Макроэкономическая политика в открытой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 03:44, контрольная работа

Краткое описание

Открытая экономика - экономика, широко интегрированная в мировую хозяйственную систему, участвующая в международном разделении труда, в которой минимальны ограничения на перемещение товаров и услуг при экспорте и импорте.

Содержание

Макроэкономическая политика в открытой экономике……………..
3

1
Макроэкономическая политика в открытой экономике: цели и инструменты…………………………………………………………….
3

2
Понятие внутреннего и внешнего равновесия в открытой экономике (IS – LM - BP модель)……………………………………..
5

3
Макроэкономическое равновесие при фиксированном валютном курсе…………………………………………………………………….
18

4
Макроэкономическое равновесие при плавающем валютном курсе.
21

5
Использование модели IS – LM - BP для анализа шоков в открытой экономике……………………………………………………………….
24


Список использованных источников………………………………….
28

Вложенные файлы: 1 файл

Контр (вар. 9).doc

— 300.00 Кб (Скачать файл)

       Используя определение частных сбережений S = GNDI - С -Т, определение излишка госбюджета BS = T-G и счета текущих операций NX = Х - М + YF + TRF, мы придем к следующему тождеству: 

       NX=(Sn-1)+(T-G)                           (1.5) 

       Баланс  текущих операций (NX) равен разнице  между сбережениями (Sp) и инвестициями (i) в частном секторе плюс бюджетный излишек. Данное уравнение констатирует прямую связь между состоянием государственного бюджета и внешним равновесием. Рост бюджетного дефицита, если он не сопровождается увеличением частных сбережений или снижением инвестиций, неизбежно приведет к ухудшению баланса текущих операций.

       Для того, чтобы сальдо баланса текущих  операций было положительным, необходимо либо превышение сбережений над инвестициями в частном секторе, либо превышение чистых налогов над расходами в государственном секторе. Если с помощью мер макроэкономической политики удастся прямо или косвенно добиться хотя бы одной из этих целей, произойдет улучшение баланса текущих операций.

       Данный  вывод представляет особую важность, поскольку очень часто улучшение  баланса текущих операций связывается  с введением импортных квот, импортных  тарифов или экспортных субсидий. В действительности, дефицит баланса  текущих операций отражает нехватку национальных сбережений по сравнению с инвестициями и государственными расходами.

       Платежный баланс какой-либо страны — это статистический отчет о всех экономических сделках  между ее резидентами и внешним  миром. Платежный баланс включает счет текущих операций (NX), счет движения капитала (КА) и изменение официальных резервных активов (ДR). Сумму NX и КА обычно называют балансом официальных расчетов (BP).

       ВР = NX + КА

       В том случае, когда баланс официальных  расчетов отражает чистую покупку иностранных товаров, услуг и активов, органы Валютного регулирования должны финансировать дисбаланс путем использования резервов иностранной валюты, хранящихся в Центральном банке, или через заимствование на внешних финансовых рынках. 

       NX+KA=ДR                                   (1.6) 

       Платежный баланс, включающий официальные резервные  активы, в сумме составляет ноль.

       Баланс  текущих операций (NX) является важнейшим показателем состояния платежного баланса в целом, поскольку он определяет масштабы и направления внешнего заимствования. В случае превышения импорта над экспортом, отрицательный баланс текущих операций должен быть покрыт за счет займов на внешних рынках, равных по величине дефициту баланса текущих операций.

       Таким образом, если счет текущих операций (NX) представить как сумму источников его финансирования, мы имеем: 

       NX = ДR - ДА = ДNFA                            (1.7) 

       где: ДR — изменение в чистых резервах иностранной валюты,

       ДКА — изменение в чистых ликвидных  обязательствах перед внешним миром (приток капитала означает увеличение ликвидных обязательств страны перед внешним миром, а отток капитала — увеличение ликвидных требований страны к внешнему миру).

       Разность  между ДR и ДКА характеризует  величину изменения чистых зарубежных активов страны (ДNFA). ДNFA — это чистое увеличение ликвидных требований страны к внешнему миру.

       NX показывает, насколько в целом  увеличиваются чистые внешние  активы страны. Если совокупные  расходы страны меньше дохода  и NX положителен, увеличиваются  ее ликвидные требования к внешнему миру. Положительное сальдо счета текущих операций означает чистое увеличение иностранных валютных резервов и отток капитала из страны.

       Если  совокупные расходы страны превышают  доход и NX отрицателен, увеличиваются  ликвидные требования иностранцев к данной стране. Отрицательное сальдо баланса текущих операций означает уменьшение иностранных валютных резервов и приток капитала в страну.

