Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 17:10, курсовая работа
Малое предприятие - это основное звено рынка, оно самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Малый бизнес - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент конкурентного механизма. В сфере малого предпринимательства сосредоточены квалифицированные кадры и решаются вопросы наиболее рационального использования ресурсов. Более того, малые предприятия создают основную часть рабочих мест, обеспечивая население работой. В свою очередь налоги, выплачиваемые ими, составляют наряду с подоходными, большую часть государственного и региональных бюджетов, а также участвуют в реализации многих социальных программ.
Введение……………………….……………………………………………………..3
1Малый бизнес, понятие и сущность………………..……………………………..5
Понятие и формы организации малого бизнеса…………………….....5
Функции малого бизнеса, его роль в экономике……………………...10
Преимущества и недостатки малого бизнеса…………………………13
2 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России………………...16
2.1 Проблемы развития малого бизнеса в России. Существование малого бизнеса в условиях мирового кризиса…………………………………………….16
2.2 Роль государства в развитии малого бизнеса. Государственная политика развития малых предприятий в России………………………………..22
2.3 Перспективы развития малого бизнеса в России………….................34
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………
Своеобразной организационно-правовой формой предприятий малого бизнеса являются производственные кооперативы. Производственным кооперативом, или артелью, признается добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии.
В производственном кооперативе объединяются имущественные паевые взносы его членов. Сферой деятельности такого кооператива помимо производства могут быть переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг.
Учредительным документом производственного кооператива является устав, утверждаемый общим собранием его членов. Важная особенность производственного кооператива состоит в том, что он не вправе выпускать акции, а также в том, что каждый его член имеет один голос при принятии решений общим собранием.
В особом ряду среди организационно-правовых форм предприятий малого бизнеса стоят государственные и муниципальные унитарные предприятия. Под унитарным предприятием понимается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия неделимо и не может быть распределено по долям между работниками предприятия или другими лицами.
В форме унитарных могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Их имущество находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, называется федеральным казенным предприятием.[19]
Благодаря многообразию форм, предприятия малого бизнеса способны функционировать практически в любой сфере производства, а также в сфере предоставления услуг.
1.2 Функции малого бизнеса, его роль в экономике
Малый бизнес - важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Роль и место малого предпринимательства в национальной экономике лучше всего проявляются в присущих ему функциях.
Во-первых, малое предпринимательство формирует конкурентную среду. Известно, что в условиях свободной рыночной экономики конкуренция отражает отношения соревнования между хозяйственными элементами, когда их самостоятельная деятельность эффективно ограничивает возможности каждого из них повлиять на общие условия обращения товаров на данном рынке, а также стимулирует производство тех товаров, в которых нуждается потребитель. Деятельность участников в рыночных отношениях приобретает динамический характер, она связана с экономической ответственностью и риском предпринимателя, превращает его в своеобразный социальный двигатель экономического развития. Малое предпринимательство помогает утверждению конкурентных отношений, поскольку оно является антимонопольным по своей природе, что проявляется в различных аспектах его функционирования. С одной стороны, малый бизнес, вследствие численности элементов, его составляющих, и их высокого динамизма значительно меньшей степени поддается монополизации, чем крупные предприятия. С другой стороны, в условиях узкой специализации и использования новейшей техники он выступает, как действенный конкурент подрывает монопольные позиции крупных корпораций. Именно эта черта малого бизнеса сыграла существенную роль в ослаблении, а иногда и в преодолении развитыми странами присущей крупному капиталу тенденции к монополизации и задержки технического прогресса.
Во-вторых, малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Эта его черта приобрела в современных условиях особое значение вследствие быстрой индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, ускорения научно-технического прогресса (НТП), роста номенклатуры промышленных товаров и услуг.
В-третьих, огромным является вклад малого предпринимательства в осуществление прорыва по ряду важных направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики, информатики. Способствуя ускорению реализации новейших технических и коммерческих идей, выпуска наукоемкой продукции, малый бизнес, тем самым, выступает проводником НТП.
В-четвертых, малое предпринимательство вносит весомый вклад в решение проблемы занятости. Эта функция проявляется в способности малого предпринимательства создавать новые рабочие места и поглощать избыточную рабочую силу во время циклических спадов и структурных сдвигов в экономике. Количество занятых в сфере малого предпринимательства по России отображено в таблице (Приложение 1).
В-пятых, важная функция малого предпринимательства заключается в смягчении социальной напряженности и демократизации рыночных отношений, поскольку именно оно является фундаментальной основой формирования среднего класса. Итак, оно выполняет функцию ослабления присущей рыночной экономике тенденции к социальной дифференциации и расширения социальной базы реформ, осуществляемых на данном этапе.[12]
Таким образом, можно сделать вывод, что функции малого бизнеса заключаются не только в том, что он является одним из решающих факторов экономического развития страны, но и в том, что он оказывает содействие в поддержании социально-политической стабильности общества.
Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия – это побочная сфера экономики. Малый бизнес ограниченно включается в хозяйственную структуру, конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком.
Помимо того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением.
