Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 22:35, курсовая работа
Целью данной курсовой работы явилось изучение процесса кредитования банками и небанковскими кредитными учреждениями субъектов малого и среднего бизнеса, выявление и анализ проблем данного процесса, предложения по их решению, а также связанные с этим рекомендации.
Для достижения данной цели были поставлены задачи:
1. изучение роли малого и среднего бизнеса в экономике государства;
2. изучение кредитования как основного источник финансовых ресурсов субъектов малого и среднего бизнеса, а также системы оценки кредитоспособности заемщика;
3. проведение анализа банковского участия в кредитовании малых и средних предприятий на примере АО «Народный банк Казахстана»;
4. выявление проблем и предложение некоторых рекомендаций по усовершенствованию механизма кредитования субъектов малого и среднего бизнеса;
5. изучение зарубежного опыта кредитования малого и среднего бизнеса и возможности его применения в современных условиях Казахстана.
Согласно результатам исследования, сумма и срок кредита не вызывают нареканий со стороны предпринимателей малого и среднего бизнеса. Наибольшей критике подвергается оценка стоимости залога, его размер и процентная ставка по кредиту.
Но не смотря на то, что коммерческие банки являются основным источником заёмных финансовых средств, такую возможность малому и среднему бизнесу представляют также специализированные финансовые и инвестиционные организации. По мнению респондентов, их существование оправдано и необходимо. В отношении микрокредитных организаций так считают 69 % опрошенных, Инвестиционного фонда Казахстана – 80 %, Банка Развития Казахстана – 82 %. Опыт взаимодействия с государственными институтами развития имеют лишь 16 % опрошенных предпринимателей, в том числе 11 % - положительный и 5 % - отрицательный; 15 % предпринимателей не знали, что в эти организации можно обратиться, 69 % осведомлены о существовании этих организаций, но не имели никакого опыта взаимодействия с ними.
О значении разных источников финансовых средств говорит распределение ответов на вопрос, каким из них в случае необходимости попытаются воспользоваться предприниматели: 79 % опрошенных предпринимателей собираются прибегнуть к личным сбережениям, 51 % попросят деньги взаймы у друзей и родственников, 48 % попытаются получить банковский кредит, 29 % - кредит микрокредитных организаций, 38 % - кредит Банка Развития Казахстана, 26 % - средства Инвестиционного фонда Казахстана.
Итак, изучив точку зрения предпринимателей, необходимо ознакомиться со взглядом на процесс кредитования субъектов малого и среднего бизнеса самих коммерческих банков.
2.2 Анализ банковского участия в кредитовании малых и средних предприятий на примере АО «Народный банк Казахстана»
Проведем анализ кредитования субъектов малого и среднего бизнеса банками второго уровня на примере АО «Народный банк Казахстана» и рассмотрим этот процесс с позиции конкретного коммерческого банка.
Осуществляя финансирование малого и среднего бизнеса и строя свою внутреннюю политику на определенных принципах, банк определяет некоторые приоритеты в своей кредитной деятельности. Понимая всю важность работы с крупными корпоративными клиентами, менеджмент банка в то же время отдает отчет о невозможности достижения доходности банка без привлечения средних корпоративных клиентов и создания из их числа надежной клиентской базы. Данная задача обусловлена размерами банка, без ориентации на среднего корпоративного клиента региональная сеть банка не может быть доходной. Основными направлениями работы с такими клиентами является предоставление им всего спектра банковских услуг на стандартных условиях. Что касается работы с малым бизнесом, с учетом перспектив банк не может оставить вне зоны своих приоритетов малый бизнес. Имея широкую региональную сеть и традиционно сильные позиции в розничном бизнесе, банк в состоянии произвести привлечение и отбор наиболее жизнеспособных субъектов малого предпринимательства и предложить им соответствующий спектр услуг. Работу с малым бизнесом банк строит на основе различного рода кредитных программ. При этом банк по возможности принимает участие в программах, направленных на поддержку малого бизнеса государством и международными финансовыми институтами.
Кредитование фермерских хозяйств и предприятий, осуществляющих коммерческую деятельность в сельской местности, проводится АО «Народный банк Казахстана» по таким программам как /15.C.467/:
- Проект «Постприватизационной поддержки сельского хозяйства» (ППСХ);
- Программа «Малый и средний агробизнес» (МиСАБ)
- Программа «Софинансирование» (СОФ).
