Макроэкономическое равновесие на товарном рынке и его регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 18:01, реферат

Краткое описание

1. Описать модели равновесия товарного рынка.
2. Каким образом влияют различия между классической и кейнсианской моделями в понимании инвестиций и сбережений на результаты экономического анализа?

Вложенные файлы: 1 файл

Oxanina_kursovaya.docx

— 362.84 Кб (Скачать файл)

К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог  на доходы домохозяйств, и налог  на прибыль корпораций); 2) косвенные  налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия  по безработице; 4) пособия по бедности.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов. 

Государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Структура ГБ включает в себя две составляющие – доходы и расходы. Доходы –  это все виды налога, доходы от приватизации, доходы от государственной собственности. К расходам относятся государственные  расходы, различные виды трансфертов  и выплаты процентов по государственным облигациям.

Сальдо  ГБ — разница между доходами и  расходами государственного бюджета. При превышении расходов над доходами наблюдается дефицит бюджета, т. е. отрицательное сальдо; при превышении доходов над расходами — профицит бюджета, т. е. сальдо положительное; в  случае равенства доходов и расходов говорят о сбалансированном ГБ, т. е. сальдо равно нулю.

Основные  проблемы в осуществлении и проведении фискальной политики:

1. Временной  лаг. Период, обусловленный реализацией  фискальной политики, включающий  этапы: осознания явления (спада  или бума); административной задержки (от осознания до принятия мер); преодоления инерционности экономики  (от принятия мер до получения  эффекта). Проблема в том, что  в течение этого времени экономическая  ситуация может принципиально  изменится, и принятые меры  окажутся неадекватными. 

2. Приоритеты  и баланс целей государственной  политики:

2. 1. У  государства, как известно, много  целей, и фискальная политика  лишь одно из направлений его  деятельности. Цели нередко противоречат  друг другу. Так, например, задача  сбалансирования госбюджета часто  находится в конфликте с задачами  макроэкономической стабилизации. Не согласованность целей порождает  непредвиденные результаты. Поэтому  необходимо соотносить между  собой приоритеты целей и их  баланс.

2. 2. Необходимо  учитывать переплетение делового  цикла экономической активности  с избирательным циклом политической  активности. Это ставит осуществление  фискальной политики в зависимость  от чисто внешних политических  устремлений. Например, известно, что  популярные меры проводятся, как  правило, до выборов, а наиболее  непопулярные - после. 

2. 3. Фискальная политика, в отличие от кредитно-денежной, наиболее подвержена воздействию коррупции и лоббизма.

3. Эффект  вытеснения расходов. Он обусловлен  тем, что стимулирующая фискальная  политика в тенденции подрывает  свою собственную эффективность.  Так, например, при спаде государство  осуществляет программу роста  государственных расходов. Для их  финансирования оно выходит на  финансовый рынок, предлагая ценные  бумаги. В результате произойдет  увеличение спроса на деньги, приводящее к повышению процентной  ставки и, соответственно, сокращению  частных инвестиционных и потребительских  расходов. Происходящее вытеснение  расходов снижает эффективность  стимулирующей политики.

4. Эффект  инфляции. Он состоит в том,  что рост цен существенно ослабляет  эффективность стимулирующей политики. При стимулировании совокупного спроса экономика перемещается на промежуточный участок кривой AS. Начавшаяся промежуточная инфляция через механизм эффектов богатства, процентной ставки, импортных закупок приводит к сокращению АЕ, что уменьшает эффективность стимулирования. Экономика не попадает в точку полной занятости Qe. Рост цен привод к отклонению кривой AS влево вверх, и равновесный объем производства устанавливается на уровне Q2.

5. Эффект  чистого экспорта. Он обусловлен  тем, что воздействия мировой  конъюнктуры могут снизить и  обесценить эффективность фискальной  политики. Так при осуществлении  стимулирующей политики государство  в целях финансирования дефицита  выходит на денежный рынок  в качестве предъявителя дополнительного  спроса. Увеличение спроса на  деньги повышает процентную ставку, что понижает курс ценных бумаг  и делает их привлекательными  для покупателей из-за рубежа. Поэтому повышается внешний спрос  на деньги и, соответственно, валютный  курс рубля, что вызывает снижение  чистого экспорта и АЕ. Такие  изменения не только обесценивают  фискальную политику, но и негативно  воздействуют на торговый баланс.