Роль малого бизнеса в рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
Малый бизнес не противостоит крупным и средним компаниям, а тесно взаимодействует с ними, участвует в ускорении инновационного процесса и в структурной перестройке народного хозяйства. Развитие малого бизнеса способствует возрождению народных промыслов; «отсеву» нерентабельных и убыточных предприятий; рациональному использованию небольших местных источников сырья и отходов крупных производств; формированию конкурентной среды на рынках факторов производств.
Малое предпринимательство – необходимый элемент рыночной экономики, позволяющий решать важные социально-экономические задачи. Это подтверждается опытом развитых стран, где малый бизнес занимает прочные позиции в развитии национальных хозяйств.
Роль малого бизнеса в России нельзя оценивать традиционным образом, как это делается в стационарной экономике, например, только по количественным показателям; такая оценка будет поверхностной. Малый бизнес характеризует малое предпринимательство как особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен.[15]
Из всего вышесказанного следует, что без наличия малого предпринимательства сложно представить не только экономическое развитие страны, но и развитие страны в целом. Малый бизнес - одна из наиболее многочисленных составляющих экономики и рынка. Из данной сферы идет довольно крупный поток налоговых поступлений в бюджет страны, а так же, основное производство товаров и услуг лежит в руках малого бизнеса, что, в случае его активного развития и поддержки со стороны государства, приводит к росту основного экономического показателя-ВВП, который в свою очередь является показателем экономического благополучия страны.
Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют как преимущества, так и недостатки. Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества:
1.Более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
2.большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;
3.гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;
4.относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление;
5.большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;
6.более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков;
7.относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.
Хотя малые фирмы и имеют значительные преимущества по сравнению с крупными, у них есть также серьезные недостатки. Причины этих недостатков разные.
Неодинаковый доступ к ресурсам. Малые фирмы не всегда конкурируют с крупными, находясь с ними в неравных условиях. Прежде всего, это касается рынка капиталов. Банки и другие источники ссуд воспринимают малый бизнес как более рискованный, чем большой. Малые предприятия также не пользуются скидкой, которая предоставляется оптовым поставщикам.
Отсутствие эффекта масштаба. Считается, что бизнес добивается экономии, обусловленной масштабом производства, если средние издержки на единицу продукции снижаются, а уровень выхода продукции растет.
Отсутствие внутренней специализации. Специализация может быть преимуществом малой фирмы, которая начинает свою деятельность на малых рыночных сегментах, которые игнорируются крупными фирмами. Однако малые фирмы многое теряют от того, что у них нет внутренней специализации.
Государственное регулирование. Бремя государственного регулирования предприятий разных размеров за последние годы ощутимо выросло. Исследования показали, что для малых фирм это бремя особо тяжкое. Регулировка часто сопровождается введением постоянных затрат, которые почти одинаковы для фирм всех размеров (соблюдение техники безопасности, санитарного контроля и др.). Эти расходы часто связаны с составлением отчетов, установлением безопасного оборудования или подготовкой к проверке. Крупные предприятия могут распределять эти расходы на значительно большее количество единиц продукции, чем малые. Крупные фирмы могут также нанять юристов и бухгалтеров, чтобы они беспокоились об этих вещах. А владелец малого предприятия должен выполнять эту работу после того, как закрывается его мастерская, и делать все, как настоящий специалист.[3]
Ни один недостаток и ни одно преимущество малого бизнеса не проявляются в полной мере. Для каждой сферы производства характерны свои, сугубо индивидуальные черты. В зависимости от этих особенностей можно сделать вывод об эффективности ведения малого бизнеса в той или иной сфере.
2 Проблемы и перспективы
2.1 Проблемы развития малого бизнеса в России. Существование малого бизнеса в условиях мирового кризиса
Развитие малого бизнеса в России характеризуется крайней противоречивостью и подошло к такому рубежу, когда объективно необходимо решить задачи, связанные с переводом его в качественно новое состояние путем поиска «точек роста». Одной из причин медленного развития малого бизнеса является проводимая государством политика в этой сфере, которая носит в основном декларативный характер, а практика ее реализации представляет собой отдельные, не связанные в единую систему меры.
Сложившаяся экономическая ситуация пока негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе, в первую очередь, предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.
Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.
Высокие налоги, всевозрастающая плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала – все это затрудняет положение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание. [16]
Также серьезным сдерживающим фактором является низкий платежеспособный спрос населения, которое является основным потребителем продукции услуг малого бизнеса. Как отмечают специалисты, главная черта современной пирамиды в России – формирование и хроническое воспроизводство масштабной бедности, которая на протяжении десятилетия охватывает более 30% населения страны. Среди них более 10% в обозримой перспективе не имеют шансов изменить свое материальное и общественное положение.[7]
Но главная причина сокращения числа малых предприятий – низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной структуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы. [16]
Существует и ряд других проблем, которые неблагоприятно влияют на развитие малого предпринимательства, такие, например, как: несовершенство нормативно-правовой базы; трудности при решении финансово-кредитных вопросов; проблемы, связанные с получением деловой информации и т.д.
Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике