Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 11:51, курс лекций
Тема 1. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА
Возникновение макроэкономической теории
Несмотря на то, что макроэкономические вопросы ставились и изучались еще в XVIII веке (начиная с работы Д. Юма 1752 года, посвященной изучению связей между торговым балансом, предложением денег и уровнем цен), макроэкономика как наука появилась лишь в 30-е - 40-е годы XX века. Катализатором для этого послужила великая депрессия 30-х годов, приведшая к огромному спаду производства в большинстве западных стран, породившая тем самым невиданную ранее безработицу, в результате чего значительная часть населения этих стран оказалась на гране нищеты. Демократизация, имевшая место после первой мировой войны, также сыграла немаловажную роль. Демократическое правительство было озабочено катастрофическим падением уровня жизни население и нуждалось в разработке экономических способов борьбы с депрессией.
где норма сбережения s принимает значения 0 – 1.
Эта функция означает,
что потребление
Заменим величину – c – величиной (1 – s)* y:
y = (1 – s) * y + i.
После преобразования получим: i = s*y.
Это уравнение показывает, что инвестиции (как и потребление) пропорциональны доходу. Если инвестиции равны сбережениям, то норма сбережения (s) также показывает, какая часть произведенного продукта направляется на капиталовложения.
Запасы капитала могут меняться по 2 причинам:
- инвестиции приводят к росту запасов;
- часть капитала изнашивается, т.е. амортизируется, что уменьшает запасы.
∆k = i – σk,
изменение запасов капитала = инвестиции – выбытие,
σ - норма выбытия; ∆k – изменение запасов капитала на 1 работника за год.
Если существует единственный уровень капиталовооруженности, при котором инвестиции равны величине износа, то в экономике достигнут такой уровень, который не будет меняться во времени. Это ситуация устойчивой капиталовооруженности.
Уровень накопления капитала, обеспечивающий устойчивое состояние с наивысшим уровнем потребления называется Золотым уровнем накопления капитала.
Золотое правило накопления Э. Фэлпса выполняется, когда предельный продукт за вычетом нормы выбытия равен нулю:
MPK - σ = 0.
Если экономика начинает развиваться с запасом капитала большим, чем по З.п., необходимо проводить политику, направленную на снижение нормы сбережений, чтобы уменьшить устойчивый уровень запаса капитала.
Это вызовет увеличение уровня потребления и снижение уровня инвестиций. Капиталовложения будут меньше, чем выбытие капитала. Экономика выходит из устойчивого состояния. Постепенно, по мере уменьшения запасов капитала, выпуск продукции, потребление и инвестиции также снизятся до нового устойчивого состояния. Уровень потребления при этом будет выше, чем ранее. И наоборот.
Само по себе накопление капитала не может объяснить непрерывный экономический рост. Высокий уровень сбережений временно увеличивает темпы роста, но экономика в конце концов приближается к устойчивому состоянию, в котором запасы капитала и объемы производства постоянны.
В модель включается рост населения. Будем считать, что население в рассматриваемой экономике равно трудовым ресурсам и растет с постоянным темпом n. Рост населения дополняет исходную модель по 3 направлениям:
1. Позволяет приблизиться
к объяснению причин
Рост населения объясняет рост валового выпуска.
2. Рост населения позволяет
дать дополнительное
3. Рост населения влияет
на уровень накопления
MPK - σ = n.
Производственную функцию запишем:
Y = F(K, L*E),
где E – эффективность труда 1 работника.
Она зависит от
здоровья, образования и квалификации.
Составляющая L*E представляет собой
рабочую силу, измеренную в единицах
труда с неизменной эффективнос
Объем производства
зависит от количества единиц
капитала и от числа
Технологический прогресс вызывает прирост эффективности труда с постоянным темпом g. Эта форма технологического прогресса называется трудосберегающей. Т.к. рабочая сила растет с темпом n и отдача от каждой единицы труда растет с темпом g, общее количество эффективных единиц труда L*E растет с темпом (n+g).
Модель Солоу показывает, что только технологический прогресс может объяснить непрерывно растущий уровень жизни. Это изменяет и Золотое правило:
MPK = σ + n + g.
Государство должно поощрять научные исследования, защищать авторское право, давать налоговые льготы.
Основными проблемами, изучаемыми на макроэкономическом уровне, являются:
- определение объема
и структуры национального
- выявление факторов,
регулирующих занятость в
- анализ природы инфляции;
- изучение механизма
и факторов экономического
- рассмотрение причин циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике;
- исследование
- теоретическое обоснование
целей, содержания и форм
Конкуренция (лат. concurrere - состязаться) - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание - закон рынка.
