Корреляционно-регрессионный анализ молодежной безработицы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы курсовой работы заключается в том, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, уровня жизни населения, для оценки эффективности экономической деятельности государства.
При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей.
Важнейшее направление изучения безработицы – ее экономический аспект. Вместе с тем безработицу нельзя рассматривать только как экономическое явление.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5
1. Теоретические аспекты статистического анализа молодежной
безработицы в РФ……………………………………………................................5
1.1 Сущность и значение молодежной безработицы в РФ……………………..5
1.2 Основные методы статистического анализа безработицы……………………………………………………………………...10
1.3 Проблема молодежной безработицы в РФ…………………………………12
2. Статистический анализ молодежной безработицы в РФ…………………...16
2.1 Исследование молодежной безработицы в РФ…………………………….16
2.2 Оценка молодежной безработицы в РФ……………………………………20
2.3 Сравнительный анализ статистических показателей по регионам ПФО...24
3. Корреляционно-регрессионный анализ молодежной безработицы в РФ…29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 524.00 Кб (Скачать файл)

Общий спад производства в стране, фактический диктат работодателей при найме и увольнении работников, более ранний выход молодежи на рынок труда из-за обнищания многих семей, ужесточение требований со стороны нанимателей к рабочей силе при сокращении расходов на ее подготовку и др. привели к тому, что молодежь в возрасте от 15 до 29 лет составляет сегодня наиболее многочисленную группу безработных (37% численности зарегистрированных безработных).

Хотя для молодых  людей длительная безработица представляет меньшую проблему, чем для взрослого населения, она, тем не менее, заслуживает очень серьезного внимания, в том числе и потому, что это определяющий этап их жизни. Молодежная безработица часто является причиной асоциального образа жизни, связанного с алкоголизмом, наркоманией, преступностью.

Массовая безработица  среди молодежи, в силу специфики, не устоявшейся еще психики, чрезмерных амбиций новоиспеченных специалистов, юношеского максимализма и реактивности, является еще более глубокой проблемой.

Молодые специалисты - это гордость и надежда любого развитого государства, а если эта "надежда" не имеет соответствующей социальной защищенности, "непристроенность" молодежи превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности страны. Безработица среди молодого населения ведет:

  • к углублению бедности и обнищанию бюджетов молодых семей (как следствие - увеличение разводов, абортов, снижение рождаемости, увеличение числа беспризорных и брошенных детей, детей-сирот, детей-инвалидов);
  • снижение социальной защищенности и неадекватная оценка молодежного труда способствует падению национального патриотизма, приводит к оттоку молодых специалистов в развитые капиталистические страны, прививает интерес к поиску альтернативных форм заработка в сфере неформальной экономики и теневого бизнеса, подрывает интерес к образованию;
  • усугубляется криминогенная обстановка в стране: увеличивается количество экономических и уголовных преступлений, расцветает алкоголизм и наркомания, увеличивается количество венерических и прочих заболеваний, сокращается уровень продолжительности жизни, увеличивается смертность - все это способствует естественному вырождению нации.

Решить проблему увеличения занятости можно, но подходить к  этому решению следует комплексно:

1. Во-первых, государство  должно позаботиться о создании  атмосферы социальной стабильности  и защищенности для рассматриваемого  слоя населения (ведь молодежь - это будущее нации):

  • пересмотреть и доработать законодательную базу;
  • откорректировать политику в области трудоустройства;
  • найти возможности дополнительного финансирования государственных программ и мероприятий в направлении занятости;
  • разработать систему поощрений, льготного инвестирования и налогообложения регионов с низким уровнем безработицы (тем самым стимулировать местную администрацию в приоритетности решения проблемы занятости) и др.

2. Во-вторых, органы местной  администрации должны активно  следить за положением на рынке  труда своего региона:

  • способствовать созданию необходимого количества государственных и коммерческих специализированных институтов, занимающихся трудоустройством, профессиональным консультированием, психологической поддержкой (в частности, специализированных агентств для молодежи, кадровых агентств, центров социально-психологической помощи молодежи, бирж труда и т.п.);
  • следить за деятельностью государственных служб занятости и городской биржи труда, оказывая необходимую финансовую помощь и организационно-правовую поддержку (при выплате пособий, оплате стажировок, финансировании и организации профессионально-консультационных массовых мероприятий и т.п.);
  • формировать государственный заказ для вузов на такие специальности, которые соответствуют требованиям времени и условиям сложившегося рынка труда;
  • обеспечить тесную взаимосвязь в системе: местные органы самоуправления - вузы - рынок труда;
  • стимулировать предприятия и частных предпринимателей в увеличении количества молодых специалистов при формировании кадрового потенциала фирм (проводить на базе бирж труда и кадровых агентств консультационно-разъяснительные семинары с работодателями; выделять необходимые финансовые средства на начальном этапе апробации молодого специалиста, ввести квотирование численности молодых специалистов на предприятиях, организовывать курсы по планированию кадровой политики для частных предпринимателей).

3. В-третьих, необходима  перестройка в образовательной  деятельности современных учебных  заведений, сегодняшний вуз должен  выпускать качественно иного  специалиста:

  • выпускник должен быть уверен в востребованности своих знаний (специальности должны подбираться не только с целью коммерческой выгоды на сегодняшний день, но и с учетом перспективных тенденций на рынке труда; ввести в практику последипломную стажировку на предприятиях в течение, приблизительно, шести месяцев);
  • вуз должен быть нацелен не на набор, а на выпуск, т.е. на базе любого современного вуза должна работать своя кадровая служба по работе с выпускниками (либо заключен договор со специализированными агентствами), обеспечиваться устойчивые взаимосвязи с действующими предприятиями-работодателями, организовываться курсы дополнительной специализации и повышения квалификации, практиковаться распределение на предприятия хотя бы наиболее перспективных выпускников.

Естественно, система  мер по снижению безработицы среди молодых специалистов не исчерпывается приведенным перечнем, существует огромное поле для творческого поиска путей выхода из сложившейся на рынке труда ситуации.

 

1.2 Статистические показатели

 

Первичная статистическая информация выражается, прежде всего, в виде абсолютных показателей, которые являются количественной базой всех форм учета. 

Абсолютные показатели характеризуют итоговую численность единиц совокупности или ее частей, размеры (объемы, уровни) изучаемых явлений и процессов, выражают временные характеристики. Абсолютные показатели могут быть только именованными числами, где единица измерения выражается в конкретных цифрах. В зависимости от сущности исследуемого явления и поставленных задач единицы измерения могут быть натуральными, условно-натуральными, стоимостными и трудовыми.

Натуральные единицы измерения соответствуют потребительским или природным свойствам товара или предмета и оцениваются в физических мерах массы, длины, объема (килограмм, тонна, метр и т.д.).

Разновидностью натуральных единиц выступают условно-натуральные, которые используются в тех случаях, если продукт, имея несколько разновидностей, должен переводиться в условный продукт с помощью специальных коэффициентов (молочные продукты с разным содержанием сливочной основы, мыло с разным содержанием жирных кислот и т.д.).

Стоимостные единицы измерения оценивают социально-экономические процессы и явления в денежном выражении (цены, сопоставимые цены), что очень важно в условиях рыночной экономики.

Трудовые единицы измерения призваны отражать затраты труда, трудоемкость технологических операций в человеко-днях, человеко-часах.

Вся совокупность абсолютных величин включает как индивидуальные показатели (характеризуют значения отдельных единиц совокупности), так и суммарные показатели (характеризуют итоговое значение нескольких единиц совокупности или итоговое значение существенного признака по той или иной части совокупности).

Абсолютные показатели следует также подразделить на моментные  и интервальные.

Моментные абсолютные показатели характеризуют факт наличия явления или процесса, его размер (объем) на определенную дату времени.

Интервальные абсолютные показатели характеризуют итоговый объем явления за тот или иной период времени (например, выпуск продукции за квартал или за год и т. д.), допуская при этом последующее суммирование.

