Конспект лекций по микроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2014 в 13:32, курс лекций

Краткое описание

Цель работы: познакомиться с основными элементами современного рыночного механизма, в том числе:
• особенностями потребительского поведения в условиях ограниченности ресурсов;
• закономерностями рыночного механизма в условиях свободной конкуренции;
• механизмом принятия решений относительно цены и выпуска на уровне фирмы;
• особенностями фирменной стратегии в условиях совершенной и несовершенной конкуренции;
• закономерностями в распределении экономических ресурсов между рыночными субъектами;

Вложенные файлы: 1 файл

конспект по микро.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

В условиях совершенной конкуренции фирма находится в краткосрочном равновесном состоянии при условии равенства предельных издержек (МС) предельному доходу (MR). Поскольку для конкурентной фирмы продажная цена Р задается рынком и остается постоянной при любом выпуске, предельный доход совпадает с ценой (MR = Р). Это означает также, что и средний доход (AR) равен цене:

P = MR = MC = AR.

В краткосрочном периоде фирмы могут получать прибыль и нести убытки, поскольку у одних фирм средние издержки окажутся ниже цены, у других — выше. Убыточные фирмы вынуждены покинуть отрасль, а прибыльные будут привлекать в отрасль новых конкурентов.

В долгосрочном периоде число фирм в отрасли изменится, в результате чего средние издержки уравняются с ценой и прибыль исчезнет. Поэтому в долгосрочном периоде конкурентные фирмы получают нулевую прибыль и находятся в равновесном состоянии при условии:

P = MR = MC = AR = AC.

 

                                           Вопросы для самоконтроля.

 

1. Как определяется целевая функция фирмы в неоклассической теории?

2.Чем определяются иррациональные  действия фирмы?

3. В чем особенности институционального  подхода к определению фирмы?

4. Чем определяются трансакционные издержки фирмы?

5. Сопоставьте различные организационные  типы фирм.

6. В чем различие бухгалтерского  и экономического анализа издержек  фирмы?

7. Как определить издержки упущенных  возможностей?

8. Какая прибыль: бухгалтерская  или экономическая необходима для определения эффективности деятельности фирмы?

9. Какие закономерности наблюдаются при использовании переменных ресурсов в краткосрочном периоде?

10. Какую роль в экономическом анализе играют средние и предельные издержки?

11. В каком случае фирма вынуждена покинуть рынок?

12.Всегда ли фирма получает экономическую прибыль в долгосрочном периоде? Сопоставьте условия равновесия фирмы в долгосрочном и краткосрочном периоде.

 

ТЕМА  6. РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ И ОТРАСЛЕВОЕ РАВНОВЕСИЕ.

 

6.1 Особенности рынка совершенной конкуренции

 

На решение фирмы об объеме выпуска и о цене существенное влияние оказывает конкурентная структура рынка. Под последней подразумеваются формы организации рынка, т. е. характер соперничества фирм и наличие у них монопольной власти, которую они могут использовать при принятии рыночных решений.  По степени монопольной власти (как результата несовершенства рынка) выделяются следующие основные типы рынков:

Чистая (совершенная) конкуренция — большое количество фирм (продавцов) предлагают однородную продукцию.

Монополистическая конкуренция — большое количество фирм (продавцов) предлагают дифференцированную продукцию.

Олигополия — несколько фирм (продавцов) предлагают либо идентичную (первый вид олигополии), либо дифференцированную продукцию (второй вид олигополии).

Чистая (абсолютная) монополия — единственная фирма (продавец) на рынке предлагает товар, которому нет абсолютных заменителей в других отраслях.

Рынок совершенной конкуренции характеризуется рядом особенностей.

    Во-первых, наличием большого числа фирм, продающих данный товар.

    Во-вторых, продукция фирм настолько похожа (однородна), что покупатели не делают различия, товары какой фирмы им покупать. Такая гомогенность продукции ведет к тому, что ни один покупатель не согласится платить конкретной фирме цену большую, чем он заплатит ее конкурентам. Поскольку цены одинаковы, покупателям безразлично, товар какой фирмы приобретать.

    В-третьих, на совершенно конкурентном рынке ни покупатели, ни продавцы не могут повлиять на текущую рыночную цену товара. При увеличении объемов покупок или продаж отдельным потребителем или фирмой общий спрос (или общее предложение) изменяются незначительно и не оказывают заметного влияния на цену товара. Цены на рынке меняются только тогда, когда покупатели и продавцы действуют согласованно.

   В-четвертых, на рынке совершенной конкуренции все виды ресурсов абсолютно мобильны. Не существует жестких ограничений на свободу входить на рынок или покидать его.