       Если NX положителен, и страна предоставляет  кредиты на международных финансовых рынках, то ее благосостояние растет, поскольку иностранцы каждую единицу экспорта данной страны, неоплаченную собственным импортом сегодня, впоследствии оплатят большей суммой, возросшей на величину процентов, выплаченных за предоставленные кредиты.

       Если NX отрицателен, и страна заимствует на международных финансовых рынках, то ее благосостояние падает, поскольку она импортирует сегодняшнее потребление в счет экспорта будущего потребления.

       Из  равенства (1.7) также следует, что в долгосрочном периоде постоянные дефициты баланса текущих операций приведут к сокращению чистых зарубежных активов, которые могут стать отрицательной величиной. В результате страна превратится в нетто должника и встанет перед дилеммой, как оплачивать долги.

       Преобразуя  тождество (1.5), мы имеем:  

       (Sp -1)+ (Т-G) = ДNFA                                   (1.8) 

       Предположим, что сбережения и инвестиции в  частном секторе равны. В этом случае излишек госбюджета означает чистое увеличение ликвидных требований страны к внешнему миру. Оно выражается либо в уменьшении внешнего долга, либо в увеличении иностранных валютных резервов.

       Изменения в чистых официальных валютных резервах органов кредитно-денежного регулирования  — Центрального банка (ЦБ) — связаны  с предложением денег. В активах  балансового отчета ЦБ отражается величина внутреннего кредита и официальных валютных резервов, в пассивах — величина денежной базы. В дальнейшем в целях упрощения нашего анализа мы будем предполагать, что величина иностранных валютных резервов точно соответствует величине официальных валютных резервов ЦБ. Из балансового отчета ЦБ следует:

       AR + ДДС = ДМВ

       ДR - изменение в чистых официальных  валютных резервах ЦБ;

       ДDС  — изменение во внутреннем кредите  правительству и коммерческим банкам;

       ДМВ — изменение в денежной базе, или в деньгах повышенной мощности.

       В счетах внешнего сектора экономики  баланс официальных расчетов страны (ВР) по сути отражает величину изменения  чистых официальных валютных резервов ЦБ.

       BP=ДR

       Когда страна имеет дефицит ВР, растет спрос на иностранную валюту и  официальные валютные резервы уменьшаются, поскольку ЦБ должен покупать собственную валюту в обмен на иностранную.

       Если  официальные валютные резервы уменьшаются  на величину ДR в результате того, что  страна испытывает дефицит ВР и внутренний кредит (DC) не меняется, тогда денежная база (MB) уменьшается на такую же величину.

       Денежная  база через денежный мультипликатор связана с предложением денег (предложение  денег равно произведению денежной базы и денежного мультипликатора). Если ЦБ не предпринимает никаких  шагов в ответ на уменьшение официальных валютных резервов, то денежная база, а следовательно и предложение денег, уменьшаются. Подобная пассивная политика ЦБ при определенных условиях может привести к уменьшению деловой активности, сокращению совокупного спроса, падению уровня выпуска,

       Однако  существует способ избежать подобного  автоматического уменьшения MB. ЦБ может  устранить, или "стерилизовать", несбалансированность внешних расчетов таким образом, что она не окажет воздействие  на предложение денег. В ходе стерилизации ЦБ нейтрализует изменение в официальных валютных резервах соответствующим изменением в DC таким образом, что MB остается неизменной (или, в случае частичной стерилизации, изменяется на заданную величину), несмотря на изменения в официальных валютных резервах.

       Это означает, что в стране, имеющей  дефицит платежного баланса, ЦБ будет  расходовать официальные валютные резервы, что уменьшит MB, но одновременно будет увеличивать DC, проводя расширительную денежную политику через операции на открытом рынке, снижение ставки дисконта или понижение нормы резервного покрытия для того, чтобы масса денег осталась на первоначальном уровне или уменьшилась на запланированную величину. Политика стерилизации преобладает в странах, осуществляющих кредитно-денежную политику, направленную на поддержание неизменной процентной ставки или неизменного объема денежной массы.

       Однако  возможности стерилизации ограничены. Длительные дефициты платежного баланса  приведут не только к уменьшению официальных  валютных резервов ЦБ, но и сделают  невозможным дальнейшее расширение внутреннего кредита. В условиях фиксированного валютного курса постоянное расширение внутреннего кредита подорвет доверие к валюте, что выразится в бегстве от этой валюты и спекулятивных натисках на нее. В создавшейся ситуации ЦБ будет вынужден девальвировать валюту или перейти к режиму гибкого валютного курса.

