Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 14:43, реферат
Вся вторая половина XX века прошла под колоссальным воздействием научно-технической революции, а затем и других научно-практических революций. Воздействие это было не только на качественные, скачкообразные, революционные изменения в науке, технике, технологии. Одновременно и на социальную сферу жизни общества, на все культурные процессы.
Научно-техническая революция ………………………………………………...3
Система мероприятий по реализации Программы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в регионах……………………………………..12
Список литературы…………………………………………………………….22
Новую
ступень сущностного
Речь идет, следовательно, о гармоническом воплощении в человеке XX и XXI века достижений в технической, научно-технической и культурной областях. Целостность человека на новой ступени выявления его сущности (как измененной, обогащенной сущности) необходимо должна проявляться в подъеме его на новый уровень культуры, что означает и восприятие научно-технической революции как новой научно-технической культуры и все более глубокое, повышающееся (а не ослабляющееся) освоение культуры собственно духовной, культуры как художественного творчества. Это есть объединение на новом качественном уровне культуры творческо-производственной жизни человека (материальной культуры в виде культуры научно-технической революции) и культуры духовной, культуры творческо-душевной жизни человека.
Рассматриваемая
проблема соотношения научно-
Возникшее противоречие между новой средой, сформированной научно-технической революцией, и “старым” человеком может быть успешно разрешено и действительно разрешается в процессе подъема человека на новый уровень целостного выявления, на новую ступень культуры и тем самым – путем обогащения, новации его человеческой сущности.
Всестороннее развитие человека начинается, несомненно, с главной стороны человеческой деятельности – с трудовой, созидательно-творческой. Именно в ней наиболее полно проявляется его внутренняя сущность. В этой связи весьма сомнительна изображаемая некоторыми футурологами перспектива такого “облегчения” труда человека в результате достижений научно-технической революции, когда человек будет только наблюдать за машинами, “нажимать на кнопки” и т.п. Труд приносит человеку радость и даже своей определенной напряженностью, так как он ставит перед человеком довольно сложные умственно-физические задачи, которые он с удовольствием решает и тем самым утверждает себя. Разве можно считать идеальной такую ситуацию, когда человек не сможет раскрывать свои возможности в главном виде деятельности – в труде, в созидательном творчестве, ибо будет фактически освобожден от них?
Думается, что в условиях научно-технического прогресса свои разносторонние умственно-физические способности люди должны проявлять прежде всего в труде, причем труде сложном и разнообразном, требующем сочетания умственного и физического напряжения, интеллектуального творчества, приносящем в результате действительное удовлетворение и радость. Таким образом, перед социальной политикой в отношении направления научно-технического прогресса и характера его воздействия на область труда стоят весьма важные задачи.
Система мероприятий
по реализации Программы духовно-
1. Нормативно-правовое обеспечение
Программа предусматривает подготовку и принятие региональных законодательных материалов по реализации системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, а именно: постановлений правительства региона, документов департамента образования, включающих вопросы духовно-нравственного воспитания. Важным моментом в создании нормативно-правовой базы Программы является заключение соглашений о сотрудничестве органов региональной исполнительной власти, управления образования с епархиальными структурами Русской Православной Церкви (во многих регионах такие соглашения уже существуют). В число мероприятий по нормативно-правовому обеспечению включены разработка и утверждение на региональном уровне программы совместных действий органов исполнительной власти, управлений и учреждений образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, церковных приходов, общественных организаций региона.
2. Финансово-экономическое обеспечение
Среди мероприятий Программы по этому разделу - определение объема, источников финансирования; решение вопросов финансирования и экономического обеспечения с учетом этапов, масштабов и сроков развертывания Программы в регионе.
3. Организационное обеспечение
Организационный
механизм реализации Программы определяется
ее официальным региональным статусом
и учитывает тенденции
Главными исполнителями
программных мероприятий
- разрабатывают подпрограммы с определением
конкретных работ и необходимых затрат
по каждому мероприятию;
- организуют создание опорных зон и экспериментальных
площадок на базе медицинских, образовательных,
социально-просветительных учреждений
региона для апробации программно-методических
материалов и внедрения духовно-нравственной
компоненты в воспитательно-образовательную
практику.
4. Информационно-
Уровень духовно-нравственной
культуры современного российского
общества необходимо предполагает сопровождение
Программы системой мер информационно-
Существенная
роль в просветительской части Программы
духовно-нравственного
Планируется представление
в СМИ подробной информации о
целях, задачах, ходе реализации региональной
Программы. Увидеть преимущество отечественных
традиций духовно-нравственного
Просвещение населения,
в первую очередь родителей, возможно
посредством
- организации лекториев по духовно-нравственному
воспитанию,
- выпуска листовок и других печатных материалов
для родителей,
- открытие православной психолого-педагогической
консультативной службы.
Содержательной базой просвещения родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания могут стать получившие положительную экспертную оценку программы, разработанные специалистами Санкт-Петербургской Медицинской академии постдипломного образования, Семейного клуба родительского опыта "Рождество" (г. Москва), Психолого-медико-социального центра "Феникс" (г. Москва).
Духовно-нравственное
просвещение различных
- проведение семинаров совещаний по Программе,
- распространение информационно-просветительских
материалов,
- подготовку и проведение в регионе курсов
повышения квалификации по духовно-нравственному
воспитанию для работников образования,
здравоохранения, культуры.
5. Научное обеспечение реализации Программы
В задачу научного обеспечения реализации Программы входит доработка и обобщение существующих проектов Концепции духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Эта Концепция станет основным документом, определяющим идеологию духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в современной России, а также методологической базой проведения научных исследований, разработки нового поколения программно-методических материалов по духовно-нравственному воспитанию, просвещению, образованию в традициях православной культуры.
6. Включение духовно-нравственной компоненты в региональную практику семейного воспитания
Система программных мероприятий по решению этой задачи направлена на возрождение традиционного уклада жизни семьи, совершенствование современного семейного воспитания на основе православных культурно-исторических традиций.
Процесс интегрирования традиционной духовно-нравственной компоненты в практику семейного воспитания включает в себя три этапа:
1) просвещение родителей,
2) организацию совместной деятельности семей,
3) совместное воцерковление семей.
На первом этапе,
помимо создания уже упомянутых лекториев
для родителей, необходимо издание
и распространение книг из серии
"Семейное духовно-нравственное воспитание",
открытие библиотечек духовно-
Второй этап работы с семьями предполагает создание региональных родительских общественных организаций, семейных клубов и активизацию деятельности по объединению семей.
На третьем
этапе при систематическом
7. Включение
духовно-нравственной
В контексте Программы основной задачей региональной системы дошкольного образования является оказание педагогической помощи семье в формировании ценностной сферы личности дошкольника на основе приобщения к традициям православной культуры.
Включение духовно-нравственной компоненты в общественное дошкольное образование региона предполагает
1) разработку
на основе имеющихся
2) создание рекомендаций
по оснащению предметно-
3) разработку
регионального компонента
4) утверждение на региональном уровне "Положения о дошкольном образовательном учреждении с этнокультурным компонентом образования" (с добавлением параграфа об этноконфессиональном компоненте); придание статуса ДОУ с этнокультурным русским компонентом образования ряду детских садов и УВК региона и реализация в них духовно-нравственного воспитания в этнокультурном аспекте.
8. Обеспечение доработки и включения духовно-нравственной компоненты в региональную систему начального и общего среднего образования
Система программных
мероприятий по доработке и включению
духовно-нравственной компоненты в
региональную систему начального и
общего среднего образования ориентирована
на то, что основными задачами духовно-нравственного
воспитания в общеобразовательной школе
являются
- содействие формированию у школьников
целостного православного мировоззрения,
- развитие активного культурного сознания
и нравственного поведения детей,
- духовно-нравственная профилактика развития
пороков, прививка детям и подросткам
духовного и нравственного иммунитета.
Содействие решению обозначенных задач предполагает отбор и использование в школах региона лучших программ православно-ориентированного содержания по общеобразовательным и факультативным курсам. Предполагается также разработка новых программ курса по основам православной культуры и методических рекомендаций по интеграции духовно-нравственного содержания в общеобразовательные учебные предметы, в первую очередь, гуманитарного цикла.