Кредитно-денежная политика и реализация макроэкономических целей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели

Содержание

Введение……………………………………………………………… 3
1. Цели и задачи кредитно-денежных мероприятий государства. Политика «дорогих» и «дешевых» денег...................................................... 4
2. Инструменты кредитно-денежных государственных мероприятий ………………………………………………………………………….11
3. Тенденции и особенности современной российской кредитно- денежной политики..........................................................................................18
Заключение …………………………………………………………….29
Список литературы………………………………............................... 30
Практикум…………………………………………………………….. 31

Вложенные файлы: 1 файл

Макроэкономика 2008 в15+.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

Значительный приток ликвидности  в банковский сектор по каналу проведения Банком России интервенций на внутреннем валютном рынке сократил в 2010 г. спрос кредитных организаций на инструменты Банка России по рефинансированию по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.

Для рефинансирования кредитных организаций  Банк России применял рыночные инструменты  на аукционной основе и инструменты постоянного действия.

Сумма предоставленных кредитным  организациям внутридневных кредитов в первом полугодии 2010 г. составила 12,5 трлн. руб. (в том числе за II квартал — 7,1 трлн. руб.) и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. на 1,2 трлн. руб., или на 11,0%.

Банк России также предоставлял кредитным организациям кредиты  овернайт для завершения операционного  дня. Объем предоставленных Банком России кредитов овернайт в первом полугодии 2010 г. составил 101,7 млрд. руб. (в том числе за II квартал — 49,4 млрд. рублей).

Совокупный объем операций прямого  РЕПО в первом полугодии 2010 г. снизился до 1,8 трлн. руб. по сравнению с 20,1 трлн. руб. в первом полугодии 2009 года. Средний объем задолженности кредитных организаций перед Банком России по операциям прямого РЕПО на конец дня в первом полугодии 2010 г. сократился до 40,1 млрд. руб., или более чем в 7,5 раза по сравнению с первым полугодием 2009 года.

Общий объем предоставленных кредитным  организациям ломбардных кредитов в  январе—июне 2010 г. был равен 45,3 млрд. руб. (в том числе за II квартал — 21,5 млрд. руб.), из них 24,6 млрд. руб. (54,3%) — ломбардные кредиты по фиксированной процентной ставке на срок от 1 до 30 календарных дней. [9]

Кредитные организации также активно  использовали механизм получения кредитов по фиксированной процентной ставке, обеспеченных активами или поручительствами кредитных организаций. Объем предоставления Банком России указанных кредитов в первом полугодии 2010 г. составил 313,0 млрд. руб. (в том числе за II квартал — 154,6 млрд. руб.).

В первом полугодии 2010 г. Банк России продолжил работу по проведению эксперимента по предоставлению кредитов, обеспеченных залогом прав требования по межбанковским кредитным договорам, имеющим целевой характер, связанный с кредитованием субъектов малого и среднего предпринимательства. Сумма задолженности по кредитам, предоставленным в рамках эксперимента, по состоянию на 1.07.2010 составила 100 млн. рублей.

Общий объем предоставленных кредитным  организациям кредитов без обеспечения в первом полугодии 2010 г. снизился до 120,5 млрд. руб. по сравнению с 2,2 трлн. руб. в первом полугодии 2009 года. Общая сумма задолженности по указанным кредитам Банка России по состоянию на 1.07.2010 составила 50,3 млрд. руб. и сократилась по сравнению с уровнем на начало 2010 г. в 3,8 раза.

Операции "валютный своп" в январе—июне 2010 г. Банком России не проводились ввиду отсутствия спроса на них со стороны банковского сектора.

В условиях высокого уровня ликвидности  банковского сектора Банк России в первом полугодии 2010 г. активизировал проведение операций по абсорбированию свободной ликвидности кредитных организаций, а именно депозитных операций и операций с облигациями Банка России.

Общий объем депозитных операций Банка  России с кредитными организациями в первом полугодии 2010 г. составил 15,7 трлн. руб. и увеличился по сравнению с первым полугодием 2009 г. в 1,8 раза. Одновременно со снижением с 29.03.2010 процентных ставок по своим операциям Банк России принял решение о возобновлении проведения депозитных операций с кредитными организациями на фиксированных условиях овернайт, ставка по которым стала определять нижнюю границу процентных ставок по операциям Банка России (с 29.03.2010 она была установлена на уровне 2,75% годовых, а с 30.04.2010 была снижена до 2,5% годовых).

