Локальный рынок: структура и механизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания работы - изучение рыночного механизма, его сущности, функций и структуры, определить его основные черты, а также выявить позитивные и негативные стороны рынка, сделать выводы о влияние государства на формирование рыночных отношений и роли рынка в жизни общества.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Сущность и элементы рыночного механизма 5
1.1. Сущность рынка 5
1.2. Понятие рыночного механизма 7
1.3. Спрос и предложение 9
Глава 2. Механизм рыночного равновесия 15
2.1.Взаимодействие спроса и предложения. 15
2.2.Установление равновесной цены 18
2.3. Равновесие рынка 19
Глава 3. Цена как элемент рыночного механизма 22
3.1. Сущность цены и ее функции 22
3.2. Рыночный механизм ценообразования 25
Заключение 31
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 317.00 Кб (Скачать файл)

Теперь обратимся к  другой стороне - к продавцам. Остановимся  вкратце на графике предложения.

Под графиком или кривой предложения понимается отношение  между рыночными ценами и тем  количеством продукции, которое  производители изъявляют готовность произвести и продать.

В табл. представлены данные для построения графика предложения пшеницы.

Для каждой цены указано  то количество пшеницы, которое производители готовы поставить на рынок.

Табл.4 Данные для графика предложения пшеницы

 

Возможные цены (руб.за кг)

Количество пшеницы, которое  поставят продавцы (млн.кг в месяц)

А

5

18

В

4

16

С

3

12

Д

2

7

Е

1

0


 

 

Равновесие спроса и предложения. Для того чтобы установить, как определяется конкурентная рыночная цена, нужно объединить анализ спроса с анализом предложения. Это объединение осуществлено в табл. до сих пор мы анализировали цены только как возможные. "Если цена такая-то, то сумма продаж будет такой-то, если же цена такая, то сумма продаж будет такой" и т. д.

Уравновешивающая рыночная находится в той точке, в которой  спрос равен предложению.

Только при цене 3 руб. количество пшеницы, на которое предъявляется спрос, будет равно тому ее количеству, которое поставляют производители пшеницы. Любое понижение цены приведет к тому, что спрос будет превышать предложение;  при любом повышении цены предложение будет больше спроса.

Табл. 5. Данные для графика спроса и предложения пшеницы

 

Возможные цены (руб. за кг)

Объем спро-

са (млн. кг в месяц)

Объем предложения (млн.кг в месяц)

Давление на цены

А

В

5

4

9

10

18

16

ВНИЗ

С

3

12

12

Нейтральное положение

Д

Е

2

1

15

20

7

0

ВВЕРХ


Единственно уравновешивающей, то есть единственной ценой, которая может сохраниться, является такая цена, при которой сумма предложения и сумма спроса равны друг другу. Конкретное равновесие всегда находится в точке пересечения кривых спроса и предложения.  Лишь в положении С, при цене за кг пшеницы 3 руб., объем спроса в 12 млн. кг в месяц в точности равен объему предложения. Цена находится в состоянии равновесия. Эта устойчивая цена не может быть, конечно, достигнута сразу. Для этого может понадобиться первоначально период испытаний и ошибок, период колебаний вокруг требуемого уровня, пока цена наконец не установится и предложение не уравновесит спрос.

Если кривые предложения  и спроса наложить на одну и ту же диаграмму, то они пересекутся в одной точке. Эта точка С представляет цену, уравновешивающую спрос и предложение. При более высокой цене возникает избыток предложения над спросом. Стрелки направлены вниз и указывают направление, в котором цены движутся в результате конкуренции продавцов. При цене ниже уравновешивающей цены 3 руб. двойная черта указывает на то, что спрос превысил предложение.

Такова сущность доктрины спроса и предложения.

Рыночная экономика  обязательно предполагает наличие конкуренции. Понятие «конкуренция» означает соперничество, борьбу за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. В рыночной системе эта борьба разворачивается за потребителя, то есть за более полное удовлетворение его потребностей, что и обеспечивает реализацию произведенного товара.

Конкуренция предполагает наличие таких условий, при которых постоянно существует угроза того, что при недопроизводстве, а так же выпуске некачественной или дорогой продукции кто-то другой, проникнув в эту нишу, перехватит потребителя, а следовательно, возможность продажи товара, доход. В условиях конкуренции остановиться - значит проиграть. Именно она навязывает производителям в качестве принудительной силы экономические законы - трудиться эффективно и качественно, осуществлять научно-технический прогресс. У хозяйствующих субъектов здесь нет выбора искать или не искать варианты более эффективной деятельности. Во втором случае неминуемо разорение, а поэтому на него никто не рискнет. Именно конкуренция в условиях рыночной системы движет прогресс: она - главный его рычаг.

