Данные об объемах привлеченных
кредитными организациями средств
организаций
(млн. руб.)12
Таблица 2 |
|
2010 год |
01.01 |
01.02 |
01.03 |
01.04 |
01.05 |
01.06 |
01.07 |
01.08 |
01.09 |
01.10 |
01.11 |
01.12 |
Депозиты и прочие привлеченные
средства организаций (кроме кредитных
организаций) |
всего |
5 466 580 |
5 118 330 |
5 001 880 |
5 275 118 |
5 485 323 |
5 492 601 |
5 396 353 |
5 463 150 |
|
|
|
|
|
3 198 590 |
2 954 256 |
2 875 191 |
3 150 922 |
3 329 997 |
3 307 665 |
3 260 050 |
3 214 793 |
|
|
|
|
Кредиты, депозиты и прочие
привлеченные средства кредитных организаций |
|
1 420 474 |
1 475 878 |
1 480 773 |
1 508 914 |
1 538 323 |
1 520 862 |
1 572 309 |
1 673 656 |
|
|
|
|
|
1 696 829 |
1 683 098 |
1 596 221 |
1 588 648 |
1 548 914 |
1 572 554 |
1 665 380 |
1 627 908 |
|
|
|
|
Средства физических лиц
- индивидуальных предпринимателей |
|
88 939 |
82 910 |
84 120 |
85 472 |
81 593 |
90 078 |
96 861 |
94 722 |
|
|
|
|
|
1 654 |
1 812 |
1 639 |
1 487 |
1 264 |
1 401 |
1 394 |
1 379 |
|
|
|
|
Сначала рассмотрим такие
показатели как уровень инфляции
в развитых странах, обязательные резервные
требования и ставка рефинансирования,
установленные центральными банками.
Все показатели приведены в сравнении
с аналогичными показателями России
(табл.3). Можно предположить, что для многих
групп кредитных организаций граничные
значения этих условий могут находиться
в пределах более или менее близких к следующим
значениям, рассмотренным в табл. 3 .
Поэтому кредит в рыночной экономике необходим,
прежде всего, как эластичный механизм
перелива капитала из одних отраслей в
другие и уравнивания нормы прибыли. Кредит
разрешает противоречие между необходимостью
свободного перехода капитала из одних
отраслей производства в другие и закрепленностью
производственного капитала в определенной
натуральной форме. Он позволяет также
преодолевать ограниченность индивидуального
капитала. В то же время кредит необходим
для поддержания непрерывности кругооборота
фондов действующих предприятий, обслуживания
процесса реализации производственных
товаров.
Таблица 3
Макроэкономические показатели
развитых стран в сравнении с
Россией в %13
Ряд 1 Резервные требования%
Ряд 2 Ставка рефинансирования%
Ряд 3 Уровень инфляции %
Следовательно, имеются основания
утверждать, что различные виды денежных
средств, привлекаемых банком в качестве
ресурсов, имеют кредитное происхождение,
что свидетельствует о важной роли кредита
в образовании средств для наличного и
безналичного денежных оборотов.
2.Влияние
инфраструктуры банковского кредитования
на развитие кредитного рынка
России
2.1 Особенности развития
кредитной системы в условиях
формирующейся рыночной экономики
Скорость распространения
глобального финансового кризиса
показала, что банковская система
страны, являясь проводником денежно-кредитной
политики оказалась не готова к негативному
развитию событий на национальном финансовом
рынке. Это обусловлено множеством факторов,
в том числе тем, что в стране не сформировался
единый общенациональный банковский рынок,
не была создана современная финансовая
инфраструктура.
Самыми острыми проблемами в банковской
сфере считаю следующие:
Банковская система России развивается
как ведомая, второстепенная, а не ведущая,
системообразующая отрасль российской
экономики.
Причины:
а) экономический рост, исполнение бюджета,
платежноспособный спрос и инвестиции
в России поддерживаются, главным образом,
за счет энерго-сырьевого экспорта;
б) экспортные отрасли не требуют от Правительства
развития национального банковского сектора;
в) Банк России также не ставит перед собой
задачи создания банковской системы как
самостоятельной рыночной отрасли экономики.
Банковская сфера России не является рыночно
структурированной системой и поэтому
не обладает внутренним потенциалом эффективного
саморазвития.
