Лекции по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 11:51, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА
Возникновение макроэкономической теории
Несмотря на то, что макроэкономические вопросы ставились и изучались еще в XVIII веке (начиная с работы Д. Юма 1752 года, посвященной изучению связей между торговым балансом, предложением денег и уровнем цен), макроэкономика как наука появилась лишь в 30-е - 40-е годы XX века. Катализатором для этого послужила великая депрессия 30-х годов, приведшая к огромному спаду производства в большинстве западных стран, породившая тем самым невиданную ранее безработицу, в результате чего значительная часть населения этих стран оказалась на гране нищеты. Демократизация, имевшая место после первой мировой войны, также сыграла немаловажную роль. Демократическое правительство было озабочено катастрофическим падением уровня жизни население и нуждалось в разработке экономических способов борьбы с депрессией.

Вложенные файлы: 1 файл

макроэкономика лекции.doc

— 362.50 Кб (Скачать файл)

 

∆Ca↑ ═› AD↑ ═› Y↑═› C↑═› AD↑ ═› Y↑ ═› C↑ и т.д.

 

Совокупный доход многократно  реагирует на прирост автономных расходов это означает, что относительно небольшие изменения в величинах  могут вызвать значительные изменения в уровнях занятости и выпуска.

Мультипликатор, таким  образом, является фактором экономической  стабильности, усиливающим колебания  деловой активности, вызванные изменениями  в автономных расходах. Поэтому одной  из основных задач бюджетно-налоговой  политики является создание системы встроенных стабилизаторов экономики, которая позволила бы ослабить эффект мультипликации путем относительного снижения величины MPC (предельной склонности к потреблению).

Рецессионный разрыв – величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (расходы), чтобы повысить равновесный ВНП до неинфляционного уровня полной занятости.

Если фактический равновесный  объем выпуска Y0 ниже потенциального Y0, то это означает, что совокупный спрос неэффективен, т.е. совокупные расходы недостаточны для обеспечения полной занятости ресурсов (хотя равновесие AD = AS достигнуто).

Недостаточность оказывает  депрессивное воздействие на экономику. Чтобы преодолеть рецессионный разрыв и обеспечить полную занятость ресурсов, необходимо простимулировать совокупный спрос и «переместить» равновесие из точки А в точку В. При этом приращение совокупного равновесного дохода составит:

∆Y = величина рецессионного  разрыва * величина мультипликатора  автономных расходов.

Инфляционный разрыв – величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (расходы), чтобы снизить равновесный ВНП до неинфляционного уровня полной занятости.

Если фактический равновесный  уровень выпуска Y0 больше потенциального Y0, то это означает, что совокупные расходы избыточны. Избыточность AD вызывает в экономике инфляционный бум: уровень цен возрастает потому, что ПП не могут расширять производство адекватно растущему спросу (ресурсы исчерпаны). Преодоление инфляционного разрыва предполагает сдерживание совокупного спроса и перемещение равновесия из точки А в точку С (полная занятость ресурсов). При этом сокращение равновесного совокупного дохода составит:

∆Y = - величина инфляционного  разрыва * величина мультипликатора  автономных расходов.

6.8. Парадокс бережливости

Парадокс бережливости – попытка общества больше сберегать оборачивается таким же или меньшим объемом сбережений.

Если прирост сбережений не сопровождается приростом инвестиций, то любая попытка домохозяйств больше сберегать окажется тщетной в  связи со значительным снижением равновесного ВНП, обусловленного эффектом мультипликации. Экономика стартует в точке А. В ожидании спада домохозяйства стремятся больше сберегать: график сбережений перемещается от S до S’, а инвестиции остаются на том же уровне. В результате потребительские расходы относительно снижаются, что вызывает эффект мультипликатора и спад совокупного дохода от Y0 до Y1.

Рис.12. Эффект мультипликатора

 

Если одновременно с ростом сбережений возрастут и запланированные инвестиции от I до I’, то равновесный уровень выпуска останется равным Y0 и спад производства не возникнет. В структуре будут преобладать инвестиционные товары, что создает хорошие условия для экономического роста, но может относительно ограничить уровень текущего потребления населения. Возникает альтернатива выбора: либо экономический рост в будущем при относительном ограничении текущего потребления, либо отказ от ограничений в потреблении ценой ухудшения условий долгосрочного экономического роста.

Рост сбережений может  оказать на экономику антиинфляционное воздействие в условиях, близких  к полной занятости ресурсов: спад потребления и следующее за ним  сокращение совокупных расходов, занятости  и выпуска ограничивают давление инфляции спроса. Совокупный спрос снижается от AD до AD1, что сопровождается спадом производства от Y1 до Y2 и снижением уровня цен от P1 до P2.