 В-пятых, совершенная конкуренция характеризуется наличием совершенной информации, что позволяет рыночным агентам принимать решения в условиях определенности. Фирмы располагают данными о ценах на ресурсы и технологии, которые могут быть применены в производстве продукции. Они также знают свои функции доходов и издержек. Потребители имеют полную информацию о ценах всех фирм. Владельцы факторов производства знают цены, которые фирмы платят за ресурсы, и все потери от неиспользованных возможностей.

Совершенно конкурентная фирма, руководствуясь рыночной ценой, принимает цену; при этом потребительский выбор характеризуется горизонтальной кривой спроса. В этом случае средний доход (AR) фирмы и ее предельный доход (MR) равны рыночной цене при всех возможных объемах производства фирмы, а линии среднего и предельного доходов совпадают с кривой спроса. Общий доход (TR) растет по мере увеличения количества продаваемой продукции. Любая проданная единица товара увеличивает общий доход на величину, равную цене продажи.                                                                                                                                           В условиях совершенной конкуренции фирма максимизирует свою прибыль, выбирая такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам и текущей рыночной цене (MR = МС = Р). Правильность этого допущения основана на здравом смысле. Если производство одной дополнительной единицы товара увеличивает совокупную выручку в большей мере, чем совокупные издержки, то продажа каждой дополнительной единицы продукции приносит фирме добавочную прибыль. При этом максимум прибыли не обязательно обеспечивает положительную экономическую прибыль. Если цена товара в краткосрочном периоде превышает средние издержки на его производство, то фирма получает прибыль. Если цена равна средним издержкам, то фирма безубыточна (breakeven), т. е. получает нулевую прибыль. Если рыночная цена ниже средних издержек, то фирма терпит убытки. Производство временно прекращается, если цена товара падает ниже минимального уровня средних переменных издержек (точка закрытия).

 

 

                            Рис.6.1.    Равновесие совершенно конкурентной фирмы.

 

На графике 6.1  показана ситуация определения оптимального выпуска фирмой в условиях конкуренции. Поскольку фирма является ценополучателем, линия AR = MR является линией спроса на ее продукцию. Величина оптимального, т.е. прибылемаксимизирующего выпуска- q2*, поскольку в этом случае выполняется условие  MR = МС = Р

Рынок совершенной конкуренции является идеальным типом рынка с учетом автоматически действующего механизма формирования цен. Как отмечалось выше ни продавцы не покупатели не в состоянии воздействовать на цену. Такой порядок обеспечивает наиболее низкий, из возможных, уровень рыночной цены, и максимальное наполнение рынка продукцией фирм. С другой стороны, конкурентный рынок обеспечивает эффективное распределение ресурсов, поскольку «выживают» лишь фирмы, уровень издержек которых не превышает рыночной цены.

На практике такие рынки встречаются редко с учетом явлений недобросовестной конкуренции. Наиболее частым проявлением недобросовестной конкуренции на наших рынках является «введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей». Огромное количество подделок, так называемого контрафакта, имеет место на рынке продовольственных товаров, фармацевтической продукции, аудио-и видеопродукции.

Ограничение масштабов недобросовестной конкуренции, нарушающей права потребителей и изготовителей, является предметом государственного регулирования товарных рынков.7 Действенным способом ограничения недобросовестной конкуренции является административная и уголовная ответственность нарушителей. Вместе с этим важное значение имеет система многоступенчатой защиты потребителя, охватывающая всю цепочку – от изготовления продукции до реализации товара.

Итак, на первой стадии, при изготовлении товара, основные регулирующие механизмы – это лицензирование, маркировка и прямой надзор. На этой стадии ответственность за качественные показатели продукции, по мнению экспертов Госстандарта, должны практически взять на себя изготовители продукции и лица, ответственные за надзор.

           На втором этапе, когда определяется право легального доступа того или иного товара на рынок, в действие вступают механизмы более углубленного анализа потребительских свойств товара. Прежде всего здесь необходимо вести речь о сертификации, как добровольной, так и обязательной. При той и другой формах сертификации своеобразной гарантией действенности этого механизма является участие в нем государственных надзорных органов. И если обязательная сертификация охватывает, как правило, весьма ограниченный перечень товаров и услуг (среди прочих обязательной сертификации подлежат все рекламируемые товары), то сфера применения добровольной сертификации практически не ограничена. Однако это, хоть и напоминает Госстандарт России, к сожалению, не означает, что сам по себе факт того, что тот или иной вид товара сертифицирован, есть 100-процентная гарантия высоких потребительских качеств товара. Сертификат соответствия может быть получен на основании прямой декларации изготовителя и подтверждается обычно путем маркировки товаров знаками соответствия.