Причины:
а) первые двенадцать лет современная
российская банковская система строилась
совершенно хаотично, в отсутствие какой-либо
внятной политики или стратегии денежных
властей;
б) государство до сих пор не сформулировало
четкую, строго структурированную модель
построения необходимой ему строго структурированной
банковской системы14;
в) точно не определены место и роль банковского
сектора в стратегии экономического развития
страны;
г) не созданы условия развития банковской
системы на рыночной основе - в банковской
сфере преобладают монополизм и внеэкономические
способы «конкуренции»;
д) не сформирована комплексная правовая
база, обеспечивающая построение современной
цивилизованной и эффективной банковской
системы.
Банковская система не является инвестиционно
привлекательной сферой и ее капитализация
находится на недопустимо низком уровне.
Причины:
а) низкий общий уровень в России преобразования
сбережений в инвестиции;
б) запредельно большой объем функционирования
нелегального (теневого) капитала, дающего
очень высокий доход, не обремененный
налогообложением;
в) банковские вклады вследствие отсутствия
налогообложения в два раза выгоднее вложений
в капитал кредитных организаций;
г) высокие накладные расходы банковской
деятельности из-за завышенных требований
к ее организации, приводящие к низкой
рентабельности банковского бизнеса;
д) экономическая дискриминация кредитных
организаций;
е) бесплатное использование государством
банков для выполнения его контрольных
функций.
Недопустимо низкий уровень монетизации
экономики и банковской системы, не обеспечивающий
ускоренного экономического роста15.
Причины:
а) архаичность денежной базы: сегодня
объем наличных денег в обращении почти
в два раза превышает сумму всех денежных
средств кредитных организаций;
б) стремление денежных властей к сбережениям
в ущерб инвестициям;
в) предельно высокий уровень обязательного
резервирования, лишающий банки самых
стабильных долгосрочных пассивов и снижающий
возможность кредитной эмиссии;
г) высокий уровень монополизации экономики
и банковской сферы, что препятствует
свободному и эффективному межотраслевому
и межбанковскому переливу капитала;
д) необоснованное размещение Банком России
всех валютных резервов лишь в банках
– нерезидентах;
е) отсутствие развитой и эффективной
системы институционных инвесторов, аккумулирующей
и преобразующей сбережения в инвестиции;
ж) отсутствие системы ипотечного (прежде
всего – жилищного) кредитования населения,
позволяющей включить значительную часть
наличных сбережений населения в цивилизованный
финансовый оборот;
з) неразвитость сферы и инфраструктуры
безналичных расчетов.
Остается недостаточно развитой система
и инфраструктура оказания банковских
услуг. Причины:
а) высокая стоимость создания банковской
инфраструктуры;
б) большие накладные расходы банковской
деятельности, формирующие высокие тарифные
ставки за услуги;
в) недостаточная экономическая эффективность
банковской деятельности во многих регионах
страны;
г) работа некоторых коммерческих банков
сводится в основном к сбору денежных
средств в регионе, а не к расширению кредитования
местной экономики;
д) значительная зависимость банков от
местных администраций, принуждающих
кредитные организации к необоснованной
«благотворительности»;
е) повсеместное широкое распространение
депозитно-кредитных и расчетных операций,
осуществляемых некредитными организациями
по демпинговым ценам и без соответствующего
обеспечения16.
Банки, являющиеся центральным элементом
национальной кредитной системы, не обеспечены
адекватной защитой государства.
Причины:
а) высокий общий уровень криминализации
общества и бизнеса в России;
б) в органах власти и управления нет осознания
того, что защита законных прав и интересов
частной банковской системы есть вопрос
обеспечения государственной безопасности;
в) определенное негативное общественное
мнение о порядочности банковских акционеров
и менеджеров и необходимости защиты интересов
банков как кредиторов;
г) неэффективность и определенная коррумпированность
правоохранительных и судебных органов.
Банковское сообщество не является равноправным
участником процесса реформирования банковского
сектора.
Причины:
а) до недавних пор денежные власти не
имели желания привлекать банковское
сообщество к выработке политики формирования
и модернизации банковского сектора;
б) в течение длительного времени многие
коммерческие банки, в том числе - крупнейшие,
вели себя социально безответственно;
в) Банк России в своем стремлении к полной
независимости нередко принимал решения
независимо от интересов и мнения кредитных
организаций;
г) эклектичность банковской системы,
противоречивость и даже противоположность
интересов различных групп кредитных
организаций часто не позволяют выработать
единое мнение банковского сообщества;
д) некоторые коммерческие банки стремятся
решать свои проблемы приватно, на индивидуальной,
а не коллективной основе.
Проблем в банковской сфере гораздо больше,
однако выделенные проблемы – наиболее
острые, решение которых позволит фундаментально
реформировать банковскую систему, сделать
ее цивилизованной и конкурентной, что
чрезвычайно важно в свете вступления
России в ВТО.
2.2 Государственные рычаги
воздействия на развитие кредитной
системы
Я считаю, что проблема проведения
кредитно-денежной политики в нашей
стране является актуальной. Опыт России
показал, что все меры, применяемые
на Западе, не могут быть эффективными
в условиях, когда реальная экономика
в целом, и прежде всего, её производственная
часть, находится в состоянии
глубокого упадка. Необходимо выработать
меры применимые к экономике нашей
страны. В настоящее время экономика России
находится в кризисной ситуации, для её
преодоления необходимы решительные меры.
Правительство Российской Федерации для
смягчения кризиса широко использует
кредитно-денежную политику. Основным
и наиболее интенсивно используемым инструментом
денежно-кредитной политики в 2010 году
были депозитные операции. С помощью денежно-кредитного
регулирования государство стремится
сдержать рост инфляции, в целях поддержания
конъюнктуры государство использует кредит
для стимулирования капиталовложений
в различные отрасли экономики страны.
Особый интерес представляют особенности
развития кредитно-денежной системы России,
практика применения инструментов государственной
политики в условиях Российской экономики.
Механизм денежно-кредитного
регулирования во многом зависит от форм
организации банковской деятельности
в стране и полномочий Центрального банка.
Центробанк может использовать как прямые
(административные), так и косвенные (экономические)
методы воздействия на деятельность банков. К
административным методам относятся прямые
ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые
Центральным банком в отношении разнообразных
параметров деятельности банков по различным
направлениям. Наиболее широко применяются:
квотирование отдельных видов операций,
введение лимитов на выдачу различных
категорий ссуд и на привлечение кредитных
ресурсов, ограничение на открытие филиалов
и отделений, лимитирование размеров комиссионного
вознаграждения и тарифов за оказание
различных видов услуг, определение процентных
ставок, видов обеспечения, а также лицензирование
отдельных направлений банковской деятельности
(например, операций с валютой и драгметаллами).
Административные методы, как правило,
используются в странах с развитой системой
государственного планирования экономики.
Российский Центробанк часто пытается
сделать упор именно на административные
методы. К экономическим методам регулирования
совокупного денежного оборота относятся
мероприятия, оказывающие в основном косвенное
воздействие на решения, принимаемые хозяйствующими
субъектами (прежде всего, коммерческими
банками), и не предполагает установление
прямых запретов или лимитов. Выделяют
три основные группы экономических методов
управления денежным предложением: налоговые,
нормативные и корректирующие. Использование
налоговых методов не является функцией
Центрального банка. Его прерогатива -
нормативные и корректирующие методы. К
нормативным методам относятся все виды
отчислений и коэффициентов, обязательных
к исполнению и устанавливаемых в виде
норматива. Нормативные методы применяются
путем установления и периодического
пересмотра в сторону увеличения или уменьшения
контрольных цифр. Основным нормативным
инструментом является изменение нормы
обязательных резервов, которая во многом
определяет размер денежного мультипликатора.
Корректирующее воздействие осуществляется
путем проведения кредитных операций
Центральным банком (когда Центробанк
выступает в качестве кредитора в последней
инстанции) и операций с ценными бумагами,
которые могут проводиться по усмотрению
Центрального банка в необходимых масштабах
и с нужной периодичностью, за счет чего
эффект достигается более быстро17. Эта форма воздействия отличается
гибкостью и оперативностью, возможностью
оказывать стимулирующее либо ограничивающее
воздействие на кредитно-депозитную эмиссию
в зависимости от ситуации. Экономические
методы в наибольшей степени присущи экономике
рыночного типа с сильными традициями
высококонкурентных рынков. В частности,
Федеральная Резервная Система, осуществляя
контроль за финансовыми посредниками,
в настоящее время практически не использует
административных методов. В большинстве
стран в целях управления и регулирования
банковских операций Центральный банк
ориентируется в основном на использование
экономических методов, работая, впрочем,
и административными инструментами. Согласно
установкам официальной денежно-кредитной
политики разрабатываются основные мероприятия
по денежно-кредитному регулированию
в каждый конкретный период, определяются
наиболее эффективные в данный момент
методы управления и инструменты воздействия
на деятельность банков. Тактические действия
на краткосрочных временных отрезках
во многом определяются долгосрочными
стратегическими планами, не нарушая сложившейся
системы приоритетов. В действующем банковском
законодательстве нашей страны юридически
закреплен переход от чисто административных
к использованию экономических методов
регулирования денежного обращения и
кредитной эмиссии, уровня банковских
процентных ставок. Принципы взаимоотношений
Центрального банка с коммерческими банками
построены так, чтобы минимизировать вмешательство
государства в действия субъектов рыночной
экономики: Центральный банк не имеет
права вмешиваться в текущую деятельность
коммерческих банков; его регулирующие
и контрольные функции ограничиваются
пределами действия соответствующих законов
и направлены на поддержание стабильности
денежно-кредитной системы. Основными
инструментами денежно-кредитной политики
(средствами, при помощи которых планируется
достичь поставленных целей) являются
операции на открытом рынке, изменение
резервной нормы и изменение учетной ставки.