В первом полугодии 2010 г. активность на рынке облигаций Банка России (ОБР) существенно увеличилась по сравнению с предыдущим периодом. За первое полугодие 2010 г. Банк России разместил на первичном рынке ОБР в объеме 1,24 трлн. руб. по номинальной стоимости. Совокупный объем ОБР в обращении к 1.07.2010 достиг рекордного уровня, составив 1,01 трлн. руб. по номинальной стоимости. При этом объем средств, привлеченных на аукционах по размещению ОБР на первичном рынке, составил в апреле 104,9 млрд. руб., в мае — 3,8 млрд. руб., в июне — 572,8 млрд. рублей.

Объем продажи ОБР Банком России на вторичном рынке (без учета  аукционов) по рыночной стоимости за первое полугодие 2010 г. составил 12,8 млрд. руб., объем операций Банка России по покупке собственных облигаций на вторичном рынке по рыночной стоимости за тот же период — 10,1 млрд. рублей. При этом в марте и июне операции по покупке ОБР на вторичном рынке не проводились.

Дополнительным инструментом абсорбирования свободной ликвидности были операции Банка России по продаже государственных  ценных бумаг без обязательства обратного выкупа. Однако в январе—июне 2010 г. они активно не использовались — объем продажи Банком России ОФЗ из собственного портфеля за период составил 3,0 млрд. рублей.

В январе—июне 2010 г. нормативы обязательных резервов, установленные Банком России, составляли 2,5% по каждой категории резервируемых обязательств (по обязательствам перед юридическими лицами — нерезидентами — в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, по обязательствам перед физическими лицами — в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, по иным обязательствам кредитных организаций — в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте).

В соответствии со вступившим в силу с 1.01.2010 нормативным актом Банка  России был уточнен состав резервируемых  обязательств кредитных организаций, в частности, исключены из их состава долгосрочные обязательства (свыше трех лет) по выпущенным кредитными организациями облигациям.

Сумма обязательных резервов, депонированных кредитными организациями на счетах обязательных резервов в Банке России, на 1.07.2010 составила 175,5 млрд. руб., увеличившись по сравнению с 1.01.2010 на 24,1 млрд. рублей. Из общей суммы обязательные резервы по обязательствам в валюте Российской Федерации составили 116,6 млрд. руб., по обязательствам в иностранной валюте — 58,9 млрд. рублей.[9]

Кредитные организации в первом полугодии 2010 г. продолжали активно использовать усреднение обязательных резервов, т.е. выполняли часть обязательных резервов путем поддержания соответствующего среднемесячного остатка денежных средств на корреспондентских счетах (корреспондентских субсчетах) в Банке России. В течение периода усреднения с 10 июня по 10 июля 2010 г. правом на усреднение обязательных резервов воспользовались 705 кредитных организаций (или 67,4% от общего числа действующих кредитных организаций).

Усредненная величина обязательных резервов в течение периода усреднения с 10 июня по 10 июля 2010 г. составила 206,8 млрд. руб. (в течение периода с 10 декабря 2009 г. по 10 января 2010 г. — 195,0 млрд. руб.).[9]

Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, положенному  в основу проекта федерального бюджета, в 2010 году ожидается восстановление положительных темпов экономического роста. Оживление экономики, а также  возобновление роста цен на активы обусловят увеличение трансакционной составляющей спроса на деньги. Снижение инфляции и девальвационных ожиданий также будет способствовать росту спроса на национальную валюту как на средство сбережения. В этой связи диапазон изменения темпов прироста денежного агрегата М2 в 2010 году в зависимости от вариантов развития экономики может составить 8-18%.

Предполагаемое постепенное улучшение  макроэкономической ситуации будет  способствовать стабилизации темпов прироста спроса на деньги в 2011 и 2012 годах.

В зависимости от вариантов прогноза диапазон темпов прироста денежного  агрегата М2 может составить 10-20% и 12-21% соответственно.

Денежная программа на 2010-2012 годы представлена в четырех вариантах, соответствующих вариантам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы.

Расчеты по программе на 2010-2012 годы осуществлены исходя из показателей  спроса на деньги, соответствующих  целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВП и его составляющих, а также динамике валютного курса, заложенного в прогнозы изменения платежного баланса.

В зависимости от сценарных вариантов  развития темп прироста денежной базы в узком определении в 2011 году – 11-19%, в 2012 году – 13-19%.

Для первого варианта денежной программы на протяжении всего прогнозного периода увеличение чистых внутренних активов (ЧВА) является основным источником роста денежной базы. Второй–четвертый варианты программы разработаны в предположении о росте чистых международных

резервов (ЧМР) в 2010-2012 годах, который по этим вариантам станет основным источником увеличения денежной базы.