          Следующая стадия выхода товара к потребителю – это транспортирование, хранение и распределение. В данной ситуации рекомендуется использовать  весьма ограниченный, но от этого не менее эффективный набор мер, который может свести к лицензированию и надзору. Ответственность на этом этапе должны разделить между собой надзорные органы (правда,  несколько иного, чем на первом этапе, уровня и компетенции), а также оптовые организации – от крупных фирм до выходящих “прямо к прилавку” мелких оптовиков.

          И только на стадии реализации товара вся ответственность ложится уже на продавца. Механизмы защиты продукции все те же – лицензирование (но теперь помимо производителей также и торгующих организаций), маркировка товаров (вплоть до “фирменной” от торгующих организаций) и прямой надзор (функции его на последней стадии расширяются до максимума).

          В настоящее время в России осуществляется постепенный переход от обязательной сертификации контроля качества на основании ГОСТов к добровольной сертификации и регулированию на основе технических регламентов. Технический регламент представляет собой аналог ГОСТа, определяющий общие требования и критерии безопасности конкретной продукции. Фонд государственных стандартов сохранится, но ГОСТы теперь перестанут быть бесплатными, и будут конкурировать с отраслевыми либо международными стандартами..

 

6.2.Монополия как тип рыночной структуры

 

Монополия как тип рыночной структуры встречается относительно редко. Данный рынок характеризуется единственностью продавца, осуществляющего абсолютный контроль над рынком в части цены и объема продаж. Предприятие-монополист может выпускать однородную или дифференцированную продукцию, не имеющую совершенных заменителей, или субститутов. Хотя монополист и является единственным продавцом определенного единичного товара, он все же должен учитывать существование несовершенных, заменителей своего товара.

Препятствием для конкурентов на таком рынке выступают входные барьеры, то есть система административных, технологических а также стоимостных ограничителей. Среди них:

- контроль монополистом источников поступления необходимого сырья или других специализированных ресурсов;

- наличие существенной экономии от масштаба, допускающей присутствие на рынке лишь одного поставщика, получающего положительную прибыль;

-существование правительственных лицензий, квот или высоких пошлин на импорт товаров

-наличие у предприятия-монополиста патентов на продукцию или применяемую при ее изготовлении технологию;

 - высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков, так что единая в технологическом отношении отрасль может представлять множество локальных монополистов.

Кроме того, и само предприятие-монополист может проводить такую политику цен, которая делает вход на рынок малопривлекательным для потенциальных конкурентов. Вышеназванные ограничители создают предпосылки для деятельности разных типов монополий: административной, экономической, естественной.

.В условиях монополизированного рынка фирма имеет абсолютный контроль над ценой, что находит отражение в отрицательном наклоне кривой спроса на продукцию фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

                 Рис.6.2  Определение оптимального выпуска и цены фирмой-монополистом

 

У простой, не применяющей ценовой дискриминации, монополии предельный доход MR меньше цены Р: когда фирма вынуждена снижать цену, чтобы продать дополнительную единицу продукции, это приводит к потере выручки от производства предыдущих единиц.

Монополист максимизирует прибыль, производя такое количество продукции, при котором MR = МС. Цена, устанавливаемая монополистом на свою продукцию, определяется высотой кривой спроса в точке выпуска, обеспечивающего максимум прибыли. Монопольная цена всегда выше предельных издержек (Р > МС = MR). Так как монополист может изменять объем производства и цену товара, для него не существует кривой предложения.

С целью максимизации прибыли монополия может проводить ценовую дискриминацию — устанавливать разные цены на один и тот же товар для разных покупателей. Чтобы фирма могла это делать, необходимо наличие нескольких условий. Во-первых, продавец должен в определенной степени контролировать цены, т. е. обладать монопольной властью; во-вторых, ему необходимо разделить своих покупателей на группы с различной эластичностью спроса по цене; в-третьих, должны быть ограничены возможности перепродажи товара покупателями, получившими его по низкой цене, людям, готовым купить этот товар по более высокой цене. В случае совершенной ценовой дискриминации каждая единица товара продается по максимальной цене, которую готов уплатить покупатель, т. е. по цене спроса, что позволяет монополисту присвоить весь потребительский излишек как излишек производителя. При этом монополия может предложить на рынке такое же количество продукции, как и в конкурентных условиях.

По сравнению с конкуренцией монополия, максимизирующая прибыль, стремится произвести меньшее количество продукции и установить более высокую цену на свой товар. В результате общество несет потери, возникающие из-за того, что производится меньше, чем позволяют ресурсы, а высокие цены монополиста позволяют ему перераспределить в свою пользу часть доходов потребителей ( рис.6.3)

Информация о работе Конспект лекций по микроэкономике