Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – сегмент предприятий МСБ в России и зарубежных странах.
Предмет исследования – развитие самих предприятий в рамках программы содействия развитию малого и среднего бизнеса и его государственного регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
2
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
5
1.1 Основные понятия категории МСБ
5
1.2 Организационно-правовые нормы предприятия МСБ в России
9
1.3 Теоретическое обоснование концепции МСБ
12
2. СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
14
2.1 Основные показатели статистики по предприятиям МСБ России
14
2.2 Проблемы становления МСБ с России
18
2.3 Государственная поддержка МСБ в России
22
3.ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МСБ ЗА РУБЕЖОМ
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

МСБ в РФ.doc

— 519.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

2

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

5

1.1 Основные понятия категории  МСБ

5

1.2 Организационно-правовые нормы  предприятия МСБ в России

9

1.3 Теоретическое обоснование концепции  МСБ

12

2. СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

14

2.1 Основные показатели статистики  по предприятиям МСБ России

14

2.2 Проблемы становления МСБ с  России

18

2.3 Государственная поддержка МСБ  в России

22

3.ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МСБ  ЗА РУБЕЖОМ

30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

36

ПРИЛОЖЕНИЯ

37


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В структуре экономики любого современного государства предприятия различаются по масштабу производства. Соответственно, они делятся на малые, средние и крупные. Факторов, влияющих на их размеры – великое множество, но, главенствующие из них – законодательная основа их деятельности на территории государства, специфика отраслей, их технологические особенности, специфика спроса и предложения на их продукцию, «градус» приспособленности к особенностям местных рынков и т.д.

В данном ракурсе рост активности предприятий малого и среднего бизнеса (здесь и далее МСБ), произошедший за последние 20-25 лет, говорит только о необходимости наличия и развития самих предприятий.  В рыночной экономике ведущих стран мира они – «пехота», составляющая наибольшую часть мирового экономического «войска».

В сравнении с крупным бизнесом развитие предприятий малого и среднего бизнеса имеет свои преимущества. «Малыши» - мобильны. Им предоставлен широкий рыночный выбор, они могут подстраиваться под изменчивые запросы потребителей, выступают в роли субподрядчиков для более крупных фирм, эффективнее используют местные ресурсы, быстрее насыщают местные рынки товарами и услугами, являясь при этом одновременно их производителями и потребителями.

С другой  стороны, их проще регистрировать, используя при этом небольшой первоначальный капитал, также они выступают в роли источника новых рабочих мест для тех слоев населения, которые по разным причинам не могут работать на крупных производствах, например: учащиеся, пенсионеры, инвалиды, совместители, работающие не полный рабочий день и т.д.

По разным российским и зарубежным источникам в большинстве высокоразвитых стран мира львиную долю предприятий (от 48 до 80%) составляют предприятия МСБ. Они производят более половины выпускаемых товаров и услуг. Несмотря на очередной экономический кризис, здесь не наблюдается такого количества сокращений как в сфере крупного бизнеса, и количество рабочих мест, предоставляемых данными предприятиями, колеблется на отметке 50-75%. Это очень неплохой результат. И при правильном государственном регулировании – хорошая альтернатива теневому бизнесу.

По последним доступным статистическим данным доля предприятий МСБ в ВВП России находится на отметке 20%, что является малой величиной по сравнению со странами Евросоюза, США, Китаем, где данный показатель превышает порог в 50% [2]. По состоянию на конец 2010 года, в данной сфере была занята только ¼ работающих россиян [5, с.21].

Итак, на фоне вышесказанного, целью данной работы является:

    • определение понятия категории предприятий МСБ с точки зрения действующего законодательства и экономического функционала, анализ основных критериев отнесения предприятия к сегменту МСБ;
    • определение места и роли предприятий МСБ в экономике государства, перспектив их (предприятий) развития;
    • оценка практического опыта государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России и за рубежом;
    • рекомендации для государственной поддержки предприятий МСБ на основании зарубежного опыта.

Объект исследования – сегмент предприятий МСБ в России и зарубежных странах.

Предмет исследования – развитие самих предприятий в рамках программы содействия развитию малого и среднего бизнеса  и  его государственного регулирования.

В рамках моей работы будут использованы все доступные мне источники информации в рамках и границах действующего законодательства РФ, максимально приближенных к настоящему времени.

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ  И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО  И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

.

1.1 Основные понятия категории  МСБ

 

Для того, чтобы достичь цели данной работы, требуется определение  ее объекта, то есть понятия МСБ как такового.

Свой первый учебник по экономике я прочитала в 1995 году. С тех пор изменилось многое, но одна фраза осталась в неизменном виде, а именно: «понятие малого и среднего бизнеса в России находится в стадии систематизации» или «понятие малого и среднего бизнеса в России как экономического сегмента не определено». Тем не менее -  это очень важный экономико-стратегический ресурс, обеспечивающий устойчивое экономическое развитие и материальное благосостояние как страны в целом, так и ее населения, хотя бы потому, что предприятия МСБ являются отдельными экономическими единицами и наряду с крупными предприятиями также участвуют в формировании ВНП и выполняют свои  экономико-социальные функции.

