Малый бизнес и его развитие в Красноярском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 07:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть малое предпринимательство в Красноярском крае.
Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
раскрыть и охарактеризовать роль и перспективы развития малого бизнеса;
проанализировать основные тенденции малого предпринимательства в Красноярском крае.
исследовать основные проблемы малого бизнеса в Красноярском крае.

Содержание

Введение ..……………………………………………………………………………3
I Глава Малый бизнес в современной рыночной экономике …………………….5
1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.…...5
1.2 Преимущества и недостатки малого предпринимательства ………………..10
1.3 Роль малого бизнеса в экономике …………………………………………….12
II Глава Малый бизнес и его развитие в Красноярском крае …………………...15
2.1 Значение малого бизнеса на современном этапе …………………………….15
2.2 Современные формы предпринимательской деятельности в Красноярском крае ………………………………………………………………………………….20
2.3 Основные проблемы малого бизнеса в Красноярском крае ………………...24
Заключение …………………………………………………………………………26
Список использованной литературы ………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Малый бизнес в Кр.К.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. То есть малый бизнес создает такие экономические условия, без которых немыслима высокая эффективность рынка. Наконец, создание этого сектора экономики — позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих МП. Очевидно, что любая страна нуждается в развитом малом предпринимательстве, поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Для страны таких масштабов как Россия малый бизнес не может стать основой экономики, в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Но, тем не менее, в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике становление и развитие малого бизнеса является одной из основных проблем экономической политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II Глава. Малый бизнес и его развитие в Красноярском крае

 

2.1 Значение малого бизнеса на современном этапе

 

Малый бизнес в Красноярском крае постепенно, медленно и непросто, но развивается, набирает опыт и завоевывает  свое место в структуре экономики  и является органической ее частью.

Ведущей проблемой современного этапа  формирования структур в экономике Красноярского края является разгосударствление и приватизация имущества государственных монополий. Решается она главным образом через создание мелких, малых, средних предприятий, каждое из которых будет либо ассоциированным, либо единоличным хозяином средств производства и, естественно, производимой им продукции.

В настоящее время в экономике  Красноярского края одновременно функционируют  крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде

Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических  особенностей, от действия эффекта  масштабности. Есть отрасли, связанные  с высокой капиталоемкостью и  значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются  большие размеры предприятий, а, напротив, именно малые их размеры оказываются предпочтительнее.

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств — крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, — складывающаяся под влиянием многих факторов.

С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные  фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

С другой стороны, в последнее время  выявился рост мелкого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.

Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством; близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

В свою очередь развитие мелкого  и среднего производства создает  благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Большое значение имеет способность  малых предприятий расширять  сферу приложения труда, создавать  новые возможности не только для  трудоустройства, но прежде всего для  предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.

Малые предприятия пользуются поддержкой во всех развитых странах. Этот факт подтверждает, что малое предпринимательство  как новая форма организации  общественно необходимого труда отвечает социально-экономическим интересам России. Эта деятельность в равной степени полезна как для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина в отдельности, и поэтому заслуженно получила государственное признание и поддержку. Малые предприятия включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство. Малое предпринимательство является таким источником развития, от которого страна не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.

Виды государственной  поддержки субъектов малого предпринимательства. Нормативные акты:

  • Федеральный закон № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995
  • Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007
  • Постановление правительства РФ № 556 от 22.07.2008 «О пре дельных значениях выручки от реализации товаров [работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»
  • Правила проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства
  • Городская целевая программа «Поддержка и развитие малого предпринимательства в городе Красноярске» на 2008 - 2009 годы.

Впервые попытка обозначить размер предприятий и отнести  их к какой-либо категории была манифестирована  Федеральным законом № 88-ФЗ «Я государственной  поддержке малого предпринимательства  в РФ» от 14.06.1995. Субъектами малого предпринимательства признавались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, Объектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или «скольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, также не более 25%. Средняя численность работников за отчетный период должна была находиться в рамках следующих показателей: в промышленности, строительстве и транспортной сфере - 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек, в розничной 51,8% в Красноярском крае составляют микропредприятия торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек, в оптовой торговле и в других отраслях экономики - 50 человек.

Закон, принятый прошлым летом, предлагает провести границу между малым и микробизнесом. Соответственно, ключевые показатели изменились таким образом: средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 15 человек для микропредприятий, 100 человек - для малых предприятий. Вне зависимости от сферы деятельности. Постановлением правительства РФ № 556 от 22.07.2008 определен еще один критерий - объем выручки от реализации товаров, услуг и т. д. (без учета НДС). Так, к микропредприятиям относятся компании с годовым оборотом до 60 млн. руб., а к малым - до 400 млн. руб. Средний бизнес располагается в границах до 1 млрд. руб. Постановление вступит в силу со дня его официального опубликования.

