Конспект лекций по микроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2014 в 13:32, курс лекций

Краткое описание

Цель работы: познакомиться с основными элементами современного рыночного механизма, в том числе:
• особенностями потребительского поведения в условиях ограниченности ресурсов;
• закономерностями рыночного механизма в условиях свободной конкуренции;
• механизмом принятия решений относительно цены и выпуска на уровне фирмы;
• особенностями фирменной стратегии в условиях совершенной и несовершенной конкуренции;
• закономерностями в распределении экономических ресурсов между рыночными субъектами;

Вложенные файлы: 1 файл

конспект по микро.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

6.4 Монополистическая конкуренция как тип рыночной структуры.

     

На большинстве реальных рынков продукция конкурирующих фирм не стандартизована. Такая рыночная среда получила название монополистической конкуренции. В монополистической конкуренции органически представлены две разные стороны. Одна из них состоит в том, что фирма создает легальную монополию, которая с помощью патентов, торговых и фирменных знаков защищается от конкурентов. Этому же способствует дифференциация товаров – придание им таких индивидуальных свойств (по качеству, форме, окраске, упаковке, условиям продажи), которые делают рынок сбыта монополистическим. Другая сторона заключается в том, что на рынке, где продаются однородные товары, имеется много разных конкурентов, которые в целях привлечения покупателей вынуждены прибегать к дифференциации товаров и услуг.

 Монополистическая конкуренция базируется на так называемой дифференциации продукта. Эта дифференциация означает, что какие - то виды продуктов и услуг разделяются на их подвиды, производством и реализацией которых занимаются разные компании. В большинстве своем дифференциация продукции была порождена максимизирующими прибыль продавцами, которые реагировали на различные вкусы потребителей и стремления к разнообразию.

В определении одного из создателей теории отраслевых рынков Э.Х.Чемберлена: «Дифференциация может базироваться на определенных особенностях самого продукта, вроде таких, как особые запатентованные свойства – фабричные марки, фирменные названия, своеобразие упаковки или тары (если таковые имеются), или же таких, как индивидуальные особенности, относящиеся к качеству, форме, цвету или стилю. Дифференциация может существовать в отношении условий, сопутствующих продаже товара. В розничной торговле… эти условия включают в себя такие факторы, как удобство местонахождения продавца, общая атмосфера или общий стиль, свойственные его заведению, его манера ведения дел, его репутация как честного дельца, любезность, деловая сноровка и все личные узы, которые связывают его клиентов либо с ним самим, либо с теми, кто у него работает.»10

Прежде всего, конечно, дифференциация идет по качеству. Одни и те же потребности можно удовлетворить продуктами, имеющими одну потребительную стоимость, но разный уровень качества. Продукты могут различаться по надежности, функциональным свойствам, используемым материалам, дизайну и пр. Существенное значение может иметь вид и качество обслуживания покупателей: в одних магазинах вам объяснят назначение товара, покажут, как им пользоваться, упакуют, доставят на дом и пр., в других, торговый процесс основан на самообслуживании, но цены значительно ниже, в третьих, дают гарантию обслуживания после продажи товара и др. Все это влияет на намерения покупателя и заставляет его выбирать тот, а не иной товар.

Однако имеет место и т.н. искусственная дифференциация: одни и те же товары могут продаваться в различной упаковке и различной фасовке, на них могут стоять разные торговые марки и торговые знаки. Большое значение для потребителя может играть в выборе товара близость расположения магазина, где его можно купить, поэтому размещение торговых точек – это тоже условие дифференциации покупаемого товара.

Для достижения эффективного функционирования фирмы необходимо тройное равенство: цены, предельных издержек и средних издержек. Равенство цены и предельных издержек означает, что ресурсы распределены эффективно, равенство цены и средних издержек характеризует эффективность производства. Это означает, что потребители получат максимум продукта по самой низкой цене, которая возможна

В условиях монополистической конкуренции не достигается ни эффективного использования ресурсов, ни возможной производственной эффективности. Монополия всегда вызывает недоиспользование производственных мощностей и ресурсов для производства данного товара. Цена товара, как правило, больше предельных издержек. Это означает, что общество оценивает товар выше, чем он того стоит, чем затраты на его производство, а производители-монополисты производят продукции меньше, чем можно было бы производить. Отсюда более высокие издержки на единицу продукции, значительно отличающиеся от достижимого в аналогичных условиях минимума. Соответственно и цены выше, чем на чисто конкурентном рынке.