6. Односторонность  мер кейнсианской фискальной  политики. Кейнсианцы предлагают воздействовать на экономику через AD и AE. Однако сторонники неоклассической экономической доктрины выступают за проведение политики, ориентированной именно на AS.

7. При  проведении общей фискальной  политики важно учитывать соотношение  между дискреционной и не дискреционной  политикой, конкретный вклад каждой  из них в макроэкономическую  стабилизацию.

Задание 1.

1.1. Как  правительство должно изменить  величину своих расходов для  достижения потенциального уровня  ВВП (при прочих равных условиях). Обосновать правительственную политику  и ответить на вопросы:

А. что  произойдёт с кривой планируемых  расходов? (Показать графически).

Б. какова величина мультипликатора государственных расходов?

В. как  изменится сальдо государственного бюджета?

А. = - 258,42

 

Значит  НД должен снизиться на 258,42.

 

Б.

Найдём  изменение величины государственных  расходов для достижения потенциального уровня:

.

=

Значит, правительство должно уменьшить  величину государственных расходов для достижения потенциального уровня ВВП на млрд. руб.

Найдем  точку пересечения кривой Е2 с осью Е по формуле:

∆G= Е1 – Е2;                                                       

Е1 = 206

Е2 = Е1 – ∆G;

Е


Е= Y


Е2 = 206 - 47,549128 = 158,45087;



Е 1




Е 2


 ∆G



280


 


160,1


 



 

0



750


Y


491,58


 


 

Рис. 2.3 Изменение  государственных закупок

 

В. Рассчитываем изменение сальдо ГБ до вмешательства  государства:

Доходы (Д) = T + Y*t.

Д = 100 + 750*0, 08 = 160

Расходы (Р) = G + TR.

Р =70+10=80.

Сальдо = Д – Р.

Сальдо =160 - 80= 80.

Значит в экономике наблюдается профицит, т. к. сальдо ровняется 80 (Д>Р).

Рассчитываем  изменение сальдо ГБ после вмешательства  государства:

Д = T + Y*t .

Д = 100 + 491,58*0,08 = 139,3264

Р = G + TR – ∆G

Р = 70 + 10 - 47,549128 = 32,450872

Сальдо = Д – Р.

Сальдо = 139,3264 - 32,450872= 106,87553.

Значит в экономике наблюдается профицит, т.к. сальдо = 106,87553 (Д>Р).

Найдём  величину, на которую изменилось сальдо государственного бюджета:

∆ Сальдо = 106,87553– 80 = 26,87553.

 

1.2. Как  должны измениться налоговые  поступления для достижения потенциального  ВВП (при прочих равновесных  условиях). Обосновать политику правительства  и ответить на вопросы:

А. что  произойдёт с кривой планируемых  расходов? (Показать графически).

Б. какова величина мультипликатора налогов?

В. как  изменится сальдо государственного бюджета?

А.

=

= - = - 4,3478261

= = 59,4366

Значит  правительство для увеличения потенциального ВВП, правительство должно повысить налоги на 59,4366.

Точка пересечения  кривой Е2 с осью Е найдём по формуле:

Е2 = Е1 – ∆T*MPC;

Е2 = 207,6 -59,4366*0, 78;

Е2= 165, 2  

E


E= Y




E1




 

280  


-∆T*MPC


E2



 

165,2



 

 

 

903,2258


 

532, 915


 

Y



 

         Рис. 2.4 Изменение налогов

 

В. Рассчитываем изменение сальдо ГБ до вмешательства  государства:

Доходы (Д) = T + Y*t.

Д = 20 + 903, 2258*0,08 = 92, 258064

Расходы (Р) = G + TR.

Р = 70+20 = 90.

Сальдо = Д – Р.

