Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:31, контрольная работа
1. Рынок. Его функции и структура. Объективные основы формирования рынка.
2. Совершенная и несовершенная конкуренция. Антимонопольная политика.
Из всего списка только лишь рынок пшеницы удовлетворяет нашему строгому определению совершенной конкуренции. Все другие товары, от авто до сигарет, не проходят "теста на конкурентность" по простой причине: некоторые из фирм в соответствующих отраслях могут влиять на цену, изменяя количество своих продаж. Иными словами, эти фирмы обладают в определенной степени контролем над ценой выпускаемых продуктов.
Несовершенная конкуренция.
Если фирма способна существенно влиять на рыночную цену своего выпуска, такая фирма классифицируется как "субъект несовершенной конкуренции".
В отрасли преобладает
Несовершенная конкуренция отлична от ситуации абсолютного контроля одной фирмы над ценой своего продукта. При несовершенной конкуренции фирма может манипулировать ценой лишь в определенных пределах. Рассмотрим, например, рынок прохладительных напитков, основная доля которого принадлежит компаниям "Кока-Кола" и "Пепси", а значит, на нем превалирует несовершенная конкуренция. Если текущая цена банки лимонада составляет 75 центов, "Пепси" может установить цену на уровне 70 или 80 центов, оставаясь при этом жизнеспособной фирмой. Но она вряд ли назначит цену 40 долл. или 10 центов за банку, потому что при любой из этих цен ей придется покинуть отрасль. Субъект несовершенной конкуренции имеет определенную (лишь ограниченную) степень самостоятельности в своих ценовых решениях.
Кроме того, степень свободы в назначении цены неодинакова в различных отраслях. В некоторых отраслях с несовершенной конкуренцией проявления монопольной власти незначительны. Например, в розничной торговле компьютерами небольшое, порядка нескольких процентов, различие в ценах обычно оказывает значительное влияние на объем продаж фирмы. С другой стороны, в явно монополистической электроэнергетике изменение цены электроэнергии на 10 и более процентов весьма слабо повлияет на объем продаж в коротком периоде.
Отметим, что существование несовершенной конкуренции не уничтожает интенсивного соперничества на рынке. Субъекты несовершенной конкуренции часто решительно борются за увеличение своей доли рынка. Опять-таки, интенсивное соперничество такого рода следует отличать от совершенной конкуренции. Борьба принимает множество различных форм, от рекламы как попытки сдвинуть кривую спроса, до улучшения качества продуктов. В определении совершенной конкуренции ничего не говорится о соперничестве, просто утверждается, что каждая фирма в отрасли может продать свой выпуск по преобладающей на рынке цене.
Виды субъектов несовершенной конкуренции.
Современная индустриальная экономика, такая как в Соединенных Штатах, подобна зоопарку, наполненному многообразными видами "зверей" несовершенной конкуренции. Конкуренция в динамичной отрасли по производству персональных компьютеров, обусловленная быстрыми сменами технологий, отлична от конкуренции в какой-либо менее своеобразной отрасли. Тем не менее, можно гораздо лучше изучить ту или иную отрасль, если уделить особое внимание анализу ее рыночной структуры, в частности, количества и величины производителей (продавцов), доли рынка, находящейся под контролем крупнейших из них. Экономисты подразделяют рынки несовершенной конкуренции на три различных вида рыночных структур.
Антимонопольнпя политика.
Существуют два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика
в отношении естественных монополий и антимонопольная политика в отношении
искусственных монополий[1]. Для того, чтобы разобраться в вопросах,
связанных с антимонопольной политикой, а в частности, с её проведением в
России, необходимо в общих чертах понять сущность самой монополии.
Существует большое количество определений монополии, ведь это –
многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в
мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии.
В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:
1. С точки зрения рыночной структуры
2. С точки зрения рыночного поведения
3. С точки зрения рыночных итогов.
Рассматривая каждый
из этих аспектов в
что опираясь на рыночную структуру, можно дать следующее определение:
монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения
приходится лишь на одного субъекта[2] . Изучая монополию через призму
именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных
границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое
пространство принято называть отраслью.
Здесь, я считаю уместным привести ещё одно определение монополии:
Монополия – это когда в отрасли господствует только одна фирма и где
границы фирмы и отрасли совпадают[3].
