Малый бизнес в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть малое предпринимательство в России и за рубежом.
Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
- раскрыть и охарактеризовать роль и перспективы развития малого бизнеса;
- проанализировать основные тенденции малого предпринимательства в России.
- исследовать Зарубежный опыт развития малого бизнеса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
1 МАЛЫЙ БИЗНЕСС В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ….
1.1Сущность, понятия, функции малого бизнеса в экономике государства…
1.2Роль малого бизнеса в экономике…………………………………………
1.3Перспективы развития малого бизнеса
2АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ…………………………………
2.1Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России………………………………………………….
2.2Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса………………………………………….
2.3Зарубежный опыт развития малого бизнеса……………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА - малый бизнесс в России.docx

— 78.19 Кб (Скачать файл)

Аналогичная картина наблюдается  также в Германии, Канаде, Великобритании, где доля малого бизнеса в производстве составляет 60-70%. Показательным является также участие МБ в экспорте продукции  ведущих стран. По оценке экспертов, доля малых и средних фирм в  промышленном экспорте ряда развитых стран составляет: Германии и Нидерландов - примерно 40%, Италии - 20-25%, США и Японии - 15%. Если же учесть их участие в комплектации готовой продукции, вывозимой за рубеж крупными фирмами, то их доля в стоимости экспорта промышленных товаров приблизится к 60% в Италии, 50% - во Франции, 40% - в Японии. При этом сфера, где малый бизнес приобрел особое значение, - международная торговля технологиями. Например, 50% лицензий, проданных  США, приходится на малые предприятия, инновационные фирмы. Помимо технологий важными статьями экспорта малого бизнеса  является продукция машиностроительной, металлообрабатывающей, химической, электротехнической, текстильной и других отраслей промышленности.

Роль малого бизнеса в России нельзя оценивать традиционным образом, как это делается в стационарной экономике, например, только по количественным показателям; такая оценка будет  поверхностной. Малый бизнес характеризует  малое предпринимательство как  особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен.

Другими словами, малый бизнес - достаточно сложное и неоднородное образование, каждый сегмент которого имеет свои проблемы и нуждается в специфических  моделях взаимодействия с государством. Между тем сегодня государственная  политика в отношении малого бизнеса  строится на основе самых общих и  формальных представлений. С одной  стороны, правительство вроде бы признает, что малый бизнес нужно  развивать и поощрять просто потому, что так принято в развитых странах. С другой - малое предпринимательство воспринимается чиновниками как часть податного сословия, главной обязанностью которого является наполнение бюджета.

Рациональное соотношение между  крупным и малым предпринимательством различно для разных экономических  условий и стран. Оно зависит  от целого ряда факторов. К ним относятся культурно-исторические традиции и менталитет общества (в странах с населением, для которого «дух» предпринимательства воспроизводится семейными традициями, малый бизнес развит сильнее), природно-климатический фактор (в станах с более холодным климатом из-за большей капиталоемкости ведения бизнеса активность малого предпринимательства ниже) и др. Российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса обладает значительной спецификой, обусловленной ходом развития экономический реформ и состоящей в том, что в складывающемся экономической симбиозе предприятий значительная доля нагрузки на первоначальном этапе ложилась на малые предприятия, которые зачастую обеспечивали «выживание» крупных фирм [15, с 205].

 

1.3Перспективы развития малого  бизнеса

 

Многие предприниматели считают, что в современных условиях малый  бизнес развивать достаточно сложно. Мировой финансовый кризис отразился  в той или иной степени на всех сферах экономики, у людей снизились  доходы и, как следствие, уменьшился спрос на товары и предлагаемые услуги. Малым предприятиям приходится прилагать  большие усилия, чтобы "остаться на плаву" и получать доходы от своей  деятельности. Правительство Российской Федерации объявило о том, что  намерено всячески поддерживать малый  бизнес с помощью новых законов, кредитных программ, субсидий и льгот. Но ощущают ли эту поддержку сами предприниматели? Как они намерены строить свой бизнес в непростых  условиях, и какими видят перспективы  малого бизнеса? Согласно высказываниям  экспертов, представители малого предпринимательства  оценивают сложившуюся в экономике  ситуацию пессимистично, но большинство всё же настроены, продолжать своё дело, и считают, что перспективы малого бизнеса весьма оптимистичны. К сожалению, многие предприниматели говорят о том, что не верят в поддержку государства и рассчитывают на собственные силы и ресурсы. На самом же деле, поддержка есть, и она достаточно ощутима. В этом году на софинансирование программ поддержки малого предпринимательства планируется выделить 10,5 млрд. рублей, и регионы уже получили более 7 млрд. рублей из федерального бюджета. Размер федеральной поддержки для большинства регионов составил 70%, а для некоторых регионов - 80%. Финансирование по заявкам регионов (по данным Минэкономразвития РФ) в 2009 году составило 24 млрд. рублей [16, с 22-27].