В Красноярском крае по состоянию  на 1 января 2008 года насчитывалось 50,1 тыс. организаций, в том числе 7,6 тыс. - малых предприятий (15,2%) и 26 тыс. - микропредприятий (51,8%).

Наиболее многочисленной категорией субъектов малого и среднего бизнеса являются индивидуальные предприниматели (ИП), осуществляющие деятельность без образования юридического лица. На 1000 жителей края приходится 24 ИП, в Красноярске это соотношение - 28. По данным Красноярскстата, большинство лиц, занятых индивидуальным трудом в 2007 году, находились в возрасте высокой трудовой активности - от 25 до 55 лет, но вместе с этим в крае есть индивидуальные предпри¬ниматели и более солидного возраста - от 60 до 72 лет. Мужчин и женщин-предпринимателей примерно поровну - 52,8% и 47,2% соответственно.

Свыше 70% ИП имеют профессиональное образование (более 40% -высшее и неполное высшее, более 30% - среднее и начальное профессиональное), каждый пятый - общее среднее образование.

Каждый второй предприниматель  является работодателем. В среднем  по краю на одного работодателя, по данным 2007 года, приходилось около 4 наемных работников. В различных сферах деятельности эта цифра неодинакова. Например, в общественном питании каждый пятый предприниматель работает самостоятельно или привлекает к работе членов семьи, в розничной торговле - каждый третий. Численность работающих у 65% индивидуальных предпринимателей в общественном питании составила от 1 до 6 человек (в розничной торговле - у 87%).

Среди индивидуальных предпринимателей наиболее распространенным видом деятельности является розничная торговля - 53% субъектов заняты продажей населению потребительских товаров. В остальных сферах деятельности участие малого бизнеса намного скромнее: 5,8% - обрабатывающие производства, 5,6% - предоставление персональных услуг, 1,8% - строительство и т. д.

Программой социально-экономического развития Красноярского края до 2010 года определены приоритетные сферы деятельности малого предпринимательства:

  • выпуск продукций, товаров и услуг,
  • переработка древесины и не древесных продуктов леса,
  • производство и переработка сельскохозяйственной продукции,
  • оказание социально-бытовых услуг населению,
  • строительство объектов жилищного назначения,
  • инновационная деятельность,
  • жилищно-коммунальное хозяйство и экология.

По различным оценкам, доля малого бизнеса в ВВП страны составляет от 12 до 17%, в то время как в европейских странах этот показатель в разы больше - от 50 до 60%12.

В рамках этой же программы  обозначены мероприятия, направленные на интенсивный рост сектора малого предпринимательства. Основными механизмами  их реализации должны стать упорядочение деятельности контролирующих, надзорных и правоохранительных органов при осуществлении проверок, упрощение процедуры лицензирования, налоговое стимулирование развития малого предпринимательства, развитие кредитования малого бизнеса, создание и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, а также достойное информационное обеспечение малого бизнеса.

Первым шагом к созданию комфортной информационной среды для  малого предпринимательства стало  снижение информационной нагрузки на этот сектор экономики.

Согласно Постановлению  правительства РФ от 16.02.2008 № 79 утверждены «Правила проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов  малого и среднего предпринимательства». Новые правила предусматривают изменение системы наблюдений: пересматривается периодичность представления статотчетности, уменьшается число показателей в формах, вводятся специализированные формы, характеризующие специфику производственной деятельности.

В результате введения этого документа 16% организаций края переведены с ежемесячной на квартальную отчетность, 51% - с ежеквартальной на ежегодную отчетность (по выборке).

Результатом комплексных  мер, по мнению экспертов, должно стать  увеличение вклада малых предприятий  в ВРП более чем в 2 раза к 2010 году. О том, как в действительности изменится структура малого бизнеса, позволит судить масштабное исследование, проведение которого правительство России планирует после 2010

В соответствии с федеральным  законом поддержка малого и среднего бизнеса оказывается в следующих формах:

1. Финансовая поддержка (ст. 17) - может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих

инфраструктуру поддержки  субъектов малого и среднего предпринимательства.

2. Имущественная поддержка (ст. 18) - осуществляется в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях.

Указанное имущество  должно использоваться по целевому назначению. Статьей 18 установлен также ряд ограничений  и запретов, связанных с оказанием имущественной поддержки.

3. Информационная поддержка (ст. 19) - осуществляется в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Информация о работе Малый бизнес и его развитие в Красноярском крае