Малый бизнес. Сущность и роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 01:43, курсовая работа

Краткое описание

Активный рост малых предприятий в западных странах начал происходить с середины 70-х годов - начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США - где в мелком предпринимательстве занято 53% всего населения, Японию - с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Основная масса малых предприятий в этих странах - это мельчайшие предприятия, в которых работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 73.23 Кб (Скачать файл)

Введение

   Опыт развитых стран показывает, что малый бизнес играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому бизнесу, дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым предпринимательством.

   Активный рост малых предприятий в западных странах начал происходить с середины 70-х годов - начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США - где в мелком предпринимательстве занято 53% всего населения, Японию - с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Основная масса малых предприятий в этих странах - это мельчайшие предприятия, в которых работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.

   Только эти цифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран. Об эффективности этих фирм говорит тот факт, что на 1$ затрат они внедряют в 17 раз больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия, которые дают жизнь лишь 10% новых технологий, остальные 90% внедряют малые предприятия.

   Наконец, развитие малого бизнеса необходимо только потому, что он дает жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получает значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Поэтому тема малого предпринимательства очень актуальна на сегодняшний день, особенно для нашей страны, где малые фирмы еще очень нуждаются в поддержке государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Малый  бизнес. Сущность и роль в рыночной экономике.

1.1 Понятие малого бизнеса.

   Все предприятия, являющиеся составной частью национальной рыночной экономики, в зависимости от их размеров по общепринятой терминологии делятся на три группы: крупные, средние и малые.

   Собственников этих предприятий объединяет общий корпоративный интерес - сохранение, развитие и защита частной собственности, максимизация прибыли. Вместе с тем бизнес неоднороден, каждая из этих трех групп имеет свои интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и государства к ним, подходы к решению технических и экономических проблем.[1]

   Как следует из самого определения, "малое предпринимательство" - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия.[2]

   Малое предпринимательство представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые уже в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический облик страны. Этот сектор предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, работающих в основном на массового потребителя товаров и услуг. В сочетании с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это

________________________

¹ Абрютина М.С. Экономика предприятия. - М.: Дело и сервис, 2004., c.27

² Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое  предпринимательство. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 320 с., c.5

³ Оренбургская область: поддержка малого бизнеса в условиях кризиса // Оренбургские новости. - 2009. - № 10, С.149

 

позволяет им чутко реагировать  на изменяющуюся конъюнктуру рынка. [3]

   Именно благодаря деятельности малых предприятий многие продукты и услуги становятся доступными конечному потребителю. Они разнообразят количество предлагаемых товаров на рынке, так как данной сфере выгоднее заниматься каждым продуктом в небольших объемах, получая таким образом прибыль от каждого вида, чем развивать какое-либо одно направление и в случае неудачи обречь себя на полный крах.³ Малое предприятие - это предприятие различных организационно-правовых форм, создаваемое на основе любых форм собственности, наиболее гибкая и динамичная форма развития предпринимательской деятельности. Критерии определения малого предприятия: объём производственно-хозяйственного оборота по профилю и виду деятельности, размеры производственных мощностей, численность работающего персонала и др.[4]

   В большинстве определений подчеркивается, что бизнес - деятельность частных лиц и организаций, т.е. бизнес основан на частной, негосударственной форме собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса. К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу. Предприниматели без образования юридического лица  также относятся к малому бизнесу. Таким образом, и производственные кооперативы, и акционерные общества, и общества с ограниченной

________________________

4 Оренбургская область: поддержка малого бизнеса в условиях кризиса // Оренбургские новости. - 2009. - № 10, С.149

 

5 Муравьев А.И., Игнатьев А.М., Крутик А.Б. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. - СПб.: Бизнесс-пресса, 1999. - 608 с., c.17

 

6 Горфенкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007  -571c, 24с.

ответственностью и др. - все коммерческие организации, независимо от их организационно-правовой формы, могут относиться к субъектам малого бизнеса, т.е. быть так называемыми "малыми предприятиями".[5]

   Согласно ст.3 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" субъектами малого предпринимательства принято считать:

  1. коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;
  2. и в которых средняя численность работников за отчетный период не       превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
    • в промышленности - 100 человек;
    • в строительстве - 100 человек;
    • на транспорте - 100 человек;
    • в сельском хозяйстве - 60 человек;
    • в научно-технической сфере - 60 человек;
    • в оптовой торговле - 50 человек;
    • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
    • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности 50 человек.

 

 

___________________

7 Горфенкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007  -571c, 24с.

   Таким образом, и производственные кооперативы, и акционерные общества, и общества с ограниченной ответственностью и др. - все коммерческие организации, независимо от их организационно-правовой формы, могут относиться к субъектам малого бизнеса, т.е. быть так называемыми "малыми предприятиями".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Виды малого  предпринимательства

   В зависимости от того, какой вид деятельности, и какую стратегию поведения выбирает предприятие на рынке, в экономике западных стран выделяют следующие виды малых предприятий: коммунанты, патиенты, эксплеренты.

