситуациях или на разных рынках, различающихся типом конкуренции.

Микроэкономика изучает: 1. как можно минимизировать издержки и максимизировать прибыль; 2. как экономическая политика гос-ва влияет на поведение субъектов хоз. дея-ти, а также на функционирование отдельных отраслей и рынков.

  
2  Методы микроэкономического анализа

Используются те же методы, что и в курсе «Экономическая теория». Широко используются - функциональный анализ; - аналитические таблицы; - моделирование; - графики; - схемы;

Полученные выводы помогают ориентироваться при принятии тех  или иных решений хоз. дея-ти. Я,

Предмет микр-ки : - экономические отношения, связанные с ограниченным использованием ресурсов; -принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях выбора.

Методы микр-ки:- позитивная микроэкономика; - нормативная; - предельный анализ; -равновесный; - моделирование; -факторный анализ; -анализ в статике и динамике.

 

  1. Проблема оценки потребителем общей полезности потребляемых благ : кардиналистский подход. Функции полезности.

Полезность –  выгода от потребления, степень удовлетворения потребителя в определенном благе (U). Полезность является субъективной оценкой блага, для экономического анализ необходимо дать ей количественную оценку.

Количественная теория полезности ( кардинализм). При кардиналистском подходе полезность измеряется в ютелях. Выделяют: 1. Общую полезность; 2. Среднюю полезность; 3. Предельную полезность. В соответствии с Кардинализмом общая полезность от потребления благ зависит от количества потребляемых единиц данного блага. TU=f(x); TUx – общая полезность; х- кол-во потребляемых единиц данного товара. При этом TU  рассматривается как сумма полезности отдельного блага, входящего в данный набор. TU = TU1 + TU2 + TU3 + … + TUn.  В соответствии с этим  функция полезности: 1. Имеет возрастающий характер, т.к. дополнительная единица блага увеличивает общую полезность набора. 2. Каждая последующая единица товара приносит увеличение TU т.к. MU постепенно снижается по мере увеличения кол-ва потр. благ.

Кардиналистический  подход позволяет упорядочить набор  товаров с точки зрения возрастания  полезности, но и сравнить разницу  в полезности данных товаров. TU˂YU2˂TU3.

Функция полезности, или функция благосостояния, потребителя — это выражение зависимости общего уровня полезности набора благ ( ) от объема потребления различных благ ( ), входящих в данный набор:  .

Основополагающим  условием концепта функции полезности является рациональное поведение потребителя, выражающееся в выборе из многочисленных альтернатив именно тех, которые выводят его на более высокий уровень полезности. В микроэкономике концепт функции полезности служит для объяснения поведения потребителей и производителей

Большинство функций  полезности, рассматриваемых в экономике, имеют отрицательную вторую производную — закон убывающей предельной полезности.

Функция полезности может быть использована для определения спроса потребителя  через решение задачи о максимизации полезности. Полученное решение носит название маршалловского спроса.

 

 

  1. Проблема оценки потребителем общей полезности потребляемых благ : ординалистский подход. Аксиомы ординалистского подхода.

При порядковом или ординалистском подходе полезность товарного набора также получают количественное значение. Однако такие расчеты имеют лишь иллюстративное значение, главное не измерение полезности,  а упорядочение различных наборов товаров с точки зрения их предпочтительности т.е. их расстановки в соответствии с их порядковым номером по мере роста общей полезности потребительского набора благ. Осуществляется с помощью кривых безразличия и карты кривых безразличия.

Аксиомы:

1.Потреб-ль предпочтет  большее кол-во благ меньшему  при прочих равных условиях.

2.Потреб-ль способен сравнивать и оценивать потребительские блага.

3.Транзитивность потребит.предпочтений(если  для потребителя 1-й набор полезнее 2-го, а 2-й полезнее 3-го,то 1-й набор  полезнее 3-го).

Пусть потреб-ль выбирает набор,в к-м  2 блага:товар  А(Q1 - кол-во);товар В – Q2.Тогда набор Q1Q2 имеет опред.полезность(U),тогда U=f(Q1,Q2)-функция полезности. Произв.значение функции можно в виде таблицы(изокванты).Набор благ А и В обеспеч. потребит.равную полезность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Кривые безразличия потребителя: сущность и свойства.