Современная рыночная экономика функционирует
в условиях активного воздействия на нее
государства. «Государственное воздействие
на экономику способно существенно повлиять
на ход экономического цикла, меняя характер
экономической динамики: глубину и частоту
кризисов, продолжительность фаз цикла
и соотношение между ними»18. Основным исполнителем кредитно-денежной
политики государства является Центральный
Банк России. При проведении денежно-кредитной
политики Банк России использует не только
все имеющиеся в настоящее время в его
распоряжении инструменты: политика обязательных
резервов, рефинансирование коммерческих
банков, операции на открытом рынке, но
и собирается расширить их состав, сделав
набор располагаемых методов контроля
и управления денежным предложением полностью
адекватным складывающимся общеэкономическим
условиям. С помощью денежно-кредитного
регулирования государство стремится
смягчить экономические кризисы, сдержать
рост инфляции. Использует кредит для
стимулирования капиталовложений в различные
отрасли экономики страны.
2.3. Развитие кредитного рынка
– элемент устойчивого роста экономики
С развитием товарного
производства кредит становится обязательным
атрибутом хозяйствования. Кредит содействует
закреплению хозяйственно-финансовой
деятельности предприятия, так как
он является необходимым условием производственных
фондов и фондов обращения в условиях
расширенного воспроизводства, даёт возможность
беспрерывно совершать процесс
оборачивания и как следствие
влияет производству и реализации продукции.
Роль кредита в различных фазах экономического
цикла не одинакова. В условиях экономического
подъема, достаточной экономической стабильности
кредит выступает фактором роста. Перераспределяя
огромные денежные и товарные массы, кредит
питает предприятия дополнительными ресурсами. Основной целью денежно-кредитной
политики является помощь экономике в
достижении стабильного уровня производства,
характеризующегося полной занятостью
и стабильностью цен. «Первоначально главной
функцией центральных банков было осуществление
эмиссии наличных денег. В настоящее время
эта функция ушла на второй план. Однако
наличные деньги все еще являются тем
фундаментом, на котором стоит вся оставшаяся
денежная масса. Поэтому деятельность
центрального банка по эмиссии наличных
денег должна быть не менее взвешенной
и продуманной, чем любая другая»19. Роль кредита на микроуровне,
в деятельности отдельных экономических
субъектов. На хозяйственную деятельность
производственных единиц кредит воздействует
главным образом через систему отношений
коммерческого расчета, влияя на воспроизводственный
процесс через кругооборот и оборот средств
предприятий. Необходимо отметить, что
кредит и коммерческий расчет не только
тесно взаимосвязаны, но и взаимообусловлены.
Коммерческий расчет создает предпосылки
для функционирования кредитных отношений:
в ситуации обособления кругооборота
средств предприятий возникает необходимость
возмещения затрат и, следовательно, особого
перераспределения денежных средств на
основе возвратности и платности. Механизм
коммерческого расчета создает условия
для возврата ссуд. В свою очередь кредит
содействует укреплению коммерческого
расчета посредством обеспечения непрерывности
и ускорения кругооборота средств хозяйственных
единиц, является основой их взаимосвязи
и включения в кругооборот и оборот средств
общественного хозяйства. Когда хозяйствующие
субъекты функционируют на принципах
коммерческого расчета, включение их обособленных
кругооборотов в общественный кругооборот
не может осуществляться вне кредитных
отношений, то есть иначе, чем на условиях
платности и возвратности. Именно кредит
представляет собой экономическую форму
удовлетворения временной потребности
предприятий в средствах, вне его вовлечение
в оборот временно свободных средств невозможно.
