Малый бизнес и его роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Малое предприятие - это основное звено рынка, оно самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Малый бизнес - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент конкурентного механизма. В сфере малого предпринимательства сосредоточены квалифицированные кадры и решаются вопросы наиболее рационального использования ресурсов. Более того, малые предприятия создают основную часть рабочих мест, обеспечивая население работой. В свою очередь налоги, выплачиваемые ими, составляют наряду с подоходными, большую часть государственного и региональных бюджетов, а также участвуют в реализации многих социальных программ.

Содержание

Введение……………………….……………………………………………………..3
1Малый бизнес, понятие и сущность………………..……………………………..5
Понятие и формы организации малого бизнеса…………………….....5
Функции малого бизнеса, его роль в экономике……………………...10
Преимущества и недостатки малого бизнеса…………………………13
2 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России………………...16
2.1 Проблемы развития малого бизнеса в России. Существование малого бизнеса в условиях мирового кризиса…………………………………………….16
2.2 Роль государства в развитии малого бизнеса. Государственная политика развития малых предприятий в России………………………………..22
2.3 Перспективы развития малого бизнеса в России………….................34
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 182.16 Кб (Скачать файл)

Основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:

  1. Заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;
  2. Доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;
  3. Равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах;
  4. Оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  5. Открытость процедур оказания поддержки.

В настоящее время Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» регулирует связи, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Им определены также порядок формирования инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки. Итак, согласно ст. 7 Закона № 209-ФЗ государство предусматривает множество мер для нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства:

- специальные  налоговые режимы, упрощенные правила  ведения налогового учета, упрощенные  формы налоговых деклараций по  отдельным налогам и сборам  для малых предприятий;

- упрощенная  система ведения бухгалтерской  отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды  деятельности;

- упрощенный  порядок составления субъектами  малого и среднего предпринимательства  статистической отчетности;

- льготный порядок  расчетов за приватизированное  субъектами малого и среднего  предпринимательства государственное  и муниципальное имущество;

- особенности  участия субъектов малого предпринимательства  в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения  заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг  для государственных и муниципальных  нужд;

- меры по  обеспечению прав и законных  интересов субъектов малого и  среднего предпринимательства при  осуществлении государственного  контроля (надзора);

- меры по  обеспечению финансовой поддержки  субъектов малого и среднего  предпринимательства;

- меры по  развитию инфраструктуры поддержки  субъектов малого и среднего  предпринимательства;

- иные, направленные  на обеспечение реализации целей  и принципов Федерального закона меры [2].

Меры поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренные Законом, в частности, включают:

- размещение  в открытом доступе информации  о федеральных и региональных  программах поддержки предпринимательства, об организациях, образующих инфраструктуру  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства;

- создание организаций, оказывающих консультационную поддержку  субъектам малого предпринимательства;

- поддержку  в области подготовки и переподготовки  кадров;

- поддержку  в области инновационной деятельности  и промышленного производства;

- поддержку  в области внешнеэкономической  деятельности;

- поддержку  в области ремесленной деятельности;

- поддержку  организаций, осуществляющих сельскохозяйственную  деятельность.

Статьи 9, 10, 21–25 Закона № 209-ФЗ содержат детальный перечень мер информационной, консультационной и иных видов поддержки малого и среднего предпринимательства:

1. Финансовая  поддержка (ст. 17) — может осуществляться  в соответствии с законодательством  Российской Федерации за счет  средств бюджетов субъектов Российской  Федерации, средств местных бюджетов  путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных  и муниципальных гарантий по  обязательствам субъектов малого  и среднего предпринимательства  и организаций, образующих инфраструктуру  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства.

Финансовая поддержка малого предпринимательства может осуществляться по двум основным направлениям.

Первое из них предполагает направление бюджетных средств непосредственно в сферу малого бизнеса, т.е. связано с оказанием субъектам малого предпринимательства прямой финансовой помощи в виде гарантий по кредитам коммерческих банков; полной или частичной компенсации финансовым структурам недополученной прибыли при кредитовании малых предприятий по пониженной процентной ставке, а также совместного финансирования за счет бюджета и финансово-кредитных организаций. Такая финансовая помощь может быть как безвозвратной, не оговоренной какими-либо предварительными условиями, так и предполагающей использование средств строго по назначению при условии их возврата или компенсации. В любом случае перед муниципалитетом стоит важнейшая задача обеспечения необходимого уровня бюджетных ассигнований и их эффективного использования. Необходимо предусмотреть специальные бюджетные ассигнования на цели поддержки и развития малого бизнеса в размере фиксированной доли расходов местных бюджетов.

