Курс лекций по дисциплине "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 19:54, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономическая теория".

Вложенные файлы: 1 файл

экон.теория.docx

— 129.97 Кб (Скачать файл)

14Современные денежные  средства. Инфляция.

В мире существуют различные системы денежного обращения, которые сложились исторически и закреплены законодательно каждым государством. К важнейшим компонентам денежной системы относятся:

1) национальная денежная  единица (рубль, доллар, йена и т.п.), в  которой выражаются  цены товаров и  услуг;

2) система кредитных  и бумажных денег, разменных монет, которые являются  законными платежными  средствами в наличном  обороте;

3) система эмиссии  денег, т.е. законодательно  закрепленный порядок  выпуска денег  в обращение;

4) государственные  органы, ведающие  вопросами регулирования  денежного обращения.

В зависимости от вида обращаемых денег можно выделить два основных типа систем денежного обращения.

Денежные агрегаты (лат. aggregatus - присоединенный) - части современных денежных средств, которые применяются для обращения и платежа. Они объединяют разные долговые обязательства в зависимости от степени и характера их ликвидности. Эти части последовательно включают все, менее ликвидные компоненты, которые во все большей мере служат средством сохранения ценности. Денежные агрегаты могут существенно отличаться в разных странах из-за особенностей национальных структур кредитно-денежных отношений, степени развитости рынка ценных бумаг и других обстоятельств. 

Инфляция — это обесценение денег, снижение их покупательной способности. Инфляция проявляется не только в повышении цен. Наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся, прежде всего, в дефиците товаров и услуг при неизменных ценах или невыплате заработной платы в срок, что означает ее последующую выплату обесцененными деньгами. В зависимости от характера проявления различают следующие виды инфляции:

  • Открытая — положительный рост уровня цен в условиях свободных, нерегулируемых государством цен.

  • Подавленная (закрытая) — усиление товарного дефицита, в условиях жесткого государственного контроля за ценами.

В зависимости от причин вызывающих инфляцию выделяют:

  • Инфляцию спроса

  • Инфляцию издержек

  • Структурную и институциональную инфляцию

В настоящее время инфляция — один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействуюших на финансовую, денежную и экономическую систему в целом.  В итоге процесс инфляции (в различных его проявлениях) носит весьма устойчивый, трудно управляемый характер.  Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной массы требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них — стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.

15Сущность, функции и  структура рынка.

Рынок в экономической теории — это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.

Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.

Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.

Можно выделить следующие критерии для классификации структуры рынка:

  • Структра рынка по объектам рыночных отношений

    • рынок потребительских товаров и услуг

    • рынок ценных бумаг

    • рынок сырья

  • Структура рынка по субъектам рынка

    • рынок покупателей

    • рынок продавцов

  • Структура рынка по географическому положению

    • местный

    • национальный

    • мировой

  • Структура рынка по степени ограничения конкуренции

    • совершенная конкуренция

    • монополистическая конкуренция

    • олигополия

    • монополия

  • Структура рынка по отраслям

    • автомобильный

    • нефтяной

  • Структура рынка по характеру продаж

    • оптовый

    • розничный

  • Структура рынка по соответствию действующему законодательств

    • легальный

    • нелегальный

    • "черный" рынок

Функции:

Посредническая фукнция

Рынок позволяет экономическим агентам обмениваться результатами своей экономической деятельности.

Ценообразующая функция

Рынок устанавливает ценностные эквиваленты для обмена продуктов. 

Регулирующая функция

Возникает баланс между производителем и потребителем, между продавцом и покупателем.

Стимулирующая функция

Рынок побуждает производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получению достаточной прибыли; стимулирует научно-технический прогресс и на его основе повышает эффективность функционирования всей экономики.

 

16Формы и типы рыночных  связей.

Формы торговли

Рыночные связи различаются по неодинаковым признакам торговых сделок. Эти сделки можно классифицировать следующим образом.

1. По способам связи между агентами рынка различаются такие виды торговли. Производитель или владелец товара непосредственнопродает его потребителю. Производитель реализует полезную вещь сначала торговому посреднику, а тот перепродает ее потребителю. Посредничество бывает многозвенным, когда в нем последовательно участвует несколько перекупщиков вещей.

2. В зависимости от видов оплаты товаров выделяются следующие формы торговли.

Бартерная торговля: безденежный обмен одного вида товара на другой.

Продажа благ за наличные деньги 

Продажа товара наложенным платежом 

Реализация товаров в кредит 

Предоставление вещей в прокат за определенную плату

 

С учетом объема продаж различают две формы реализации товаров.

Оптовая торговля

Розничная торговля означает куплю-продажу преимущественно потребительских благ в небольших количествах.

Типы рыночных связей:

Свободный рынок свободен от вмешательства государства и строгого правового регулирования.

Второй тип рынка - нелегальный - близок по характеру поведения его субъектов к первому типу. Но они существенно различаются между собой. Нелегальный рынок включает в себя его разновидность - теневую торговлю. Она ведется с нарушением законов и правил купли-продажи обычных товаров (при отсутствии необходимых патентов, лицензий, при неуплате рыночных сборов, налогов и т. п.). Нелегальным является и черный рынок.

Рынок третьего типа - регулируемый, подчиненный определенному порядку, который закреплен в правовых нормах и поддерживается государством.

 

17 Закономерные взаимосвязи: предложение – цена – спрос.

рмулаРынок как совокупность сделок продажи и

рыночной связикупли товаров (и услуг) можно представить в виде следующей формулы:«продавцы — товары — рыночные цены — деньги — покупатели». Согласно этой формуле продавцы (с их товарами) с помощью цен соединяются с покупателями (с их деньгами).

есь под предложением подразумевается сумма товаров, которую продавцы готовы продать при разном уровне цены. Рыночная цена — это фактическая цена, которая устанавливается в соответствии с предложением и спросом товаров. Спрос — платежеспособная потребность, сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им блага.

Между предложением, ценой и спросом складываются такие взаимосвязи, которые носят характер экономических законов.

Экономический закон — это существенная причинно-следственная связь между определенными явлениями.

Обычно экономическим законам можно придать математическое выражение, поскольку в них представлена определенная количественная связь между переменными величинами. При этом причина выступает в качестве независимой (от иных явлений) переменной. Следствие — это зависимая (от причины) переменная. Наконец, устанавливается характер зависимости между данными изменяющимися величинами. Поскольку в экономических законах может быть представлено прямое и обратное воздействие одной переменной на другую, то в силу этого причина и следствие могут меняться местами. 

При изучении законов рынка мы будем выяснять следующие причинно-следственные связи: а) между рыночной ценой и предложением отдельного частного продавца; б) между ценой и мас-совым спросом; в) между массовым предложением многих продавцов и рыночной ценой; г) между массовым спросом многих покупателей и рыночной ценой. 

 

18.Спрос. Эластичность спроса. Теория эластичности.

Спрос — это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге.

Для определения «скорости изменения» спроса и предложения товаров на рынке экономистами введено понятие «эластичность». Под эластичностью следует понимать процент изменения величины одной переменной в результате изменения на одну единицу величины другой переменной. Таким образом, эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент.

Под эластичностью спроса следует понимать степень изменения спроса в ответ на изменение цен.

Существуют следующие виды эластичности спроса:

  1. эластичный спрос считается таковым, если при незначительных повышениях цен существенно возрастает объем продаж;

  1. спрос единичной эластичности. Когда 17 %-ное изменение цены вызывает 1 %-ное изменение спроса на товар;

  1. неэластичный спрос. Проявляется в том, что при существенных изменениях цены объем продаж изменяется незначительно;

  1. бесконечно эластичный спрос. Имеется только одна цена, по которой потребители покупают товар;

  1. совершенно неэластичный спрос. Когда потребители приобретают фиксированное количество товаров независимо от их цены.

19.Предложение. Эластичность  предложения. Теория предельной  полезности.

Предложение - это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке, и которые продавцы готовы продать покупателю по данной цене.

Эластичность предложения - чувствительность величины предложения товаров к изменению цен на эти товары.

На эластичность предложения оказывают влияние: наличие или отсутствие резервов производства – если имеются резервы, то в краткосрочном периоде предложение эластично; наличие возможности хранить запасы готовой продукции – предложение эластично.

Существуют следующие виды эластичности предложения:

  1. эластичное предложение. 1 %-ное увеличение цены вызывает значительное увеличение предложения товаров;

  1. предложение единичной эластичности. 1 %-ное увеличение цены ведет к 1 %-ному увеличению предложения товаров на рынке;

  1. неэластичное предложение. Увеличение цены не оказывает влияния на количество товаров, предлагаемых к продаже;

  1. эластичность предложения в мгновенный период (т. е. период времени малый, и производители не успевают отреагировать на изменения) – предложение фиксировано;

  1. эластичность предложения в долгосрочный период (отрезок времени, достаточный для создания новых производственных мощностей) – предложение наиболее эластично.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Экономическая теория"