Коммунанты — малые предприятия, которые специализируются на производстве отдельных узлов и компонентов, а также на их сборке.

Патиенты — малые предприятия, которые специализируются на выпуске готовой конечной продукции, с использованием местных источников сырья и материалов. Чаще всего выпускают продукты питания, обувь, одежду.

Эксплеренты — малые предприятия, которые специализируются на научных и конструкторских разработках, на коммерческом продвижении инновационного товарного продукта на рынке, производстве и реализации пробных партий инновационных изделий. [8]

   Малые предприятия этой группы, как правило, специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, иногда осуществляют промежуточную сборку. Эти предприятия очень тесно взаимодействуют с крупными предприятиями через систему кооперационных связей, систему субподряда. С помощью этих предприятий крупное производство освобождается от невыгодного ему вспомогательного неэффективного производства. Малые предприятия этой группы находятся в сильной зависимости от крупных и ведут жесткую конкурентную борьбу между собой. Предприятия этой группы специализируются на выпуске конечной

_________________

8 FORBAS.RU Информационно деловой ресурс [интернет ресурс] http://forbas.ru/?p=545

9 Савченко В.Е., «Феномен  предпринимательства. Организационно-хозяйственный  механизм предпринимательства». Российский  экономический журнал, №2/2000

(готовой) продукции, ориентированной  в основном на локальные рынки  сбыта с ограниченным спросом,  на местные источники сырья  и материалов. Это производство продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы. Они достаточно независимы от крупных, иногда могут составить и сырьевую конкуренцию крупному предприятию благодаря высокому качеству выпускаемого продукта. [9]

Малое предпринимательство  может быть:

  • производственным;
  • коммерческим;
  • финансовым;
  • услуги.

   Производственное предпринимательство.                                   Производственное предпринимательство - это ведущий вид предпринимательства. Его основная функция - организация производства. К производственному бизнесу относят автомобильные, строительные, фармацевтические фирмы, предприятия занятые в производстве косметики, пошиве одежды и многие, многие другие. Производственное предпринимательство относится к числу самых распространенных, общественно необходимых и одновременно самых сложных видов бизнеса, именно он формирует основу современной рыночной экономики - массовое производство. В его рамках предприниматели преобразуют сырьевые материалы в готовую продукцию. При этом он использует в качестве факторов собственные или приобретаемые орудия и предметы труда, рабочую силу, организует производство продукции для последующей

___________________

10 Савченко В.Е., «Феномен предпринимательства. Организационно-хозяйственный механизм предпринимательства». Российский экономический журнал, №2/2000

11 ECONBOOK [интернет ресурс] http://econbook.kemsu.ru/UMK_Aparina/2.html

продажи потребителям или  торговым организациям. Осуществление  производственного бизнеса связано  с необходимостью приобретения предпринимателем значительного набора производственных факторов. Для изготовления продукции необходимы оборотные средства: материалы и полуфабрикаты, основные средства - рабочие помещения, машины, оборудование, приборы. Необходимо знание технологии. Приобретаемые предпринимателем основные средства имеют длительный срок службы и переносят свою стоимость на готовую продукцию не за один производственный цикл, поэтому надолго замораживают средства в каком-то бизнесе. Предприниматель также несет расходы по привлечению рабочей силы, приобретению самой разнообразной информации, на транспортировку и хранение материалов, готовой продукции, ремонт оборудования и многие другие. При этом отсутствие работников подходящей квалификации и оборудования, дорогое и некачественное сырье могут стать серьезным препятствием на пути создания производственного бизнеса. Производственный бизнес, как ни один другой вид предпринимательства зависит от состояния уровня развития инфраструктуры и экономики в целом. Производственное предпринимательство не приносит столь быстро прибыль, как другие виды бизнеса, одновременно, более чем, какая-либо другие виды предпринимательства нуждается в значительной сумме денег для организации бизнеса. Поэтому этот вид предпринимательства нуждается в серьезной государственной поддержке для своего успешного развития. Она может выступать в форме программ поддержки тех или иных форм бизнеса, налоговых льготах, предоставлении гарантий и т.д. Желание части предпринимателей получать сиюминутный доход, ведет к тому, что многие бизнесмены, занимающиеся производственным предпринимательством в неблагоприятных условиях, идут на снижение качества и фальсификацию

_____________________

12 ECONBOOK [интернет ресурс] http://econbook.kemsu.ru/UMK_Aparina/2.html

 

товаров, используют опасные  технологии, начинают хищнически использовать природные ресурсы и рабочую  силу. Поэтому производственное предпринимательство  помимо государственной поддержки, как правило, испытывает очень серьезное  государственное регулирование  в форме: лицензирования деятельности, стандартизации, ограничения или  полного запрета заниматься отдельными видами производственной деятельности и т.д. На регулирование производственного  бизнеса в наибольшей степени  направлено трудовое и экологическое  законодательство.

Информация о работе Малый бизнес. Сущность и роль в рыночной экономике