Локальный рынок: структура и механизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания работы - изучение рыночного механизма, его сущности, функций и структуры, определить его основные черты, а также выявить позитивные и негативные стороны рынка, сделать выводы о влияние государства на формирование рыночных отношений и роли рынка в жизни общества.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и элементы рыночного механизма 5
1.1. Сущность рынка 5
1.2. Понятие рыночного механизма 7
1.3. Спрос и предложение 9
Глава 2. Механизм рыночного равновесия 15
2.1.Взаимодействие спроса и предложения. 15
2.2.Установление равновесной цены 18
2.3. Равновесие рынка 19
Глава 3. Цена как элемент рыночного механизма 22
3.1. Сущность цены и ее функции 22
3.2. Рыночный механизм ценообразования 25
Заключение 31
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 317.00 Кб (Скачать файл)

Равновесная цена определяется положением кривых спроса и предложения. Поэтому все факторы, которые  могут сместить кривые, изменяют и  цену равновесия. При любой цене, превышающей цену равновесия, величина предложения окажется больше величины спроса. Избыток товара вызовет конкурентное снижение цены продавцами, стремящихся избавиться от своего излишка. Любая цена ниже равновесной цены, влечет за собой возникновение нехватки продукта, т.е. при этом величина спроса превышает величину предложения.  
При увеличении спроса и неизменности других условий, кривая спроса переместится вправо и цена равновесия и равновесное количество товаров возрастет. При уменьшении спроса сдвигают кривую влево, цена равновесия и равновесное количество уменьшается. При увеличении предложения кривая сместиться вправо, что приведет к снижению цены равновесия, но при этом увеличивает равновесное количество. При уменьшении предложения кривая предложения сместится влево, при этом увеличится равновесная цена и уменьшится равновесный объем. При одновременном изменении спроса и предложения все будет зависеть от эластичности реагирования на эти факторы потребителей и производителей. При увеличении предложения и сокращении спроса (противоположное движение кривых) снижение цены окажется большим, чем, если бы оно явилось результатом каждого из этих факторов, взятого в отдельности.

Осуществляя координацию  спроса и предложения, рыночный механизм обеспечивает согласование интересов  продавца и покупателя путем достижения равновесной цены и равновесного количества. Равновесная цена может изменяться вследствие изменения спроса и предложения, сдвигающего кривые на графике и перемещающие точку их пересечения. Рынок обеспечивает доведение готового товара до потребителя, снабжение производства ресурсами, установление соответствия произведенного продукта и затрат на него общественным потребностям, распределение ресурсов и конечных товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Цена как  элемент рыночного механизма

3.1. Сущность  цены и ее функции

Цена - это язык рынка, его сигнальная система. Система  цен в рыночной экономике играет роль основной организующей силы. Цена - это ориентир для продавца (производителя) и покупателя (потребителя). Растет цена - это сигнал к расширению производства, падает - сигнал к сокращению. В цене находят отражение все три подхода к установлению стоимости товара: предельная полезность, издержки производства, спрос и предложение. Стихийное действие предпринимателей приводит к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая "невидимая рука", о которой писал еще Адам Смит: " Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входит в его намерения. Преследуя свои собственные интересы он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им.

Марксисты под ценой  понимают  денежное  выражение  стоимости  товара.13 Основой стоимости является труд, а его величина определяется теми  затратами времени, которые общество при данных  условиях признает необходимым.

 Цена может отклонятся от стоимости под воздействием спроса и  предложения.  Но  в основе цены лежит стоимость товара. Следовательно,  цена  имеет  объективную основу – стоимость.

Закон   стоимости.   Выражает   причинно-следственные   связи    между общественным  трудом,  стоимостью  и  ценами  товаров.  Труд  признается   в качестве  главного  фактора пропорций,  эквивалентности. 