Крест Кейнса конкретизирует модель AD-AS для целей краткосрочного макроэкономического анализа с  жесткими ценами и не может быть использован для исследования долгосрочных последствий макроэкономической политики, связанной с изменением уровня инфляции.

6.9. Модель IS – LM

Модель IS – LM (инвестиции – сбережения, предпочтение ликвидности  – деньги) – модель товарно-денежного  равновесия, позволяющая выявить экономические факторы, определяющие функцию совокупного спроса. Модель позволяет найти такие сочетания рыночной ставки процента (R) и дохода (Y), при которых одновременно достигается равновесие на товарном и денежном рынках. Она является конкретизацией модели AD-AS.

Кривая IS – кривая равновесия на товарном рынке. Чем ниже ставка %, тем выше уровень дохода. Под  влиянием увеличения государственных  расходов или снижения налогов кривая IS смещается вправо.

Кривая LM – кривая равновесия на денежном рынке. Она фиксирует все комбинации Y и R, которые удовлетворяют функции спроса на деньги при заданной Центральным Банком величине денежного предложения (Ms). Во всех точках кривой спрос на деньги равен их предложению.

На кривой LM – чем  выше уровень дохода, тем выше ставка процента. Увеличение предложения денег или снижение уровня цен сдвигает кривую LM вправо. Равновесие в модели достигается в точке пересечения кривых IS и LM.

Рис.13. Модель IS-LM

 

Тема 7. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

    1. Понятие и факторы экономического роста

Под экономическим ростом понимают увеличение реального дохода в экономике (ВНП, ВВП, НД), а также  рост реального выпуска в расчете  на душу населения.

Для измерения экономического роста используются показатели абсолютного  прироста или темпов прироста реального  объема выпуска в целом или  на душу населения.

Экономический рост называется экстенсивным, если он осуществляется за счет привлечения дополнительных ресурсов и не меняет среднюю производительность труда в обществе. Интенсивный рост связан с применением более совершенных факторов производства и технологии. Он может служить основой повышения благосостояния населения.

Обычно говорят о  преимущественно интенсивном и экстенсивном типе экономического роста в зависимости от удельного веса тех или иных факторов, вызвавших этот рост. Факторы экономического роста группируют в соответствии с типами роста.

К экстенсивным факторам относят рост затрат капитала, труда. К интенсивным – технологический прогресс, экономию на масштабах, рост образовательного и профессионального уровня работников, повышение мобильности и улучшение распределения ресурсов, совершенствование управления производством (все, что позволяет качественно усовершенствовать факторы производства и процесс их использования).

Причины, сдерживающие экономический  рост:   ресурсные и экономические ограничения, социальные издержки, связанные с ростом производства.

2. Кейнсианские модели  экономического роста

В модели Кейнса важное значение отводится сбережениям и инвестициям. Увеличение инвестиций вызывает мультипликационный эффект роста объема производства, чистого внутреннего продукта. Под  инвестициями, которые вызывают этот эффект, подразумеваются автономные (независимые) инвестиции.

Mi = ∆Y/ ∆Ia,

где Mi – мультипликатор инвестиций; ∆Y - прирост реального  дохода; ∆Ia - прирост автономных инвестиций.

Mi = 1/ (1 – MPC),     Mi = 1/ MPS.

Таким образом, мультипликатор автономных инвестиций является обратной величиной предельной склонности к сбережению.

∆Y = Mi * ∆Ia = 1/ MPS * ∆Ia.

Доход, возросший в  соответствии с величиной мультипликатора, вызовет рост спроса на потребительские  товары и объема их производства.

Рост инвестиций, спровоцированный ростом доходов, называется эффектом акселерации.

Инвестиции, вызванные  увеличением доходов, называются индуцированными инвестициями.

Эффект акселерации  обусловлен в решающей степени 2 факторами:

§         длительностью периода изготовления оборудования, вследствие чего в этот период неудовлетворенный спрос вызывает расширение производства;

§         длительностью периода эксплуатации оборудования, в результате чего процентный прирост новых инвестиций к восстановительным инвестициям больше процентного прироста продукции, спрос на которую вызывает новые инвестиции.

Коэффициент акселерации  – это отношение прироста инвестиций к вызвавшему их приросту дохода, потребительского спроса или объема готовой продукции  в предшествующем периоде.

V = ∆I / ∆Y.

Прирост индуцированных инвестиций:

∆I = V * ∆Y = V * (Yt-1 – Yt-2).