       Если  целью ЦБ является быстрое восстановление внешнего равновесия для поддержания  зафиксированного уровня валютного  курса, то он может предпринять действия, противоположные стерилизации. В этом случае дефицит платежного баланса может быть сокращен за счет уменьшения предложения денег, что приведет к снижению внутренних расходов в экономике, в том числе расходов на импорт. Положительное сальдо платежного баланса, наоборот, потребует от ЦБ расширения денежной массы, стимулирующего внутренние расходы и импорт.

       Подобная  защита официально объявленного уровня валютного курса получила название "правила игры при золотом стандарте" или "использование классического  лекарства". "Правила игры" требуют пожертвовать целью стабилизации национальной экономики с помощью кредитно-денежной политики во имя устранения несбалансированности внешних платежей.

       Следующий шаг нашего анализа — построение краткосрочных моделей — диаграммы  Т.Свона и модели Р. Манделла. С помощью этих моделей можно понять, каким образом при активном вмешательстве государства экономика может одновременно достичь внутреннего и внешнего равновесия при системе фиксированного валютного курса.

       Правительство, желая восстановить внешнее равновесие, то есть устранить дефицит баланса текущих операций, имеет в своем активе два инструмента. Во-первых, меры бюджетно-налоговой политики, направленные на сокращение расходов в экономике, а следовательно, на снижение выпуска и рост чистого экспорта. Во-вторых, меры, способствующие "переключению" расходов с импортных товаров и услуг на отечественные товары и услуги.

       В краткосрочном периоде "переключение" расходов на отечественные товары и  услуги может произойти в результате девальвации валюты или введения внешнеторговых ограничений. Однако введение внешнеторговых ограничений приводит к снижению объемов торговли и ухудшению благосостояния страны, поэтому девальвация рассматривается в качестве более эффективного средства улучшения баланса текущих операций.

       Эти же инструменты макроэкономической политики могут использоваться для  восстановления внутреннего равновесия.

       Предположим, что правительство ставит перед  собой две независимые цели. Первая цель — достижение внутреннего равновесия — совокупного выпуска на уровне "полной занятости" или потенциального выпуска, при отсутствии инфляции. Вторая цель — достижение внешнего равновесия — равенства чистого экспорта нулю.

       Мы  будем использовать модель внутреннего  и внешнего равновесия для того, чтобы показать наиболее эффективные пути достижения обеих целей. Представленная модель разработана для малой открытой экономики, уровень процентной ставки в которой, определяется уровнем мировой процентной ставки i'. Для решения поставленной задачи политикам необходимо сочетать меры, воздействующие как на внутреннее, так и на внешнее равновесие.

       Известно, что, при прочих равных условиях, увеличение государственных расходов (G) или  снижение налогов (Т) приводит к росту дохода (Y), но одновременно увеличивает импорт (1М), а обесценение национальной валюты (увеличение показателя реального валютного курса RER) улучшает NX u увеличивает Y. Предполагая, что i = i', У (доход внешнего мира) — заданная величина, уровни цен Р, Р* — постоянны, мы имеем два уравнения, описывающие внутреннее (1В) и внешнее равновесие (ЕВ):

       1В: Y = C(Y- Т) + l(i') + G + NX (RER, Y, У) ЕВ: NX == EX(RER, У) - IM(RER, Y)

       В данном случае мы располагаем двумя  видами мер экономической политики, воздействующими как на внутреннее, так и на внешнее равновесие: изменением реального валютного курса вследствие девальвации или ревальвации, и изменением уровня внутренних расходов. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика правительства (рост G, например) увеличивает Y, но ухудшает NX. Девальвация валюты (рост RER) также увеличивает Y, но улучшает NX. Для того, чтобы достичь одновременно внутреннее и внешнее равновесие необходимо скоординировать бюджетно-налоговую и валютную политику.

       Ниже  приводятся два графика в координатах RER и G. На рисунке 1-7 построен график внутреннего равновесия (1В) для данного уровня дохода. Предположим, что экономика находится в точке А, которая соответствует "полной занятости". Увеличение G приведет к росту Y и избыточной занятости. Экономика из точки А перемещается вправо в точку F. Для того чтобы внутреннее равновесие было восстановлено, необходимо ревальвировать валюту. В результате ревальвации произойдет реальное удорожание валюты (снижение RER) и экономика из точки F переместится в равновесную точку В. Соединив точки А и В мы получим кривую внутреннего равновесия 1В, которая имеет отрицательный наклон. Все точки на этой кривой соответствуют уровню совокупного выпуска при "полной занятости". 
 

Информация о работе Макроэкономическая политика в открытой экономике