Малый бизнес: зарубежный опыт и российские перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. Целью моей работы было показать необходимость развития и поддержки государством малого бизнеса, так как в наше время индивидуальные, семейные и мелкие предпринимательские инициативы организуются на базе малых предприятий, поскольку для этого не требуется крупного первоначального капитала. Так же малый бизнес является основной современной экономики во многих странах мира.

Содержание

Введение...…………………………………………………………………….3
1. Малый бизнес................………………………………………………….5
1.1. Необходимость развития малого бизнеса...………………………..5
1.2. Государственная поддержка………………………………....……..9
2. Зарубежный опыт развития малого предпринимательства………………………………………………....12
2.1. Специфика малого бизнеса в Германии…………………………..12
2.2. Китайские программы развития малого бизнеса.………………..14
2.3. Малый бизнес в Египте……………………………………………17
3. Российские перспективы развития малого предпринимательства………………………………………………...20
3.1. Формирование малого бизнеса……………………………………20
3.2.Государственная поддержка малого бизнеса в России…………..22
Заключение………………………………………………………………...25
Список использованных источников.…………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 41.95 Кб (Скачать файл)

 

     В России  трудности развития малого предпринимательства  определяются рядом причин. Это,  прежде всего отсутствие необходимой  сети дорог и связи. При отсутствии  дорог предприниматели малых  населенных пунктов испытывают  большие затруднения в сбыте  продукции и обеспечении производства  необходимыми  материальными ресурсами.  Помимо того, крайне обостряется  проблема комплектования предприятий  рабочей силой, ресурсы которой  ограничиваются чрезмерно малым  географическим районом. Аналогичная  ситуация сложилась и с электрической  связью. Ее недостатки создают  информационную «глухоту» у предприятий,  отрывают их от рынка.

 

     Крайне неблагоприятные  природно-климатические условия  России не позволяют ей решать  проблему транспорта и связи,  подобно индустриальным странам  Запада. В частности, затраты на  строительство и содержание грунтовых  дорог в России в 3-15 раз выше, чем в странах Западной Европы. Отвлечение огромных ресурсов  на решение проблем транспорта  и связи, копирование практически  других стран в этой области  – для России дело абсолютно  не перспективное. Здесь требуются  новые решения. Малые предприятия,  очевидно, должны объединяться в  соответствующие территориальные  ассоциации и решать эти проблемы  совместно с органами власти.

 

     К причинам, сдерживающим развитие малого  предпринимательства, следует отнести  слабость государственного и  общественного контроля над деятельностью  малого бизнеса. По данным Рострудинспекции, на малых предприятиях, которых в 1998 г. насчитывалось более 840 тыс., работники фактически бесправны. Рабочий день на них длиться 12 часов и более. Под страхом потерять работу персонал боится требовать исполнения законов об охране труда. На большинстве малых предприятий, где нарушаются права работающих, не соблюдается техническая безопасность. Персонал этих предприятий склонен искать работу в другом месте, что создает перспективу оттока рабочей силы. В России был принят ряд мер содействия малому предпринимательству. В его поддержку стали выделять субсидии, была упрощена государственная регистрация малых предприятий, для них установлены налоговые льготы. Предоставлены льготы банкам, лизинговым и страховым компаниям, обеспечивающим кредитно-инвестиционное обслуживание субъектов малого предпринимательства, стали создаваться региональные системы поддержки малого бизнеса.

 

     Налоговые льготы  дифференцируются в зависимости  от вида деятельности предприятий  (за исключением предприятий,  которые создаются за счет  выделения из структурных единиц  действующих крупных и средних  предприятий). Малые предприятия,  которые заняты переработкой  сельскохозяйственной продукции,  производством товаров народного  потребления, ремонтно-строительными  работами, в течение первых двух  лет могут полностью освобождаться  от уплаты налогов. Остальные,  как правило, в 1-й год после  их образования платят 25%, а во 2-й год – 50% установленной ставки  налога на прибыль. Далее берется  полностью – в соответствии  с установленным нормативом.

 

     В России  возникли общественные организации  малого и среднего предпринимательства,  например Союз предпринимателей  России, который распространяет  свое влияние и на многие  страны бывшего СССР. Существуют  также федеральные и местные  фонды финансовой помощи, основная  задача которых – стимулирование  развития приоритетных производственных  видов деятельности малых предприятий.[2]

 

2. Зарубежный опыт Развитя малого предпринимательства

 

2.1. Специфика малого бизнеса  в Германии

 

     Малый бизнес  Германии один из самых активно  развивающихся секторов экономики.  Финансовая и технологическая  поддержка предприятий малого  бизнеса оказывается на всех  уровнях ветвей власти.