График кривой безразличия.

                                                                                      

Кривая  безразличия -кривая, любая точка к-й определяет набор благ, обеспечивающий потребителю одинаковую общую полезность .Имеет отрицательный наклон.

Соотношение, в к-м одно благо замещает другое -норма замещения (субституции).

MRSBA =- ΔA/ ΔB,где MRSBA  ● предельная норма субституции благом В блага А,

●  ΔА-уменьш.блага А; ●  ΔВ-увелич.блага В.Она показывает, от какого кол-ва блага А надо отказаться,чтобы при увеличении на 1 дополнит.ед.блага В полезность комбинации этих благ осталась той же.Двигаясь по кривой безразл.сверху вниз предельн. норма субституции убывает.Геометрически предельная норма замещения =абсолютн.значению тангенса угла наклона кривой безразличия к точке возможного выбора.Карта кривых безразличия –множество кривых безразличия одного и того же набора благ,обладающих разной полезностью.

Карта кривых безразличия:   

 

 

 

  1. Предельная норма замещения. Закон убывающей предельной полезности.

Предельная  норма замещения — это мера, показывающая максимальное количество товара, от которого потребитель отказывается ради получения одной дополнительной единицы другого товара. Увеличивая полезность своих денежных расходов, рациональный покупатель стремится уравновесить не только взаимозамещаемые товары, но и цены этих товаров. Предельная норма замещения (англ. marginal rate of substitution — MRS) одного товара другим должна быть равна соотношению цен взаимозамещаемых товаров. Так, например, если Х и Y— это товары, которые потребитель замещает для максимизации полезности собственных денежных затрат на их потребление, то он руководствуется нормой их замещения, которая может быть выражена следующим образом:  
 
В конечном итоге максимизация полезности для рационального потребителя достигается при таком распределении его личного бюджета, когда предельная полезность каждой денежной единицы затрат одинакова по каждому покупаемому товару. Если полезность дополнительной единицы денежных затрат на товар Х выше, чем, денежной единицы затрат на товар Y, то потребитель будет максимизировать свою общую полезность за счет приращения покупок товара Х и, наоборот. 
Постепенно предельная полезность закупаемого товара снизится, и потребитель сократит приращение денежных затрат на его покупку, перераспределив их на другие товары, которые теперь для него имеют более высокую предельную полезность. 
Очевидно, что принцип равной предельной полезности денежных затрат нарушается, если предельная полезность, например, товара X, вдвое, а предельная полезность товара Y втрое выше их цены. Нарушение принципа происходит потому, что дополнительная единица денежных затрат на товар Y приносит покупателю большую суммарную полезность, чем дополнительная денежная единица денежных затрат на товар X. Именно поэтому покупатель переключает часть денежных затрат с товара X, где их относительная полезность ниже, на товар Y, где они дают относительно более высокую полезность. Разница между полезностью этих товаров выступает в виде своего рода "эффекта рационализма" покупателя. Именно поэтому рациональный покупатель изменяет направление своего расхода и оценивает вновь создавшееся положение. Ведь дополнительные закупки товара Y снижают предельную полезность, приносимую каждой дополнительной единицей денежных затрат на этот товар (действует закон убывающей предельной полезности). Закон убывающей предельной полезности – это закон, отражающий взаимосвязь между количеством потребляемого блага и степенью удовлетворенности от потребления каждой дополнительной единицы. Закон утверждает тот факт, что по мере увеличения количества потребляемого блага, общая полезность (TU) от его потребления возрастает, но во все меньшей пропорции, а предельная полезность (MU), или дополнительная полезность от потребления дополнительной единицы, будет сокращаться. Также данный закон обычно носит название первого закона Госсена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Бюджетные ограничения: сущность и свойства.

 

Кривые безразличия  описывают потребительские предпочтения, но на выбор потребителя влияьт так  же бюджетные ограничения. Все наборы товаров, которые может себе позволить  покупатель с использованием своего бюджета, будут лежать на одной кривой бюджетного ограничения. В случае, когда цены товаров неизменны, мы имеем место с бюджетной линией.

