Малый бизнес в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть малое предпринимательство в России и за рубежом.
Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
- раскрыть и охарактеризовать роль и перспективы развития малого бизнеса;
- проанализировать основные тенденции малого предпринимательства в России.
- исследовать Зарубежный опыт развития малого бизнеса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
1 МАЛЫЙ БИЗНЕСС В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ….
1.1Сущность, понятия, функции малого бизнеса в экономике государства…
1.2Роль малого бизнеса в экономике…………………………………………
1.3Перспективы развития малого бизнеса
2АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ…………………………………
2.1Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России………………………………………………….
2.2Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса………………………………………….
2.3Зарубежный опыт развития малого бизнеса……………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА - малый бизнесс в России.docx

— 78.19 Кб (Скачать файл)

В январе - марте 2009 г. по сравнению с январем-мартом 2008 г. малые предприятия обеспечили на 327,6 тыс. меньше постоянных рабочих мест. При этом удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых составил 12,0%, сократившись на 0,3 п.п. по сравнению с показателем за аналогичный период 2008 г.

Сокращение среднесписочной численности  занятых на МП в целом по стране сопровождалось сокращением показателя в ряде федеральных округов. Наибольшее сокращение среднесписочной численности  занятых на МП произошло в Северо-Западном и Южном федеральных округах - на 17,8% и 16,8% соответственно. В то же время в отдельных федеральных  округах был зафиксирован рост показателя. В Дальневосточном ФО среднесписочная численность работников на малых предприятиях выросла на 17,1%, в Уральском ФО - на 11,5%, в Центральном ФО - на 7,7%[13].

В целом, По итогам первого квартала 2009 г. в целом по РФ по всем используемым в мониторинге показателям развития малого предпринимательства отмечается негативная динамика.

Итоги деятельности малых предприятий  в январе-марте 2009 г. относительно января-марта 2008 г. в региональном разрезе можно  рассматривать как негативные. Только в 43 регионах увеличилось количество зарегистрированных МП; увеличение среднесписочной  численности занятых на МП было отмечено в 34 регионах; объемов оборота МП - в 25; инвестиций в основной капитал  на МП - также в 25.

В этих условиях государство в последние  месяцы выделяет определенные финансовые средства на поддержку малого бизнеса, но они, как правило, перечисляются банкам, фондам, ассоциациям и, нередко, просто не доходят непосредственно до предпринимательских структур.

Между тем, например, в странах с  развитой рыночной экономикой превалируют  такие тенденции, как последовательный перенос государственной поддержки  и затрат на нее на региональный и местный уровень, сокращение прямой финансовой помощи и преобладание так  называемых «мягких», косвенных методов  поддержки, включая расширенное  применение налоговых льгот, устранение административных барьеров, обеспечение  консультационными и информационными  услугами и др.

Ряд специалистов, особенно в банковской сфере, считают, что в условиях кризиса  поддерживать необходимо только эффективно работающие малые предприятия. Так, выступая на заседании Совета руководителей  Торгово-промышленных палат Московской области 11 февраля 2009 г., председатель правления ОАО «Москомбанк» Ю. Караваев провозгласил, что общая задача и бизнеса, и власти - поддерживать эффективный бизнес, который платит налоги, создаёт рабочие места, пополняет бюджеты всех уровней. "Эффективный бизнес будет расти, а неэффективный умирать, какую бы государственную поддержку ему ни оказывали",- считает Ю. Караваев[14, с 11-12].

Однако заметим, что в условиях кризиса даже эффективно работающие предприятия могут дать сбой. Зарубежный опыт свидетельствует, что подход, предлагаемый выше иногда возможен, но только в условиях стабильно функционирующей экономики, причем стабильной в течение относительно длительного периода. В современных  же российских условиях ориентация только на эффективно работающие малые предприятия  может окончательно развалить сектор малого бизнеса.

Необходимо признать, что по мере углубления мирового финансового кризиса  нередко возникают дискуссии  о целесообразности оказания финансовой поддержки всей совокупности функционирующих  малых и средних предприятий. Учитывая опыт промышленно развитых государств, подчеркнем, что они  помогают именно всему малому бизнесу  в решении проблемы доступа к источникам финансирования, используя при этом различные подходы (субсидии, займы, кредиты, налоговые льготы и т.п.).

Во многих странах формируются  специальные резервы для инвестирования в основные средства, выделения малому бизнесу субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных займов или дотаций. Причем в ряде стран (Бельгия, Франция и др.) малому бизнесу  в условиях кризиса на особо льготных условиях предоставляется рисковый капитал, в других (Великобритания, Нидерланды и др.) ему выдаются гарантии под займы. Кроме того, во всех промышленно развитых странах обеспечение финансовой поддержки малым и средним предприятиям МСП), в тех случаях, когда она недоступна из других источников, является важнейшей функцией организаций, занятых поддержкой МСП. Очевидно, что игнорировать этот международный опыт поддержки малого предпринимательства, особенно в условиях кризиса, вряд ли целесообразно.

В 2009 году радикально усилена деятельность по предотвращению и пресечению действий чиновников, направленных на коррупционное  вмешательство в дела малого бизнеса. Усилена борьба с этими явлениями  со стороны прокуратуры, Федеральной  антимонопольной службы, Счетной  Палаты.

Будет продолжена работа по устранению законодательно установленных в  прошлые годы излишних административных барьеров. С 1 июля 2009 года вступил в  силу новый Федеральный закон "О  защите прав юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей при  осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которым закреплен принцип уведомительного  начала предпринимательской деятельности для 13 видов бизнеса, подавляющее  число предприятий в которых - это субъекты малого и среднего предпринимательства. В этих же сферах будет легче всего  начать собственное дело тем, кто  останется без работы. Проверки малых  компаний будут осуществляться не чаще, чем 3 раза в год, а внеплановая  проверка - только с санкции прокурора [8, с 11-13].

Вместе с тем, следует отметить, что разрабатываемые планы по поддержке малого бизнеса пока ориентированы  абстрактно на весь данный сектор. При  этом совершенно не учитываются социально-организационные  различия в среде малых предприятий. Например, помощь предприятиям, созданным  представителями социально-уязвимых групп населения (инвалидами, женщинами, молодежью), мелким фирмам, экспортирующим свою продукцию, инновационному бизнесу  в условиях кризиса должна быть более  конкретной, точечно целенаправленной. Таким предприятиям должны предоставляться  специфические налоговые льготы, а, возможно, и льготные кредиты на инвестиции в основные фонды, на модернизацию оборудования, устанавливаться ускоренные амортизационные списания и т.п.

Кроме того, при разработке мер  поддержки необходимо учитывать  специфические российские черты  малого бизнеса, существенно отличающие его от зарубежного. Среди них можно выделить следующие: совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких направлений и видов деятельности в отличие от узкой специализации зарубежных малых предприятий; сочетание значительного инновационного потенциала работников с общим низким уровнем технической вооруженности и оснащенности большинства малых и средних предприятий в отличие от нередко противоположной картины на западных фирмах; наличие высокого общего и профессионального уровня образования и квалификации руководителей малых предприятий в сочетании с отсутствием или недостатком опыта управленческой и коммерческой деятельности в условиях рыночных отношений, и, особенно, в кризисных ситуациях; быстрая приспосабливаемость малых предприятий к сложной экономической обстановке в условиях дезорганизованной системы государственного управления, отсутствия постоянной, полной и достоверной информации о состоянии, динамике и конъюнктуре рынка; почти полное отсутствие кооперации с крупным бизнесом, другими малыми и средними предприятиями и др.

Все эти особенности должны учитываться  при разработке действенных, конкретно-целевых  мер государственной и негосударственной  поддержки сектора малого бизнеса. При этом меры по содействию малым предприятиям, осуществляемые на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, должны не дублироваться, а органично дополнять друг друга.

 

2.3Зарубежный опыт развития малого бизнеса

 

После того как мы подробно рассмотрели  характеристики и особенности малого бизнеса в России большой интерес  для нас будет представлять опыт зарубежных стран. На фоне проблем, связанных  с малым бизнесом в России, нам  есть чему поучиться у западных коллег.

Малый бизнес в Европе составляет основу социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается  свыше 20 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота и  добавленной стоимости. Число занятого населения в малом бизнесе  Европы составляет порядка 70%. Наибольшее количество малых предприятий создано  в торговле, строительстве и пищевой  промышленности. Малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, "вынуждает" крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, эффективность  всей экономики ЕС напрямую зависит  от успешной деятельности малого и  среднего бизнеса. Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой - сбалансирование  интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий  для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности  малого бизнеса. Государственное регулирование  малого бизнеса в Европе осуществляется путём законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного  и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые юридические модели (Европейская акционерная компания, Европейский пул экономических интересов), которые позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных государств. Политика поддержки малого бизнеса в Европе осуществляется через деятельность государств и через специальные программы, которые реализуются под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по поддержке малого бизнеса осуществляется из Структурных фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд. К кризисным условиям малый бизнес в Европе адаптировался наиболее эффективно, имея возможность маневрировать на рынке. Малые предприятия достаточно оперативно стали занимать ниши, неинтересные крупным предприятиям, что в значительной степени помогает европейским странам преодолевать стагнационные явления в экономической сфере.

Сфера малого бизнеса представляет собой уникальный механизм активизации  социально-экономической жизни американского  общества. В малом бизнесе страны занято более 62 млн. человек (50% всех работающих в частном секторе), которые создают  свыше 50% ВВП страны и производят более 30% экспортной продукции. При этом в течение последних 15 лет в секторе малого бизнеса было создано 64% всех новых рабочих мест. Приведённые факты подтверждают высокую значимость малого бизнеса для обеспечения устойчивого развития стран [20]. Ввиду известных особенностей малого бизнеса (ограниченность ресурсов, высокая приспособляемость, ориентированность на местные рынки и мн. др.), потребности малых предприятий постоянно изменяются в зависимости от уровня их развития, вида деятельности, конъюнктуры рынка и складывающейся экономической ситуации. Для обеспечения устойчивого и гармоничного развития малого предпринимательства в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры, государство непрерывно осуществляет всестороннюю поддержку этого сектора экономики. В соответствии с действующим в стране порядком, предусматривающим среднесрочное стратегическое планирование дальнейшего развития и совершенствования деятельности всех государственных ведомств, агентство SBA (Небольшое независимое федеральное агентство правительства США), разработало очередной пятилетний план развития малого предпринимательства в стране на 2008 - 2013 финансовые годы. В этом документе перечислены основные стратегические цели дальнейшего развития малого предпринимательства и важнейшие направления по совершенствованию мер государственной поддержки, обеспечивающих достижение этих целей. Это обусловлено как постоянно расширяющимися масштабами деятельности агентства SBA, так и особой социально-экономической значимостью сектора малого предпринимательства. Например, за последние 5 лет кредитный портфель агентства вырос на 50%, что позволило значительно расширить объём помощи малому бизнесу и более эффективно содействовать его всестороннему развитию. В этой связи, возникла необходимость в значительных организационных и технологических преобразованиях в работе большинства структурных подразделений агентства. Наряду с этим, постоянное совершенствование информационных технологий привело к повышению динамичности экономических процессов, что, в свою очередь, потребовало ускоренной реакции агентства на происходящие изменения, как в рыночных отношениях, так и в сфере малого бизнеса [12, с 58-66].

Рассматриваемый стратегический план развития малого предпринимательства  на 2008-13 гг. отражает стремление агентства  своевременно подготовиться к новым  вызовам, инициируемым процессами глобализации экономики, используя накопленный  опыт и расширившиеся ресурсные  возможности. Стратегические цели этого  плана, во многом унаследовали черты  ранее реализованных планов. Однако на нынешнем этапе, предусматриваются  новые пути и методы достижения поставленных целей, что вызвано как изменениями  в экономике и в рыночной конъюнктуре, так и стремлением к развитию малого бизнеса в депрессивных районах  страны. Рассматриваемый стратегический план развития малого предпринимательства является основополагающим документом, определяющим деятельность агентства SBA и предусматривает реализацию комплекса мероприятий, способствующих достижению следующих важнейших стратегических целей:

1. Увеличение количества малых предприятий в стране и, особенно в депрессивных районах и на слабо развитых рынках;

2. Предоставление своевременной и эффективной финансовой помощи домовладельцам, арендаторам, некоммерческим организациям и малым предприятиям, пострадавшим в результате стихийных бедствий;

3. Улучшение деловой среды  для малых предприятий;

4. Обеспечение высокого  уровня организации управления  в агентстве SBA с целью эффективного  взаимодействия всех подразделений  с партнёрскими организациями  для улучшения работы с клиентами  и для оптимизации бизнес-процессов  на основе повышения профессионального  уровня сотрудников агентств, улучшения  исполнительской дисциплины и  контроля достигнутых результатов.  В своих планах работы на  период до 2013 г., агентство SBA основывается  на анализе результатов деятельности  всех структурных подразделений  по реализации ныне действующих программ поддержки предпринимательства. Особое внимание будет уделяться расширению доступа малых предприятий и многочисленных партнёрских организаций ко всем программам агентства при одновременном повышении эффективности управления процедурными и технологическими операциями при оказании комплексных услуг. Важное место в деятельности агентства SBA на предстоящий период займут вопросы оздоровления слаборазвитых рынков и депрессивных районов за счет всемерного улучшения доступа местных малых предпринимателей к финансовым ресурсам и необходимым услугам. Наряду с этим, планируется продолжение работ по смягчению избыточных норм правового регулирования предпринимательской деятельности, препятствующих дальнейшему развитию малого бизнеса и росту количества новых предприятий Важнейшим условием дальнейшего процветания малого бизнеса и увеличения занятости в этом секторе экономики является сокращение издержек государственного регулирования, помощь пострадавшим во время стихийных бедствий, рациональное расходование средств налогоплательщиков и расширение возможностей бизнеса внутри страны и за рубежом. На основе стратегического плана развития малого предпринимательства и совершенствования деятельности агентства SBA, строится дерево целей с указанием долговременных задач и тактических целей, а также с установлением конкретных параметров их выполнения для каждого структурного подразделения и для всех реализуемых мероприятий. Исходя из этого, определяются методы и пути их достижения, а также необходимые ресурсные потребности для их выполнения по каждой стратегической цели. Так, например, в бюджете SBA на 2008 финансовый год на обеспечение выполнения стратегического плана развития малого предпринимательства было выделено в общей сложности $703,2 млрд.

Информация о работе Малый бизнес в России