     Программы содействия  развитию малого бизнеса в  Германии, как и в ряде развитых  стран, предусматривают приоритетную  поддержку, прежде всего, наукоемких  отраслей производства. Льготное  кредитование малого бизнеса  со стороны государственных органов  финансирования включает в себя  следующие направления:

    • кредитование  малых и средних предприятий,  ориентированных на инновационную  деятельность;

    • кредитование  проектов, направленных на сохранение  и улучшение благоприятной экологической  обстановки, связанных с охраной  окружающей среды;

    • кредитование  малого бизнеса, участвующего  в развитии отсталых экономических  регионов Германии;

    • кредитование  предприятий, занимающихся строительством  и решением жилищных проблем;

    • проектное  финансирование предприятий, занятых  в определенных отраслях, наиболее  нуждающихся в коренной модернизации  производства.

     Основными программами  развития малого и среднего  бизнеса в Германии являются  следующие:

    • программа  «Концепция развития научно-технической  политики по отношению к предприятиям  малого и среднего бизнеса»;

    • программа  «Стимулирование сбережений для  открытия своего дела».

     Первая программа  обеспечивает финансирования малого  бизнеса Германии, вторая способствует  открытию своего собственного  бизнеса, так называемых «start-up» проектов. Специальный государственный орган – Кредитный совет по восстановлению, подчиняющийся непосредственно федеральному правительству – призван контролировать реализацию вышеуказанных программ и обеспечивать механизмы их выполнения.

     В рамках  реализации федеральных программ  предоставляются кредиты для  бизнеса на льготных условиях. Данные условия предусматривают  низкую процентную ставку (5-8%) и  длительные сроки кредитования (5-15 лет).

     Отметим, что  малый бизнес в Германии имеет  свою специфику и историю развития. В частности, еще в эпоху  зарождения капитализма, с появлением  первых крупных предпринимателей, начали создаваться торгово-промышленные  палаты, которые явились первыми  объединениями и союзами по  сотрудничеству в сфере развития  производства и торговли. В современной  истории торгово-промышленные палаты  развились до уровня государственных  органов, и теперь каждый предприниматель  обязан войти в состав палаты. Ни один правовой акт в Германии, касающийся малого бизнеса, не  обходится без одобрения, согласования  и утверждения торгово-промышленными  палатами.

     Ассоциация  Германских торгово-промышленных  палат объединяет собой все  палаты и представляет интересы  предпринимателей на федеральном  уровне. Основная задача этой  ассоциации сотрудничество тесная  работа с представителями торгово-промышленных  палат стран Европейского союза.  Вместе все ассоциации образуют  Объединение торгово-промышленных  палат Европейского сообщества.

     В настоящий  момент торгово-промышленные палаты  Германии участвуют в формировании  бюджетов всех уровней, развитии  строительства и промышленности, подготовке законопроектов, касающихся  регулирования деятельности малых  предприятий. Торгово-промышленные  палаты имеют большое влияние  на все стороны жизни общества, участвуя в заседании местных  органов самоуправления, принимая  важнейшие социально-экономические  решения в области развития  страны. Это целая инфраструктура, в которой участвуют и представители  СМИ, и консультационные службы. Основная приоритетная задача  палат – оказание всяческой  поддержки и помощи малому  бизнесу Германии.

2.2. Китайские программы  развития малого бизнеса

     Китайское правительство  уделяет большое значение развитию  малого бизнеса в стране, поскольку  именно этот сектор создает  новые рабочие места, активно  участвуя при этом в освоении  инновационных технологий. Малый  бизнес наиболее отвечает принятому  в 2006 году тезису – «переориентировать  ресурсоемкое производство в  сторону высокотехнологичных решений».

     Несмотря на  это, малый бизнес Китая все  равно нуждается в дополнительной  поддержке государства, привлечении  инвестиций, расширении программ  кредитования малого бизнеса.  Осознавая это, китайские власти  пытаются всевозможными способами  стимулировать экономический рост  предприятий малого бизнеса, в  частности совершенствуют правовое  законодательство в области регулирования  деятельности малого бизнеса  и налогообложения малых предприятий.  Основным из таких законов  стал принятый в 2002 году «Закон  о стимулировании развития малых  и средних предприятий», который  предусматривает равные возможности  предприятиям малого бизнеса  относительно кредитования, инвестиций, модернизации производства, внедрения  информационных и наукоемких  технологий.

