Кредитно-модульная организация учебного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:12, реферат

Краткое описание

Европа все в большей степени осознает себя как единое целое. Процессы интеграции в современном обществе охватывают всё больше и больше сфер жизнедеятельности. Образование Украины в общем и высшее образование в частности не могут находиться в стороне от европейской интеграции. Высшее образование является сферой, которая в значительной степени влияет на то, как формируется общество, поэтому раздробленность образовательных систем препятствуют единению Европы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………………………………….2
РАЗДЕЛ 1. БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ЕГО КРАТКАЯ ИСТОРИЯ……………………………………………………………3
1.1 РЕГЛАМЕНТАЦИЯ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА…………………………………………………………………………………4
1.2 СУТЬ И ЦЕЛИ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА………………………………………………………………………………………..5
РАЗДЕЛ 2. КРЕДИТНО-МОДУЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
2.1 КРЕДИТНО-МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА И ЕЁ ФУНКЦИИ……………………………………………………………………..6
2.2 ПОНЯТИЕ МОДУЛЯ И КРЕДИТА……………………………………………………………………………………………………….7
2.3 ПОРЯДОК ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ..9
2.4 КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ЗАДАЧИ ЗАЧЁТНЫХ ЕДИНИЦ СОВМЕСТИМЫХ С ECTS……………………….12
РАЗДЕЛ 3 ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ……………………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………………………16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по практике Болонская система.docx

— 35.79 Кб (Скачать файл)

 При кредитно-модульной  системе организации учебного  процесса содержание дисциплины  распределяется на содержательные  модули (по 2-4 модуля на семестр), то есть учебная дисциплина  формируется как система содержательных  модулей [2, 6].

 Вторым условием реализации модульного принципа организации содержания учебной дисциплины является возможность выделить генеральные сквозные идеи профессиональной деятельности, на раскрытие и усвоение которых направлен каждый модуль.

 Для студента — будущего  специалиста — важно не только  осмыслить и усвоить информацию, но и овладеть способами ее  практического применения и принятия  решений.

 При таких условиях  уменьшается частица прямого,  снаружи нанесенного информирования  и расширяется применение интерактивных  форм и методов работы студентов  под руководством преподавателя  (тьютора) и полноценной самостоятельной работы в лабораториях, читальных залах, на объектах будущей профессиональной деятельности, что особенно важно для системы дистанционной образования.

 Создание системы кредитов  должно облегчить сравнение законченных  курсов и способствовать максимальному  расширению мобильности студентов.

 Кредит (credit) — условная единица измерения учебной нагрузки студента при изучении какой-то составной учебной программы или отдельной дисциплины (курса), выполненной студентом во время образования. Кредит — минимальная единица, которая точно документируется, часто означает обучение на протяжении недели (сумму аудиторной и самостоятельной работы студента).

 Под системой кредитов  понимается системное определение  всех основных аспектов организации  учебного процесса на основе  использования зачетной единицы  (кредита) в качестве меры трудоемкости  учебной работы, выражающей совокупность  всех составляющих, связанных с  организацией учебного процесса [2, 6].

 Впервые кредиты были  введены в университетах США  на рубеже XVIII и ХIХ вв. в рамках начавшегося в этот период процесса либерализации университетского образования. Установление через кредитные единицы количественных эквивалентов содержания обучения и степени освоения образовательных программ позволило предоставить студентам возможность самостоятельно планировать учебный процесс, внести принципиальные изменения в системы контроля и оценки качества образовательного процесса, создало условия для совершенствования образовательных технологий.

 Наиболее приемлемой из существовавших в Европе на момент подписания Болонской декларации систем кредитов, была признана система ECTS (European Credit Transfer System – Европейская система взаимозачёта кредитов) [3].

В процессе педагогического  эксперимента, который проводили  ведущие высшие учебные заведения, в Украине был установлен объем  кредита ECTS — 36 академических часов  и была установлена годовая учебная  нагрузка студента — 60 кредитов ECTS. Это  исходит из того, что учебный год  в среднем продолжается примерно 40 недель.

 Количество кредитов ECTS на учебную дисциплину определяется  делением общего объема часов,  запланированных на изучение  дисциплины на цену кредита  (с округлением до 0,5 кредита). Например, если для изучения дисциплины  выделяется 108 часов, то это соответствует  трем кредитам. В этом случае  дисциплина формируется из трех  модулей [6].

