Малый бизнес. Сущность и роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 01:43, курсовая работа

Краткое описание

Активный рост малых предприятий в западных странах начал происходить с середины 70-х годов - начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США - где в мелком предпринимательстве занято 53% всего населения, Японию - с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Основная масса малых предприятий в этих странах - это мельчайшие предприятия, в которых работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 73.23 Кб (Скачать файл)

________________

20 Предпринимательство / Под ред.В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 735 с., c.304

 

  • формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);
  • активизация научно-технического прогресса;
  • освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
  • содействие деятельности крупных предприятий путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создания вспомогательных и обслуживающих производств;
  • освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа. [17]

   Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

 

 

 

 

______________________________

21 Предпринимательство / Под ред.В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 735 с., c.304

Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса.

2.1 Проблемы малого бизнеса.

   Можно выделить основные проблемы в развитии малого бизнеса:

1. Более высок уровень  риска, поэтому высокая степень  неустойчивости положения на  рынке. 

2. Недостатки в управлении  делом. 

3. Слабая компетентность  руководителей.

4. Зависимость от крупных  компаний.

5. Повышенная чувствительность  к изменениям условий хозяйствования.

6. Неуверенность и осторожность  хозяйствующих партнеров при  заключении договоров (контрактов).

7. Трудности привлечении  дополнительных финансовых средств  и получении кредитов.

8. Имущественная ответственность  распространяется на все имущество  предпринимателя, включая личное (дом, машина, дача и др.). Наиболее  значимый недостаток, по мнению  владельцев.

   Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.

   Исходя из опыта, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников частых фирм. Шансы фирмы на успех повышаются по мере ее

___________________________

22 USPEH4U [интернет ресурс] http://www.uspeh4u.com/view_economic.php?id=4

взросления. Фирмы, которые  долго существуют при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто  меняют владельцев.

   На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух, трех или четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально.

   На развитии малых фирм сказываются и размеры финансирования на первоначальном этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше возможностей ее сохранения в кризисные периоды. Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого предпринимательства.

   Несмотря на трудности и неудачи, малый бизнес развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Как правило, развитие малого бизнеса является условием решения следующих проблем:

  • формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;
  • приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

 

____________________

23 USPEH4U [интернет ресурс] http://www.uspeh4u.com/view_economic.php?id=4

  • содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
  • привлечение личных средств населения на развитие производства;
  • создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
  • расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;
  • способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов;
  • вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
  • формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;
  • активизация научно-технического прогресса;
  • освоение и использование местных источников сырья 11 отходов крупных производств;
  • освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа;
  • содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств.  [18]

 

___________________________

24 USPEH4U [интернет ресурс] http://www.uspeh4u.com/view_economic.php?id=4

2.2 Перспективы  развития малого бизнеса.

   Многие предприниматели считают, что в современных условиях малый бизнес развивать достаточно сложно. Мировой финансовый кризис отразился в той или иной степени на всех сферах экономики, у людей снизились доходы и, как следствие, уменьшился спрос на товары и предлагаемые услуги. Малым предприятиям приходится прилагать большие усилия, чтобы "остаться на плаву" и получать доходы от своей деятельности. Правительство Российской Федерации объявило о том, что намерено всячески поддерживать малый бизнес с помощью новых законов, кредитных программ, субсидий и льгот. Но ощущают ли эту поддержку сами предприниматели? Как они намерены строить свой бизнес в непростых условиях, и какими видят перспективы малого бизнеса? Согласно высказываниям экспертов, представители малого предпринимательства оценивают сложившуюся в экономике ситуацию пессимистично, но большинство всё же настроены, продолжать своё дело, и считают, что перспективы малого бизнеса весьма оптимистичны. К сожалению, многие предприниматели говорят о том, что не верят в поддержку государства и рассчитывают на собственные силы и ресурсы. На самом же деле, поддержка есть, и она достаточно ощутима. В этом году на со финансирование программ поддержки малого предпринимательства планируется выделить 10,5 млрд. рублей, и регионы уже получили более 7 млрд. рублей из федерального бюджета. Размер федеральной поддержки для большинства регионов составил 70%, а для некоторых регионов – 80%. Финансирование по заявкам регионов (по данным Минэкономразвития РФ) в 2009 году составило 24 млрд. руб. [19]

   Программа кредитования  малого и среднего бизнеса  Внешэкономбанком

____________________

25 Шулятьева Н. А. Малый бизнес в условиях рынка. Ж. "Деньги и кредит", 2008, N 9, с.22-27, с 22

26 Егишянец С. Мировой кризис и Россия // Финансист, 2008. № 10. с. 21-23, с 21-23

вызвала большой интерес  у других кредитных организаций. Сейчас уже 75 банков подали заявки на участие  в этой программе, а общий объём  заявок составил более 12 млрд. руб. Банки  будут получать средства на кредитование малого бизнеса под 10,5-10,7 %, а предприниматели  будут платить за пользование  кредитными ресурсами несколько  больше (предполагается, что 13-14%). В  июле также вступил в силу новый  Федеральный Закон, отменяющий использование  контрольно-кассовых аппаратов для  представителей малого бизнеса, уплачивающих единый налог на вменённый доход, что будет способствовать снижению издержек для предпринимателей. В  этом году были подписаны и иные законодательные, и нормативные  акты, касающиеся аренды, госзаказов, проверок малого бизнеса, и другие. Все эти  действия со стороны государства  показывают, что Программа поддержки  малого предпринимательства действует, и государство прилагает достаточно сил для того, чтобы оказать  максимальную помощь малому бизнесу. Кризис не может продолжаться бесконечно, а признание значения малого предпринимательства  в экономике России, поддержка  государства (при активном участии  самих предпринимателей) помогут  многим успешно развивать своё дело, и перспективы малого бизнеса  в России, действительно, можно назвать  оптимистичными.