Целью проекта ППСХ является ускорение коммерциализации сельскохозяйственных предприятий в Акмолинской и Алматинской областях.
Займ, предоставляемый финансовому учреждению, подлежит финансированию в направлении земледелия и прочей аграрной деятельности, такой как агропереработка, агрослужбы, которые непосредственно связаны с сельскохозяйственными предприятиями, получающими субкредиты в рамках данного проекта, а также нефермерской коммерческой деятельности в сельских районах, включающей поставку, торговлю, прокат оборудования и предоставление таких услуг, как кафе, мелкая торговля, аптеки и т.д. При этом следует учесть, что кредитные ресурсы не могут быть использованы на цели финансирования покупки или аренды земли, строительства или ремонта жилых зданий или рефинансирования долга. В настоящее время было принято положение от Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР) об открытии кредитной линии для производителей сельскохозяйственной продукции, которые отвечают требованиям ЕБРР. Основными условиями данной кредитной линии являлись следующие элементы:
- Предоставление кредитной
- Сумма и валюта – 5 млн. долларов США;
- Процентная ставка – ЛИБОР + 3,5 %;
- Дата определения процентов – на месячной основе;
- Организационная комиссия – 1 %
- Минимальная сумма выплаты по кредиту – 500 тыс. долларов США;
- Проценты в случае дефолта
– 2 % годовых сверх процентной
ставки плюс стоимость
- Комиссия за неиспользованную часть кредитной линии – 0,5 % годовых от невыплаченной суммы кредита, начиная с 30-го дня после заключения Кредитного соглашения;
Учитывая условия
Перечень основных документов, представляемых для проведения правовой экспертизы и оценки имущества, предлагаемого в залог, состоит из акта на право собственности на земельный участок; договора купли-продажи земельного участка; платежного документа об оплате права собственности на земельный участок; расчета стоимости земельного участка; справки об отсутствии задолженности по налогу на землю /15.C.468/.
Далее приведем методику расчета оценки финансового состояния заемщика АО «Народный банк Казахстана». В качестве наглядного примера рассчитаем согласно методике кредитоспособность заемщика – субъекта малого предпринимательства ТОО «Тритон» – действующей карагандинской фирмы. Все финансовые показатели, представленные в Приложении 2 и на основании которых будет проводиться расчет параметров, являются достоверными.
Данная система скоринга разработана
для определения уровня финансового
положения корпоративных
Оценка производится на основе балансового отчета (прил. 1), отчета о доходах и расходах (прил. 2), отчета о движении денежных средств (прил. 3), а также первичной документации предприятия.
1. При оценке скоринга
2.Исходные данные определяются на основе бухгалтерской отчетности заемщика, первичной финансовой документации предприятия.
3.Каждому оценочному
4.Скоринг рассчитывается как сумма произведений баллов и соответствующих весов. Полученное значение находится в интервале между нулем и единицей, то есть не требует нормировки.
5.Полученное значение
Расчет параметров.
Динамика изменения финансовых показателей.
Данный анализ производится на базе следующих показателей:
1. «Изменение отношения затрат на производство к выручке от реализации» вычисляется по следующей формуле:
(1)
В нашем случае в данную формулу подставляем следующие значения:
Значение данного коэффициента нормируется следующим образом:
Значение показателя (доли) |
Балл |
Ниже -20 % |
1 |
От -20 % до -5 % |
В зависимости от полученного значения осуществляется пропорциональный перенос его на диапазон между 0,8 и 1 |
От -5 % до 5 % |
В зависимости от полученного значения осуществляется пропорциональный перенос его на диапазон между 0,2 и 0,8 |
От 5 % до 20 % |
В зависимости от полученного значения осуществляется пропорциональный перенос его на диапазон между 0 и 0,2 |
Свыше 20 % |
0 |
Как видим, рассчитанное нами значение попадает в диапазон свыше 20 %. Соответственно балл, который необходимо присвоить при данном значении, будет равен 0.
