Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:31, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть малое предпринимательство в России и за рубежом.
Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
- раскрыть и охарактеризовать роль и перспективы развития малого бизнеса;
- проанализировать основные тенденции малого предпринимательства в России.
- исследовать Зарубежный опыт развития малого бизнеса.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
1 МАЛЫЙ БИЗНЕСС В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ….
1.1Сущность, понятия, функции малого бизнеса в экономике государства…
1.2Роль малого бизнеса в экономике…………………………………………
1.3Перспективы развития малого бизнеса
2АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ…………………………………
2.1Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России………………………………………………….
2.2Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса………………………………………….
2.3Зарубежный опыт развития малого бизнеса……………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………
В январе - марте 2009 г. по сравнению с январем-мартом 2008 г. малые предприятия обеспечили на 327,6 тыс. меньше постоянных рабочих мест. При этом удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых составил 12,0%, сократившись на 0,3 п.п. по сравнению с показателем за аналогичный период 2008 г.
Сокращение среднесписочной
В целом, По итогам первого квартала
2009 г. в целом по РФ по всем используемым
в мониторинге показателям
Итоги деятельности малых предприятий в январе-марте 2009 г. относительно января-марта 2008 г. в региональном разрезе можно рассматривать как негативные. Только в 43 регионах увеличилось количество зарегистрированных МП; увеличение среднесписочной численности занятых на МП было отмечено в 34 регионах; объемов оборота МП - в 25; инвестиций в основной капитал на МП - также в 25.
В этих условиях государство в последние месяцы выделяет определенные финансовые средства на поддержку малого бизнеса, но они, как правило, перечисляются банкам, фондам, ассоциациям и, нередко, просто не доходят непосредственно до предпринимательских структур.
Между тем, например, в странах с
развитой рыночной экономикой превалируют
такие тенденции, как последовательный
перенос государственной
Ряд специалистов, особенно в банковской сфере, считают, что в условиях кризиса поддерживать необходимо только эффективно работающие малые предприятия. Так, выступая на заседании Совета руководителей Торгово-промышленных палат Московской области 11 февраля 2009 г., председатель правления ОАО «Москомбанк» Ю. Караваев провозгласил, что общая задача и бизнеса, и власти - поддерживать эффективный бизнес, который платит налоги, создаёт рабочие места, пополняет бюджеты всех уровней. "Эффективный бизнес будет расти, а неэффективный умирать, какую бы государственную поддержку ему ни оказывали",- считает Ю. Караваев[14, с 11-12].
Однако заметим, что в условиях
кризиса даже эффективно работающие
предприятия могут дать сбой. Зарубежный
опыт свидетельствует, что подход, предлагаемый
выше иногда возможен, но только в условиях
стабильно функционирующей
Необходимо признать, что по мере углубления мирового финансового кризиса нередко возникают дискуссии о целесообразности оказания финансовой поддержки всей совокупности функционирующих малых и средних предприятий. Учитывая опыт промышленно развитых государств, подчеркнем, что они помогают именно всему малому бизнесу в решении проблемы доступа к источникам финансирования, используя при этом различные подходы (субсидии, займы, кредиты, налоговые льготы и т.п.).
Во многих странах формируются
специальные резервы для
В 2009 году радикально усилена деятельность по предотвращению и пресечению действий чиновников, направленных на коррупционное вмешательство в дела малого бизнеса. Усилена борьба с этими явлениями со стороны прокуратуры, Федеральной антимонопольной службы, Счетной Палаты.
Будет продолжена работа по устранению
законодательно установленных в
прошлые годы излишних административных
барьеров. С 1 июля 2009 года вступил в
силу новый Федеральный закон "О
защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля",
которым закреплен принцип
Вместе с тем, следует отметить,
что разрабатываемые планы по
поддержке малого бизнеса пока ориентированы
абстрактно на весь данный сектор. При
этом совершенно не учитываются социально-
Кроме того, при разработке мер поддержки необходимо учитывать специфические российские черты малого бизнеса, существенно отличающие его от зарубежного. Среди них можно выделить следующие: совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких направлений и видов деятельности в отличие от узкой специализации зарубежных малых предприятий; сочетание значительного инновационного потенциала работников с общим низким уровнем технической вооруженности и оснащенности большинства малых и средних предприятий в отличие от нередко противоположной картины на западных фирмах; наличие высокого общего и профессионального уровня образования и квалификации руководителей малых предприятий в сочетании с отсутствием или недостатком опыта управленческой и коммерческой деятельности в условиях рыночных отношений, и, особенно, в кризисных ситуациях; быстрая приспосабливаемость малых предприятий к сложной экономической обстановке в условиях дезорганизованной системы государственного управления, отсутствия постоянной, полной и достоверной информации о состоянии, динамике и конъюнктуре рынка; почти полное отсутствие кооперации с крупным бизнесом, другими малыми и средними предприятиями и др.
Все эти особенности должны учитываться
при разработке действенных, конкретно-целевых
мер государственной и
2.3Зарубежный опыт развития малого бизнеса
После того как мы подробно рассмотрели характеристики и особенности малого бизнеса в России большой интерес для нас будет представлять опыт зарубежных стран. На фоне проблем, связанных с малым бизнесом в России, нам есть чему поучиться у западных коллег.
Малый бизнес в Европе составляет
основу социально-экономического развития
ЕС. В Евросоюзе насчитывается
свыше 20 миллионов предприятий малого
и среднего бизнеса, которые дают
более половины общего оборота и
добавленной стоимости. Число занятого
населения в малом бизнесе
Европы составляет порядка 70%. Наибольшее
количество малых предприятий создано
в торговле, строительстве и пищевой
промышленности. Малый бизнес в Европе
стимулирует развитие конкуренции,
"вынуждает" крупные компании
внедрять новые технологии и улучшать
эффективность производства, эффективность
всей экономики ЕС напрямую зависит
от успешной деятельности малого и
среднего бизнеса. Поэтому, в рамках
Евросоюза осуществляется политика
поддержки малого предпринимательства,
главная цель которой - сбалансирование
интересов государства и
Сфера малого бизнеса представляет
собой уникальный механизм активизации
социально-экономической жизни
Рассматриваемый стратегический план развития малого предпринимательства на 2008-13 гг. отражает стремление агентства своевременно подготовиться к новым вызовам, инициируемым процессами глобализации экономики, используя накопленный опыт и расширившиеся ресурсные возможности. Стратегические цели этого плана, во многом унаследовали черты ранее реализованных планов. Однако на нынешнем этапе, предусматриваются новые пути и методы достижения поставленных целей, что вызвано как изменениями в экономике и в рыночной конъюнктуре, так и стремлением к развитию малого бизнеса в депрессивных районах страны. Рассматриваемый стратегический план развития малого предпринимательства является основополагающим документом, определяющим деятельность агентства SBA и предусматривает реализацию комплекса мероприятий, способствующих достижению следующих важнейших стратегических целей:
1. Увеличение количества малых предприятий в стране и, особенно в депрессивных районах и на слабо развитых рынках;
2. Предоставление своевременной и эффективной финансовой помощи домовладельцам, арендаторам, некоммерческим организациям и малым предприятиям, пострадавшим в результате стихийных бедствий;
3. Улучшение деловой среды для малых предприятий;
4. Обеспечение высокого
уровня организации управления
в агентстве SBA с целью эффективного
взаимодействия всех