В ходе конкуренции выявляется общественная необходимость в данном виде продукта и дается его оценка, устанавливается единый уровень цен.

Возможности конкуренции  резко расширяются с развитием  мирового рынка: он подводит принципиально  иную основу под соотношение монополии  и конкуренции. Возьмем, к примеру, фирму "Фиат", которая держит в своих руках все производство автомобилей в Италии. Монополист ли эта фирма? Нет, ибо экономика Италии - открытая экономика, составная часть мирового рынка, на котором есть и американские, и японские, и немецкие, и французские, и шведские автомобили. "Фиату" поэтому приходится как внутри страны, так и за ее пределами конкурировать со всеми производящими автомобили фирмами.

Расширение сферы конкурентной борьбы по мере втягивания стран в  мирохозяйственные связи становится мощным рычагом до снижения этими странами мировых стандартов эффективности и качества.

Борьба за потребителя - это борьба за долю на рынке, а она  зависит от дешевизны и качества товара. Именно это превращает потребителя в мерило и арбитра хозяйственной деятельности. Конкуренция ограничивает возможности каждого хозяйствующего субъекта воздействовать на положение дел на рынке, навязывать свою волю потребителям. В ходе конкурентной борьбы происходит векторное сложение разных сил, образуется равнодействующая, полностью не совпадающая ни с одной из этих сил. В Законе РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" правильно сказано: "конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке стимулируют производство  тех товаров,  которые требуются потребителю".

Из-за отсутствия конкуренции  в нашем хозяйстве в нем  правит бал не потребитель, а производитель, не покупатель, а продавец. Приходится брать то, что дают. И еще благодарить за то, что хоть что-то дали. Это обрекает производство на застой и отставание. Иного здесь не дано.

Конкуренция, таким образом,- это не только обязательный признак рыночной системы, но и главный ее рычаг. Важнейшая задача перехода к рыночной экономике состоит поэтому в создании конкурентной среды, что невозможно сделать без обеспечения свободы хозяйственной деятельности и потребления. Только в этом случае "рынок продавцов" превратится в "рынок покупателей",  а трон займет тот,  кто и должен  царствовать,- потребитель.

Необходимо изгнать  из сознания людей столь крепко укоренившуюся  психологию превосходства производителей над потребителями. Такая психология сформировалась и у тех, и у других. Потребитель свыкся со своим униженным положением и мирится с ним, считает его нормой. При переходе к рыночной системе важно, чтобы потребитель понял: не кто-то другой, а он - король.

В коренной перестройке нуждается и мышление производителей. Им предстоит понять, что в своей деятельности они должны руководствоваться не только и не столько соображениями производства (как это остается до сих пор), сколько соображениями, связанными с требованиями рынка.

Переход власти от производителя к потребителю, как и всякая смена власти,- процесс болезненный, сложный. Многие представления, которые почитались нерушимыми в условиях "рынка продавцов", окажутся теперь не состоятельными. Смириться с этим будет, конечно, нелегко, но это необходимо и пойдет на пользу не только потреблению, но и производству, которое приобретет, наконец, утраченный динамизм.

В деле повышения эффективности  производства можно рассчитывать на долговременный успех только до тех  пор, пока конкуренции не чинятся препятствия. Однако они подстерегают ее на каждом шагу даже в условиях сложившейся рыночной системы. Конкуренция сама способна порождать монополию, когда в ходе конкурентной борьбы кто-то один усиливается и ему нет достаточного противовеса. Угрозу конкуренции создают и неумелые действия государства. А в наших условиях тотальное огосударствление экономики привело к полному устранению конкуренции. На деле же государство не только не должно чинить ей препятствия, а наоборот, важнейшая задача его экономической политики состоит в поддержке конкурентной среды, ее защите от монополистических тенденций, кем бы и чем бы они ни порождались. Возможностей для решения данной задачи у него предостаточно. Это и налоговые и кредитные льготы мелкому бизнесу, поддержка его; и поощрение не только экспорта, но и импорта; и антимонопольная политика.

