Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 07:36, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть малое предпринимательство в Красноярском крае.
Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
раскрыть и охарактеризовать роль и перспективы развития малого бизнеса;
проанализировать основные тенденции малого предпринимательства в Красноярском крае.
исследовать основные проблемы малого бизнеса в Красноярском крае.
Введение ..……………………………………………………………………………3
I Глава Малый бизнес в современной рыночной экономике …………………….5
1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.…...5
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства ………………..10
1.3 Роль малого бизнеса в экономике …………………………………………….12
II Глава Малый бизнес и его развитие в Красноярском крае …………………...15
2.1 Значение малого бизнеса на современном этапе …………………………….15
2.2 Современные формы предпринимательской деятельности в Красноярском крае ………………………………………………………………………………….20
2.3 Основные проблемы малого бизнеса в Красноярском крае ………………...24
Заключение …………………………………………………………………………26
Список использованной литературы ………………………………
Третий критерий – выручка от реализации товаров, работ, услуг и (или) балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год. Выручка определяется в порядке, установленном НК РФ - без учета НДС. Балансовая стоимость активов определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.
Предельные значения этих величин будет определять Правительство РФ раз в пять лет на основе данных сплошных статистических наблюдений за субъектами малого и среднего предпринимательства.
Органы статистики вправе будут проводить выборочное наблюдение путем ежемесячных или ежеквартальных исследований (для микропредприятий - раз в год).
Категория предприятия изменяется, только если в течение двух календарных лет подряд численность сотрудников и выручка оказывается выше или ниже установленных законом предельных значений10.
Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей:
В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.
Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между предпринимателем и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.
Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.
Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.
Пятая – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.
Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.
Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).
Для изучения малого бизнеса также необходимо выделить его существенные функции, к которым относятся:
Экономическая функция предпринимательства заключается в том, что она обеспечивает непрерывное институциональное изменение и развитие всей экономической системы общества, постоянно обновляет инновациями среду, открывает дорогу разнообразным преобразованиям. Экономическая функция предпринимательства способствует повышению эффективности производства, качества продукции и услуг, внедрению достижений научно-технического прогресса и др.
Социальная функция предпринимательства заключается в том, что она смягчает стихийное воздействие рынка путем решения вопросов социального обеспечения людей. Эта функция способствует росту культурного и образовательного уровня населения, защищает его малообеспеченные слои от инфляции и др.
Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться и далее экологическая функция предпринимательства, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой.
Предпринимательство всегда развивается в определенной исторической и социальной среде, включено в систему национальных ценностей и традиций. Крупные радикальные перемены в обществе возможны, если оно ставит перед собой масштабную цель, способную объединить и возвысить нацию, общество. Нам нужна высоко эффективная экономика, способная дать людям высокое качество жизни.
Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике любых стран, даже развитых, так как ему свойствены определенные преимущества.
Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование свих потребностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Эти положением установлена экономическая и социальная роль малого предпринимательства.
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.
Так, в докладе Международного
бюро труда отмечается, что малые
и средние предприятия
Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда более высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предприятия лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большому числу наемных работников. Малые предприятия способствуют занятости большего количества работников по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных кадров и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по их числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
В то же время субъектами
малого предпринимательства
Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.
В регулярно проводимых опросах в среде малых бизнесменов США главными причинами неудач их деятельности чаще всего называют:
Другими причинами банкротств малых фирм являются: запущенность бизнеса; плохое здоровье или вредные привычки; катастрофы, пожары, воровство, мошенничество и др.
Шансы малой фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины – владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят рамки здравого смысла.
На неудачах малого бизнеса сказывается
невысокая квалификация предпринимателей.
Предприниматели, уже накопившие опыт
ведения дел в маленьких
Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса. Некоторые западные специалисты склонны рассматривать малое предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон испытания методов и принципов предпринимательства будущего.
Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия – это побочная сфера экономики. Малый бизнес ограниченно включается в хозяйственную структуру, конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком.
Роль малого бизнеса в рыночной экономики велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
Малый бизнес не противостоит крупным и средним компаниям, а тесно взаимодействует с ними, участвует в ускорении инновационного процесса и в структурной перестройке народного хозяйства. Развитие малого бизнеса способствует возрождению народных промыслов; «отсеву» нерентабельных и убыточных предприятий; рациональному использованию небольших местных источников сырья и отходов крупных производств; формированию конкурентной среды на рынках факторов производств.
Роль малого бизнеса в России нельзя оценивать традиционным образом, как это делается в стационарной экономике, например, только по количественным показателям; такая оценка будет поверхностной. Малый бизнес характеризует малое предпринимательство как особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен.
Другими словами, малый бизнес - достаточно сложное и неоднородное образование, каждый сегмент которого имеет свои проблемы и нуждается в специфических моделях взаимодействия с государством. Между тем сегодня государственная политика в отношении малого бизнеса строится на основе самых общих и формальных представлений. С одной стороны, правительство вроде бы признает, что малый бизнес нужно развивать и поощрять просто потому, что так принято в развитых странах. С другой - малое предпринимательство воспринимается чиновниками как часть податного сословия, главной обязанностью которого является наполнение бюджета.
Рациональное соотношение
между крупным и малым
Эффективно функционирующий малый бизнес может дать экономике:
Информация о работе Малый бизнес и его развитие в Красноярском крае