1. «Изменение стоимости основных средств» вычисляется по формуле:
где ОСпред, ОСнаст - стоимость основных средств за предыдущий завершенный финансовый год и на дату анализа соответственно.
Подставив в формулу (18) значения ТОО «Тритон», получим следующее выражение:
( (999(99
В соответствии с характером изменения показателю присваивается балл
Значение показателя |
Балл |
Уменьшение |
0,5 |
Без изменения |
0,75 |
Увеличение |
1 |
При этом переоценка в качестве изменений не учитывается.
Подставив в оценочную таблицу полученное нами значение, приходим к выводу, что изменения стоимости основных средств за анализируемый период не произошло. Поэтому присваиваем балл, равный 0,75.
2. «Изменение собственного капитала» за последний период вычисляется по следующей формуле:
где СКпред, СКнаст - величина собственного капитала за предыдущий завершенный финансовый год и на дату анализа соответственно.
Подставим в формулу значения предприятия
В соответствии с характером изменения показателю присваивается балл
Значение показателя |
Балл |
Резкое уменьшение (более чем на 20 %) |
- 0,2 |
Уменьшение |
В зависимости от полученного значения осуществляется пропорциональный перенос его на диапазон между 0,1 и 0,3 |
Увеличение |
В зависимости от полученного значения осуществляется пропорциональный перенос его на диапазон между 0,8 и 1 |
Существенное увеличение (более чем на 20 %) |
1 |
В соответствии с предложенным разделением полученных значений относим полученный результат (- 2 %) ко второй группе «уменьшение» и присваиваем балл 0,3.
3. «Общее изменение обязательств» за последние 12 месяцев вычисляется по следующей формуле:
где ОБпред, ОБнаст - сумма обязательств, состоящая из кредиторской задолженности, кратко- и долгосрочных кредитов, за предыдущий завершенный финансовый год и на дату анализа соответственно.
Подставим в указанную формулу значения предприятия:
В соответствии с характером изменения показателю присваивается балл:
Значение показателя |
Балл |
Резкое уменьшение (более чем на 20 %) |
-1 |
Уменьшение |
В зависимости от полученного значения осуществляется пропорциональный перенос его на диапазон между 0,1 и 0,3 |
Увеличение |
В зависимости от полученного значения осуществляется пропорциональный перенос его на диапазон между 0,8 и 1 |
Существенное увеличение (более чем на 20 %) |
1 |
Подставив в оценочную таблицу полученное нами значение, приходим к выводу, что балл, который необходимо присвоить, будет равен 1.
Составим сводную таблицу
Таблица 8 Значения финансовых показателей ТОО «Тритон»
Показатель |
Значение |
Балл |
1. Изменение отношения затрат на производство к выручке от реализации 2. Изменение стоимости основных средств 3. Изменение собственного капитала 4. Общее изменение обязательств |
23 % 0 -2 % 42 % |
0 0,75 0,3 1 |
Итак, мы рассмотрели процесс
Во-первых, основная масса кредитов используется предприятиями на пополнение оборотных средств. Снизилась доля кредитов на приобретение основных фондов на 8,4 % за последние 12 месяцев /16.C.55/, возросла часть займов на потребительские цели и кредиты, направляемые на приобретение ценных бумаг.
Во-вторых, банки по-прежнему в основном избегают в качестве залога отдельных активов, предпочитая требования к компаниям в целом, что по мнению экспертов из МВФ связано с высокой долей «неформальной экономики» в общей деятельности компаний. Именно нежелание банков кредитовать приобретение основных средств демонстрирует их пессимистическую оценку надежности долгосрочных кредитов, а с другой стороны – высокую степень зависимости «кредитного бума» от краткосрочных тенденций экономического роста. Однако, со стороны предприятий необходимо признать низкую квалификацию менеджеров в области разработки жизнеспособных, эффективных, рентабельных проектов. Управляющий должен улучшить коммерческую организацию и повысить качество изделий. Самой большой проблемой сегодня является нехватка управленческих команд, необходимых для овладения потенциалом рынка и удовлетворения экономических и социальных потребностей различных групп населения, то есть в области исследований и разработки новых товаров, организации продаж и послепродажного обслуживания, маркетинга, финансового контроля, а также методов управления персоналом, направленных на усиленную мотивацию служащих.