Сальдо =92, 258064 - 90 = 2,258064

Значит в экономике наблюдается профицит, т. к. сальдо ровняется 2,258064(Д>Р).

Рассчитываем  изменение сальдо ГБ после вмешательства  государства:

Д = T + * t + .

Д = 20 + 532, 915*0,08 +153,0617998 =215, 6949998.

Р = G + TR.

Р = 70 + 20 = 90.

Сальдо = Д – Р.

Сальдо = 215, 6949998 - 90= 125,6949998

Значит в экономике наблюдается профицит, т. к. сальдо = 125,6949998 (Д>Р).

Найдём  величину, на которую изменилось сальдо государственного бюджета:

∆ Сальдо = 125,6949998 - 2,258064 = 123, 4369358

1.3. Как  должны измениться трансферты  для достижения потенциального  ВВП (при прочих равных условиях). Обосновать правительственную политику  и ответить на вопросы:

А. что  произойдёт с кривой планируемых  расходов? (Показать графически).

Б. какова величина мультипликатора трансфертов?

В. как  изменится сальдо государственного бюджета?

Г. какая из фискальных мер наиболее эффективна?

А.

= = 2, 4193548.

= -153, 0617998

Таким образом, правительство для достижения потенциального ВВП должно уменьшить TR на 153, 0617998

Точку пересечения  кривой Е2 с осью Е найдём по формуле:

Е2 = Е1 + ∆TR*MPC;

Y=E


Е2 = 280 - 153, 0617998*0,75;


Е


E1


Ер2= 165,2 (млрд. руб.) Е




E2




280


∆TR*MPC




165,2


 


 

 

Y


903,2258


 

532, 915


 


 

Рис. 2.5 Изменение трансфертов

 

В. Рассчитываем изменение сальдо ГБ до вмешательства  государства:

Доходы (Д) = T + Y*t.

Д = 20 + 903, 2258*0,08 = 92,258064

Расходы (Р) = G + TR.

Р = 20 + 90 = 90.

Сальдо = Д – Р.

Сальдо = 92,258064 – 90 = 2,258064

Значит в экономике наблюдается профицит, т. к. сальдо ровняется 2,258064 (Д>Р).

Рассчитываем  изменение сальдо ГБ после вмешательства  государства:

Д = T + * t.

Д = 20 + 532,915*0,08 = 62, 6332

Р = G + TR + .

Р = 70+20 - 153, 0617998= -63,0617998.

Сальдо = Д – Р.

Сальдо = 62, 6332 + 63,0617998= 125, 6949998

Значит в экономике наблюдается профицит, т. к. сальдо ровняется 125, 6949998

(Д>Р).

Найдём  величину, на которую изменилось сальдо государственного бюджета:

∆ Сальдо = 125, 6949998 - 2,258064 = 123, 4369358

Выводы:

Равновесный уровень дохода составил 903, 2258 млрд. $. Определили, совпадает ли потенциальный  и равновесный ВВП - Выяснили, что наблюдается инфляционный разрыв, разрыв расходов -370,3108 млрд. $. Равновесная величина потребления и сбережения составила 733, 225802 млрд. $ и 97, 741934 млрд. $ соответственно. После увеличения MPS на 10%, равновесный ВВП снизился до 840, 8408408 млрд. $.

Для достижения потенциального уровня ВВП правительству  необходимо снизить НД на 370, 3108 млрд. $. Мультипликатор государственного бюджета  равен 3, 2258 млрд. $. Сальдо ГБ до вмешательства  государства  2, 258064 млрд. $, после  вмешательства 87, 429777 6млрд. $. После  изменения налоговых поступлений  мультипликатор налога составил -2, 4193548 млрд. $. Сальдо ГБ до вмешательства государства  2, 258064 млрд. $; после вмешательства 125, 6949998 млрд. $. После изменения трансфертов мультипликатор составил 2, 4193548 млрд. $. Сальдо ГБ до вмешательства государства 2, 258064 млрд. $; после вмешательства 125, 6949998 .млрд. $.

Информация о работе Макроэкономическое равновесие на товарном рынке и его регулирование