Программа кредитования малого и среднего бизнеса Внешэкономбанком вызвала  большой интерес у других кредитных  организаций. Сейчас уже 75 банков подали заявки на участие в этой программе, а общий объём заявок составил более 12 млрд. рублей. Банки будут получать средства на кредитование малого бизнеса под 10,5-10,7 %, а предприниматели будут платить за пользование кредитными ресурсами несколько больше (предполагается, что 13-14%). В июле также вступил в силу новый Федеральный Закон, отменяющий использование контрольно-кассовых аппаратов для представителей малого бизнеса, уплачивающих единый налог на вменённый доход, что будет способствовать снижению издержек для предпринимателей. В этом году были подписаны и иные законодательные, и нормативные акты, касающиеся аренды, госзаказов, проверок малого бизнеса, и другие. Все эти действия со стороны государства показывают, что Программа поддержки малого предпринимательства действует, и государство прилагает достаточно сил для того, чтобы оказать максимальную помощь малому бизнесу. Кризис не может продолжаться бесконечно, а признание значения малого предпринимательства в экономике России, поддержка государства (при активном участии самих предпринимателей) помогут многим успешно развивать своё дело, и перспективы малого бизнеса в России, действительно, можно назвать оптимистичными.

Становление, функционирование и развитие малого бизнеса, его структура и  динамика в решающей степени зависят  от целого ряда политических и социально-экономических  условий данной страны.

Из опыта стран с развитой рыночной экономикой известно, как  влияет на положение малого бизнеса  общее состояние и социально-экономический  уровень развития страны. Быстрый  рост в них числа малых предприятий  обусловлен появлением новых технологий, видов оборудования и техники, научных  разработок, качественными переменами в развитии многообразных отраслей инфраструктуры, возрастанием роли сферы  услуг в обществе. Этому же способствовала и индивидуализация потребления, изменившая во многом направленность производства, его привычные и устоявшиеся  приоритеты.

Производственные возможности  малого бизнеса, конкретные направления  его развития состоят из тех рыночных ниш, которые большие фирмы оставили незанятыми, а малые видят возможность  успешной деятельности и получения  прибыли.

Перечислим важнейшие факторы, влияющие на развитие малого бизнеса:

- политическая обстановка в  обществе;

- состояние экономики страны;

- политика государства в области  экономики;

- меры поддержки малого бизнеса;

- правовое обеспечение малого  бизнеса;

- налоговая политика;

- финансово-кредитная политика;

- уровень жизни населения;

- цивилизованность предпринимательства.

Малый бизнес может стать той  важной основой, с помощью которой  буден осуществлен поворот к  позитивным процессам в экономике, к созданию предпринимательской  хозяйственной среды. Однако для  того, чтобы малый бизнес смог выполнить все задачи, для решения которых он предназначен, для того, чтобы он мог в полном объеме реализовать заложенный в нем потенциал и использовать все свои преимущества, необходима его поддержка со стороны государства.

Поддержка малого предпринимательства  осуществляется в нескольких направлениях, направленных на решение основных проблем  малого бизнеса. Первое направление  включает подготовку законодательных  и нормативных правовых актов, устанавливающих  предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения  и бухгалтерского учета; поддержку  отечественных производителей; защиту от посягательств на безопасность функционирования малых предприятий и другое.

Второе направление включает формирование региональных центров поддержки  предпринимательства на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в  сфере безопасности, финансов информации, консалтинга и иные. Предусмотрено  создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии  рынка).

Третье направление включает создание действенных финансово-кредитных  и инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания средств  государственной поддержки, привлечения  инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых  предприятий, прежде всего для самофинансирования. Предусматривается проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых операций, взаимного кредитования, организация  в регионах сети специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтах для поддержки малого предпринимательства.