Сущность   закона стоимости заключается в том,  что товары  производятся  и  обмениваются  на основе общественно необходимых затрат  труда. Этот  закон  действует  через механизм цен, прокладывает себе дорогу в постоянном  колебании  цены  вокруг стоимости. По мнению К. Маркса обмен товаров  происходит  в  соответствии  с количеством   общественно   необходимого   труда,   затраченного    на    их производство. Стоимость товара при купле его на  рынке  выражается  в  цене, которая приравнивается  к  определенной  сумме  денег, служащих  средствами обмена

 Сущность цены и ее функции. Цена - активный инструмент организации структуры производства. Важно отметить следующие обстоятельства:

    • цены устанавливаются собственниками товаров и проходят проверку рынком, где под влиянием рыночных факторов определяется их окончательный уровень;
    • цены находятся под неослабным вниманием государства, которое постоянно ищет способы воздействия на них с целью недопущения постоянного роста цен;
    • рыночные отношения определяют специфические подходы к ценообразованию и методам воздействия на цены.

Цена - одна из наиболее сложных  экономических категорий. Для ее правильного понимания необходимо иметь ясное представление о  том, что составляет основу цены, какие объективные законы влияют на процессы ценообразования и движения цен.

Цена представляет собой  денежное выражение стоимости товара. В условиях товарного производства и обращения продукты труда реализуются  как товары. Цена, каждого отдельного товара не обязательно совпадает с его стоимостью: она может быть выше или ниже стоимости в зависимости от спроса и предложения на данный товар.14 В рыночных колебаниях цен вокруг стоимости проявляется действие закона стоимости - экономического закона товарного производства между отраслями народного хозяйства.

Закон стоимости побуждает  товаропроизводителей регулировать общественно  необходимые затраты труда, добиваться их снижения, а также распределять их и средства.

Функция цены представляет собой предназначение цены в управлении национальным хозяйством в целом и каждым предприятием в отдельности. Выделяют пять основных функций цены:

1. Учетная функция связана с самой сущностью цены, являющейся денежным эквивалентом товара или услуги. В цене учитываются затраты труда, сырья, материалов и т.д. на изготовление товара. Кроме того, она определяет размер прибыли, получаемой предприятием после реализации товара. В условиях рыночной экономики соотношение цены и издержек производства может существенно отличаться, т.к. окончательное признание ценности товара происходит на рынке. Потребители заинтересованы в снижении цены на товар и улучшение его качества, производители - в увеличении объемов сбыта и прибыли. Кроме того, в условиях конкуренции, для того чтобы успешно противостоять конкурентам, производители вынуждены постоянно контролировать свои издержки. Последнее является особенно важным в российских условиях, т.к. в России долгое время господствовал затратный механизм экономики.

2. Стимулирующая функция состоит в воздействии на производство и потребление товаров и услуг. Цены должны стимулировать производство продукции через закладываемый в них уровень прибыли. Посредством цен можно поощрять инвестиции, научно-технический прогресс, изменять структуру производства и потребления, улучшать качество продукции. Для России первостепенное значение имеет стимулирование развития сферы производства, выпуска качественной и конкурентоспособной продукции, как для внутреннего рынка, так и для экспорта.

3. Распределительная функция связана с колебаниями цены под воздействием рыночных факторов. С помощью этой функции осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, различными формами собственности группами населения. В случае, когда требуется быстрое изменение приоритетов и пропорций развития экономики допускается введение государственного регулирования цен, а в крайних случаях и прямое установление цен государственными органами. Система налогообложения, включающая НДС, возможность установления акцизов и других видов налогов, а также введение или отмену различных налоговых льгот.

4. Функция балансирования спроса и предложения. Посредством цен в экономике осуществляется связь между спросом и предложением и, следовательно, между производством и потреблением. В случае отклонения цены от ее реального рыночного значения, возникают диспропорции в производстве и потреблении, выражающиеся в возникновении дефицита или избыточного предложения. Возврат к состоянию равновесия, может быть, достигнуть за счет изменения цен или объемов производства.

5. Функция цены как инструмента рационального размещения производства. Роль и значение этой функции возрастет по мере развития и укрепления рыночных отношений в экономике. Складывающийся уровень цен по отраслям и сферам экономики способствует переливу капитала из одной сферы в другую. При этом решение об изменении вида деятельности принимается предприятием самостоятельно, исходя из ожидаемых результатов бизнеса.

Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в тоже время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми.

В директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной они образуют часть системы саморегулирования.15

Под общим широко распространенным названием «цена» понимается комплекс экономических понятий, входящих в единую синтетическую категорию. Реальнопод одним наименованием «цена» существует, как упоминалось выше, множество её видов, различающихся между собой назначением, областью применения, способом формирования.

В России преобладает  тенденция вложения средств в основном в сферу торговли. Сфера производства развивается крайне слабо, и в нее неохотно вкладываются деньги. Это связано с тем, что существует угроза инфляции, производство связано с более долгим сроком окупаемости вложенных средств. Длительный цикл производства и инфляции обесценивают средства, вложенные в сферу производства.

 

 

3.2. Рыночный  механизм ценообразования

 

Марксовый закон стоимости, который в советском политэкономическом варианте лежит в основе цены,16 хотим мы того или нет, сегодня не работает. Да и само слово "закон" какое-то нерыночное. Рынок - это скорее гармония, а не закон.

Непосредственно в процессе формирования цены участвуют лишь два  важнейших фактора - спрос и предложение. Другие элементы социально-экономической и политической системы, участвующие в ценообразовании, следует рассматривать как факторы не прямого, а косвенного воздействия. К ним относятся: уровень развития производительных сил, научно-технический прогресс, государственное регулирование, состояние ресурсной базы, валютно-финансовые условия, милитаризация экономики, структурные явления в ней, тенденции развития мирового хозяйства и мировых товарных рынков, вовлеченность страны в международное разделение труда, даже здоровье ее политических лидеров и многое другое.

Очевидно, что все перечисленные  условия могут проявляться в  большей или меньшей степени или отсутствовать вовсе. Но в любом случае их роль проявляется опосредованно - через два основных фактора - спрос и предложение.

Табл. спроса. Каждый мог убедиться в том, что количество вещей, покупаемых людьми, всегда зависит от цены: чем выше цена товара, тем меньше его покупают, и чем ниже его рыночная цена, тем будет куплено больше единиц этого товара при прочих равных условиях.

Таким образом, между рыночной ценой товара (скажем, пшеницы) и его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Эта взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого товара называется графиком спроса или кривой спроса.

Гипотетическая таблица представляет собой пример графика спроса. При любой цене, например при цене в 5 рублей за килограмм, всеми потребителями будет куплено на рынке определенное количество пшеницы - в данном случае 9 млн. килограммов за месяц. При более низкой цене, скажем, 4 рубля за килограмм, количество купленной пшеницы возрастет и составит 10 млн. килограммов. По данным таблицы, на основе сопоставления колонки 3 с колонкой 2 мы можем определить покупаемое количество при любой цене.

Табл.3 Данные для таблицы спроса на пшеницу

 

Цена за кг (руб.)

Объем спроса (млн.кг в месяц)

A

5

9

B

4

10

C

3

12

Д

2

15

Е

1

20




 
При любой рыночной цене всегда будет  предъявляться спрос на пшеницу. При более низкой цене количество товара, на которое предъявляется спрос, увеличивается, поскольку все большее число людей становится в состоянии позволить себе удовлетворить потребности в нем.

Кривая спроса. Цифровым данным таблицы можно дать и графическое толкование. На оси ординат мы обозначим переменный ряд различных цен на пшеницу. На оси абсцисс отмеряем количество пшеницы (в кг), которое будет куплено за месяц.

Для каждой пары чисел  из табл. на графике соответственно нанесена точка, а кривая, проходящая через все эти точки, и представляет собой кривую спроса.

Повторим: количество и цена находятся в обратной зависимости: когда цена падает - количество возрастает. Эта важная особенность имеет свое название: закон постепенного убывания спроса. Практически этот закон имеет силу в отношении всех товаров: пшеницы, апельсинов, электробритв, бензина, машин, водки, театральных билетов и т.д. Понижающиеся цены приносят новых покупателей. Этот закон работает и на базаре, и на бирже, и в международной торговле.

Информация о работе Локальный рынок: структура и механизм