Идеальная конкуренция  возможна лишь в условиях, когда  число продавцов и покупателей  велико и объем их производства или  закупок составляет незначительную долю от общего выпуска данной продукции и все покупатели и продавцы имеют одинаковые возможности выбирать соответственно между продавцами и покупателями.

Противоположная ситуация на рынке называется монополией. В  этом случае один из предпринимателей диктует свои условия рынку. В частности, имеет возможность а определенных пределах повышать цену (при продаже) или занижать ее (при купле), не опасаясь сокращения объема продаж. Образование монополии может быть связано с разными причинами. Она может быть естественной (например, уникальные природные условия или место положения), технологической (на пример, установка дает лишь определенное количество продукта, и оно достаточно для удовлетворения спроса в нем) либо связанной с особенностями самого продукта (качество, марка, стиль, упаковка).

Монополия возникает  и в тех случаях, когда кто-то один сосредоточивает в своих руках подавляющую часть производства продукта.

Идеальное в жизни, однако, редко встречается: ее проза обычно находится где-то в промежуточной  зоне между чистой конкуренцией и чистой монополией. Истина, как говорится посередине.

При обсуждении вопросов, связанных с успехом или неудачей западного предприятия на рынке, необходимо помнить, что на Западе покупатель - хозяин положения. Как правило, он имеет возможность выбирать не только между несколькими продавцами, но и между различными товарами, составляющими косвенную конкуренцию и удовлетворяющими потребности покупателя с самых разных сторон. Последнее означает, что продавец находится в конкуренции не только со своими прямыми "коллегами", изготовителями идентичного товара, но и с производителями разнообразных его заменителей. Элементарный пример с производителями кремней для зажигалок: они конкурируют как с теми, кто выпускает кремни, так и с изготовителями электронных зажигалок, в которых нет таковых.

Одна из истин западной экономики гласит: изготавливать  любой товар - это сравнительно просто, а вот продавать его - обычно сложно. Именно поэтому крупные универмаги для расширения своего ассортимента закупают товары у любого производителя - в Европе или в Азии - а продают всегда под своей маркой независимо от того, кто его сделал. Следовательно, торговые фирмы могут легко переключаться с одного поставщика на другого, если тот предлагает более выгодные условия.

Важнейший принцип выживания  промышленных предприятий - произвоаить то, что можно продать, а не наоборот - продавать то, что производит предприятие.

На Западе в сфере  сбыта товаров  широкого  потребления,  включая  бытовую  технику,  руководствуются  тем,  что стандарт качества изделий находится более или менее на одном  уровне.  Поэтому  особое  значение приобретают другие стороны удовлетворения желаний потребителя: хороший стайлинг, т.е. красивая форма и внешнее оформление, простота в эксплуатации, известность марки, престиж производителя, гарантийный срок, бесперебойное снабжение запасными частями, дешевый ремонт и отличное обслуживание.

Отдельные фирмы пытаются иногда привлекать новых покупателей  низкими ценами на товар (например, автомашины), а компенсировать потерянную прибыль стараются за счет установления высоких цен на запасные части. Это, однако, недальновидная политика, так как покупатель обычно просчитывает все варианты своих расходов. Итак, условия успеха на рынке - это хорошее качество товара, быстрое и дешевое обслуживание, нормальный гарантийный срок, а также - и это приобретает все большее и большее значение при изобилии товаров - отличный маркетинг. Несмотря на то, что понятие маркетинг находит широкое распространение почти во всех языках и в последнее время быстро вошло в русский язык, его толкуют довольно широко и сложно.

 

 

 

Заключение

 

Подводя итоги необходимо отметить, что возникновение и становление  рынка – это следствие очень длительного исторического развития.

  Рыночный  механизм –  это  сложный  и  постоянно  развивающийся  механизм, представляющий саморегулирующую и само  развивающуюся  систему.  В  условиях рынка множество потребителей самостоятельно решают,  что,  когда  и  сколько покупать. В свою очередь, все  производители  также  самостоятельно  решают, какую  продукцию,  когда   и   сколько   производить. И потребитель, и производители руководствуются лишь собственными  интересами.  Но,  преследуя свои частные интересы, они тем самым  объективно  удовлетворяют  потребности всего общества.

  Любой рынок  независимо  от  его  конкретного   вида,  базируется  на  трех  основных элементах:

Информация о работе Локальный рынок: структура и механизм