«Большой экономический словарь» под редакцией А. Азрилияна дает следующее определение: «Малый бизнес – это принятое обозначение совокупности мелких и средних частных предприятий, не входящих ни в одно монополистическое объединение и выполняющих подчиненную по отношению к монополиям роль в экономике».[1]

Средний же бизнес граничит с малым и крупным. Обычно, под средним понимают предприятие, управление которым ведет менеджер или управляющий директор, контролируемый собственниками (акционерами). В большинстве своем это – прибыльные и финансово устойчивые предприятия, с хорошо отлаженной рабочей  структурой. В их распоряжении находятся: высококвалифицированный персонал, налаженная система производства, сбыта и финансирования. Также, в отличие от малых, в руководстве средних предприятий одну из главенствующих ролей играет стратегия развития  самого предприятия. И, в отличие от малых предприятий, гораздо более значимую роль в жизни средних предприятий занимают конкурентоспособность, инвестиционное внимание и взаимодействие с крупными предприятиями.

В законодательстве РФ термин «малое и среднее предпринимательство» принят официально.

В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является деятельность:

  • осуществляемая лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке;
  • направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг;
  • осуществляемая самостоятельно, на свой риск. [12].

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»  к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся: внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

  • доля внешнего участия в капитале юридических лиц (перечень и границы долевого участия см. Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ) не должна превышать 25%;
  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий;

в) среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек;

  • постановлением Правительства Российской Федерации от 09.02.2013 №101 были установлены предельные размеры выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость:
  • для микропредприятий – 60 млн. руб., для малых предприятий – 400 млн. руб., для средних предприятий – 1000 млн. руб. [12].

Для сравнения в США к субъектам малого предпринимательства относятся предприятия с численностью от 4 до 499 работников с внутренней градацией (5-9, 10-19, 20-99, 10-499) [14], зависящей также от сферы, в которой заняты сотрудники данного предприятия. Хотя и здесь нет полной конкретики. Администрация малого бизнеса в США (SBA) для причисления предприятия к сфере малого предпринимательства в соответствии с «Table of Small Business Size Standards Matched to North American Industry Classification System Codes effective January 7, 2013» использует не только среднесписочную численность сотрудников, но и предельный объем реализуемой продукции за год в денежном выражении [14].

На основе норм Европейского Союза градация предприятий выглядит следующим образом [11, c.11]:

Размер предприятия

Количество занятых

человек

Оборот

(мил. евро)

Годовой баланс

(мил. евро)

микро

< 10

2

2

малые

< 50

10

10

средние

< 250

50

43


 

И, хотя правительства стран ЕС опираются на данные предложенные нормы, все равно в каждой стране существуют свои особенности, характеризующие предприятия МСБ.

Численный состав малых предприятий в странах «Большой семерки» с учетом особенности внутреннего законодательства выглядит примерно следующим образом [3, с.16]:

И дает более-менее точное представление о предмете исследования, как таковом.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Организационно-правовые  нормы предприятия МСБ в России

 

В соответствии с законодательством РФ организационно-правовые нормы предприятий МСБ следующие: индивидуальные (семейные) частные предприятия, акционерные общества, товарищества, государственные (муниципальные) предприятия.

Также законодательно устанавливаются право предприятий МСБ как хозяйствующих субъектов на самостоятельность ведения своей хозяйственной деятельности, распоряжение собственными фондами, прибылью, после уплаты обязательных налогов и взносов, выпускаемым продуктом и т. д.

Также определяется наличие основного документа (устава) предприятия, в котором в соответствии с действующим законодательством, описываются все возможные характеристики и правила существования предприятия. Например, его организационно-правовая норма, доли и участие учредителей, состав и полномочия его управляющего органа, местонахождение предприятия, предмет, цели деятельности, порядок образования фондов предприятия, распоряжения ими,  органы управления, контроля, условия реорганизации либо прекращения деятельности и т. д.

Те предприятия, которые осуществляют не один вид деятельности, в соответствии с действующим законодательством, относятся к предприятиям МСБ по тому виду деятельности, который занимает максимальный объем в совокупной реализации конечного продукта всего предприятия.

Из-за многообразия социальных, политических и экономических факторов можно вывести несколько путей образования малых предприятий.

  • Создание новых предприятий МСБ. Самый простой, на первый взгляд, вариант. Но, к сожалению, из-за не очень благоприятной политико-экономической ситуации в стране, не охотно реализуемый. Одна из основных причин – поиск заинтересованным лицом первоначального капитала, высокий предпринимательский риск. Инвестиционный климат в России, увы, не дает высокой заинтересованности инвесторов во вклады в МСБ.
  • Предприятие МСБ как результат приватизации государственной собственности. Активно практикуется и в нашу пору, являясь основным путем. Что неудивительно, ведь большинство финансово устойчивых предприятий в свое время были созданы в рамках государственной собственности и перешли в частные руки благодаря закону о предпринимательстве.
  • Вычленение предприятий МСБ из крупных предприятий путем дробления при процессе демонополизации и разукрупнения. Следующий путь отличается от предыдущего только скоростью вышеуказанных процессов в разных секторах экономики.

Информация о работе Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России