Реализация роли кредитных отношений
на уровне хозяйствующих субъектов в настоящее
время заключается в том, что кредит:
- стимулирует повышение эффективности
производства на предприятиях;
- выступает источником формирования основных
и оборотных средств хозяйствующих субъектов;
- является источником роста собственных
средств предприятий. Стимулирующая роль
кредита в повышении эффективности производства
состоит в том, что, будучи вовлеченными
в хозяйственный оборот на основе кредита,
временно свободные средства обеспечивают
непрерывность смены форм производственных
фондов, способствуют росту производства
и реализации продукции. Таким образом,
кредит дает возможность рационально
организовать оборот средств предприятий,
не отвлекая значительные ресурсы в денежные
фонды, на создание запасов сырья и материалов.
Кроме того, кредит содействует повышению
интенсификации производства посредством
своих стимулирующих качеств, обусловленных
возвратностью, срочностью и платностью
кредита. Чтобы обеспечить выполнение
кредитного договора, предприятию необходимо
рационально и эффективно использовать
взятые в кредит средства, предпринять
усилия по ускорению их оборота. В то же
время нельзя переоценивать стимулирующую
роль кредита. Хотя кредитные отношения
объективно создают предпосылки для повышения
эффективности хозяйственной деятельности
заемщика, реализация этих предпосылок
в конкретной сделке зависит от множества
факторов (не только экономического характера),
причем как зависящих от заемщика, так
и обусловленных общими экономическими
условиями. В настоящее время, например,
нередкими причинами невозврата ссуд
выступают трудности реализации товаров
вследствие сужения спроса в условиях
значительной инфляции, роста взаимной
задолженности предприятий и т.д. Кредит
выступает важнейшим источником формирования
основных и оборотных средств хозяйственных
единиц. В современных условиях предприятия
функционируют на принципах коммерческого
расчета и самофинансирования. Это означает,
что расширение воспроизводства в принципе
должно осуществляться в основном за счет
внутренних источников предприятий —
прибыли и амортизационных отчислений20. Однако самофинансирование
имеет объективные пределы. С одной стороны,
они обусловлены ограниченностью внутренних
источников финансирования. Без кредита
рост инвестиций ограничивался бы возможностями
индивидуальных кругооборотов, а также
сложившейся системой бюджетного финансирования.
В конкурентных условиях рынка потребность
в денежных ресурсах у предприятий возрастает,
но они не в состоянии удовлетворить не
только за счет собственных средств. С
другой стороны, принцип самофинансирования
не всегда согласуется с требованиями
эффективности, экономичности производства.
В развитом рыночном хозяйстве в условиях
конкуренции кредитных учреждений и широкого
спектра услуг по кредитованию кредит
является относительно легкодоступным
и надежным источником свободных ресурсов.
Роль кредита как источника увеличения
собственных средств хозяйствующих субъектов
расширяется с развитием фондового рынка:
формирование доходов предприятий осуществляется
в числе прочих источников за счет процентов
по депозитам, доходов по акциям, облигациям
и другим ценным бумагам. Возможность
реализации позитивной роли кредита в
общественном хозяйстве во многом зависит
от соблюдения его границ, то есть экономически
обоснованного предела развития кредитных
отношений. На уровень использования кредита
в общественном хозяйстве оказывает влияние
множество факторов, как общеэкономических,
так и относящихся к кредитной сфере. К
ним относятся объем и структура кредитных
ресурсов, уровень развития производства,
потребности в обеспечении денежного
оборота платежными средствами, финансовое
состояние хозяйствующих субъектов, соотношение
используемых форм кредита, социально-экономическая
и денежно-кредитная политика государства,
структура кредитной системы, действующий
кредитный механизм, система ценообразования,
уровень цен и множество других факторов.
Все они в той или иной степени (и в каждый
период времени по-разному) влияют на спрос
на кредит, а также на возможности его
предоставления. Совокупное воздействие
этих факторов может вызывать нарушение
границ кредита, то есть отклонение их
фактических параметров от экономически
целесообразных, соответствующих обоснованной
потребности экономики в кредите. Перекредитование,
равно как и недостаток кредитных вложений,
оказывает негативное воздействие на
процесс общественного воспроизводства.