     Как и в  других странах, в Китае созданы  и активно усовершенствуются  государственные фонды содействия  развитию малого и среднего  бизнеса. Основная их роль и  задача – это обеспечение гарантийных  обязательств и залогового обеспечения  предприятиям малого бизнеса  для возможности получения банковских  кредитов для бизнеса. Для этого  Коммунистической партией Китая  было разработано и утверждено  специальное положение о создании  «Государственного фонда развития  малых и средних предприятий». Данный фонд финансировался исключительно  из бюджета Китая и выступал  в роли катализатора развития  малых предприятий. Государственный  фонд призван защитить и отстоять  в борьбе с крупными компаниями  интересы предприятий малого  бизнеса во всех отраслях экономики,  обеспечивая им налоговые льготы, финансирование, законную защиту  своих доходов.

     Китайские программы  развития страны предусматривают  довольно внушительный экономический  рост и увеличение эффективности  деятельности народного хозяйства  именно за счет комплексного  развития, в том числе малого  и среднего бизнеса. В частности,  утверждены программы, рассчитанные  на полную модернизацию китайской  экономики вплоть до 2020-2050 годов.  Одной из таких программ является  принятая в 2003 году программа  социально-экономического развития  страны до 2020 года, предусматривающая  к 2050 году полную модернизацию  всей отраслей экономики.

     После 2003 года  в КНР отмечен небывалый подъем  развития малого бизнеса, улучшение  рентабельности предприятий, увеличение  налоговых поступлений в центральный  бюджет. Этот скачок развития  был обеспечен, прежде всего,  увеличивающимся количеством малых  предприятий и индивидуальных  предпринимателей.

     Государственный  комитет статистики КНР обнародовал  следующие данные: в 2005 году в  стране насчитывалось 3 млн. малых  предприятий и почти 30 млн.  индивидуальных предпринимателей. Таким образом, предприятия малого  бизнеса составили подавляющее  большинство от общего количества  предприятий в Китае. Становится  понятно, почему малый бизнес  считается в Китае ключевым  сектором экономики. Именно на  малый бизнес трудятся около  60% трудоспособного населения КНР.

     Если дать  качественную характеристику малого  бизнеса Китая, то малый бизнес  является научным двигателем  страны, поскольку именно в этом  секторе производится больше  всего инновационной продукции,  изобретений и технических новинок.  Именно предприятия малого бизнеса  составляют экспортную основу  производимой в стране продукции,  поставляя свои товары на мировой  рынок.

     Основным государственным  органами поддержки малых предприятий  в Китае выступает специализированное  агентство - Китайский центр по  координации и кооперации бизнеса.  Основная задача данного центра  – создание необходимой инфраструктуры  для технологического сотрудничества  между национальными и зарубежными  организациями в сфере поддержки  предпринимательства. По инициативе  центра реализуется консультационная  и информационная поддержка малого  бизнеса, организуются торговые  ярмарки, выставки в области  разработки инновационной продукции,  проводятся семинары, конференции  по исследованию проблем малого  бизнеса и реализации программ.

     Еще один  важный орган поддержки и развития  малого бизнеса – это созданная  в 2001 году государственная информационная  служба CSMEO . Этот координационный  центр, в основном через свой  сайт в Интернете, оказывает  услуги по информационному обслуживанию  населения и организаций в вопросах деятельности малых и средних предприятий. Сеть CSMEO , охватывающая все регионы и города КНР, своевременно информирует о состоянии рынка труда, об изменениях действующего законодательства, о последних научно-технических достижениях и технологических новинках, о состоянии и развитии предприятий малого и среднего бизнеса. Помимо этого информационная служба инициирует проведение ярмарок, различных совещаний между предприятиями и представителями власти, обеспечивает консультативную поддержку предприятиям.

 

2.3. Малый бизнес в Египте

 

     Начиная разговор  про малый бизнес в Египте, нужно отметить, что основными  крупными предпринимателями в  этой арабской республике являются  эмигрантами. Среди них много  россиян, украинцев, европейцев. Самые прибыльные компании по  переработке нефти и газа принадлежат  довольно узкому кругу лиц,  поэтому представители малого  бизнеса вынуждены искать свою  выгоду в сельском хозяйстве,  торговом, туристическом, гостиничном  бизнесе и т.д.

     Однако сельское  хозяйство Египта в настоящее  время переживает далеко не  лучшие времена. Если раньше  более половины населения Египта  было занято в аграрном секторе,  то теперь сельским трудом  продолжают заниматься около  25% египтян. Цены на землю, удобрения,  накладные расходы растут с  каждым годом, в результате  его растет себестоимость, а,  следовательно, растут и цены  на финики, хлопок, бахчевые культуры. Многие сельскохозяйственные угодья  в настоящее время либо заброшены,  либо выкуплены частными лицами  под строительство коттеджей,  отелей.

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и российские перспективы