Следовательно, потребитель в данных условиях недополучает какое-то количество продукции и постоянно переплачивает за этот продукт из-за высоких цен. Не полностью загруженные мощности предприятия, и потребители, наказанные за это высокими ценами, все вместе составляют издержки монополистической конкуренции. Но нужно иметь в виду, что на практике отличия в прибыли и издержках производства на конкурентных предприятиях и предприятиях монополистической конкуренции  не всегда бывают значительны, в тот же время множество производителей дифференцированного товара в условиях монополистической конкуренции увеличивает плотность рынка и возможность выбора для потребителя. Чем сильнее дифференциация продукта, тем дальше фирма от минимальных средних издержек и тем шире диапазон выбора для потребителя.

Разумеется, те негативные моменты, которые присутствуют в монополистической конкуренции, заставляют предпринимателей изыскивать меры для повышения эффективности своих предприятий. Они чаще всего останавливаются на дифференциации продукта и его совершенствовании.

Дифференциация продукта означает, что одновременно выпускается множество модификаций данного продукта различного качества, в различном оформлении. Такое обилие выпускаемого продукта привлекает потребителя, но в то же время разнообразие марок, стилей, форм может просто не позволить ему разумно подойти к выбору. Это тем более важно, что большинство предлагаемых модификаций отличаются друг от друга весьма незначительно, чаще всего только внешне.

                      

Вопросы для самоконтроля

 

1. Как влияет конкурентное окружение  на поведение отдельной фирмы?

2. Каковы сопоставимые признаки при сравнении различных типов рыночных структур?

3. .В чем преимущества и недостатки совершенной конкуренции?

4. Чем отличается недобросовестная  конкуренция от несовершенной  конкуренции?

5. Каким образом монополия создает препятствия для конкурентов к проникновению в отрасль?

6. Каким образом определяются прибылемаксимизирующий выпуск и цена на монопольном рынке?

7. Какие действия признаются  законодательством монополистической  практикой?

8. Чем отличается стратегия кооперированной  и некооперированной олигополии?

9. Каким образом участники олигопольного рынка учитывают реакцию конкурентов?

10. Почему на рынке монополистической конкуренции возникает избыток производственных мощностей?

11. Каким образом на рынке монополистической конкуренции создаются препятствия для конкурентов?

ТЕМА 7. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ РЫНКОВ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА.

 

Производство — сфера, где осуществляется соединение экономических ресурсов для выпуска необходимых потребителям товаров и услуг. Производство есть сфера затрат, создания "отрицательной полезности". Смысл экономического прогресса состоит не в росте производства любых вещей, а в увеличении количества полезных благ, ценностей, т. е. всего того, что люди ценят. Полезность же благ проявляется только при обмене. Производительность обмена состоит в том, что люди отчуждают менее ценные для себя блага, получая за них более ценные. Обмен также обеспечивает повышение эффективности использования ресурсов, так как ориентирует производителей на выпуск тех благ и в том количестве, в котором нуждается общество.

Экономические ресурсы, используемые для выпуска благ, называются факторами производства. К ним относятся: труд, природные ресурсы (земля), капитал, предпринимательство. Каждый из факторов создает в процессе производства свой вид дохода, который получает его владелец.                                                                                                                                                                                                                                                                                        На рынке ресурсов фирма закупает необходимые ей факторы производства и комбинирует их определенным образом с целью получения наибольшей отдачи от вложенных средств. Чем большее количество какого-либо ресурса использует фирма (при постоянном количестве других ресурсов), тем меньший доход он приносит. В этом проявляется принцип (закон) убывающей производительности переменного ресурса. Количество каждого используемого фактора зависит от его производительности и цены. Предприниматель стремится изменять количество используемых факторов до тех пор, пока не получит на каждую последнюю денежную единицу, затраченную на приобретение факторов, равное по стоимости количество конечного продукта. Фирма достигнет состояния равновесия, если факторы производства будут комбинироваться в соответствии со следующим правилом:

Предельный продукт труда (MRPL)     =   Предельный продукт капитала (MRPK)

Цена труда (PL)                                                  Цена капитала (Рк)

Следовательно, фирма должна стараться увеличивать закупки того фактора, цена которого падает, и сокращать закупки фактора, который дорожает.

Предельные издержки ресурса — это издержки приобретения каждой дополнительной единицы фактора производства. На совершенно конкурентном рынке факторов производства цена ресурса постоянна, поэтому график предельных издержек ресурса (MRC) для отдельной фирмы имеет форму прямой, параллельной оси абсцисс; кривая рыночного предложения ресурса имеет положительный наклон, так как является кривой издержек упущенных возможностей. Равновесие на конкурентном рынке факторов производства достигается путем уравнивания спроса и предложения. Это означает, что максимизация прибыли фирмой достигается при расширении использования ресурса до тех пор, пока его предельная производительность (MRP) не уравняется с предельными издержками (MRC), т. е. с ценой ресурса.

 

 

7.1. Рынок земли и земельная рента.

 

Термин "земля" используется в экономической теории для обозначения не только земельных угодий, пригодных для выращивания сельскохозяйственных культур, но и таких природных ресурсов, как леса, полезные ископаемые, ресурсы моря и т. д., которые могут быть использованы в процессе производства. Поэтому земля считается отдельным фактором производства. Выделение земли как особого фактора производства является научной заслугой физиократов — французских экономистов середины XVIII в.

Особенность земли как фактора производства заключается в том, что она, во-первых, имеет неограниченный срок службы и невоспроизводима по желанию; во-вторых, по своему происхождению она природный фактор, а не продукт человеческого труда; в-третьих, земля не поддается перемещению, свободному переливу из одной отрасли в другую, из одного региона в другой; в-четвертых, земля, используемая в сельском хозяйстве, при рациональной эксплуатации не только не изнашивается, но и повышает свое плодородие.     

Владельцы или пользователи земли имеют преимущества по сравнению с владельцами других факторов производства, поэтому по поводу землевладения и землепользования возникают особые экономические отношения, порождающие особый доход и особую его экономическую форму — земельную ренту.

Теория ренты как самостоятельное учение появилась в исследованиях английского классика Давида Рикардо в XIX веке. У Рикардо экономическая рента является дифференциальным доходом, обусловленным естественными различиями (differences – англ.) в плодородии земли. Ее не было бы, если бы все земли были бы одинаково плодородными. Закон убывающего плодородия действует также применительно к угольным копям, соляным озерам, рыбным промыслам. Позднее, закон неодинакового плодородия стал применяться и к другим факторам производства: капиталу, предпринимателю, рабочему. Естественные различия в их способностях объясняли разницу в их доходах, имеющих характер дифференциальной ренты. «Дополнительные барыши, которые производитель или негоциант получает благодаря своим высшим коммерческим талантам или благодаря лучшей организации своего предприятия, по своей природе аналогичны ренте», -  утверждал ученик Рикардо Джон Стюарт Милль11. Точно также и у рабочих неодинаковая производительность рождает дополнительный доход - ренту ловкости. Словом, «чрезвычайное вознаграждение» возникает всюду, где имеют  место «чрезвычайные силы тела и духа». Можно сказать, что теоретическое расширение концепции ренты способствовало возникновению теории прибыли и предпринимательства.

Кроме того, было установлено, что рента не исключительное явление, а нормальное проявление принципа редкости, законов спроса и предложения. Возражая Д. Рикардо, Милль утверждал, что и наихудшие земли рождают ренту: достаточно предположить спрос очень интенсивным, а производство ограниченным. В концепциях неоклассиков «услуги земли в отношении ценности их подчиняются тем же общим законам, что и услуги машин, орудий, жилых помещений и фабрик или всех других экономических благ». Различия между этими рентами состоит лишь во времени их существования. Одни, обусловленные высокопроизводительной техникой, исчезнут быстро, по мере ее появления у конкурентов. Другие ренты, связанные с естественными свойствами земли и человеческих способностей, сохраняться дольше.

Не менее важен вывод, который следовал из всей теории Рикардо: доход землевладельца нетрудовой, незаработанный и возникает благодаря обстоятельствам, а не сообразно усилиям собственника. Рост народонаселения и вызванный им спрос на средства существования определяют прогрессирующую ценность земли, а вместе с ней и дохода. «Землевладельцы, - пишет Стюарт Милль, - составляют в обществе класс, который, оставаясь абсолютно пассивным, прогрессивно обогащается в силу естественного хода вещей». Не будучи продуктом человеческого труда и сбережений, земля и ее недра должны регулироваться обществом, убежден Милль. Однако национализация земли без выкупа была бы несправедливой и потому следует ограничиться конфискацией ренты посредством установления поземельного налога. Кроме того, следует распространять мелкую земельную собственность, способствующую равномерному распределению ренты. Она эффективно сдерживает тенденцию населения к размножению, воплощает трудовое и предпринимательское начало.

Одновременно появились и более радикальные варианты земельных реформ, предусматривающие восстановление общественной собственности на землю. В проекте швейцарского экономиста, создателя теории общего экономического равновесия, Леона Вальраса государство осуществляет выкуп земли у собственников посредством выпуска ипотечных обязательств. Операция рассчитана на 50 лет, по истечении которых капитал будет полностью возмещен, и государство выступит единоличным распорядителем ренты. Тем самым будет реализован базовый принцип справедливого общества: равенство условий, неравенство положений. Человек в таком обществе получает доход на основании труда и сбережений, а государство – доход, порождаемый общественным прогрессом, то есть ренту.

На основании вышеизложенного сделаем некоторые выводы.

1) Земельная рента порождается редкостью хороших земель(ресурсов) и необходимостью использования относительно худших земель.

Информация о работе Конспект лекций по микроэкономике