Последствия проявляются как на макроэкономическом
уровне, так и на уровне экономических
агентов, ухудшая условия их деятельности
и финансовое состояние. Недостаток кредитных
вложений вызывает снижение платежеспособного
спроса, замедление темпов развития воспроизводства.
Избыточное предоставление кредита приводит
к росту денежной массы, нарушению товарно-денежной
сбалансированности экономики и возрастанию
неустойчивости денежного обращения.
Уменьшается стимулирующая роль кредита
в интенсификации и повышении эффективности
производства21. Следует отметить, что чрезмерное
кредитование экономики за счет эмиссионных
ресурсов может обеспечить ускорение
темпов экономического роста в краткосрочной
перспективе. Однако мировой опыт показывает,
что это ускорение обеспечивается за счет
усиления инфляции: поддержание достигнутых
темпов роста требует все больших и больших
объемов кредитования. Высокая инфляция
приводит к обесценению денежных доходов
домашних хозяйств и соответственно к
снижению совокупного внутреннего спроса.
Когда негативные последствия инфляции
начинают серьезно влиять на воспроизводство,
обычно прибегают к ужесточению кредитной
политики. В результате темпы развития
экономики резко падают. С развитием фондового
рынка создаются условия для все более
полной реализации регулирующей роли
государственного кредита. Совершая операции
с государственными ценными бумагами,
Центральный Банк в развитом рыночном
хозяйстве оказывает воздействие на ресурсные
возможности коммерческих банков, регулируя
тем самым объем кредитных вложений и
совокупную денежную массу в обращении22. Следует отметить, что, воздействуя
на уровень денежного предложения, государство
оказывает при этом определенное влияние
и на конъюнктуру финансовых рынков. Таким
образом, регулирующая роль кредита велика
и многообразна. «Децентрализация экономики
и переход к рыночным отношениям значительно
повышает роль кредита в этом качестве:
он начинает выступать одним из важнейших
инструментов регулирования совокупного
денежного оборота. Наряду с этим кредит
является особой формой регулирования
кругооборота и оборота фондов хозяйствующих
субъектов»23. Кредит способствует сокращению
затрат на организацию денежного оборота
в масштабах общества, удешевляет всю
систему денежного обращения. Эта его
роль реализуется, прежде всего, в процессе
выполнения кредитом функции замещения
наличных денег кредитными операциями.
Развитие безналичных расчетов позволяет
сокращать налично-денежный оборот, заменяя
денежные знаки кредитными орудиями обращения,
обслуживающими безналичный оборот. Это
значительно уменьшает издержки обращения
за счет сокращения расходов по выпуску,
учету, обращению и хранению денежных
знаков. Роль кредита в повышении жизненного
уровня населения. Значительный социальный
потенциал кредита раскрывается во многих
аспектах его функционирования: - благодаря
кредиту повышается эффективность общественного
воспроизводства, а значит, более полно
удовлетворяются потребности общества,
растет жизненный уровень; - являясь одним
из факторов внедрения прогрессивной
техники и технологии, кредит способствует
сокращению тяжелого и малоквалифицированного
труда, росту производительности общественного
труда и в конечном счете — доходов населения;
- кредит положительно воздействует на
состояние потребительского рынка в соответствии
с приоритетами социальной политики.
3. Перспективы развития
современной системы кредитного
рынка России
3.1 Совершенствование
развития кредитной политики банков
Начавшаяся стабилизация макроэкономической
ситуации, сопровождаемая эффективной
денежно-кредитной политикой, может обеспечить
условия, при которых задача создания
в Москве международного финансового
центра вновь окажется на повестке дня.
Но для ее реализации, на мой взгляд, необходима
подготовительная работа, включающая
серьезные изменения в денежно-кредитной
политике Банка России.
« Процентная политика: в настоящее время
процентная политика Банка России носит
сигнальный характер и не оказывает заметного
влияния на процентные ставки коммерческих
банков. Для становления в Москве международного
финансового центра необходимо, чтобы
политическая процентная ставка Банка
России , с одной стороны. Обеспечивала
доступность кредитных ресурсов для кредитных
организаций и хозяйствующих субъектов.