  Становление, функционирование и развитие малого бизнеса, его структура и динамика в решающей степени зависят от целого ряда политических и социально-экономических условий данной страны.

   Из опыта стран с развитой рыночной экономикой известно, как влияет на положение малого бизнеса общее состояние и социально-экономический уровень развития страны. Быстрый рост в них числа малых предприятий обусловлен появлением новых технологий, видов оборудования и техники,

____________________

27 Егишянец С. Мировой кризис и Россия // Финансист, 2008. № 10. с. 21-23, с 21-23

 

научных разработок, качественными  переменами в развитии многообразных  отраслей инфраструктуры, возрастанием роли сферы услуг в обществе. Этому  же способствовала и индивидуализация потребления, изменившая во многом направленность производства, его привычные и  устоявшиеся приоритеты.

   Производственные возможности малого бизнеса, конкретные направления его развития состоят из тех рыночных ниш, которые большие фирмы оставили незанятыми, а малые видят возможность успешной деятельности и получения прибыли.

   Перечислим важнейшие факторы, влияющие на развитие малого бизнеса:

- политическая обстановка в обществе;

- состояние экономики страны;

- политика государства в области экономики;

- меры поддержки малого бизнеса;

- правовое обеспечение малого бизнеса;

- налоговая политика;

- финансово-кредитная политика;

- уровень жизни населения;

- цивилизованность предпринимательства.

   Малый бизнес может стать той важной основой, с помощью которой буден осуществлен поворот к позитивным процессам в экономике, к созданию __________________

27 Егишянец С. Мировой кризис и Россия // Финансист, 2008. № 10. с. 21-23, с 21-23

предпринимательской хозяйственной  среды. Однако для того, чтобы малый  бизнес смог выполнить все задачи, для решения которых он предназначен, для того, чтобы он мог в полном объеме реализовать заложенный в нем потенциал и использовать все свои преимущества, необходима его поддержка со стороны государства.

   Поддержка малого предпринимательства осуществляется в нескольких направлениях, направленных на решение основных проблем малого бизнеса.   Первое направление включает подготовку законодательных и нормативных правовых актов, устанавливающих предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета; поддержку отечественных производителей; защиту от посягательств на безопасность функционирования малых предприятий и другое.

   Второе направление включает формирование региональных центров поддержки предпринимательства на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов информации, консалтинга и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка).

   Третье направление включает создание действенных финансово-кредитных и инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания средств государственной поддержки, привлечения инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых предприятий, прежде всего для самофинансирования. Предусматривается проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение

__________________

28 Егишянец С. Мировой кризис и Россия // Финансист, 2008. № 10. с. 21-23, с 21-23

лизинга, залоговых операций, взаимного кредитования, организация  в регионах сети специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтах для поддержки малого предпринимательства.

   Если индивидуальные предприятия в основном развиваются за счет собственных средств, то для более крупных предприятий малого бизнеса необходимо финансирование, за счет привлечения внешних источников средств. В этом случае возникают определенные проблемы. На получение полноценного банковского кредита могут рассчитывать далеко не все малые предприятия. Для положительного решения чаще всего требуется успешное ведение бизнеса не менее полугода, а чаще всего 9 месяцев или год. Вложенный собственный капитал, прозрачность бизнеса, поставленный учет, перспективы развития, реальные источники погашения кредита. Если предприниматель может применить эти термины к своему бизнесу, тогда вероятность получения кредита высока.

   Таким образом, кредитуются в основном компании, успешно работающие на рынке, а для начинающих стоит порой непреодолимая проблема – отсутствие начального капитала. Отсюда следует, что одно из основных направлений поддержки малого бизнеса должно проходить в обеспечении предприимчивых людей финансированием в начальный период деятельности, что может быть обеспечено государством за счет принятия программ по поддержке малого бизнеса. Это позволит увеличить количество малых предприятий, что положительно скажется на экономике страны.

   В настоящее время наблюдается положительная тенденция в данном направлении. Банковские требования к "малым" заемщикам постоянно снижаются. Многие уже не настаивают на открытии счетов и переводе оборотов фирмы в свой банк, не требуют бизнес-плана и технико-

__________________

29 Егишянец С. Мировой кризис и Россия // Финансист, 2008. № 10. с. 21-23, с 21-23

 

экономического обоснования  проекта. Снижаются также минимальные  размеры ссуд и ставки кредитования

   Кредитование малого бизнеса предполагает определенный риск и высокие издержки, банки закладывают все это в процентную ставку. С другой стороны, рост конкуренции неизбежно ведет к снижению процента. Большую роль в государственной поддержке малого бизнеса должны сыграть государственные и муниципальные фонды.

Информация о работе Малый бизнес. Сущность и роль в рыночной экономике