Если индивидуальные предприятия  в основном развиваются за счет собственных  средств, то для более крупных  предприятий малого бизнеса необходимо финансирование, за счет привлечения внешних источников средств. В этом случае возникают определенные проблемы. На получение полноценного банковского кредита могут рассчитывать далеко не все малые предприятия. Для положительного решения чаще всего требуется успешное ведение бизнеса не менее полугода, а чаще всего 9 месяцев или год. Вложенный собственный капитал, прозрачность бизнеса, поставленный учет, перспективы развития, реальные источники погашения кредита. Если предприниматель может применить эти термины к своему бизнесу, тогда вероятность получения кредита высока [3, с 21-23].Таким образом, кредитуются в основном компании, успешно работающие на рынке, а для начинающих стоит порой непреодолимая проблема - отсутствие начального капитала. Отсюда следует, что одно из основных направлений поддержки малого бизнеса должно проходить в обеспечении предприимчивых людей финансированием в начальный период деятельности, что может быть обеспечено государством за счет принятия программ по поддержке малого бизнеса. Это позволит увеличить количество малых предприятий, что положительно скажется на экономике страны.

В настоящее время наблюдается  положительная тенденция в данном направлении. Банковские требования к "малым" заемщикам постоянно  снижаются. Многие уже не настаивают на открытии счетов и переводе оборотов фирмы в свой банк, не требуют  бизнес-плана и технико-экономического обоснования проекта. Снижаются  также минимальные размеры ссуд и ставки кредитования

Кредитование малого бизнеса предполагает определенный риск и высокие издержки, банки закладывают все это  в процентную ставку. С другой стороны, рост конкуренции неизбежно ведет  к снижению процента.

Большую роль в государственной  поддержке малого бизнеса должны сыграть государственные и муниципальные  фонды. Фонды поддержки малого предпринимательства  могут предоставить льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные  займы, выполнять функции залогодателя, поручителя, гаранта в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка. Малые предприятия сталкиваются с большими трудностями при осуществлении инвестиционного проектирования и проведении оценок инвестиционных рисков. Для этого они должны знать конъюнктуру рынков, ожидаемый уровень инфляции, степень конкуренции, свободные рыночные ниши и тому подобное. Необходимо с целью защиты отраслей пищевой и легкой промышленности выстроить надежную систему правового и информационного обеспечения (включая стандартизацию, экологический мониторинг и др.). Эта система может быть построена на принципах открытости и совместимости с другими государственными системами.

Динамичное развитие малого бизнеса  обусловлено рядом преимуществ, которыми он обладает. Именно наличие  существенных достоинств обеспечивает малым фирмам, находящимся в условиях куда менее привилегированных, имеющим  гораздо меньше средств для проведения жизненно важных стратегических исследований, возможность отвоевать свою долю на рынке.

Каковы же эти достоинства? Прежде всего, следует отметить гибкость и мобильность малого бизнеса, позволяющие ему оперативно реагировать на запросы рынка, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Малое предпринимательство можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченного числа заинтересованных людей.

Созданию такой атмосферы в  малой форме и возможности  эффективного хозяйствования способствует соединение в одном лице собственника и управленца, характерное для  многих малых предприятий.

Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном разграничении  функций между сотрудниками для  малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость.

Существенным преимуществом малой  фирмы является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено  меньшим объемом информации на малых  предприятиях и непосредственным общением руководителя и подчиненных.

Малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при  сравнительно низких управленческих расходах.

Наконец, нужно отметить, что для  организации малого бизнеса, как  правило, не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости  выпускаемой продукции.

Однако наряду с преимуществами малый бизнес имеет и недостатки. Предприниматель работает под страхом  быть разоренным, т.е. велика степень  риска. Многое зависит не столько  от гения руководителя, сколько от воздействия окружающей среды.

Малому бизнесу практически  нет применения в фондоемких, наукоемких отраслях, требующих больших капиталовложений. Сера его деятельности ограничена.

У предприятия нет возможности  покупать сырье со значительными  оптовыми скидками, так как закупки  ограничены масштабом производства. Им также не по средствам организовать собственную службу маркетинга и  дилерскую сеть. По этой же причине  малые предприятия не способны проводить  научные исследования и перспективы  начинания.

Информация о работе Малый бизнес в России