Второе направление представляет собой форму косвенной финансовой поддержки малого бизнеса, нацеленной на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и накопления капитала в этом секторе экономики. Соответствующие меры могут включать общегосударственные и региональные режимы льготного налогообложения малых предприятий, внедрения упрощенных систем налогообложения; установление норм ускоренной амортизации основных фондов малых предприятий; распространение в сфере малого предпринимательства системы лизинга и т.д. Данное направление наиболее присуще государственной и региональной поддержке малого бизнеса [5].

2. Оказание имущественной помощи субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства [6].

3. Информационная  поддержка (ст. 19) — осуществляется  в виде создания федеральных, региональных и муниципальных  информационных систем и информационно-телекоммуникационных  сетей и обеспечения их функционирования  в целях поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих субъекты малого и среднего предпринимательства сведениями:

- о реализации  федеральных и муниципальных  программ развития малого бизнеса;

- о количестве  субъектов предпринимательства  и их классификации по видам  деятельности;

- об обороте  товаров (работ, услуг) небольших предприятий  и предпринимателей;

- о финансово-экономическом  состоянии субъектов малого и  среднего предпринимательства;

- в области  маркетинга и развития бизнеса [2].

4. Консультационная  поддержка (ст. 20) — осуществляется  в виде:

- создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки  субъектов малого и среднего  предпринимательства и оказывающих  консультационные услуги субъектам  малого и среднего предпринимательства, и обеспечения деятельности таких  организаций;

- компенсации  затрат, произведенных и документально  подтвержденных субъектами малого  и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг [2].

Поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров оказывают органы государственной власти и местного самоуправления. Она осуществляется путем разработки образовательных программ на основе государственных образовательных стандартов и создания условий для повышения профессиональных знаний специалистов, относящихся к социально незащищенным группам населения, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций в области малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, в Законе № 209-ФЗ отдельно определены особенности оказания поддержки по определенным направлениям деятельности:

- поддержка  в области инноваций и промышленного  производства (ст. 22) — может осуществляться  в виде создания организаций, оказывающих поддержку субъектам  малого и среднего предпринимательства, в том числе технопарков, центров  коммерциализации технологий, технико-внедренческих  и научно-производственных зон, и  обеспечения деятельности таких  организаций, содействия патентованию  изобретений, полезных моделей, промышленных  образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации  иных результатов интеллектуальной  деятельности, созданных субъектами  малого и среднего предпринимательства, создания условий для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства, создания акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов;

- поддержка  в области ремесленной деятельности (ст. 23). Органы государственной власти  субъектов Российской Федерации  вправе разрабатывать и утверждать  перечни видов ремесленной деятельности. Поддержка может осуществляться  в виде создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки  субъектов малого и среднего  предпринимательства в области  ремесленной деятельности, в том  числе палат ремесел, центров  ремесел, и обеспечения их деятельности;

- поддержка  субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую  деятельность (ст. 24) — может осуществляться  в виде сотрудничества с международными  организациями и иностранными  государствами в области развития  малого и среднего предпринимательства, содействия в продвижении на  рынки иностранных государств  российских товаров (работ, услуг), результатов  интеллектуальной деятельности, а  также создания благоприятных  условий для российских участников  внешнеэкономической деятельности, создания организаций, образующих  инфраструктуру поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства  и оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, и обеспечения деятельности таких организаций, реализации иных мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность [14];

- поддержка  субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную  деятельность (ст. 25).

Закон № 209-ФЗ предусматривает создание инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства — системы коммерческих и некоммерческих организаций, которые осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных и иных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, и иные организации [2].

Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются в программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Закон предусматривает оказание финансовой помощи субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства.

Для каждой из категорий субъектов малого бизнеса федеральными, муниципальными и местными программами могут быть предусмотрены свои меры поддержки, например гранты на развитие бизнеса, получение на льготных условиях производственных помещений. Кроме того, малые и микропредприятия могут в упрощенном порядке вести бухгалтерский учет. Также они избавлены от необходимости представлять большинство форм статистической отчетности.

Стимулирование развития малого бизнеса в России на государственном уровне осуществляется по нескольким направлениям: создается институциональная среда, реализуются специальные государственные программы, и особое внимание уделяется кредитованию малого бизнеса государственными банками.

Важную роль в стимулировании малого бизнеса призваны сыграть и меры налогового порядка. Имеется в виду, прежде всего, что система его налогообложения должна быть щадящей — не тормозящей его развитие. Очевидно, что нынешняя система налогообложения такому критерию не отвечает. Вместе с тем снижение налогового бремени и упрощение налоговой отчетности для малого бизнеса должны сопрягаться с увеличением доли налогов, уплачиваемых субъектами малого бизнеса, в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Очевидно, что решение таких противоречивых задач возможно только при максимально возможном вовлечении предпринимателей в легальный бизнес, увеличении их численности и численности работников на предприятиях малого бизнеса, росте объемов производства и товарооборота в них [11].

Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике