Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 09:07, курсовая работа
В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Настоящая работа посвящена теме « Малый бизнес в экономике современной России: проблемы и противоречия развития». Ввиду того, что развитие малого бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, данная тема является наиболее актуальной в современной жизни страны.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ВИД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА 5
1.2. ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СТРАНЕ 7
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 10
2.2 ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 18
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 31
Разразившийся в 2012 г. финансовый и банковский кризис ослабил и без того скромные возможности федерального бюджета по финансированию федеральных программ поддержки малых предприятий. Еще одна существенная причина состоит в том, что соответствующие государственные органы по старинке пытаются решить сложную задачу сугубо бюрократическими способами, при отсутствии четко сформулированных целей и принципов государственной политики в области малого предпринимательства [1].
Эти ошибки, а также хроническое бюджетное недофинансирование вынуждало Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства искать альтернативные источники наполнения тощего бюджета — например, за счет размещения части полученных от государства средств в "надежные" и ликвидные государственные бумаги.
В 2012-2013 гг. наметилось некоторое оживление государственной политики в области малого бизнеса. Так, принята Правительством и одобрена Госдумой Федеральная программа. Ее целью провозглашено создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий, а задачами являются нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства, развитие погресивных финансовых технологий — включая лизинг, гарантийно-залоговые схемы, франчайзинговые цепочки и т. п. — и международное сотрудничество, в том числе расширение внешнеэкономической деятельности малой экономики, привлечение иностранных инвестиций в российский малый бизнес [1].
Разработчики программы исходили из того, что до конца 2013 г. в рамках различных мероприятий Программы поддержку в той или иной форме получат до 200—250 тыс. малых предприятий (т.е. примерно 20—25 %от общего числа), причем количество рабочих мест в малом бизнесе возрастет на 1 млн. чел. А вклад малого предпринимательства в ВВП страны по итогам реализации программы составит... все те же 12 %, что и во второй половине 1990-х годов. Иными словами, планка ожидаемых достижений существенно снижена — по-видимому, в результате некоторого отрезвления чиновников в оценке эффективности "благотворного" влияния государства на малое предпринимательство: стоит напомнить, что в рамках предыдущей программы, судьба которой оказалась весьма незавидной, предполагалось в результате активности государства увеличить численность работников малых предприятий в 1,5 раза, а вклад малого бизнеса в ВВП довести до 15—17 %. Сегодня о столь значительных достижениях — при том, что согласно всем официальным прогнозам правительственных и околоправительственных структур в среднесрочной перспективе Россию ожидает только рост — никто не помышляет. И это симптоматично: вероятно, на малый бизнес как на локомотив экономики в государственных сферах никто не рассчитывает. Об этом говорят, например, цифры о масштабах государственной поддержки малых предприятий: в Минэкономики сообщили, что в 2013 году на поддержку малого и среднего бизнеса государство потратит лишь 11 млрд. руб.— по сравнению с 18,5 млрд. руб. в 2012 году [1].
Сложившаяся инфраструктура поддержки малого предпринимательства в условиях недофинансирования программ претерпевает существенные изменения. Усиливаются "крайние проявления": коммерциализация превращает систему государственной поддержки из инфраструктуры в разновидность предпринимательства.
В третьей части очерчены основные направления поддержки государственной политики в вопросах развития малого предпринимательства и стратегические направления. В последнее время государство повернулось лицом к малому бизнесу, и произошли некоторые сдвиги. Но по нашему мнению необходимо, наконец, сформулировать и долгосрочную концепцию государственной поддержки малого предпринимательства, провести "инвентаризацию" ее методов. В качестве ближайших задач здесь стоят: разработка механизмов привлечения частных кредитов в регионах под гарантии специально создаваемых гарантийных фондов (агентств), создание центров финансового лизинга, а также отработка механизма упрощенного налогообложения и обложения по вмененному доходу. Все это должно способствовать облегчению доступа потенциальных предпринимателей к заемному капиталу для открытия и расширения бизнеса, облегчить управление и учет на вновь создаваемых предприятиях.
В данной работе сделана попытка охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.
В первой части рассмотрена теория вопроса. Как показывает мировая и отечественная практика, основным показателем, на основе которого предприятия относятся к субъектам малого бизнеса, является в первую очередь средняя численность работников, занятых на данный момент на предприятии.
Во второй главе был проведен анализ современных процессов развития малого предпринимательства в РФ. Согласно этим материалам можно сделать следующее заключение, малый бизнес в России растет и развивается. Все это сложилось в результате применения остаточного принципа, применяемого к поддержке малых предприятий и отсутствия внятной государственной политики.
В третьей части очерчены основные направления поддержки государственной политики в вопросах развития малого предпринимательства и стратегические направления.
Далее, необходимо дать простор самоорганизации малого предпринимательства в области кредитования и страхования, осуществления других финансовых услуг, которые оно не может получить по тем или иным причинам ни от государства, ни от существующих ныне институтов финансового рынка. Общества взаимного кредитования и страхования, возникающие на местах и в ряде регионов, имеют достаточный положительный опыт. Они могли бы подставить свое "кредитное плечо" микрофирмам, начинающим предпринимателям. Для этого Думе нужно лишь укрепить правовую базу их существования, приняв, наконец, соответствующие законы.
Хотелось бы заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер, но и как долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.
Приложение 1
Ключевые факторы развития малого бизнеса
Рисунок П1 – Ключевые факторы развития малого бизнеса в России
Приложение 2
Оценка уровня развития малого предпринимательства
Таблица П1
Оценка уровня развития малого предпринимательства в Российской Федерации в 2012 г.
Показатель |
1 квартал 2012 |
2 квартал 2012 |
В % к 1 кварталу 2012 |
3 квартал 2012 |
В % к 2 кварталу 2012 |
4 квартал 2012 |
В % к 3 кварталу 2012 |
Число предприятий, тыс. ед. |
287,0 |
286,2 |
99,7% |
281,7 |
98,4% |
282,7 |
100,4% |
Численность работников списочного состава, (без внешних совместителей) тыс. человек |
6069,3 |
6220,9 |
102,5% |
6262,6 |
100,7% |
6217,1 |
99,3% |
Оборот, млн. рублей |
2072852,2 |
2550146,7 |
118,6% |
2751906,9 |
106,1% |
2718577,6 |
96,4% |
Инвестиции в основной капитал, млн. рублей |
47895,8 |
72959,01 |
146,9% |
91500,2 |
123,3% |
105031,9 |
112,1% |
Приложение 3
Оценка зарегистрированных малых предприятий
Таблица П2
Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации на 1 января 2013 г. [1]
Федеральные округа |
Количество зарегистрированных МП в расчете на 100 тыс. чел. населения |
Количество зарегистрированных МП в расчете на 100 тыс. чел. населения, в % от среднего по РФ |
РФ |
199,1 |
100 |
Центральный |
221,0 |
111,0 |
Северо-Западный |
232,6 |
116,8 |
Южный |
174,7 |
87,8 |
Приволжский |
194,4 |
97,7 |
Уральский |
91,5 |
46,0 |
Сибирский |
232,2 |
116,6 |
Дальневосточный |
214,3 |
107,6 |
Информация о работе Малый бизнес в экономике России: проблемы и противоречия развития