В моделях экономического цикла акселератор используется во взаимодействии с мультипликатором. Наиболее известная модель представлена уравнением национального дохода:

Yt = At + (1 – s) * Yt-1 + V * (Yt-1 – Yt-2),

где Yt – НД в данном году; At - автономные инвестиции; (1 – s) - склонность к потреблению; V * (Yt-1 – Yt-2) - величина индуцированных инвестиций.

В рамках кейнсианской концепции  известна модель экономического роста  Харрода-Домара, разработанная в  конце 40-х гг. XXв. Это однофакторная модель определения темпов роста, в которой в качестве источника роста учитывается только капитал. При этом капиталоемкость признается неизменной величиной. Делается ряд допущений: полная задействованность всех факторов, равенство спроса и предложения и их приростных величин.

Фактором увеличения спроса и предложения в экономике  служит прирост инвестиций. Если в  данном периоде инвестиции выросли  на ∆I, то в соответствии с эффектом мультипликации совокупный спрос возрастет  на:

∆Yad = ∆I * m = ∆I * 1/(1-b) = ∆I * 1/s.

где m – мультипликатор расходов; b - предельная склонность к  потреблению; s - предельная склонность к сбережению.

Увеличение составит AS:

∆Yas = α * ∆K,

где α – предельная производительность капитала (постоянна); ∆K - прирост капитала.

Прирост капитала обеспечивается соответствующим объемом инвестиций: ∆Yas = α * I.

Равновесный экономический  рост будет достигнут при AD-AS или:

Т.е. темп прироста инвестиций должен быть равен произведению предельной производительности капитала и предельной склонности к сбережению.

3. Неоклассическая модель  Солоу

При анализе модели совокупного  спроса и совокупного предложения (AD-AS), предполагалось, что единственным переменным фактором производства является труд, а капитал и технология рассматривались как неизменные. Эти предположения нельзя считать адекватными для долгосрочного анализа, поскольку в долгосрочной перспективе наблюдается как изменение запаса капитала, так и наличие технического прогресса. Таким образом, с изменением капитала и технологии, будет изменяться и уровень полной занятости, значит, будет сдвигаться кривая совокупного предложения, что неизбежно отразится на равновесном выпуске. Однако увеличение выпуска еще не означает, что население страны стало богаче, поскольку вместе с выпуском изменяется и население. Под экономическим ростом обычно понимают рост реального ВВП на душу населения.

Н. Калдор (в 1961г.), изучая экономический рост в развитых странах, пришел к выводу, что имеют место  определенные закономерности в изменении  выпуска, капитала и их соотношений в долгосрочной перспективе. Первый эмпирический факт состоит в том, что темп роста занятости меньше темпов роста капитала и выпуска или, иными словами, отношение капитала к занятости (фондовооруженность) и отношение выпуска к занятости (производительность труда) растут. С другой стороны, отношение выпуска к капиталу демонстрировало отсутствие значимого тренда, то есть, выпуск и капитал изменялись примерно одинаковыми темпами.

Калдор также рассматривал динамику отдачи на факторы производства. Было отмечено, что реальная заработная плата демонстрирует устойчивую тенденцию к росту, в то время как реальная ставка процента не имеет определенного тренда, хотя и подвержена непрерывным колебаниям. Эмпирические исследования также показывают, что темпы роста производительности труда значительно различаются между странами.

Вопрос о том, какие  факторы влияют на экономический  рост, остается одним из центральных  вопросов макроэкономики, и дебаты по поводы источников экономического роста продолжаются и по сей день. Однако, большинство экономистов, следуя классической работе Роберта Солоу 1957 года, выделяют следующие ключевые факторы экономического роста: технический прогресс, накопление капитала и рост трудовых ресурсов.

Для того, чтобы описать вклад каждого из этих факторов в экономический рост, рассмотрим выпуск Y, как функцию от запаса капитала (K), используемых трудовых ресурсов (L):

Y=Y(K,L). 

 

Объем производства зависит  от запасов капитала и используемого  труда. производственная функция обладает свойством постоянной отдачи от масштаба.

Для простоты соотнесем  все величины с количеством работников.

Y/ L = F (K/ L, 1).

Это уравнение показывает, что объем производства в расчете  на 1 рабочего является функцией капитала на 1 работника.

Обозначим:

y = Y/ L – выпуск продукции  на 1 работника (производительность  труда, выработка);

k = K/ L – капиталовооруженность  труда.

y = f (k).

В модели Солоу спрос  на товары и услуги предъявляется  со стороны потребителей и инвесторов. Т.е. продукция, произведенная каждым рабочим, делится между потреблением, приходящимся на 1 рабочего, и инвестициями в расчете на 1 рабочего:

y = c + i.

Модель предполагает, что функция потребления принимает  простую форму:

c = (1 – s) * y,

Информация о работе Лекции по "Экономической теории"