Исходя из прогноза платежного баланса  в условиях первого варианта ЧМР  увеличиваются в 2011 году незначительно (на 0,03 трлн. рублей), в 2012 году – на 0,2 трлн. рублей.

При этом чистые внутренние активы увеличиваются  на 0,5 и 0,6 трлн. рублей соответственно. В 2011-2012 годах для обеспечения  такой динамики предусматривается  увеличение объема чистого кредита  расширенному правительству примерно на 0,6 трлн. Рублей и чистого кредита банкам – на 0,2 трлн. Рублей в год.

В 2011 году по второму сценарию предполагается увеличение ЧМР на 0,6 трлн. рублей, что  потребует увеличения чистых внутренних активов на 0,3 трлн. рублей. Исходя из оценки прироста чистого кредита  расширенному правительству на 0,6 трлн. рублей, чистый кредит банкам может сократиться на 0,1 трлн. рублей. В 2012 году предусматривается, что рост денежной базы будет обеспечен за счет увеличения ЧМР на 0,8 трлн. рублей и ЧВА – на 0,2 трлн. рублей.[9]

При этом в структуре прироста чистых внутренних активов изменение чистого кредита расширенному правительству и чистого кредита банкам ожидается примерно таким же, как в 2011 году.

В 2011 и 2012 годах данный вариант денежной программы предусматривает увеличение ЧМР на 1,4 и 1,9 трлн. рублей при снижении ЧВА на 0,4 и 0,8 трлн. рублей соответственно.[9]

При параметрах, соответствующих данному  варианту, чистый кредит расширенному правительству в 2011-2012 годах практически  не изменится. Для обеспечения прогнозируемой динамики потребуется снижение чистого кредита банкам примерно на 0,2 трлн. рублей как в 2011, так и в 2012 годах.

Четвертый вариант программы предполагает в 2011 и 2012 годах рост ЧМР составит 2,6 и 3,1 трлн. рублей, что повлечет за собой сокращение ЧВА на 1,4 и 1,7 трлн. рублей соответственно.

Условия данного варианта предполагают возможность значительного роста  бюджетных доходов по сравнению  с другими вариантами программы. Поэтому ожидается, что чистый кредит расширенному правительству снизится в 2011 году на 0,8 трлн. рублей и в 2012 году – на 0,7 трлн. рублей. Снижение чистого кредита банкам составит 0,3 трлн. Рублей в 2011 году и 0,2 трлн. рублей в 2012 году. [9]

Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены в соответствии со складывающейся макроэкономической ситуацией, изменением влияния на состояние денежно-кредитной сферы ключевых внутренних и внешних факторов. В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет применять весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении.

В качестве операционного ориентира  при проведении курсовой политики на стадии перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит использование бивалютной корзины, состоящей из евро и доллара США. При этом сохранится действующий механизм ограничения волатильности валютного курса, включающий правило автоматического изменения границ плавающего интервала допустимых значений стоимости бивалютной корзины в зависимости от объема интервенций, осуществленных Банком России.

В течение переходного периода  подобный подход позволит постепенно повышать степень зависимости курса  рубля от изменений рыночной конъюнктуры, что даст возможность участникам рынка адаптироваться к плавающему валютному курсу.

На протяжении переходного периода  порядок проведения интервенций  Банка России на внутреннем валютном рынке будет включать совершение операций как на границах, так и  внутри плавающего интервала значений стоимости бивалютной корзины.

Направление и объем интервенций  внутри плавающего интервала стоимости  бивалютной корзины будут определяться с учетом факторов формирования платежного баланса, проводимой бюджетной политики и состояния внешних и внутренних финансовых рынков. Применение указанного механизма будет направлено на сглаживание воздействия внешних конъюнктурных шоков и возникающих диспропорций платежного баланса на динамику курса рубля.

Таким образом, долгосрочные тенденции  изменения курса рубля будут определяться балансом внешнеторговых операций, а также динамикой трансграничных потоков капитала. При этом в среднесрочной перспективе существенную роль в формировании указанных составляющих продолжит играть конъюнктура мировых рынков энергоносителей – основных товаров российского экспорта, изменение которой будет определять величину притока иностранной валюты от экспортных операций и ожидания внешних инвесторов. В то же время высокая волатильность потоков капитала и их зависимость от состояния внешних финансовых рынков будут обусловливать неопределенность курсовой динамики. В этих условиях тенденция к росту валютных рисков повысит эффективность использования процентной политики Банка России и ее вклада в достижение установленных целей денежно-кредитной политики.

Информация о работе Кредитно-денежная политика и реализация макроэкономических целей