Давая же определение монополии с точки зрения рыночного поведения,
теория монополии изучает использование субъектом основных инструментов
(таких, как цена реклама…). При монополии субъект оперирует этими
инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.
Уделяя наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии
отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами:
. монопольно высокими ценами
. ограниченной готовностью
Но так как понятие монополии очень важно для основного предмета моей
работы – антимонопольной политики, необходимо, по-моему, описать это
понятие более детально.
Итак, можно привести следующие признаки монополии:
1. Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством
покупателей[4].
2. Производимая продукция
заменители).
3. Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут
быть разные причины существования таких барьеров, к примеру:
. Крупные размеры предприятий
производств.
. Система лицензий на выполнение отдельных типов работ,
избранно выдаваемых государством.
. Монопольное право
ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру,
бриллиантов).
. При естественной монополии значение имеют сами условия
производства и характер блага.
. Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей
нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт
большого бюджета и масштабов предприятия в целом.
4. Сложность в получении полной информации обо всём рынке.
Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.
Закрытая монополия – это монополия, защищённая от конкуренции
юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и
т. д. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку
посты первым классом[5].
Естественная монополия
средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма
обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный
масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на
которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия
издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или
большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут
неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит
экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии ,базирующиеся
на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось ранее.
Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё
мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но
не имеет специальной
можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией[6].
Но такое деление не означает, что все предприятия-монополисты должны
обязательно относиться лишь к одному из этих видов. Такая классификация в
значительной степени условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к
нескольким видам монополии, к примеру фирмы, обслуживающие систему
телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут
быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект
экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как присутствуют
юридические барьеры для конкуренции).
Фактически все
монополии могут считаться
барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены
судом, а преимущества в естественных монополиях могут быть сведены на нет
изменениями в технологии. А так же все монополии подвержены влиянию
конкуренции со стороны возможных товаров-субститутов.
Так же немаловажным, по моему мнению, является определение простой
монополии, то есть монополии, которая в каждый конкретный момент времени
продаёт свой продукт по одной и той же цене своим покупателям.
Учёными выделяются
несколько последствий
буду ссылаться в своей работе в дальнейшем, как-то:
1. недопроизводство товаров
2. завышение цен
3. предприятия-монополисты
не получали высокой
4. х-неэффективность,
то есть бесхозяйственное
увеличению
издержек выше объективно
Особенности монополии в России.
Итак, монополия существует во всём мире. Но главной особенностью
монополизации российского рынка можно считать, пожалуй, то, что она
сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической
экономики.
Социалистическая экономика представляла собой единый
народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие не было вполне
автономно, а являлось составной частью общегосударственной структуры. То
есть, Своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика,
построенная на всеобъемлющем директивном планировании, государственном
ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по
самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей части.
Внутри этой экономики существовал монополизм центральных ведомств,
министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными
субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливали такие
предприятия, как Госплан, Госснаб и Госкомцен. При этом удовлетворение
потребности всей страны в том или ином виде продукта часто всего поручалось
всего одному-двум заводам.
Причины для концентрации такого типа:
1. Большое значение имело стремление использовать положительный эффект
масштаба производства. Но это стремление было заметно гиперболизировано
(из-за искусственной
вполне рентабельными выглядели проекты даже нерационально крупных
заводов[7] - сырьё для них привозилось за тысячи километров, а готовая
продукция распространялась по всей территории Советского Союза).
2. Другая причина была связана
с удобством
крупными предприятиями. Когда все важнейшие решения по развитию экономики
страны принимаются
хозяйства находится в
обратной пропорциональной
производственных единиц.
В итоге советские монополисты были очень узко специализированы, к
примеру: один завод выпускал только тяжёлые вертолёты (Роствертол), другой
– только автомобили высокой проходимости (УАЗ)[8]. При этом прекращение
работы хотя бы одного из подобных предприятий было фактически смертельно
для советской экономики из-за минимальности или фактически отсутствия
дублирования. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были полными
монополистами в производстве своей продукции. Ещё чаще встречалась
ситуация, когда число производителей по всему Советскому Союзу не превышало
2-3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью
страны, 290 (то есть 89 %) было подвержено сильной монополизации.
Так же советской экономике была свойственна непропорционально высокая
доля крупных и крупнейших предприятий и чрезвычайно малая доля мелких и
Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"