Существует шесть видов конкуренции:
1. функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же
потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;
2. видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами,
но разными по оформлению;
3. предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными
товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности
марки;
4. ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к
расширению рынка;
5. скрытая ценовая конкуренция: бывает двух видов
. продажа личного товара по цене конкурента
. снижение цены потребления
6. незаконные методы:
. антиреклама товаров
. производство товаров имитаторо
Конкуренция - движущая сила экономического развития. По этому признаку выделяются следующие экономические структуры:
совершенная конкуренция — характеризуется множеством продавцов и покупателей однородного (стандартизированного) продукта, отсутствием рыночной власти, свободной конкуренцией участников сделок в условиях равнодоступности информации, отсутствием дискриминации и отсутствием неценовой конкуренции (реклама, форма обслуживания и т. п.). Ни один из участников сделок не способен влиять на рыночную цену. Также на данном рынке отсутствуют барьеры входа и выхода;
монополистическая конкуренция — характеризуется значительным числом продавцов и покупателей, дифференцированностью продукта, широким использованием рекламы, фирменных знаков, способов упаковки продукта, ограниченностью ценовой конкуренции, наличием рыночной власти, которая создает барьеры для конкуренции, но они преодолимы;
олигополии соответствует небольшое число продавцов, множество покупателей. Реализуемый продукт может быть как однороден, так и дифференцирован. Входные барьеры трудно преодолимы, рыночная власть продавцов значительна, конкуренция слабая, подавленная. Олигополисты, как правило, проводят согласованную экономическую стратегию на рынке. Дуополии соответствует рыночная власть двух продавцов и это частный случай олигополии;
монополия возникает, если на рынке действует единственный продавец, его рыночная власть полная, барьеры для других предприятий непреодолимы, конкуренция продавцов отсутствует;
монопсонии соответствует множество продавцов при единственном покупателе, которому принадлежит вся рыночная власть. Конкуренция между покупателями отсутствует
. Величина стоимости товара определяется количеством труда или рабочего, и производитель времени, затраченного на него производность труда. Поскольку стоимость есть общественное свойство вещи (товара), постольку ее величина определяется не индивидуальным, а общественно необходимым рабочим временем. Общественно необходимое рабочее время,. писал К. Маркс,. есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда .
Деньги проявляют себя через свои функции. Обычно выделяют такие функции денег как:
Мера стоимости
Функция меры стоимости заключается в оценке стоимости товаров и услуг путём установления цен. Деньги также используются при регистрации стоимостного выражения какого-либо экономического параметра или записи обязательств.
Средство обращения
Деньги как средство обращения используются в качестве посредника в обращении товаров. Под средством обращения понимается особый вид товара, который покупатель передает продавцу, приобретая товар или услугу. Для определения степени легкости, с которой любой вид активов может быть превращен в принятое в экономике средство обращения, используется понятие ликвидности.
Ликви́дность ? экономический термин, обозначающий способность ценностей (активов) быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной. Ликвидный ? обращаемый в деньги.
Цена ? денежное выражение
стоимости товара; экономическая
категория, служащая для косвенного
измерения величины, затраченного на
производство товаров общественно-
Деньги ? универсальный товар, т.е. всеобщий абстрактный эквивалент стоимости всех товаров.
Това́р ? продукт труда, произведённый для обмена и способный удовлетворить человеческие потребности.
Обычно различают
Средство накопления
Функцию средства накопления выполняют деньги, непосредственно не участвующие в обороте. Деньги как средство накопления позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее.
Эти три функции альтернативны по своей сути и делят денежную массу на составные части: деньги выступают либо как средство накопления (сбережения), либо как средство обращения. Сбережение изымает деньги из обращения, а инвестирование выполняет противоположную функцию.
Также иногда выделяют такие функции денег:
Средство платежа
Данную функцию деньги выполняют при предоставлении и погашении денежных ссуд, при денежных отношениях с финансовыми органами, также при погашении задолженности по заработной плате и пр.
Функция мировых денег
Проявляется во взаимоотношениях между странами или юридическими и физическими лицами, находящимися в разных странах.
Пересечение кривых совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS) определяет равновесный уровень цен и объем производства. В точке пересечения количество требуемой и произведенной продукции при данных ценах совпадает.
Модель AD - AS показывает, что последствия увеличения совокупного спроса зависят от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения оно происходит (совокупный спрос более динамичен, он быстрее улавливает те изменения, которые происходят в экономике).
В пределах кейнсианского интервала увеличение спроса приводит к увеличению реального объема национального производства. Возросший объем производства потребует привлечения дополнительных факторов производства, имеющихся в экономической системе, однако уровень цен в экономике останется без изменений.
На промежуточном отрезке возрастание совокупного спроса вызывает рост объема производства и занятости, но в меньшей степени, чем на горизонтальном, поскольку увеличение расходов сталкивается с убывающим количеством свободных ресурсов, издержки их использования возрастают, вызывая общее повышение цен.
На классическом участке в условиях вовлечения всех факторов производства при росте совокупного спроса не происходит увеличения объемов производства и численности занятых. Здесь производство достигает своего потенциального уровня. Зато это сопровождается резким повышением цен.
Любой из неценовых факторов, влияющих на спрос и предложение, может сдвигать кривые влево и вправо, в результате чего будет устанавливаться новая точка равновесия, соответствующая новым условиям.
В действительности экономическое развитие обычно связано с нарушением равновесия. Наиболее яркими проявлениями нестабильности выступают инфляция (повышение уровня цен, обесценение национальной валюты), безработица (низкий уровень производства и занятости), цикличность развития экономики.
Принципы налогообложения