 Наиболее удобно определять  удельный вес каждой дисциплины  в общей нагрузке по количеству  аудиторных часов и пропорционально  распределить 30 кредитов, зарабатываемых  за семестр, между дисциплинами, изучаемыми в данном семестре.

 Рекомендуется пересчитывать  учебную нагрузку в кредиты  путём математического деления  общей (аудиторной и самостоятельной)  учебной нагрузки в семестре  на коэффициент 36 (36 часов общей  нагрузки) [3, 6].

 Бакалавр в течение  своего обучения должен набрать  не менее 180 кредитов (три года  в соответствии с нормой в  60 кредитов) или не менее 240 кредитов (4 года); магистр суммарно должен  заработать не менее 300 кредитов. Отсюда вытекает зависимость  срока обучения на магистра  от продолжительности обучения  на бакалавра [3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Порядок  оценивания знаний студентов  в рамках кредитно-модульной системы

 По канонам Болонского  процесса считается нормой начислять  студентам кредиты за стажировки  и практики, за подготовку к  экзаменам. Действительно, это  реальная учебная работа, имеющая  определённую трудоёмкость; важно  как можно более объективно  определить её величину. Без сомнения, кредиты должны начисляться за  написание рефератов и курсовых  работ, которые предполагают изучение  студентами значительного количества  источников, соответственно, и академическая  трудоёмкость этих видов работ  весьма высока.

 Кредиты начисляются  студенту только по результатам  успешной сдачи им определённой  учебным планом формы итогового  контроля по данной дисциплине (экзамен, зачёт, тест или итоговая  контрольная работа и т.п.) [3].

 Модульно-рейтинговая  система оценки знаний предусматривает  100 бальную шкалу, то есть 100 баллов  — это максимальное количество  баллов, которые студент может  получить за академические успехи  в процессе изучения содержательного  модуля. Оценка знаний студента  за содержательный модуль учитывает  оценки, полученные за все виды  проведенных занятий, за текущее  и итоговое тестирование (например, за выполнение практических, лабораторных  занятий, и т.д.) с учетом весовых  коэффициентов.

 Суммарное оценивание  усвоения учебного материала  дисциплины определяется без  проведения семестрового экзамена  как интегрированная оценка усвоения  всех содержательных модулей  с учетом весовых коэффициентов.

 Оценка знаний студентов  по дисциплинам, по которым  по учебному плану предусмотрен  экзамен, осуществляется на основе  результатов текущего модульного  контроля и итогового модульного  контроля (экзамена).

 Текущий модульный  контроль состоит из содержательных  модулей и осуществляется преподавателем, который проводит практические, лабораторные занятия или семинары. Текущий (модульный) контроль  включает в себя:

 элементы теоретических  знаний и практических действий  в ходе усвоения учебного материала;

 контрольные срезы  (тесты, устный опрос, письменная  контрольная работа).

 В начале семестра  преподаватель обязан довести  до сведения студентов виды  заданий, перечень вопросов, охватывающих  содержание программы дисциплины, а также критерии оценки знаний  текущего и итогового модульного  контроля.

 В случае невыполнения  основных заданий текущего модульного  контроля по объективным причинам  студент имеет право по разрешению  декана пересдать их. Время и  порядок сдачи определяет преподаватель.

 По решению преподавателя  студентам, которые выполняли  творческие задания, брали участие  в научно-исследовательской деятельности, в работе конференций, в научных  семинарах, могут присуждаться  дополнительные баллы по результатам  итогового модульного контроля (экзамена).

 

 В итоговый модульный  контроль входят: научная работа студента по дисциплинам, выполнение индивидуального творческого задания, или экзамен.

 Общая итоговая оценка  по дисциплине включает:

 баллы, полученные по  результатам текущего модульного  контроля;

 баллы, полученные за  выполнение заданий (индивидуальное  творческое задание, научно-исследовательская  деятельность, участие в работе  конференций, научных семинарах,  подготовка научных публикаций), которые выносятся на итоговый  модульный контроль (экзамен);

 баллы, полученные непосредственно  на экзамене по дисциплине [4, 6].

 Студент, который набрал  на протяжении семестра необходимое  количество баллов, имеет возможность:

 не сдавать экзамен  или зачет и получить набранное  количество баллов как итоговую  оценку;

 сдавать экзамен с  целью повышения своего рейтинга  по дисциплине.

 Студент, который набрал  в течение семестра меньше  необходимого количества баллов, обязан сдавать экзамен [6].