 

 

 

Все пространство между кривой бюджетного ограничения  и осями координат (площадь треугольника) представляет собой множество вариантов  потребительского выбора (т.е. наборов товаров, которые потребитель может купить), называемое бюджетным множеством.

Уравнение бюджетного ограничения

 I = Q P A + QBP B

Бюджетная линия  имеет отрицательный наклон. Это  означает, что при выделении потребителем большого количества бюджетных ср-в на приобретение товара В можно купить меньшее кол-во товара А, и наоборот. Только в этом случае будет удовлетворено заданное бюджетное ограничение. На расположение бюджетной линии влияют изменения доходов потребителей и цен товаров. При росте денежного дохода или снижении цен обоих товаров на одну и ту же величину бюджетная линия сдвигается параллельно вправо, при снижении дохода или пропорциональном росте цен товаров- параллельно влево.

  Если изменится  цена какого-то одного товара при неизменной цене другого, то сдвинется верхний или нижний конец бюджетой линии- в зависимости от того, цена какого товара меняется.

 

  1. Равновесие потребителя

 

Потребитель находится  в равновесии, когда максимизирует  свою общую полезность – TU – и одновременно удовлетворение от расходования фиксированного дохода. 
Потребитель всегда ограничен бюджетом, который может быть израсходован на покупку определенной комбинации благ при данных ценах. 
Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть равен доходу. Увеличение или уменьшение дохода вызывает сдвиг в потреблении. 
Оптимальный набор потребительских благ должен отвечать двум требованиям: 
во-первых, находиться в пределах бюджета; во-вторых, предоставить потребителю наиболее предпочтительное сочетание в покупке определенных благ. 
Данные условия и их реализация обеспечивают оптимальный набор товаров и услуг при фиксированном бюджете. 
Условие равновесия потребителя можно выразить следующим образом:

норма замещения                                   , где:  
РА и РВ – цены параметров;  MUA и MUB – предельные полезности товаров А и В.

 

 

  1. Изменение дохода потребителя и сдвиги бюджетной линии

 

Увеличение дохода при фиксированных ценах делает возможным для потребителя покупку наборов, которые раньше были ему недоступны. При этом бюджетная линия отодвигается от начала координат. При снижении дохода –ситуация обратная. Смещение бюджетной линии приводит к новой точке равновесия, поскольку на каждом уровне дохода потребитель выбирает самый полезный набор благ. Если соединить все точки равновесия на карте кривых безразличия, соответствующие различным величинам дохода, то получится кривая «доход- потребление»

 

При этом линия будет иметь положительный наклон, если товары явл. Супериорными( т.е. с ростом дохода возрастает их потребление) и наоборот.

На основании  линии «доход-потребление» модно  построить кривую Энгеля, напрямую выражающую зависимость между денежным доходом потребителя и кол-вом приобретаемого товара. Для суперриорных товаров кривая Энгеля имеет положительный наклон, но здесь возможны 2 варианта:

- с увеличением  дохода возрастает и угол наклона  кривой, что свидетельсьвует о  сокращении дополнительных приобретений товара.(ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ)

- с увеличением  дохода уменьшается угол наклона  кривой, т.к. возрастают дополнительные  преобретения товара( предметы роскоши,  мед. Услуги, образование, туризм)

 

 

 

 

 

 

 

  1. Эффект дохода и эффект замещения

При изменении  цены на благо А изменяется спрос не только на это благо, но и на товар В. Измерить это влияние можно с помощью эффекта дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода (ЭД) – воздействие, оказываемое  на спрос потребителя на благо  В за счет изменения реального  дохода, вызванного изменением цены блага А.

Эффект замещения (субституции) (ЭЗ) связан с тем, что  подешевевшее благо, на кот снизилась  цена, стало относительно дешевле  по сравнению с другим благом, входящим в набор, цена на кот осталась без  изменения. Правомерно ожидать, что покупатель прирост своей покупательной способности направит в первую очередь на приобретение подешевевшего блага.

Эффект субституции  – прирост спроса на товар, цена кот стала относительно ниже по сравнению  с др благом, входящим в набор. ЭЗ обусловлен эластичностью спроса по цене на данный подешевевший товар.

Информация о работе Лекции по "Микроэкономике"