А с другой, препятствовала притоку на
национальный финансовый рынок краткосрочного
спекулятивного капитала ( в том числе
для проведения стратегии «cash and carri»)24.Такой процентной ставкой,
обеспечивающей доступность кредитных
ресурсов для кредитных организаций и
хозяйствующих субъектов, препятствующей
притоку спекулятивного капитала, могла
бы стать межбанковская процентная ставка
на срок от 31 до 90 дней, приближенная к
аналогичным ставкам на ведущих мировых
рынках капитала»25. Механизмы денежной эмиссии:
в настоящее время для Банка России, как
в докризисный период, основным каналом
денежной эмиссии остаются валютные операции.
Для эффективного управления ликвидностью
в банковской системе Банку России предстоит
перейти на рефинансирование коммерческих
банков как основной канал денежной эмиссии
вместо аккумулирования в резервах иностранной
валюты. В частности, такими могут стать
операции рефинансирования, связанные
с предоставлением ликвидности на более
продолжительные, чем в настоящее время
сроки (от 6 месяцев до года), с расширением
списка ценных бумаг, принимаемых Банком
России в качестве обеспечения. Управление
рисками платежно-расчетных операций:
в настоящее время значительные объемы
расчетов и платежей в нашей стране проходят
через частные, в том числе иностранные
платежные системы. Это значительно увеличивает
риски платежно-расчетных операций, как
на макро- так и микроуровнях. Банку России,
учитывая опыт развитых стран, предстоит
создание разноуровневых национальных
платежных систем, которые позволяли бы
хозяйствующим субъектам использовать
различные расчетно-платежные инструменты.
Примерами подобной дифференциации национальных
платежных систем могут быть инновации
ЕЦБ по введению системы СЕПА или структуры
платежной системы ФРС26. Нормативное регулирование:
в настоящее время Банк России устанавливает
единые экономические нормативы для
кредитных организаций без учета их специализации
и масштабов деятельности. Унифицированный
подход, например, при регулировании ликвидности
препятствует развитию банков, специализирующихся
на долгосрочном кредитовании, в том числе
инвестиционном и ипотечном. Банку России
предстоит разработать и внести изменения
в методики расчета экономических нормативов,
включая снижение уровней рисков операций
российских банков с резидентами. Определение
структуры банковской системы. В настоящее
время в состав российской национальной
банковской системы входят только банки
и небанковские кредитные организации,
действующие на основании лицензии Банка
России. Из нее исключены как крупные государственные
банки, действующие в форме госкорпораций,
так и микрофинансовые институты. При
неизбежном росте числа различных финансовых
посредников в стране по мере эволюции
финансового рынка может усилиться его
сегментация. Для формирования предпосылок
создания в Москве международного финансового
центра особое значение имеет валютная
политика Банка России. Валютная политика,
способствующая формированию в Москве
международного финансового центра, должна
быть направлена на стабилизацию обменного
курса рубля. Для этого предпочтительнее
изменить режим обменного курса, выбрав
одну из разновидностей мягкой привязки.27 В подобном случае хозяйствующие
субъекты смогут прогнозировать долгосрочную
тенденцию динамики обменного курса и
эффективно управлять валютными рисками.
Более того, как показывают данные исследования
МВФ, такой режим валютного курса на начальном
этапе перехода к таргетированию инфляции
может быть совмещен с курсом на замедление
темпов инфляции.28 Становление в Москве международного
финансового центра невозможно без развития
современной финансовой инфраструктуры.
По этой причине представляется целесообразным
разрешить банку России направлять часть
доходов от управления официальными резервами
на ее создание. Одновременно данная мера
способствовала бы повышению эффективности
управления официальными резервами.
Для формирования условий становления
в Москве международного финансового
центра нужны совместные усилия Банка
России и Правительства РФ как минимум
по следующим направлениям:
- проведение активной политики дедолларизации
финансовых активов. Для этого необходима
согласованная процентная политика для
формирования на национальном рынке доходности
по безрисковому активу как исходной для
национальной кривой доходно
- внесение изменений в законодательство,
разрешающих вывод на рынок рублевых финансовых
инструментов, прежде всего производных;
- переход на расчеты по внешнеэкономическим
операциям со странами СНГ, Балтии, Восточной
и Южной Европы на расчеты в рублях. Первыми
шагами в этом направлении могут стать
кредиты и гарантии по внешнеторговым
сделкам, предоставляемые в российской
валюте;
- вывод на мировые рынки капитала суверенных
долговых обязательств в рублях, а также
размещение на российском рынке обязательств
международных финансовых институтов,
номинированных в рублях;
- формирование вторичного рынка учетных
векселей, опосредующих внешнеторговые
сделки и номинированных в рублях;
- привлечение на российский фондовый
рынок компаний из стран торговых партнеров
для проведения IPO.
