Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:31, контрольная работа
1. Рынок. Его функции и структура. Объективные основы формирования рынка.
2. Совершенная и несовершенная конкуренция. Антимонопольная политика.
единая рыночная система, все элементы которой находятся в определенных
соотношениях друг с другом.
Структура рынка.
Инфраструктура рынка - это система учреждений и организаций,
обеспечивающих свободное
другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризуют как комплекс
элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-
экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность
учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и
служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.
Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-
сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие
фирмы крупных промышленных предприятий.
Материальная база
состоит из транспортных
хозяйства, информационной системы и средств связи.
В кредитно-расчетную базу входят отдельные банковские и страховые
системы, крупные самостоятельные банковские и кредитно-сберегательные
учреждения, а также различные по объему операций средние и мелкие
коммерческие банки.
Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки,
аукционы, биржи. Ярмарка представляет собой регулярный рынок широкого
значения, который организуется в определенном месте. Она может быть местом
периодической торговли или местом сезонной распродажи товаров одного или
многих видов. Ярмарки возникли в Европе в раннем средневековье. В начале XX
в. широкое развитие получили международные ярмарки, где заключаются сделки
в национальном и международном масштабе. Сейчас развиты отраслевые (чаще
технические) ярмарки и ярмарки товаров широкого потребления с проведением
на них симпозиумов, конгрессов, семинаров.
Аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке недостаточно. Здесь
главным ориентиром является получение максимальной цены за какой-либо
товар. На аукционе происходит публичная продажа какого-либо товара в
заранее установленном месте. Продаваемые товары достаются покупателю,
который назвал самую высокую цену. Различают аукционы принудительные,
которые проводятся судебными органами с целью взыскания долгов с
неплательщиков, и аукционы добровольные, которые организуются по инициативе
владельцев продаваемых товаров. Для проведения аукционов создаются
специальные фирмы, работающие на комиссионных началах. Существуют и
международные аукционы. Они представляют собой разновидность публичных
открытых торгов, где реализуются товары определенной номенклатуры.
Биржа — место встречи покупателей и продавцов, место, где заключаются
сделки. Большинство бирж являются корпорациями. Членами бирж могут быть
только отдельные лица, а от корпораций могут выступать лишь лица, имеющие
право заключать на бирже контракты. Подавляющая часть биржевого оборота
сосредоточена в ведущих торговых и финансовых центрах США, Великобритании и
Японии.
Различают товарные, фондовые биржи и биржи труда. Товарные биржи
функционируют на рынках товаров. Здесь осуществляются сделки по продаже
наличных товаров на основе предварительного осмотра, по образцам и
стандартам. Распространены сделки с обязательством поставки товаров в
будущем. Это так называемые фьючерсные сделки. На современных товарных
биржах только 1—2 % сделок заключаются поставкой реального товара.
Продаются и покупаются не сами товары как таковые, а контракты на их
поставку. В условиях постоянного колебания спроса и предложения цены на
товарной бирже могут меняться в считанные минуты. Устанавливая так
называемые срочные цены, товарная биржа обеспечивает производителям и
потребителям минимальный
На фондовой бирже
обращаются главным образом
акции предприятий, компании, фирм; облигации, выпускаемые правительством
страны, органами местного самоуправления, коммунальными предприятиями, а
также частными компаниями. Купля-продажа ценных бумаг на фондовой, бирже
происходит на основе их биржевого курса, который колеблется в зависимости
от соотношения между спросом и предложением. На фондовой бирже определяются
реальные рыночные цены акций и облигаций тех или иных компаний. Эти цены
зависят от уровня ссудного процента и размеров дивиденда и процентов,
выплачиваемых держателям акций и облигаций. Получение на фондовой бирже
высокого дохода (прибыли) на основании курсовой разницы ценных бумаг в
биржевой практике называется биржевыми спекуляциями. Рыночные цены на
ценные бумаги регулярно уточняются с учетом изменения спроса и предложения,
объема заказов и поступающей финансовой информации. Крупнейшими фондовыми
биржами в мире являются Нью-Йоркская, Лондонская, Токийская, Франкфуртская-
на-Майне, Парижская.
Биржа труда— организация, специализирующаяся на выполнении
посреднических операций между предпринимателями и рабочими с целью купли-
продажи рабочей силы. Она позволяет упорядочить наем предприятиями рабочей
силы и сократить для граждан время поиска места работы.
Кроме мероприятий по трудоустройству биржи труда оказывают услуги
лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение
рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости
применительно к тем или иным профессиям и регионам. По существующим законам
большинства стран все имеющиеся на предприятиях вакантные места должны
регистрироваться на местных биржах. Биржи труда обеспечивают материальную
поддержку работников в случае вынужденной безработицы.
Элементом инфраструктуры рынка выступает кредитная система. Она
включает банки, страховые компании, фонды профсоюзов и любых других
организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. В кредитную
систему входят все, кто способен мобилизовать временно свободные средства,
превратить их в кредиты, а потом в капиталовложения. Ядро кредитной системы
— банковская система. Она включает в себя национальный (государственный),
коммерческие (осуществляют прием вкладов и превращение их в кредит),
ипотечные (дают деньги под залог недвижимости), инновационные (кредитуют
разработку технологических
В рыночную инфраструктуру
входят и государственные
составляют республиканские и местные бюджеты. Через госбюджет происходит
перераспределение доходов, финансирование производственных и социальных
программ.
Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система
законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих
субъектов и определяющая правила "рыночной игры".
№2
Совершенная и несовершенная конкуренция. Антимонопольная политика.
Совершенная конкуренция.
Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких про-давцов и покупателей идентичного (одинакового) товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.
Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип рынка называют "рынок сво-бодной конкуренции".
Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что ни один из них не владеет большей информацией о рынке, чем остальные Продавец, придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить который вне его власти, ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях (цена, технология, юриди-ческие условия) с уже существующими продавцами присту-пить к производству продукции. С другой стороны, про-давцы могут свободно и покинуть рынок, что подразуме-вает возможность беспрепятственного выхода с рынка Свобода "рыночного" перемещения создает условия для того, что на рынке всегда происходит изменении количества производителей. В то же самое время у оставшихся продав-цов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок, поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.
Теперь сформулируем основные характеристики рынка совершенной конкуренции:
- большое количество мелких продавцов и покупателей,
- продаваемый продукт однороден
у всех производите-лей, и
- невозможность контроля над ценой и объемом купли-продажи создает условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры,
- полная свобода "входа" на рынок и "ухода".
В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значе-нии, как это изложено выше, практически не встречается. Он представляет собой так называемую "идеальную" струк-туру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существу-ющие рынки могут лишь в большей или меньшей степени стремиться. Но все- таки в экономической практике име-ются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов и покупателей настолько велико и они достаточно "малы" что за редким исключением ни один человек или группа не в состоянии контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг или сельскохозяйственной продукции. Причем товары на этих рынках у всех производителей полностью идентичны и последние владеют полной информацией об изменениях на рынке. Все это подтверждает необходимость использования для такого рынка особой - "биржевой" - формы организации (товар-ная биржа сельскохозяйственной продукции или фондовая биржа).
При наличии конкуренции на рынке производители с целью получения максимальной прибыли стремятся снизить издержки производства на единицу продукции. В результате этого создается возможность снижения цены, что увеличивает объем продаж у производителя и его доход. Самым эффективным способом достижения этого является использование научно-технических усовершенствований и новинок в производстве. Внедрение научно-технических достижений позволяет увеличить производительность тру-да, что как раз и ведет к будущему снижению цены, приносящему, однако фирме - новатору больший доход.
Конкуренция создает у производителей
стимулы к постоянному
Производители осуществляют постоянную борьбу за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая всемерно и всес-торонне изучает потребительский спрос и создает новые формы и методы реализации товара. Все это с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а с другой, удов-летворяет все желания и потребности покупателя. В итоге выигрывает и потребитель, и общество в целом.
При данном уровне развития технологии, в условиях несовершенной конкуренции цены выше, а объемы выпуска ниже, чем на совершенно конкурентных рынках. Однако, кроме пороков, есть и достоинства- большие фирмы реализуют экономии крупномасштабного производства и проводят большую часть инноваций, что способствует долговременному экономическому росту.
Рынок совершенной конкуренции состоит из фирм, слишком мелких, чтобы влиять на рыночную цену. Это означает, что конкурентная фирма, независимо от количества произведенных ею продуктов, может продать весь свой выпуск только по текущей рыночной цене. Таким образом, фирма на совершенно конкурентном рынке не имеет стимулов "сбивать цену". Кроме того, она не поднимет свою цену выше рыночной - ибо в этом случае фирма не сможет ничего продать- покупатели просто "перейдут" к конкурентам.
При таком более чем строгом определении, немногие рынки можно назвать совершенно конкурентными. Представьте себе огромный список товаров и услуг: самолеты, алюминий, автомобили, электрические батареи, сухие завтраки, жевательная резинка, сигареты, электроэнергия, холодильники, пшеница. Многие ли из них продаются на совершенно конкурентных рынках? По крайней мере, самолеты, алюминий или автомобили- точно нет. До Второй мировой войны в США существовала лишь одна алюминиевая компания - "Алкоа". Даже сегодня четыре крупнейших фирмы производят три четверти всего выпуска алюминия в США. На рынке самолетов доминируют лишь две фирмы - "Боинг" и "3up6ac"(Airbus). В автомобильной отрасли пять крупнейших производителей (среди них - "Тойота" и "Хонда") обеспечивают на 80 процентов рынок легковых автомашин и легких грузовиков в Соединенных Штатах.
Что можно сказать о таких продуктах, как электрические батареи, сухие завтраки, жевательная резинка. сигареты и холодильники? Рынки этих продуктов порою даже в большей степени подвержены контролю со стороны небольшого числа крупных компаний. Не удовлетворяет определению совершенной конкуренции и рынок электроэнергии. В большинстве городов существует лишь одна компания, которая производит и продает электроэнергию. Мало кто может позволить себе обзавестись собственным генератором или ветряной электростанцией!
Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"