Абсолютные показатели не могут дать исчерпывающего представления  об изучаемой совокупности или явлении, поскольку не могут отразить структуру, взаимосвязи, динамику. Данные функции  выполняют относительные показатели, которые определяются на основе абсолютных показателей.

В статистике относительные  показатели используют в сравнительном  анализе, в обобщении и синтезе.

Относительные показатели - это цифровые обобщающие показатели, они есть результат сопоставления двух статистических величин. По своей природе относительные величины производны от деления текущего (сравниваемого) абсолютного показателя на базисный показатель.

Относительные показатели могут быть получены или как соотношения  одноименных статистических показателей, или как соотношения разноименных статистических показателей. В первом случае получаемый относительный показатель рассчитывается или в процентах, или в относительных единицах, или в промилле (в тысячных долях). Если соотносятся разноименные абсолютные показатели, то относительный показатель в большинстве случаев бывает именованным.

Относительные величины, используемые в статистической практике:

  • относительная величина структуры;
  • относительная величина координации;
  • относительная величина планового задания;
  • относительная величина выполнения плана;
  • относительная величина динамики;
  • относительная величина сравнения;
  • относительная величина интенсивности.

Относительная величина структуры (ОВС) характеризует структуру совокупности, определяет долю (удельный вес) части в общем объеме совокупности. ОВС рассчитывают как отношение объема части совокупности к абсолютной величине всей совокупности, определяя тем самым удельный вес части в общем объеме совокупности (%):

                                                                                       (1.1)

где m- объем исследуемой части совокупности; M - общий объем исследуемой совокупности.

Относительная величина координации (ОВК) характеризует соотношение между двумя частями исследуемой совокупности, одна из которых выступает как база сравнения (%):

                                                                                 (1.2)

где m- одна из частей исследуемой совокупности; mб - часть совокупности, которая является базой сравнения.

Относительная величина планового задания (ОВПЗ) используется для расчета в процентном отношении увеличения (уменьшения) величины показателя плана по сравнению с его базовым уровнем в предшествующем периоде, для чего используется формула

                                                                               (1.3)

где Рпл - плановый показатель; Р- фактический (базовый) показатель в предшествующем периоде.

Относительная величина выполнения плана (ОВВП) характеризует степень выполнения планового задания за отчетный период (%) и рассчитывается по формуле

                                                                              (1.4)

где Рф - величина выполнения плана за отчетный период; Рпл - величина плана за отчетный период.

Относительная величина динамики (ОВД) характеризует изменение объема одного и того же явления во времени в зависимости от принятого базового уровня. ОВД рассчитывают как отношение уровня анализируемого явления или процесса в текущий момент времени к уровню этого явления или процесса за прошедший период времени. В результате мы получаем коэффициент роста, который выражается кратным отношением. При исчислении этой величины в процентах (результат умножается на 100) получаем темп роста.

Темпы роста можно просчитывать как с постоянным базовым уровнем (базисные темпы роста - ОВДб ), так и с переменным базовым уровнем (цепные темпы роста - ОВДц ):

                                                                                (1.5)

где Рт - уровень текущий; Рб - уровень базисный;

                                                                               (1.6)

где Рт - уровень текущий; Рт-1 - уровень, предшествующий текущему.

Относительная величина сравнения (ОВСр) - соотношение одноименных абсолютных показателей, относящихся к разным объектам, но к одному и тому же времени (например, соотносятся темпы роста населения в разных странах за один и тот же период времени):

                                                                             (1.7)

где МА - показатель первого одноименного исследуемого объекта; МБ - показатель второго одноименного исследуемого объекта (база сравнения).

Все предыдущие показатели относительных величин характеризовали  соотношения одноименных статистических объектов. Однако есть группа относительных  величин, которые характеризуют  соотношение разноименных, но связанных  между собой статистических показателей. Эту группу называют группой относительных величин интенсивности (ОВИ), которые выражаются, как правило, именованными числами.

Информация о работе Корреляционно-регрессионный анализ молодежной безработицы в РФ