Большое значение для формирования в Москве
международного финансового центра имеют
также развитие фондового и страхового
сегментов финансового рынка. Развитие
экономики страны, рост запросов в финансовых
и нефинансовых секторах экономики требуют
наличия надежных, безопасных и эффективных
механизмов проведения расчетов в сфере
розничных платежей, внедрения современных
платежных услуг. Банк России намерен
продолжить осуществление мониторинга
состояния розничных платежей в экономике,
в том числе проводимых посредством расчетов
наличными деньгами. «В соответствии с
современными международными подходами
Банк намерен совершенствовать надзор
за платежными системами с учетом законодательства
Российской Федерации и банковской практики.
Это позволит конкретизировать состав
и порядок сбора информации и формы аналитической
работы. Учитывая существующие международные
тенденции, Банк России будет осуществлять
совершенствование технической инфраструктуры
платежной системы. Будет продолжено создание
централизованной вычислительной инфраструктуры
для обработки платежных сообщений территориальных
учреждений, что позволит в дальнейшем
использовать единые высокопроизводительные
и надежные аппаратно - программные платформы,
сократить количество используемых учетно-операционных
комплексов»29. Для скорейшего восстановления
нормального функционирования рынка банковских
услуг с целью стимулирования инновационного
развития Российской экономики и создания
в Москве международного финансового
сектора предстоит реализовать серьезные
преобразования по нескольким направлениям:
Реформирование банковского сектора:
- формирование многоуровневой банковской
системы с учетом капитализации и хозяйственной
специализации кредитных организаций;
- четкое определение полномочий государственных
«политических» банков ( включая институты,
созданные в форме госкорпорации), в том
числе запрещение им осуществлять коммерческое
кредитование;
- освобождение крупных российских банков,
в капитале которых значительная доля
государственного капитала, от обременения
социальными или политическими обязательствами;
- включение в национальную банковскую
систему микрофинансовых институтов;
- стимулирование хозяйственной специализации
кредитных организаций через дифференциацию
нормативного регулирования.
Развитие финансовой инфраструктуры:
- совершенствование национальной платежной
системы и дополнение ее необходимыми
подсистемами, например, проводящие исключительно
крупные или мелкие платежи; расчеты по
операциям по банковским картам, денежным
переводам и.т.п.;
- отказ от децентрализованного хранения
данных кредитных историй и формирование
централизованной базы данных;
- создание центра (единой базы данных)
регистрации залогов по выданным кредитам;
- создание механизма мониторинга финансового
положения крупных предприятий заемщиков,
а на базе территориальных управлений
Банка России – систем мониторинга средних
предприятий заемщиков;
- создание единого депозитария по эмиссионным
ценным бумагам;
- реформирование и централизация деятельности
регистраторов.
Реформирование деятельности Банка России:
- внесение в цели деятельности банка изменений,
определяющих приоритетность стабильности
цен и стимулирования экономического
развития:
- увеличение собственного капитала центрального
банка до величины, необходимой для проведения
денежно – кредитной политики, независимой
от средств правительства;
- усиление самостоятельности центрального
банка в принятии операционных решений
и соответствующее сокращение полномочий
национального банковского совета с тем,
чтобы Банк Росси мог проводить независимую
денежно-кредитную политику;
- распространение регулирующих полномочий
Банка России на государственные «политические»
банки, микрофинансовые организации и
вновь создаваемые кредитные институты;
- реформирование надзорных полномочий
Банка России, распространение их на поддержание
финансовой стабильности на национальном
рынке;
- повышение транспарентности деятельности
Банка России по вопросам принятия решений
по денежно кредитной политике.
Указанные преобразования будут способствовать
укреплению национальной банковской системы,
тем самым увеличивая возможности формирования
в Москве международного финансового
центра30.
Одновременно
необходимо:
- усовершенствовать российское законодательство,
регулирующего деятельность финансового
рынка, в соответствии с лучшей международной
практикой;
- упростить порядок регистрации субъектов
– профессионалов финансового рынка на
территории международного финансового
центра;
- предусмотреть ряд льгот для создания
комфортной среды организациям, которые
будут действовать на территории международног
финансового центра;
На уровне исполнительной власти:
- создать эффективную финансовую инфраструктуру,
в том числе современные коммуникационные
сети;
Повысить уровень открытости и прозрачности
финансово – банковской системы РФ.