 По учебным дисциплинам,  где итог оценивания уровня  знаний студентов, осуществляется  по результатам текущего модульного  контроля (т.е. зачет), задания текущего  модульного контроля оцениваются  в диапазоне от 0 до 100 баллов.

 Итоговый балл по  результатам текущего модульного  контроля является основой для  выставления зачета по этому  предмету.

 Преподаватель имеет  право выставить зачет при  условии, что студент набрал  не менее 50 баллов по 100-балльной  шкале за текущий модульный  контроль. Студент, не набравший  по итогам текущего модульного  контроля 50 баллов, обязан сдавать  зачет [4].

 Академические успехи  студента определяются при помощи  системы оценивания знаний, которая  используется в ВУЗе, но с обязательным  приведением оценок к национальной  шкале и шкале ECTS.

 Модульно-рейтинговая  система оценивания представлена  в таблице 2.1.

 Таблица 2.1

Модульно-рейтинговая система  оценивания

Оценка по шкале ECTS 

Оценка по бальной шкале 

Оценка по национальной шкале

A 90-100 5 (отлично)

B 80-89 4 (хорошо)

C 70-79 4 (хорошо)

D 60-69 3 (удовлетворительно)

E 50-59 3 (удовлетворительно)

FX 30-49 2 (неудовлетворительно) с возможностью повторной сдачи дисциплины

F 0-29 2 (неудовлетворительно) с обязательным повторным изучением дисциплины

 Основные критерии  оценивания:

 «Отлично» — выставляется  студентам, которые показали разносторонние  системные знания программного  материала, умение безупречно  выполнять задания определенные  программой обучения, продемонстрировали  творческие способности.

 «Хорошо» — заслуживают  студенты, которые показали полные  знания программного материала,  успешно выполнили задания, предусмотренные  учебной программой, усвоили содержание  основной литературы.

 «Удовлетворительно»  — выставляется студентам, которые  показали знания основного учебного  материала в объеме, необходимом  для дальнейшего обучения и  будущей работы по выбранной  профессии, выполнили задания,  предусмотренные учебной программой, ознакомились с литературой.

 «Неудовлетворительно»  — получают студенты, которые  показали пробелы в знаниях  основного учебно-программного материала,  сделали принципиальные ошибки  в ходе выполнения заданий  [4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Ключевые элементы и задачи  зачётных единиц совместимых  с ECTS

 С точки зрения функциональных  аспектов система зачетных единиц  является основой:

 индивидуально-ориентированной  организации учебного процесса, предоставляющей студентам возможность  составления индивидуальных учебных  планов, свободного определения  последовательности освоения дисциплин,  самостоятельного составления личных  семестровых расписаний учебных  занятий;

 стимулирующей балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности студентов;

 формирования и постоянного  развития учебных планов, программ  и стандартов содержания образования;

 предоставляемых преподавателям  академических свобод, в том числе,  права свободного выбора методики  обучения;

 экономических расчетов  размера платы за обучение  и заработной платы преподавателей;

 формирования бюджетов  доходов и расходов структурных  образовательных подразделений  университета.

 Ключевыми элементами  системы зачетных единиц являются  индивидуально-ориентированная организация  учебного процесса и стимулирующая  балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности в сочетании с прогрессивными принципами педагогического менеджмента.

 В качестве основных  принципов педагогического менеджмента  можно выделить:

 четко поставленные  идеалы и цели образования;

 педагогическое проектирование  учебно-воспитательного процесса;

 компетентная консультация;

 нормирование;

 оперативный, надежный (объективный), полный, точный и постоянный  учет;

 объективное отношение  к студентам;

 взаимная дисциплинированность  преподавателей и студентов;

 оценка (в баллах и/или  с использованием моральных средств,  стимулирующих мотивацию к учению) качественного и своевременного  выполнения заданий;

 взаимная дисциплинированность  преподавателей и студентов;

наличие у преподавателей и студентов четко отработанных стандартных инструкций и строгое  их соблюдение, что способствует повышению  качества обучения студентов, объективности  взаимного контроля преподавателей и студентов, предсказуемости получаемых студентом оценок [3].

 

 Введение системы зачетных  единиц обусловлено потребностями  модернизации украинского высшего  профессионального образования,  развитием телекоммуникационных  технологий, а также расширяющимся  участием в международных интеграционных  процессах.

Информация о работе Кредитно-модульная организация учебного процесса